Автор: Волкова Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 222"
Населённый пункт: г.Заречный Пензенской области
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Положительные мотивы учебной деятельности учащихся младших классов
Раздел: начальное образование
VII городской научно-практический марафон «Шаги в науку»
СЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЯ
Положительные мотивы учебной деятельности учащихся младших классов
Исследовательская работа
Выполнила ученица:
4-д класса
МБОУ «СОШ №226»
Данилина Светлана Станиславовна
Научный руководитель:
учитель начальных классов
первой категории
Волкова Светлана Анатольевна
г. Заречный
Оглавление
1.
Введение……………………………………………………. 3
2.
Основная часть…………………………………………….. 5
2.1. Теоретическая часть……………………………………… 5
2.2. Практическая часть……………………………………… 6
3.
Заключение…………………………………………………. 8
4.
Список использованных источников и литературы…… 10
5.
Приложения
2
1. Введение
В начальной школе учебная деятельность является ведущей. Для того, чтобы
быть успешной, приводить к научению при минимальных затратах усилий и
средств,
учебная
деятельность
должна
быть
разносторонне
мотивированным
процессом,
побуждать
ученика
как
можно
лучше
и
старательнее
учиться,
а
учителя использовать свой творческий педагогический потенциал.
Мотивация
предполагает
личную
заинтересованность
учащихся
в
углубленном
усвоении
материала.
Разносторонность
мотивации
обучения
предполагает
наличие
различных
мотивов,
которые
формируют
у
учащихся
мотивацию достижения успехов и обеспечивают развитие жизненных мотивов
детей начальной школы, составляющих основу их личности.
Поэтому, тема данной работы направлена на определение наличия положительных
мотивов у младших школьников и их структурированность в системе мотивации
достижения успехов.
Проблема этой темы очень актуальна для современной школы, так как у
многих детей уже в начальной школе наблюдается снижение интереса к учёбе,
отказ от выполнения домашних заданий, нежелание ходить в школу, снижение
успеваемости.
Объект
исследования:
мотивация
учебной
деятельности
младших
школьников.
Предмет исследования: механизм формирования структуры положительных
мотивов в учебной деятельности.
Цель
работы:
изучить
наличие
положительных
мотивов
учебной
деятельности в младших классах.
Задачи:
1.
Анализ литературы
2.
Сбор и обработка материала
3.
Сравнение мотивов во 2, 3 и 4 классах
4.
Обобщение результатов.
3
Методы исследования
1.
Наблюдение за активностью детей на уроке
2.
Устный и письменный опросы
3.
Психологическое тестирование
4.
Консультирование
5.
Сбор и обработка данных
Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах
древних философов. В настоящее время таких теорий уже не один десяток.
Взгляды на эту проблему на протяжении всего времени неоднократно менялись,
но всегда располагались между двумя течениями: рационализм и иррационализм.
В о II
половине
ХХ
века
теории
потребностей
человека
были
дополнены
концепцией Маслоу.
В отечественной психологии наиболее завершённой считается концепция А.
Н. Леонтьева. Это теория деятельностного происхождения мотивационной сферы
человека.
У
человека
есть
два
разных
мотива,
функционально
связанных
с
деятельностью, направленных на достижение успеха. Это — мотив достижения
успехов
и
мотив
избегания
неудач.
Эти
мотивы
формируются
и
в
учебной
деятельности
и
к
концу
4-го
класса
становятся
устойчивыми
личностными
характеристиками. Поведение детей с разными мотивами существенно отличается
—
одни
становятся
в
результате
победителями,
а
другие
жизненными
неудачниками.
В своей работе я попыталась выяснить, есть ли положительные мотивы у
младших школьников к учебной деятельности и как они распределяются от класса
к классу в учебных предметах.
4
2. Основная часть
2.1. Теоретическая часть
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны:
побудительная и регуляционная.
Стимуляция или побуждение связаны с понятиями мотивов и мотивации.
Мотивация — сумма причин психологического характера, объясняющих
поведение человека, его начало, направление, активность.
Мотив
—
(от
лат.
