Автор: Артемьева Наталья Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: город Алатырь, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Старинные танцы
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
по предмету специальное фортепиано
Артемьевой Натальи Александровны
для 2,3 класса
на тему:
Работа над старинными танцами и пьесами из сборника «Нотной
тетради А.М.Бах»
Содержание:
1.Введение, цели и задачи
2. История создания сборника
3.Разбор произведений
4. Список использованной литературы
Актуальность.
Подлинное приобщение к миру полифонической музыки, вершиной которого является
творчество И. С. Баха - непременное условие гармонического развития музыканта любой
специальности, в том числе и пианиста. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»- первая
ступенька соприкосновения и познания ребенком музыки великого музыканта.
Цель:
научить ребенка любить музыку И.С.Баха, раскрыв перед ним богатый внутренний
мир и эмоциональное содержание этой музыки.
Задачи:
1.Формирование интереса к музыке И.С.Баха.
2.Воспитание умений и навыков работы с полифоническим материалом на примере пьес
из «Нотной тетради А.М. Бах»
История создания сборника.
У И.С. Баха две «Нотные тетради А.М. Бах». Это своеобразные музыкальные альбомы
семьи Баха, содержащие инструментальные и вокальные пьесы различного характера.
Первая тетрадь написана в 1722г. В ней в основном представлены французские сюиты.
Вторая тетрадь написана в 1725г. В нее вошли легкие клавирные пьесы: танцы, марши,
менуэты; вокальные сочинения , предназначенные для домашнего музицирования, а
также партиты ля-минор и ми-минор, Прелюдия до-мажор из1тома ХТК, французские
сюиты.
Во вторую тетрадь вошли не только сочинения И.С. Баха. Здесь находятся «Пастораль» Ф.
Куперена, «Менуэт» Г. Бема, а также несколько пьес сына композитора-Ф.Э. Баха.
Первое полное издание Второй тетради было осуществлено в 1906г. Р.Батка в Праге.
Юбилейное издание второй «Нотной тетради» вышло в Лейпциге в 1950г. под редакцией
Г.Келлера.
В России самой популярной является редакция Л.И. Ройзмана. В этой редакции опущены
партиты, Прелюдия до- мажор из 1 тома ХТК, французские сюиты, так как редактор
считает, что эти произведения давно приобрели известность как части партит, сюит, ХТК.
Разбор произведений.
Менуэт№5 соль-минор.
Менуэт-старинный танец с реверансами и поклонами. В 17веке он стал модным
аристократическим танцем, которым увлекались чопорные придворные в белых
напудренных париках с буклями. Конечно, Бах писал свои менуэты не для танцев, но от
них он заимствовал танцевальные ритмы и формы, наполнив эти пьесы самыми
разнообразными настроениями.
Менуэт соль - минор-плавный, спокойный танец с элементом светлой грусти. Минорная
тональность предопределяет такое настроение.
Менуэт написан в двухчастной форме. 1часть заканчивается в параллельной тональности
(си бемоль – мажор). Вторая часть начинается также в параллельной тональности, затем
следуют небольшие отклонения в тональность фа- мажор и в тональность доминанты
( ре – мажор), завершается пьеса в главной тональности.
Рассмотрим работу ученика над этим Менуэтом. После определения характера нужно
направить внимание ученика на то, как отличны мелодии верхнего и нижнего голосов.
Как они независимы и самостоятельны, как будто их исполняют два разных инструмента.
Предположим, что верхний голос исполняет скрипка, а нижний - виолончель. На
примере этого менуэта нужно объяснить структуру строения: вопросно-ответное
соотношение фраз. Вопрос(1-4т.) звучит более настойчиво, а ответ (5-8т.)- более тихо.
Затем педагог переходит к более детальной работе над фразировкой каждого голоса.
Нужно отметить важность поклонов и реверансов. Они приходятся на сильную (1долю)
такта. Поэтому ученик должен чувствовать трехдольность. Опора на первые доли такта, а
2,3доли должны быть более легкими. Например, в такте 2 в верхнем голосе ученики
очень часто садятся на 2.3 доли, получается грузное звучание, нарушается
танцевальность. Опора здесь на первую долю такта (на ля), следующие за ней ноты ре
играются более тихо и легко. В этом поможет ученику аппликатура с подменой пальцев.
Половинные с точкой в левой руке (такты1-4) должны звучать глубоко и пропето, как бы
подражая виолончели, последний звук ре должен звучать тише, конец фразы. Нижний
голос должен звучать также выразительно и осмысленно как верхний голос.
В этом менуэте ученик встречается с таким приемом И.С. Баха как скрытое двухголосие.
