Напоминание

"Клуб "ПРИНЯТИЕ"-современный подход школьного педагога-психолога в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Миронова Светлана Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2089
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Клуб "ПРИНЯТИЕ"-современный подход школьного педагога-психолога в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: начальное образование





Назад




Автор: Миронова Светлана Викторовна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: «ГБОУ Школа № 2089»

Населенный пункт: город Москва

Наименование работы: методическая разработка

Тема: «Клуб «Принятие» - современный подход школьного педагога-психолога в

работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»

Дата публикации: 23.08.2019г.

Раздел: начальное образование

«Клуб «Принятие» - современный подход школьного педагога-психолога в работе с

родителями детей с ограниченными возможностями здоровья».

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы

является работа с семьями - родителями детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание.

Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает

роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых

вопросов: воспитание детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление

детей с ОВЗ, как активных членов общества.

Процесс

реализации

поддержки

родителей

является

длительным

и

требует

обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-

психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач, и др.).

Цель психолого-педагогической работы с родителями, имеющих детей с ОВЗ и детей-

инвалидов следующая: повышение педагогической компетенции родителей и помощь

семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в общество (социум).

Для решения данной цели в работе клуба «Принятие» поставлен ряд задач:

1 .

О з н а ком и т ь

р од и т е л е й

с

о с н о в н ы м и

п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к и м и

особенностями развития детей с ОВЗ младшего школьного возраста.

2. Расширить знания родителей о психологии семейных отношений.

3. Способствовать установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства

родителя с ребенком с ОВЗ.

4. Развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми с

ОВЗ.

5. Усовершенствование психолого-педагогической культуры родителей детей с ОВЗ.

Опыт специалистов нашей ресурсной школы показывает, что большинство родителей,

имеющих

детей

с

ОВЗ,

первоначально

не

готовы

к

адекватному

взаимодействию

и

взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребёнка и его перспективы

не совпадают с оценками коррекционных педагогов и учителями.

Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно

назвать

и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации

препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К

подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка.

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним.

3. Страх ответственности.

4. Отказ от понимания существующей проблемы в развитии ребенка, ее частичное или

полное отрицание.

6. Вера в чудо.

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо.

8. Нарушение взаимоотношений в семье после рождения ребенка с ОВЗ.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и

воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие

личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

1. Личностно-ориентированный подход к детям и родителям, где в центре стоит учет

личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение к ребенку, к каждому члену семьи, вера

в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в

комплексе,

в

тесном

контакте

педагога-психолога

с

учителем-логопедом,

учителем-

дефектологом, классным руководителем, учителями-предметниками и родителями.

4. Принцип доступности.

5. Гештальт-подход в работе с семьей.

Направления воспитательной работы.

1.

Вооружение

родителей

практическими

приемами

коррекции

дефектов

развития

ребёнка

с

ОВЗ

и

детей-инвалидов

(выдается

задание

на

дом

для

совместного

выполнения с ребенком + ссылка на сайт с материалом по данной тематике).

2.

Поддержка и повышение социального статуса семьи.

3.

Профилактика

эмоционального

выгорания

родителей,

формирование

умений

психологической

защиты

и

самовосстановления

(психологические

упражнения,

тренинги, мастерские: «Я и мой ребенок»).

4.

Повышение психолого-педагогической грамотности родителей (сообщения, лекции

о возрастных особенностях детей и видах отклонений в развитии и т.д.).

5.

Оптимизация детско-родительских отношений.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

1. Индивидуальные формы работы.

1.1. Беседы и консультации специалистов.

-семейное консультирование (психотерапия):

специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье,

вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как

арт-терапия,

гештальт-терапия.

Эти

методы

способствуют

формированию

психологического

и

физического

здоровья,

адаптации

в

обществе,

принятию

себя,

эффективной жизнедеятельности.

-индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные

методы работы для психического развития самого ребенка и результативные способы

обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям.

2. Коллективные формы взаимодействия.

-

Информирование

и

обсуждение

с

родителями

задачи

и

содержание

коррекционно-

образовательной работы.

- Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы.

- Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье.

2.1. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

2.2.

