Напоминание

Использование ИКТ при обучении школьников


Автор: Нуйкина Мария Чарыяргулыевна
Должность: учитель информатики и ИКТ
Учебное заведение: МОУ "СОШ №16"
Населённый пункт: г. Энгельса
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ при обучении школьников
Раздел: полное образование





Назад




Выступление на районном семинаре учителей

математики и информатики по теме "Создание

личностно ориентированных ситуаций на уроках"

Приложение 1

Сегодня образование должно рассматриваться как процесс и результат целостного

становления личности: физического, интеллектуального, духовного. Процесс обучения

должен стать лишь одним из составляющих, одним из средств образования человека.

Усваиваемые знания и способы деятельности не должны являться самоцелью, а должны

стать средством для реализации потребности человека “быть личностью” (А.В.Петровский).

Таким образом, главное стратегическое направление образования видится в

решении проблемы личностно ориентированного образования, такого образования, в

котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность

учения – познавательская деятельность, – была бы ведущей в системе “учитель – ученик”.

Будущее процветание мира неизбежно связано с творческим мышлением, умением мыслить

и находить нестандартные решения ситуаций. Это необходимо, чтобы выжить, добиться

успеха и преодолеть жесткую конкуренцию. Поэтому образовательная деятельность должна

быть построена как система неких учебных ситуаций, заданий, направленных на

реализацию определенных видов деятельности, таких как готовности осваивать новые

технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные

задачи.

Современная школа должна формировать у учащихся не только целостную систему

специальных предметных умений, но и универсальных знаний, а также опыт

самостоятельной деятельности, определяющий современное качество образования.

Именно поэтому приобретает все большее значение ориентация на развитие учащихся

путем создания определенных ситуаций для формирования умений самостоятельно учиться

и добывать необходимую информацию и знания, т.е. на умение учиться самому. Школа не

может дать знаний на многие годы, так как они стремительно обновляются и пополняются.

Необходимо привить учащимся потребность в постоянном пополнении полученных ранее

знаний. А умение учить себя поможет выпускникам школы в реализации своих планов, в

повышении квалификации, в плавном вхождении во взрослую жизнь.

Ключевой стала следующая задача – включение специально организованной деятельности

учащихся в образовательный процесс на основе использования личностно ориентированных

заданий и ситуаций; путем создания их на уроках помочь ученикам раскрыть себя,

реализовать свой творческий потенциал. И это дает возможность решения проблемы,

потому что при создании личностно ориентированных ситуаций на уроках применяется

способ побуждения детей к объяснению новых явлений (предвидение последствий,

объяснение неизвестного, построение гипотез и т.д.). Знания учащиеся получают в ходе

собственного исследования. Ведь научиться думать можно, лишь размышляя

самостоятельно.

Система личностно ориентированных ситуаций это школа мышления, где каждый может

развивать свои способности и качества, вести самостоятельный поиск необходимой

информации и эффективно применять ее в новых учебных ситуациях через личное

отношение, через высказывание, через диалог.

Роль учителя в этом случае ограничивается функциями “дразнящего собеседника”, заранее

знающего ответ и провоцирующего учащихся на движение их мысли по заданной

траектории. При таком подходе можно имитировать диалог, делая упор на методические

приемы, которые обеспечивают обратную связь с классом. Для создания личностно

ориентированных ситуаций используются побуждающие и фокусирующие вопросы,

соответствующие различным типам мыслительной деятельности.

Не мыслям надобно учить, а мыслить.

И. Кант

Общим моментом всех реакций учителя на высказывания детей становится

доброжелательное принятие ответов, несмотря на возможные ошибки. Исправлять ошибки

ребенка можно, корректно поправив и выяснив, что он имел в виду.

На этапе интерпретации данных для создания личностно ориентированных ситуаций

приемлемыми являются вопросы, направленные на припоминание уже известных данных.