приводить
в
движение,
толкать)
предмет,
который
выступает
как
средство
удовлетворения
потребностей.
Наиболее
важным
из
мотивационных понятий является потребность.
Потребность — состояние нужды в чём-либо. Потребности есть у всех
живых существ. Она активирует организм, направляет его на поиск того, что ему
нужно сей час.
Мотивы,
в
отличие
от
потребностей
потенциально
осознаются.
Потребности, мотивы и цели — основа мотивационной сферы человека. Каждая
из
потребностей
может
быть
реализована
во
многих
мотивах.
Мотивы
и
мотивационные процессы пронизывают все сферы личности человека.
Нас
интересует
проявление
положительных
мотивов
в
учебной
деятельности в начальной школе, так как учебная деятельность ведёт за собой
развитие. В обучении детей имеются значительные резервы, но они недостаточно
используются на практике из-за отсутствия мотивации. Успехи в учёбе прямо
зависят от мотивации. В случае дефицита мотивации имеющиеся задатки не
превращаются в способности, а интеллектуальное и личностное развитие идёт
гораздо медленнее, чем могло бы при более благоприятных условиях.
Наличие способностей не является гарантией успехов в учёбе, так как при
отсутствии должной мотивации ребёнок не будет по собственной инициативе
включаться ни в учебную деятельность, ни в общение, будет мало участвовать в
тех
видах
человеческой
социальной
активности,
которые
ведут
за
собой
его
психическое развитие.
Причин такого положения много:
5
Во-первых:
до
конца
не
изучены
все
мотивы,
в
силу
которых
разные
дети
включаются в учёбу, оказываются заинтересованы в приобретении новых знаний
и опыта.
Во-вторых: мы не задумываемся над истинными мотивами детей в учёбе.
В-третьих: среди детей существуют большие индивидуальные различия, то что
интересно для одного, не значимо для другого, сама мотивация очень изменчивая
величина как сумма актуально действующих мотивов.
2.2. Практическая часть
Поэтому,
одной
из
главных
задач,
положенных
мною
в
основу
исследовательской работы является выявление положительных мотивов в учебной
деятельности.
Мной было протестировано 60 детей в возрасте 8-11 лет: один второй класс,
один третий и два четвёртых по методике
«положительные мотивы учебной
деятельности младших школьников» (прил. №1).
Детям были предложены семь видов мотивов:
1. Знаю предмет
2. Люблю им заниматься
3. Думаю, что должен
4. Проявляю творчество
5. Успеваю выполнить
6. С удовольствием иду на урок
7. Работаю самостоятельно
Было предложено оценить по трёхбалльной системе все учебные предметы:
русский язык, литературное чтение, английский язык, математику, окружающий
мир, труд, физкультуру, музыку, рисование.
Анализ
мотивов
учебной
деятельности
позволил
систематизировать
собранный материал и представить его в таблице (прил. №2).
Выяснилось,
что
во
втором
классе
преобладающими
мотивами
у
детей
являются:
знаю
предмет,
люблю
им
заниматься,
в
третьем
классе:
работаю
самостоятельно, проявляю творчество, иду с удовольствием на урок. В четвёртом
6
классе преобладающим мотивом стал мотив «Думаю, что должен», а в другом
четвёртом классе — знаю предмет, люблю им заниматься, думаю, что должен.
В
результате
анализа
полученных
данных
можно
сделать
вывод,
что
у
младших
школьников
выявлено
наличие
положительных
мотивов
учебной
деятельности во всех возрастных группах.
По значимости положительных мотивов наблюдаются разные предпочтения
от класса к классу (прил. № 3-6).
Если во втором дети отдают предпочтение любимому предмету, то уже в
третьем имеет предпочтение знание этого предмета и оценка самостоятельной
работы
по
предмету,
а
уже
в
четвёртом
главным
мотивом
выступает
мотив
долженствования
как
более
взрослый,
связанный
с
формированием
волевого
поведения и саморегуляции учебной деятельности.
Все учебные предметы получили положительную мотивацию деятельности,
но количество баллов по ним было неравным.