Повышение

психолого-педагогической

компетентности

родителей

эффективнее

проходит в рамках мероприятий

В практической деятельности обучение родителей детей с ОВЗ осуществляется с

помощью группы следующих методов:

Психотерапевтические методы:

- релаксация, визуализация, элементы арт-терапии, сказкотерапия;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего

ребенка;

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в

домашних условиях.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с

ограниченными

возможностями

здоровья

это

деятельность,

направленная

на

актуализацию

коррекционных

ресурсов

семьи,

обеспечивающих

эффективность

ее

функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

что

позволяет

создавать

соответствующее

возрасту

ребенка

коррекционно-развивающее

пространство,

формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания,

базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к

нему.

Тематика занятий клуба «Принятие» в течение 2017/18 учебного года.

№ Месяц

Тема встречи

Цели и задачи

встречи

Домашнее задание/ ссылки по

тематике задания

1

Сентябрь

4-ая

неделя

Знакомство.

Создание

атмосферы

доброжелате

льности,

психологиче

ского

комфорта в

группе

родителей,

имеющих

детей с ОВЗ

Снятие

эмоционального

напряжения;

установление

правил работы в

группе и знакомство

с организацией,

принципами работы

в группе;

формирование

мотивации на

дальнейшую

совместную работу,

направленную на

гармонизацию

детско-

родительских

отношений в семье;

сплочение группы

В течение следующей недели

постараться отследить и

посчитать количество

эмоционально "теплых" и

холодных высказываний по

отношению к ребенку.

Попробовать обнимать ребенка

не меньше четырех раз в день,

не учитывая утреннее

приветствие и вечернее

пожелание: «Спокойной ночи!»

2

Сентябрь

4-ая

неделя

Категории

детей с ОВЗ:

дети с ТНР,

дети с ЗПР,

УО дети,

дети с РАС.

Задачи,

формы,

методы

социально-

психологиче

ской работы

с детьми с

особыми

образователь

ными

потребностя

ми

Информирование

родителей по теме

занятия в форме

лекций, раздаточного

материала,

обсуждение

услышанного

материала, «вопрос-

ответ»

Изучение, повторение,

закрепление знаний о категориях

детей с ОВЗ.

Формулирование интересующих

вопросов для работы на

следующей встрече. Материалы

лекций отправлены на

электронную почту родителей

3

Октябрь

4-ая

неделя

Влияние

психологич

еского

климата в

семье на

ребенка с

ОВЗ

младшего

школьного

возраста

Выработка

адекватного

представления о

детских

возможностях и

потребностях,

коррекция

родительских

установок и

позиций, развитие

родительской

компетентности;

осознание и

закрепление

понятий о

безусловной

родительской

любви; осознание

собственной

ответственности за

поддержку

доверительных

отношений с

ребенком.

Анкетирование

родителей.

В течение 2-х недель говорить

ребенку, что вы его любите,

обнимать и выполнять данное

Вами обещание. Нарисовать

совместно с ребенком рисунок

«Наша семья». Обсудить

полученный рисунок. И, если

кому-то захочется что-то

дорисовать, сделать это. По

желанию – принести рисунок на

группу.

4

Ноябрь

4-ая

неделя

Обучение

родителей

основным

приёмам

коррекционн

ой работы

Освоение

родителями

навыками

коррекционно-

развивающей работы:

участие в тренинге,

выполнение

упражнений и

заданий, анализ

полученных знаний.

Совместно с ребенком дома

выполнить упражнения:

(Приложение 1)

1. «Перекрестные движения»

2. «Какого цвета?»

3. «Совмести фигуры»

4. «Найди одинаковые»

5. «Зашифруй предложение»

5

Декабрь

4-ая

неделя

Как

сформироват

ь у ребёнка с

ОВЗ

позитивное

отношение к

обучению?

Помощь родителям

при выполнении

домашнего задания

вместе с ребёнком

Важным средством активизации

творческой деятельности

учащихся с ОВЗ является

установление связи изучаемого

материала с окружающей их

действительности, опорой на их

жизненный опыт.

6

Январь

4-ая

неделя

Мастер-

класс

«Старый

Новый год»

Мастер-класс

родителей с детьми

с

ОВЗ:

«Старый

Н о в ы й

г о д » .

Выполнение

п о д е л о к

и з

различных

природных

материалов.

Формирование

положительных

эмоций,

принятие

родителей ребенка с

ОВЗ

Совместная деятельность детей и

родителей

это

возможность

узнать

друг

с

друга

лучше,

формирования

чувства

доверия

друг к другу.