Учитель побуждает детей к высказываниям. Все ответы детей принимаются в том виде, в

каком они были высказаны, а учитель не должен спешить перевести их в ту форму, которая

считается более приемлемой. На данном этапе уместны и фокусирующие, и

интерпретирующие вопросы (Как связаны скорость, время и расстояние? Как изменится

цена товара при увеличении его себестоимости?) Для обоснования ответов ученикам

задаются следующие вопросы: можно ли привести пример, подтверждающий твой ответ?

Как ты можешь это доказать?

При подведении итогов целесообразно использовать вопросы обобщающего характера,

например: какие выводы можно из этого сделать? Если обобщение детей оказывается

чрезмерно широким или общим, применяются вопросы “сужающего” типа.

При создании личностно ориентированных ситуаций на уроках применяется способ

побуждения детей к объяснению новых явлений (предвидение последствий, объяснение

неизвестного, построение гипотез и т.п.) с использованием общих правил и принципов.

Активизации мыслительной деятельности учащихся способствуют вопросы, побуждающие

их задуматься о причинно – следственных связях и соотношениях. А при проверке

выдвинутых предложений, гипотез, выводов, школьники либо приводят примеры, либо

указывают условия, при которых можно произвести такую проверку.

Внешне выраженные мыслительные действия, внутренние мыслительные операции и

вопросы, способствующие созданию личностно ориентированной ситуации, представлены в

таблице. (Приложение 2)

Исходя из выше изложенного, мы делаем следующие выводы: применение личностно

ориентированных ситуаций на уроках способствует развитию творческого потенциала

школьника, создает ситуацию самоутверждения каждого учащегося, помогает ему раскрыть

себя и реализоваться как личности, превращает учение в подлинно творческий процесс.

Что же должно объединять учителя и ученика на уроке и во внеурочное время в личностно

ориентированной ситуации? Естественно, реальное сотрудничество, партнерство, а не

диктат со стороны педагога. При этом не следует забывать, что руководящая роль должна

принадлежать учителю: именно он является носителем тех социальных образцов, которые

могут быть усвоены учащимися. Без помощи учителя учащиеся не смогут вскрыть ни

сущность усваиваемых понятий, ни содержание эффективных методов работы с ними. Еще

Л.С. Выготский подчеркивал, что высшие психические функции происходят из высших

коллективных форм деятельности, отвечают какой-то его потребности, направлены на

предмет, способный ее удовлетворить.

Наши учителя обращаясь к детям, часто предлагают им послушать, посмотреть, запомнить,

быть внимательными. Ведь еще И.М. Сеченов писал: чтобы увидеть, надо уметь смотреть,

чтобы услышать, надо уметь слушать.

Овладев названными выше умениями, ученик будет сохранять желание учиться. Умение

учиться включает в себя действия трех видов: общие, специфические и психологические.

Эти действия сначала входят в деятельность учения как предмет усвоения, т.е. ученик

должен их усвоить. После усвоения, когда они уже войдут в состав познавательной

деятельности учащегося, эти действия могут быть использованы как средство усвоения

новых действий и автоматически войдут в состав умения учиться.

Тема “Создание личностно ориентированных ситуаций” особенно глубоко изучена

руководителем методического объединения учителей математики, физики и информатики

Тихомировой Наталией Николаевной. Наталия Николаевна разработала и провела ряд

открытых уроков с применением этой технологии. Ею создан проект по данной теме,

выступала с мастер-классом “Создание личностно ориентированных ситуаций на уроках

физики” на районном семинаре для заместителей директоров школ, на районном конкурсе

“Учитель года-2010”, на педагогическом фестивале “Талант – 2010”.

В процессе реализации личностно-ориентированного подхода на уроке физики в 8 классе по

теме “Электрический ток” Наталия Николаевна в пасмурный день зашла в класс и

выключила свет. Сразу последовали реплики: Включите! Ничего не видно. Темно. …

Учитель обращается с вопросом: Что я сделала? Ответы детей. Прекратили подачу

электрического тока. А что такое электрический ток? Вот так начался урок.

На уроке по теме “Электризация тел” учитель начинает урок с легенды о Фалесе

Милетском. (Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских

мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего

шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что

они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще

сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено.

Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в

веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета

подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и

убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы,

подобно тому, как магнит притягивает железо). Тем самым было создано яркое пятно,

которое и создало лично ориентированную ситуацию.

В обучении Винникова В.И. часто использует свободную беседу, стимулирующую учащихся

высказаться, не боясь ошибиться по поводу изучаемого материала. Дети не просто слушают

рассказ, а постоянно сотрудничают с учителем в диалоге, высказывают свои мысли,

делятся своим содержанием, обсуждают. Она часто обращается к классу с вопросами: – Что

вы знаете об этом? – Где наблюдали? – Где в жизни это можно использовать? И

нацеливают ребят на то, что в ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов,

просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем

отрабатывать с позиции предмета.

При изучении темы “Теплота” Валентина Ивановна начинает урок так. Сегодня у нас

необычный урок и тема необычная. Мы ежедневно бываем на кухне и пьем чай. Но порой и

не задумываемся над тем, что делаем сами, почему делаем так, а не иначе. Так вот сегодня

мы должны будем объяснить многие наши действия на кухне с точки зрения физики.

Работать будем в группах, соревнуясь между собой. Мы должны будем объяснить все наши

действия, когда ставим кипятить чай.

Вопрос 1 группе: Налили полный чайник воды и поставили на огонь. Что может произойти?

Вопрос 2 группе: Для чего мы накрываем чайник крышкой? Какой чайник быстрее закипит

с открытой или с закрытой крышкой?

Вопрос 3 группе: Почему перед кипением чайник шумит?

В результате этого обсуждения рождается и закрепляется научное знание.

На уроках математике особое внимание уделяется развитию мышления и речи учащихся.

Предлагаются такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего,

составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения.

(Например, когда ученик решает задачу у доски, он обязан проговорить каждый свой шаг и

доказать его правильность и рациональность).

В начале урока по теме “Длина окружности” Обрященко Л.А. ставит проблему. Предлагает

найти расстояние, которое нужно проехать велосипедисту по окружности радиусом 3 м.

Девятиклассники вместе с учителей делают вывод о том, что нужно найти длину

окружности. Далее формулируется тема урока…

При изучении темы “Уравнения” в 5 классе у детей вызывают затруднения правила

нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Учащиеся этого класса

для нахождения слагаемого использовали понятия и вычитаемого и разности. Проведение

ролевой игры помогло мне справиться с этой проблемой. К доске вызываются 5 человек,

каждый получает табличку и, держа табличку впереди себя, встают так, чтобы получилось

уравнение: х+слагаемое=сумма. Затем даётся задание: перестроиться так, чтобы

выполнялось правило нахождения слагаемого, т.е. х=сумма – слагаемое. (знак действия

можно менять, набор нужных карточек лежит на столе). Ролевая игра стала ярким пятном

урока, т.е. тема стала личностно значимой.

Технология личностно-ориентированного обучения на уроках информатике предполагает

специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических

рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным

развитием ученика в ходе овладения знаниями. При разработке дидактического материала

(системы учебных заданий) важно учитывать не только объективную сложность

предметного содержания заданий, но и различные приемы их выполнения. В содержание

заданий должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться

непосредственно (в виде правил, предписаний, алгоритмов действий) или путем

организации самостоятельного поиска (выполни разными способами, найди рациональный,

сравни и оцени два подхода и т.п.).

Обучение с личностно-ориентированным подходом:

обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его

индивидуальных особенностей;

предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы

и субъективный опыт, возможность реализовать себя учебной деятельности;

личностно-ориентированное обучение учитывает не только уровень достигнутых

знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта;

предполагает образованность как совокупность знаний, умений, навыков и

индивидуальных способностей ученика

Работа над проблемой “Создание личностно ориентированных ситуаций на уроках

математики, физики и информатики” дает свои положительные результаты: за 3 года

обучения повышается или остается на том же уровне качество знаний и уровень

обученности по предметам.

Мониторинг обученности и качества знаний учащихся по математике

Класс

ы

2008–2009 гг.

2009– 2010 гг.

2010– 2011 гг.

%

обуч.

%

кач.

