Автор: Нуйкина Мария Чарыяргулыевна
Должность: учитель информатики и ИКТ
Учебное заведение: МОУ "СОШ №16"
Населённый пункт: г. Энгельса
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ при обучении школьников
Раздел: полное образование
Выступление на районном семинаре учителей
математики и информатики по теме "Создание
личностно ориентированных ситуаций на уроках"
Приложение 1
Сегодня образование должно рассматриваться как процесс и результат целостного
становления личности: физического, интеллектуального, духовного. Процесс обучения
должен стать лишь одним из составляющих, одним из средств образования человека.
Усваиваемые знания и способы деятельности не должны являться самоцелью, а должны
стать средством для реализации потребности человека “быть личностью” (А.В.Петровский).
Таким образом, главное стратегическое направление образования видится в
решении проблемы личностно ориентированного образования, такого образования, в
котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность
учения – познавательская деятельность, – была бы ведущей в системе “учитель – ученик”.
Будущее процветание мира неизбежно связано с творческим мышлением, умением мыслить
и находить нестандартные решения ситуаций. Это необходимо, чтобы выжить, добиться
успеха и преодолеть жесткую конкуренцию. Поэтому образовательная деятельность должна
быть построена как система неких учебных ситуаций, заданий, направленных на
реализацию определенных видов деятельности, таких как готовности осваивать новые
технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные
задачи.
Современная школа должна формировать у учащихся не только целостную систему
специальных предметных умений, но и универсальных знаний, а также опыт
самостоятельной деятельности, определяющий современное качество образования.
Именно поэтому приобретает все большее значение ориентация на развитие учащихся
путем создания определенных ситуаций для формирования умений самостоятельно учиться
и добывать необходимую информацию и знания, т.е. на умение учиться самому. Школа не
может дать знаний на многие годы, так как они стремительно обновляются и пополняются.
Необходимо привить учащимся потребность в постоянном пополнении полученных ранее
знаний. А умение учить себя поможет выпускникам школы в реализации своих планов, в
повышении квалификации, в плавном вхождении во взрослую жизнь.
Ключевой стала следующая задача – включение специально организованной деятельности
учащихся в образовательный процесс на основе использования личностно ориентированных
заданий и ситуаций; путем создания их на уроках помочь ученикам раскрыть себя,
реализовать свой творческий потенциал. И это дает возможность решения проблемы,
потому что при создании личностно ориентированных ситуаций на уроках применяется
способ побуждения детей к объяснению новых явлений (предвидение последствий,
объяснение неизвестного, построение гипотез и т.д.). Знания учащиеся получают в ходе
собственного исследования. Ведь научиться думать можно, лишь размышляя
самостоятельно.
Система личностно ориентированных ситуаций – это школа мышления, где каждый может
развивать свои способности и качества, вести самостоятельный поиск необходимой
информации и эффективно применять ее в новых учебных ситуациях через личное
отношение, через высказывание, через диалог.
Роль учителя в этом случае ограничивается функциями “дразнящего собеседника”, заранее
знающего ответ и провоцирующего учащихся на движение их мысли по заданной
траектории. При таком подходе можно имитировать диалог, делая упор на методические
приемы, которые обеспечивают обратную связь с классом. Для создания личностно
ориентированных ситуаций используются побуждающие и фокусирующие вопросы,
соответствующие различным типам мыслительной деятельности.
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
И. Кант
Общим моментом всех реакций учителя на высказывания детей становится
доброжелательное принятие ответов, несмотря на возможные ошибки. Исправлять ошибки
ребенка можно, корректно поправив и выяснив, что он имел в виду.
На этапе интерпретации данных для создания личностно ориентированных ситуаций
приемлемыми являются вопросы, направленные на припоминание уже известных данных.
Учитель побуждает детей к высказываниям. Все ответы детей принимаются в том виде, в
каком они были высказаны, а учитель не должен спешить перевести их в ту форму, которая
считается более приемлемой. На данном этапе уместны и фокусирующие, и
интерпретирующие вопросы (Как связаны скорость, время и расстояние? Как изменится
цена товара при увеличении его себестоимости?) Для обоснования ответов ученикам
задаются следующие вопросы: можно ли привести пример, подтверждающий твой ответ?