7

Февраль

4-ая

неделя

Формирован

ие

положительн

ой оценки у

детей с ОВЗ

младшего

школьного

возраста

Осознание

родительской роли

в формировании

самооценки

ребенка; знакомство

с понятием

принятия ребенка,

особенностями

принимающего и не

принимающего

поведения родителя

Мини-лекция на данную тему;

совместно с ребенком дома

выполнить упражнения

«Воробьи», «ГЛАЗА В ГЛАЗА»,

«Я СИЛЬНЫЙ», «Я СЛАБЫЙ».

Рекомендуемая

литература

:

1.Елена Коннова: «РОСТ.

Развитие, общение, самооценка,

творчество. 2-й класс.

Индивидуальная тетрадь

школьника. ФГОС»

2.Натаниэль Бранден: Шесть

столпов самооценки

8

Март

4-ая

неделя

Формирован

ие

положительн

ых эмоций у

детей с ОВЗ

младшего

школьного

возраста

Повышение

педагогической

культуры

родителей,

пополнение

арсенала их знаний

по вопросу

развития

эмоционально-

волевой сферы:

1. Знакомство с

играми для

развития

эмоционально-

волевой сферы

2. Знакомство с

игровыми

упражнениями на

развитие эмпатии у

детей

3. Развитие навыка

Поиграть с ребенком в игры:

«Тренируем эмоции», «Лото

настроений» - научиться

различать эмоции других людей,

выражать собственные эмоции и

чувства; «Уходи, злость, уходи» -

обучение выплескиванию

негативных эмоций,

формирование навыка регуляции

эмоционального состояния.

1.Быкова А. «Как подружить

детей с эмоциями. Советы

«ленивой мамы». Издательство:

Бомбора, 2018 г.

2.Шиманская, Шиманский:

«Монсики. Что такое эмоции и

как с ними дружить. Важная

книга для занятий с детьми».

Издательство: Бомбора, 2017 г.

3. Гиппенрейтер Ю.: «Эмоции и

поступки. Интеллектуальные

умения выражать

собственные эмоции

и понимать эмоции

других людей

психологические игры для детей

и взрослых». Издательство: АСТ,

2017 г.

9

Апрель

4-ая

неделя

Снятие

вербальной

агрессии у

детей с

ОВЗ

младшего

школьного

возраста

Развитие

рефлексии; снятие

психоэмоционально

го напряжения;

развитие навыков

саморегуляции

Поиграть с ребенком в игры:

«Минута шалости» -

психологическая разгрузка;

упражнение «Освобождение от

злости»: слепить из пластилина

фигурку своего обидчика,

разбить, смять, расплющить

между пальцами, а затем при

желании восстановить. Именно

то, что ребенок по собственному

желанию может уничтожать и

восстанавливать свое

произведение, и привлекает

детейбольше всего

1.Корниенко А. Учебник для

родителей. «Детская агрессия.

Простые способы коррекции

нежелательного поведения

ребенка». Издательство: Рома

Таблишинг, 2017 г.

А. Долгова «Агрессия у детей

младшего школьного возраста.

Диагностика и коррекция».

Издательство: Генезис, 2017 г.

1

0

Май

(4-ая

неделя)

Что и, как и

мы говорим

нашим

детям?

Выработка

адекватных

способов

общения родителя

с ребенком;

осознание своей

родительской

позиции, в том

числе влияние ее

на ребенка;

определение

эффективности

речевых

сообщений

родителей,

адресованных

детям

Мини-лекция по данной

тематике.

Задание: в течение недели

постараться не повторять

обращения к ребенку несколько

раз (только 1 раз): убери в

комнате, причеши волосы, помой

руки и т.д. Попробуйте

сформулировать свою просьбу в

другом формате: перед обедом –

«Есть вкуснее чистыми руками!»

и т.д. Оставляя возможность

самому ребенку сформировать

необходимый навык для

дальнейшей жизни.

Записывать в блокнот отзывы о

своем взаимодействии с

ребенком (получилось/не

получилось). Обсуждение на

группе Вашего д/з.

Список используемой литературы:

1.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – М: Просвещение,

2018.

2

. Людмила

Петрановская:

«Тайная

опора.

Привязанность

в

жизни

ребенка»,

Издательство: АСТ, 2015 г.

3.Мюррей Боуэн: «Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и

к л и н и ч е с к а я

п р а к т и к а » , И з д а т е л ь с т в о : Когито-Центр,

2 0 1 5

г .

