Напоминание

Старинные танцы


Автор: Артемьева Наталья Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: город Алатырь, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Старинные танцы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

по предмету специальное фортепиано

Артемьевой Натальи Александровны

для 2,3 класса

на тему:

Работа над старинными танцами и пьесами из сборника «Нотной

тетради А.М.Бах»

Содержание:

1.Введение, цели и задачи

2. История создания сборника

3.Разбор произведений

4. Список использованной литературы

Актуальность.

Подлинное приобщение к миру полифонической музыки, вершиной которого является

творчество И. С. Баха - непременное условие гармонического развития музыканта любой

специальности, в том числе и пианиста. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»- первая

ступенька соприкосновения и познания ребенком музыки великого музыканта.

Цель:

научить ребенка любить музыку И.С.Баха, раскрыв перед ним богатый внутренний

мир и эмоциональное содержание этой музыки.

Задачи:

1.Формирование интереса к музыке И.С.Баха.

2.Воспитание умений и навыков работы с полифоническим материалом на примере пьес

из «Нотной тетради А.М. Бах»

История создания сборника.

У И.С. Баха две «Нотные тетради А.М. Бах». Это своеобразные музыкальные альбомы

семьи Баха, содержащие инструментальные и вокальные пьесы различного характера.

Первая тетрадь написана в 1722г. В ней в основном представлены французские сюиты.

Вторая тетрадь написана в 1725г. В нее вошли легкие клавирные пьесы: танцы, марши,

менуэты; вокальные сочинения , предназначенные для домашнего музицирования, а

также партиты ля-минор и ми-минор, Прелюдия до-мажор из1тома ХТК, французские

сюиты.

Во вторую тетрадь вошли не только сочинения И.С. Баха. Здесь находятся «Пастораль» Ф.

Куперена, «Менуэт» Г. Бема, а также несколько пьес сына композитора-Ф.Э. Баха.

Первое полное издание Второй тетради было осуществлено в 1906г. Р.Батка в Праге.

Юбилейное издание второй «Нотной тетради» вышло в Лейпциге в 1950г. под редакцией

Г.Келлера.

В России самой популярной является редакция Л.И. Ройзмана. В этой редакции опущены

партиты, Прелюдия до- мажор из 1 тома ХТК, французские сюиты, так как редактор

считает, что эти произведения давно приобрели известность как части партит, сюит, ХТК.

Разбор произведений.

Менуэт№5 соль-минор.

Менуэт-старинный танец с реверансами и поклонами. В 17веке он стал модным

аристократическим танцем, которым увлекались чопорные придворные в белых

напудренных париках с буклями. Конечно, Бах писал свои менуэты не для танцев, но от

них он заимствовал танцевальные ритмы и формы, наполнив эти пьесы самыми

разнообразными настроениями.

Менуэт соль - минор-плавный, спокойный танец с элементом светлой грусти. Минорная

тональность предопределяет такое настроение.

Менуэт написан в двухчастной форме. 1часть заканчивается в параллельной тональности

(си бемоль – мажор). Вторая часть начинается также в параллельной тональности, затем

следуют небольшие отклонения в тональность фа- мажор и в тональность доминанты

( ре – мажор), завершается пьеса в главной тональности.

Рассмотрим работу ученика над этим Менуэтом. После определения характера нужно

направить внимание ученика на то, как отличны мелодии верхнего и нижнего голосов.

Как они независимы и самостоятельны, как будто их исполняют два разных инструмента.

Предположим, что верхний голос исполняет скрипка, а нижний - виолончель. На

примере этого менуэта нужно объяснить структуру строения: вопросно-ответное

соотношение фраз. Вопрос(1-4т.) звучит более настойчиво, а ответ (5-8т.)- более тихо.

Затем педагог переходит к более детальной работе над фразировкой каждого голоса.

Нужно отметить важность поклонов и реверансов. Они приходятся на сильную (1долю)

такта. Поэтому ученик должен чувствовать трехдольность. Опора на первые доли такта, а

2,3доли должны быть более легкими. Например, в такте 2 в верхнем голосе ученики

очень часто садятся на 2.3 доли, получается грузное звучание, нарушается

танцевальность. Опора здесь на первую долю такта (на ля), следующие за ней ноты ре

играются более тихо и легко. В этом поможет ученику аппликатура с подменой пальцев.

Половинные с точкой в левой руке (такты1-4) должны звучать глубоко и пропето, как бы

подражая виолончели, последний звук ре должен звучать тише, конец фразы. Нижний

голос должен звучать также выразительно и осмысленно как верхний голос.

В этом менуэте ученик встречается с таким приемом И.С. Баха как скрытое двухголосие.