Как ты можешь это доказать?
При подведении итогов целесообразно использовать вопросы обобщающего характера,
например: какие выводы можно из этого сделать? Если обобщение детей оказывается
чрезмерно широким или общим, применяются вопросы “сужающего” типа.
При создании личностно ориентированных ситуаций на уроках применяется способ
побуждения детей к объяснению новых явлений (предвидение последствий, объяснение
неизвестного, построение гипотез и т.п.) с использованием общих правил и принципов.
Активизации мыслительной деятельности учащихся способствуют вопросы, побуждающие
их задуматься о причинно – следственных связях и соотношениях. А при проверке
выдвинутых предложений, гипотез, выводов, школьники либо приводят примеры, либо
указывают условия, при которых можно произвести такую проверку.
Внешне выраженные мыслительные действия, внутренние мыслительные операции и
вопросы, способствующие созданию личностно ориентированной ситуации, представлены в
таблице. (Приложение 2)
Исходя из выше изложенного, мы делаем следующие выводы: применение личностно
ориентированных ситуаций на уроках способствует развитию творческого потенциала
школьника, создает ситуацию самоутверждения каждого учащегося, помогает ему раскрыть
себя и реализоваться как личности, превращает учение в подлинно творческий процесс.
Что же должно объединять учителя и ученика на уроке и во внеурочное время в личностно
ориентированной ситуации? Естественно, реальное сотрудничество, партнерство, а не
диктат со стороны педагога. При этом не следует забывать, что руководящая роль должна
принадлежать учителю: именно он является носителем тех социальных образцов, которые
могут быть усвоены учащимися. Без помощи учителя учащиеся не смогут вскрыть ни
сущность усваиваемых понятий, ни содержание эффективных методов работы с ними. Еще
Л.С. Выготский подчеркивал, что высшие психические функции происходят из высших
коллективных форм деятельности, отвечают какой-то его потребности, направлены на
предмет, способный ее удовлетворить.
Наши учителя обращаясь к детям, часто предлагают им послушать, посмотреть, запомнить,
быть внимательными. Ведь еще И.М. Сеченов писал: чтобы увидеть, надо уметь смотреть,
чтобы услышать, надо уметь слушать.
Овладев названными выше умениями, ученик будет сохранять желание учиться. Умение
учиться включает в себя действия трех видов: общие, специфические и психологические.
Эти действия сначала входят в деятельность учения как предмет усвоения, т.е. ученик
должен их усвоить. После усвоения, когда они уже войдут в состав познавательной
деятельности учащегося, эти действия могут быть использованы как средство усвоения
новых действий и автоматически войдут в состав умения учиться.
Тема “Создание личностно ориентированных ситуаций” особенно глубоко изучена
руководителем методического объединения учителей математики, физики и информатики
Тихомировой Наталией Николаевной. Наталия Николаевна разработала и провела ряд
открытых уроков с применением этой технологии. Ею создан проект по данной теме,
выступала с мастер-классом “Создание личностно ориентированных ситуаций на уроках
физики” на районном семинаре для заместителей директоров школ, на районном конкурсе
“Учитель года-2010”, на педагогическом фестивале “Талант – 2010”.
В процессе реализации личностно-ориентированного подхода на уроке физики в 8 классе по
теме “Электрический ток” Наталия Николаевна в пасмурный день зашла в класс и
выключила свет. Сразу последовали реплики: Включите! Ничего не видно. Темно. …
Учитель обращается с вопросом: Что я сделала? Ответы детей. Прекратили подачу
электрического тока. А что такое электрический ток? Вот так начался урок.
На уроке по теме “Электризация тел” учитель начинает урок с легенды о Фалесе
Милетском. (Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских
мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего
шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что
они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще
сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено.
Девушка обратилась за разъяснением этого явления к отцу. Фалес понял, что причина в
веществе, из которого сделано веретено, и в первый же раз, как к пристани Милета
подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и
убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы,
подобно тому, как магнит притягивает железо). Тем самым было создано яркое пятно,
которое и создало лично ориентированную ситуацию.