%

обуч.

%

кач.

%

обуч.

%

кач.

5

100

60

100

63

100

48

6

100

34

100

54

100

46

7

100

43

100

54

100

55

8

100

50

100

28

100

45

9

100

30

100

30

100

30

Итого

100

42

100

45

100

45

Мониторинг обученности и качества знаний учащихся по физике

Класс

ы

2008–2009 гг.

2009–2010 гг.

2010–2011 гг.

%

обуч.

%

кач.

%

обуч.

%

кач.

%

обуч.

%

кач.

7

100

61

100

53

100

67

8

100

61

100

44

100

58

9

100

61

100

39

100

46

Итого

100

61

100

46

100

57

Мониторинг обученности и качества знаний учащихся по информатике

Класс

ы

2008–2009 гг.

2009–2010 гг.

2010–2011 гг.

%

обуч.

%

кач.

%

обуч.

%

кач.

%

обуч.

%

кач.

5

100

83

100

97

100

83

6

100

75

100

87

100

89

7

100

75

100

78

100

87

8

100

77

100

77

100

78

9

100

73

100

67

100

81

Итого

100

79

100

80

100

84

Показателем опыта работы по проблеме является участие школьников в различных

олимпиадах и конкурсах:

всероссийская олимпиада “Авангард” (н/р в прошлом году – 2 победителя и 3

призера)

всероссийский конкурс “Кит – компьютеры, информатика, технологии” (80

участников за 2010–2011 уч.год)

всероссийская олимпиада “Атомных станций” (2 участника)

краевая дистанционная олимпиада “Интеллект”

всероссийская олимпиада школьников (I-III этапы за 2010–2011 уч. год 48 чел. по

математике, 20 чел. по физике, 23 чел. по информатике, за 2011-2012 уч.год 63 чел.

по математике, 31 чел. по физике, 44 чел. по информатике)

всероссийский конкурс “Кунгуру” (58 участников за 2010–2011 уч.год)

Результаты участия в районных и школьных олимпиадах по математике, физике и

информатике выглядят следующим образом:

2009–2010 учебный год – 9 класс Смуглиенко Владислав – 2 место в районной

олимпиаде по математике, Пыхтин Иван – 1 место в районной олимпиаде по физике.

2010–2011 учебный год – 9 класс Пыхтин Сергей – 2 место в районной олимпиаде по

математике и физике.

2011–2012 учебный год 9 класс Хачатуров Сергей – 2 место в районной олимпиаде по

физике.

Кроме того, 100% учащихся 9 классов сдают итоговую аттестацию по математике и физике

в новой форме успешно. Ежегодно в качестве экзамена по выбору выпускники основной

школы выбирают экзамен по информатике, показывая хорошие и отличные результаты.

Прослеживается рост уровня успеваемости и качества знаний:

Предмет

2008–2009

учебный год

2009–2010

учебный год

2010–2011

учебный год

%

обуч.

%

кач.

%

обуч.

%

кач.

%

обуч.

%

кач.

Математика

100%

45%

100%

50%

100%

64%

Физика

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Информатик

а

100%

100%

100%

94%

100%

90%

Итого

100%

82%

100%

83%

100%

85%

Применение личностно ориентированных ситуаций на уроке требует временных затрат,

эрудиции и подготовленности как педагога, так и обучаемого вести беседу. В этом

трудоемкость опыта.

В целом же данная технология доступна любому педагогу при условии, что он умеет

организовать общение с учащимися через диалог посредством своего предмета.

Личностно – ориентированное обучение это не только способ подачи учебного материала,

но еще и кропотливая, сложная, ежедневная работа по изучению личности ученика. Уроки,

на которых учащимся предоставлен выбор в способе изучения учебного материала, уроки,

на которых учебный материал представлен красочно, интересно, уроки, на которых

происходит постоянное общение – обмен опытом между участниками образовательного

процесса проходят ярче, лучше усваиваются, больше нравятся обучающимся, что

формирует у обучающихся постоянно растущий интерес к предмету и областям применения

знаний, полученных на личностно – ориентированном уроке.



В раздел образования