Когда в одноголосной мелодии Бах как бы «прячет» второй голос. Такт27 правая рука.
Ученики это место играют часто коряво. Здесь два голоса. Ноты соль, фа- диез, соль
должны звучать с опорой. Ноты, идущие на и (ре, до, си-бемоль) звучат более тихо и
легко. Для достижения нужной звучности применяем прием ротационное движение
кисти: на опорные ноты открываем ладонь и вкладываем ее в пальцы, легкие нотки
играем близко к клавише легко. Палец только поднимает клавишу, но не отрывается от
нее.
В Менуэте много украшений (мелизмов). Их нужно учить отдельно медленно и очень
выразительно. Когда они будут освоены, тогда можно их вкраплять в мелодическую
линию.
Менуэт№7Соль_-мажор.
Полная противоположность предыдущему менуэту. Веселый, энергичный,
напоминающий картинку деревенского праздника танец. Лишь небольшое отклонение в
параллельную тональность в начале 2 части привносит легкую грусть. Но это ненадолго,
возвращение главной тональности возвращает атмосферу праздника и веселья.
Нужно тщательно поработать над фразировкой каждого голоса. Особенно обратить
внимание на четверти в левой руке (такты5-7,13-16,17-19,21-28). Ученики часто играют их
неосмысленно, без фразировки. Здесь нужно добиться осмысленной горизонтальной
линии. Другая сложность - несовпадение интонационных точек при соединении голосов.
Например, такты 1-2,3-4.В правой руке мотив заканчивается на ноте соль на3доле второго
такта. Эта соль должна быть сыграна тихо. В левой руке мотив второго такта интонируется
к1доле третьего такта. Это интонационное несовпадение голосов должно присутствовать
в игре ученика. Следует обратить внимание ученика на скрытое двухголосие в левой руке
(такты29-30).Опора здесь на ноты фа – диез и соль, нота ре должна звучать тихо и легко
(аналогичный прием исполнения описан в предыдущем менуэте).
Марш№16 Ре- мажор
Автором пьесы является сын И. С. Баха - Филипп Эммануил. Музыка Марша передает
увлеченность детей, когда они в своих играх подражают марширующим солдатам,
военному оркестру.
В пьесе довольно развитое двухголосие. Следует обратить внимание ученика на
несовпадение акцентов в партиях обеих рук (такты1-2,4-5 и аналогичные им). В правой
руке опора приходится на вторую долю, а в левой – на первую. Двутакт, заканчивающий
каждую часть пьесы имитирует в правой руке бодрый сигнал трубы, в левой –
барабанную дробь.
Ария№20а ре- минор
Данная пьеса – двухголосное изложение песни И.С. Баха «Старая трубка». Пьеска
напевного характера, требующая от маленького ребенка певучего, выразительного
исполнения. Трехдольный размер придает Арии черты танцевальности, что роднит ее с
менуэтом. Для более выразительного исполнения ребенку нужно объяснить тональный
план пьесы, чтобы он слышал как со сменой гармонии меняется настроение ,звучность,
динамика.. Например: начинается пьеса напевно, несколько грустно в тональности ре-
минор. Вторая фраза (такты5-8) звучит более светло и ярко уже в параллельной
тональности (фа- мажор). Вторая часть Арии звучит более напряженно, здесь И.С. Бах
сопоставляет две доминанты – параллельной (до- мажор)и главной (ля- мажор)
тональности. Некий драматизм вносит появляющаяся в тактах11-12 стретта. Но все
успокаивается и разрешается в главную тональность ре- минор.
Нужно поработать над фразировкой, интонационной выразительностью каждого голоса.
Особого внимания требует левая рука. Мелодия скачкообразная (шаги на октаву).
Ребенок должен все это охватить и исполнить осмысленно. Особого внимания требует
стретта (такты11-12). Здесь нужно обратить внимание ученика на несовпадение
интонационных точек. В правой руке конец мотива на до- диез (начало12такта), в левой
руке- начало фразы. Естественно конец мотива должен звучать тише, а начало фразы
ярче.
«Нотная тетрадь А. М. Бах» - ценнейший материал для воспитания и развития вкуса
ребенка к хорошей музыке. Эта музыка развивает полифоническое мышление ребенка,
его звуковую палитру, воспитывает чувство стиля и формы.
Библиография
1.
А. Швейцер Иоганн Себастьян Бах , КлассикаXXI, Москва 2007г.
2.
И.С. Бах Нотная тетрадь А. М. Бах методические комментарии, изд. Музыка,
Москва 1977г.
3.
Н. Калинина Клавирная музыка Баха в фортепианном классе, Ленинград,
Музыка,1988г.