В обучении Винникова В.И. часто использует свободную беседу, стимулирующую учащихся
высказаться, не боясь ошибиться по поводу изучаемого материала. Дети не просто слушают
рассказ, а постоянно сотрудничают с учителем в диалоге, высказывают свои мысли,
делятся своим содержанием, обсуждают. Она часто обращается к классу с вопросами: – Что
вы знаете об этом? – Где наблюдали? – Где в жизни это можно использовать? И
нацеливают ребят на то, что в ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов,
просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем
отрабатывать с позиции предмета.
При изучении темы “Теплота” Валентина Ивановна начинает урок так. Сегодня у нас
необычный урок и тема необычная. Мы ежедневно бываем на кухне и пьем чай. Но порой и
не задумываемся над тем, что делаем сами, почему делаем так, а не иначе. Так вот сегодня
мы должны будем объяснить многие наши действия на кухне с точки зрения физики.
Работать будем в группах, соревнуясь между собой. Мы должны будем объяснить все наши
действия, когда ставим кипятить чай.
Вопрос 1 группе: Налили полный чайник воды и поставили на огонь. Что может произойти?
Вопрос 2 группе: Для чего мы накрываем чайник крышкой? Какой чайник быстрее закипит
с открытой или с закрытой крышкой?
Вопрос 3 группе: Почему перед кипением чайник шумит?
В результате этого обсуждения рождается и закрепляется научное знание.
На уроках математике особое внимание уделяется развитию мышления и речи учащихся.
Предлагаются такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего,
составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения.
(Например, когда ученик решает задачу у доски, он обязан проговорить каждый свой шаг и
доказать его правильность и рациональность).
В начале урока по теме “Длина окружности” Обрященко Л.А. ставит проблему. Предлагает
найти расстояние, которое нужно проехать велосипедисту по окружности радиусом 3 м.
Девятиклассники вместе с учителей делают вывод о том, что нужно найти длину
окружности. Далее формулируется тема урока…
При изучении темы “Уравнения” в 5 классе у детей вызывают затруднения правила
нахождения неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Учащиеся этого класса
для нахождения слагаемого использовали понятия и вычитаемого и разности. Проведение
ролевой игры помогло мне справиться с этой проблемой. К доске вызываются 5 человек,
каждый получает табличку и, держа табличку впереди себя, встают так, чтобы получилось
уравнение: х+слагаемое=сумма. Затем даётся задание: перестроиться так, чтобы
выполнялось правило нахождения слагаемого, т.е. х=сумма – слагаемое. (знак действия
можно менять, набор нужных карточек лежит на столе). Ролевая игра стала ярким пятном
урока, т.е. тема стала личностно значимой.
Технология личностно-ориентированного обучения на уроках информатике предполагает
специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических
рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным
развитием ученика в ходе овладения знаниями. При разработке дидактического материала
(системы учебных заданий) важно учитывать не только объективную сложность
предметного содержания заданий, но и различные приемы их выполнения. В содержание
заданий должно входить описание приемов их выполнения, которые могут задаваться
непосредственно (в виде правил, предписаний, алгоритмов действий) или путем
организации самостоятельного поиска (выполни разными способами, найди рациональный,
сравни и оцени два подхода и т.п.).
Обучение с личностно-ориентированным подходом:
обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его
индивидуальных особенностей;
предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы
и субъективный опыт, возможность реализовать себя учебной деятельности;
личностно-ориентированное обучение учитывает не только уровень достигнутых
знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта;
предполагает образованность как совокупность знаний, умений, навыков и
индивидуальных способностей ученика
Работа над проблемой “Создание личностно ориентированных ситуаций на уроках
математики, физики и информатики” дает свои положительные результаты: за 3 года
обучения повышается или остается на том же уровне качество знаний и уровень
обученности по предметам.
Мониторинг обученности и качества знаний учащихся по математике
Класс
ы
2008–2009 гг.
2009– 2010 гг.
2010– 2011 гг.
%
обуч.
%
кач.