Когда в одноголосной мелодии Бах как бы «прячет» второй голос. Такт27 правая рука.

Ученики это место играют часто коряво. Здесь два голоса. Ноты соль, фа- диез, соль

должны звучать с опорой. Ноты, идущие на и (ре, до, си-бемоль) звучат более тихо и

легко. Для достижения нужной звучности применяем прием ротационное движение

кисти: на опорные ноты открываем ладонь и вкладываем ее в пальцы, легкие нотки

играем близко к клавише легко. Палец только поднимает клавишу, но не отрывается от

нее.

В Менуэте много украшений (мелизмов). Их нужно учить отдельно медленно и очень

выразительно. Когда они будут освоены, тогда можно их вкраплять в мелодическую

линию.

Менуэт№7Соль_-мажор.

Полная противоположность предыдущему менуэту. Веселый, энергичный,

напоминающий картинку деревенского праздника танец. Лишь небольшое отклонение в

параллельную тональность в начале 2 части привносит легкую грусть. Но это ненадолго,

возвращение главной тональности возвращает атмосферу праздника и веселья.

Нужно тщательно поработать над фразировкой каждого голоса. Особенно обратить

внимание на четверти в левой руке (такты5-7,13-16,17-19,21-28). Ученики часто играют их

неосмысленно, без фразировки. Здесь нужно добиться осмысленной горизонтальной

линии. Другая сложность - несовпадение интонационных точек при соединении голосов.

Например, такты 1-2,3-4.В правой руке мотив заканчивается на ноте соль на3доле второго

такта. Эта соль должна быть сыграна тихо. В левой руке мотив второго такта интонируется

к1доле третьего такта. Это интонационное несовпадение голосов должно присутствовать

в игре ученика. Следует обратить внимание ученика на скрытое двухголосие в левой руке

(такты29-30).Опора здесь на ноты фа – диез и соль, нота ре должна звучать тихо и легко

(аналогичный прием исполнения описан в предыдущем менуэте).

Марш№16 Ре- мажор

Автором пьесы является сын И. С. Баха - Филипп Эммануил. Музыка Марша передает

увлеченность детей, когда они в своих играх подражают марширующим солдатам,

военному оркестру.

В пьесе довольно развитое двухголосие. Следует обратить внимание ученика на

несовпадение акцентов в партиях обеих рук (такты1-2,4-5 и аналогичные им). В правой

руке опора приходится на вторую долю, а в левой – на первую. Двутакт, заканчивающий

каждую часть пьесы имитирует в правой руке бодрый сигнал трубы, в левой –

барабанную дробь.

Ария№20а ре- минор

Данная пьеса – двухголосное изложение песни И.С. Баха «Старая трубка». Пьеска

напевного характера, требующая от маленького ребенка певучего, выразительного

исполнения. Трехдольный размер придает Арии черты танцевальности, что роднит ее с

менуэтом. Для более выразительного исполнения ребенку нужно объяснить тональный

план пьесы, чтобы он слышал как со сменой гармонии меняется настроение ,звучность,

динамика.. Например: начинается пьеса напевно, несколько грустно в тональности ре-

минор. Вторая фраза (такты5-8) звучит более светло и ярко уже в параллельной

тональности (фа- мажор). Вторая часть Арии звучит более напряженно, здесь И.С. Бах

сопоставляет две доминанты – параллельной (до- мажор)и главной (ля- мажор)

тональности. Некий драматизм вносит появляющаяся в тактах11-12 стретта. Но все

успокаивается и разрешается в главную тональность ре- минор.

Нужно поработать над фразировкой, интонационной выразительностью каждого голоса.

Особого внимания требует левая рука. Мелодия скачкообразная (шаги на октаву).

Ребенок должен все это охватить и исполнить осмысленно. Особого внимания требует

стретта (такты11-12). Здесь нужно обратить внимание ученика на несовпадение

интонационных точек. В правой руке конец мотива на до- диез (начало12такта), в левой

руке- начало фразы. Естественно конец мотива должен звучать тише, а начало фразы

ярче.

«Нотная тетрадь А. М. Бах» - ценнейший материал для воспитания и развития вкуса

ребенка к хорошей музыке. Эта музыка развивает полифоническое мышление ребенка,

его звуковую палитру, воспитывает чувство стиля и формы.

Библиография

1.

А. Швейцер Иоганн Себастьян Бах , КлассикаXXI, Москва 2007г.

2.

И.С. Бах Нотная тетрадь А. М. Бах методические комментарии, изд. Музыка,

Москва 1977г.

3.

Н. Калинина Клавирная музыка Баха в фортепианном классе, Ленинград,

Музыка,1988г.



В раздел образования