4.Людмила

Петрановская:

«Если

с

ребенком

трудно», Издательство: АСТ,

2016

г.

5.Елена

Коннова:

«РОСТ.

Развитие,

общение,

самооценка,

творчество.

2-й

класс.

Индивидуальная тетрадь школьника. ФГОС»

6.Натаниэль

Бранден:

«Шесть

столпов

самооценки», Издательство: Манн,

Иванов

и

Фербер,

2 0 1 8

г .

7.А. Долгова «Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция».

Издательство: Генезис, 2017 г.

8.Шиманская, Шиманский: «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная

книга для занятий с детьми». Издательство: Бомбора, 2017 г.

9. Гиппенрейтер Ю.: «Эмоции и поступки. Интеллектуальные психологические игры для

детей и взрослых». Издательство: АСТ, 2017 г.

10.Дудковская О.А., Шельшакова Н.Н. Особенности самооценки детей с легкой степенью

умственной отсталости младшего школьного возраста. - М.: Союз, 2004.

11.Коротенко, И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой

психического развития /И.В.Коротенко.- Дис…канд. псих. наук.- Н.Новгород,2005.

Приложение 1

«ЗАШИФРУЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель задания – научить детей пользоваться схематическими изображениями предложений

как средством их запоминания. Для запоминания даются относительно завершенные

высказывания. Например, «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе», «Сегодня

светит солнце» и т.д. Нужно обсудить с ребенком, что должно быть лаконично нарисовано,

чтобы «зашифровать» в рисунке данное предложение. Так, чтобы запомнить фразу «Волк

выбежал из леса», можно схематически нарисовать елочку и зубастую пасть волка. Затем

научить ребенка проводить «дешифровку» рисунка: анализировать изображение, выявляя

зашифрованную фразу. За одно занятие давать 2-3 фразы.

«ВОРОБЬИ»

Цель: развивать речь, формировать навыки общения, учить гармонии жестикуляции.

Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники

игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и

тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

«ГЛАЗА В ГЛАЗА»

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в

глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне

весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т. д. После игры

обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а

какие трудно.

«ЛАСКОВОЕ ИМЯ»

Цель: развивать способность думать о себе, формировать чувство доверия к другим

людям. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает

вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот,

к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена,

мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое

имя того, кому бросаешь мяч.

«ЗАЙКИ И СЛОНИКИ»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать

повышению самооценки. «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая

называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите,

когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он

дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным,

хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если

слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что

делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как

спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда

видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно

продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...»

Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения

упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и

почему.

«Я ХОРОШИЙ»

Цель: повысить уверенность в себе.

Садитесь на стульчики. Пусть каждый скажет о себе: "Я очень хороший" или "Я очень

хорошая". Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала

произнесем слово "Я шепотом, потом - обычным голосом, а затем - прокричим его. Теперь

давайте таким же образом поступим со словами "очень" и "хороший" (или "хорошая"). И,

наконец, дружно: "Я очень хороший (ая)!" Молодцы! Теперь каждый, начиная с того, кто

сидит справа от меня, скажет, как захочет - шепотом, обычным голосом или прокричит.

Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: "Мы очень хорошие!"

- сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим.

«МОСТИК ДРУЖБЫ»

Цель: способствовать групповому сплочению, умение согласовывать свои действия с

другими, умение оценивать не только себя, но и своих друзей.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и "построить” мостик (при помощи

рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с

ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами

или ладошками).

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: способствовать повышению уверенности в себе и собственных силах.

Участники игры по очереди заканчивают каждое из предложений.

Я хочу... Я умею... Я смогу... Я добьюсь...

Можно попросить ребенка, объяснить тот или иной ответ.

«Я СИЛЬНЫЙ», «Я СЛАБЫЙ»

Цель: способствовать развитию позитивных мыслей, формирование адекватной

самооценки. Ведущий подходит по очереди к каждому

ребенку и просит его вытянуть вперед руку. Затем он старается опустить руку ребенка

вниз, нажимая на нее сверху. Ребенок должен удержать руку, говоря при этом вслух: "Я

сильный!" На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами "Я

слабый".

Попросите детей о том, чтобы они произносили слова с соответствующей их смыслу

интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам

справляться с трудностями и побеждать.



В раздел образования