%
обуч.
%
кач.
%
обуч.
%
кач.
5
100
60
100
63
100
48
6
100
34
100
54
100
46
7
100
43
100
54
100
55
8
100
50
100
28
100
45
9
100
30
100
30
100
30
Итого
100
42
100
45
100
45
Мониторинг обученности и качества знаний учащихся по физике
Класс
ы
2008–2009 гг.
2009–2010 гг.
2010–2011 гг.
%
обуч.
%
кач.
%
обуч.
%
кач.
%
обуч.
%
кач.
7
100
61
100
53
100
67
8
100
61
100
44
100
58
9
100
61
100
39
100
46
Итого
100
61
100
46
100
57
Мониторинг обученности и качества знаний учащихся по информатике
Класс
ы
2008–2009 гг.
2009–2010 гг.
2010–2011 гг.
%
обуч.
%
кач.
%
обуч.
%
кач.
%
обуч.
%
кач.
5
100
83
100
97
100
83
6
100
75
100
87
100
89
7
100
75
100
78
100
87
8
100
77
100
77
100
78
9
100
73
100
67
100
81
Итого
100
79
100
80
100
84
Показателем опыта работы по проблеме является участие школьников в различных
олимпиадах и конкурсах:
всероссийская олимпиада “Авангард” (н/р в прошлом году – 2 победителя и 3
призера)
всероссийский конкурс “Кит – компьютеры, информатика, технологии” (80
участников за 2010–2011 уч.год)
всероссийская олимпиада “Атомных станций” (2 участника)
краевая дистанционная олимпиада “Интеллект”
всероссийская олимпиада школьников (I-III этапы за 2010–2011 уч. год 48 чел. по
математике, 20 чел. по физике, 23 чел. по информатике, за 2011-2012 уч.год 63 чел.
по математике, 31 чел. по физике, 44 чел. по информатике)
всероссийский конкурс “Кунгуру” (58 участников за 2010–2011 уч.год)
Результаты участия в районных и школьных олимпиадах по математике, физике и
информатике выглядят следующим образом:
2009–2010 учебный год – 9 класс Смуглиенко Владислав – 2 место в районной
олимпиаде по математике, Пыхтин Иван – 1 место в районной олимпиаде по физике.
2010–2011 учебный год – 9 класс Пыхтин Сергей – 2 место в районной олимпиаде по
математике и физике.
2011–2012 учебный год 9 класс Хачатуров Сергей – 2 место в районной олимпиаде по
физике.
Кроме того, 100% учащихся 9 классов сдают итоговую аттестацию по математике и физике
в новой форме успешно. Ежегодно в качестве экзамена по выбору выпускники основной
школы выбирают экзамен по информатике, показывая хорошие и отличные результаты.
Прослеживается рост уровня успеваемости и качества знаний:
Предмет
2008–2009
учебный год
2009–2010
учебный год
2010–2011
учебный год
%
обуч.
%
кач.
%
обуч.
%
кач.
%
обуч.
%
кач.
Математика
100%
45%
100%
50%
100%
64%
Физика
100%
100%
100%
100%
100%
100%
Информатик
а
100%
100%
100%
94%
100%
90%
Итого
100%
82%
100%
83%
100%
85%
Применение личностно ориентированных ситуаций на уроке требует временных затрат,
эрудиции и подготовленности как педагога, так и обучаемого вести беседу. В этом
трудоемкость опыта.
В целом же данная технология доступна любому педагогу при условии, что он умеет
организовать общение с учащимися через диалог посредством своего предмета.
Личностно – ориентированное обучение это не только способ подачи учебного материала,
но еще и кропотливая, сложная, ежедневная работа по изучению личности ученика. Уроки,
на которых учащимся предоставлен выбор в способе изучения учебного материала, уроки,
на которых учебный материал представлен красочно, интересно, уроки, на которых
происходит постоянное общение – обмен опытом между участниками образовательного
процесса проходят ярче, лучше усваиваются, больше нравятся обучающимся, что
формирует у обучающихся постоянно растущий интерес к предмету и областям применения
знаний, полученных на личностно – ориентированном уроке.