Во всех классах низкие баллы положительных мотивов набрали русский и
английский язык (прил. №7). Я думаю, это требует более тщательного изучения
для выяснения причин и повышения успеваемости по этим предметам.
В
четвёртом
классе,
коррекционном
по
зрению,
были
проведены
дополнительные
методы
исследования:
самооценка,
уровень
притязаний,
функциональное
состояние
самочувствия
(до
и
после
уроков
русского
и
английского языка)
Выяснилось, что 70% детей имеют адекватную положительную самооценку
и адекватный уровень притязаний, то есть выбирают средний уровень сложности,
после удачного выполнения берут более сложные задачи, после неудачи — более
низкий уровень.
У 10% - неадекватно низкая самооценка.
У
20%
-
неадекватно
завышенная
самооценка
и
неадекватный
уровень
притязаний.
Одни берутся за самый сложный уровень задач и не снижают притязаний при
неудаче.
7
Другие начинают с лёгкого и при неудаче отказываются от притязаний. При
оценке функционального состояния организма у детей коррекционного класса
обнаружен высокий уровень истощаемости работоспособности.
Выводы:
у
младших
школьников
определено
наличие
положительных
мотивов
учебной
деятельности
по
всем
предметам.
Эти
мотивы
с
годами
развиваются и сменяют друг друга по значимости.
К концу четвёртого класса заканчивается формирование положительных
мотивов учебной деятельности, развиваются самооценка и уровни притязаний.
3. Заключение
Вышеизложенные факты показывают, что прямой зависимости между силой
мотива достижения успехов и величиной мотива избегания неудач нет, так как
успехи в учебной деятельности зависят от многих факторов:
1. Сложность решаемых задач
2. Достижения или неуспехи в прошлом
3. Тревожность
4. Самооценка
5. Уровень притязаний
6. Состояние организма
7. Самоконтроль
8. Работоспособность
Особенно
связано
с
мотивацией
достижения
успехов
качество
работы.
Наилучшим
качество
работы
получается
при
среднем
уровне
мотивации
и
ухудшается при слишком слабом и слишком сильном уровне мотивации.
Выводы: мною было определено наличие положительных мотивов во всех
возрастных
группах
детей,
помимо
этого
выявлен
мотив
избегания
неудач
и
неопределённая
мотивация
в
процентном
соотношении.
Характер
мотивов
со
второго по четвёртый класс меняется по значимости: от любимого предмета к его
знанию и долженствованию им заниматься, что и обусловлено поступательным
развитием
личности
младшего
школьника,
его
самосовершенствованием
и
формированием волевой сферы, которая помогает справляться с препятствиями,
8
формирует устойчивые черты личности.
Данная исследовательская работа имеет большое практическое применение
для
улучшения
успеваемости
у
учащихся,
повышения
их
самооценки
и
формирования положительной мотивации в любой деятельности.
9
Список использованных источников и литературы
1. Асеев В. Г. Возрастная психология. Уч. пособия, Иркутск, 1989.
2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. М, 1986 г.
3. А.С. Выготский «Психология развития ребенка. , Л., 2009 г .
4. Д.Б. Эльконин « Избранные психологические труды. М.,1989г
5. Немов Р. С. Психология образования М., 1994г.
6. Н.И. Шевандрин. Психодиагностика, коррекция и развитие личности М., 1998 г.
7. Дубовый Л.М.., Ивошина Т.Г., Лапин В.А., Панкова Л.И. Методическое пособие
часть I. Обучение и воспитание по курсу педагогической психологии. Пенза 989г.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Логика – М 1982г (Мотивы, эмоции,
личность)
9. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность М., 1987.
( Классификация потребностей)
10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность – М. 1986 г. (Основное направление
интересов, мотиваций).
10
Приложения
1. Опросная форма
Предметы
Виды мотивов
Всего
баллов
Знаю
предмет
Люблю им
заниматься
Думаю,
что
должен
Проявляю
творчество
Успеваю
выполнить
С
удовольствием
иду на урок
Работаю
самостоятельно
Русский язык
Литература
Иностранный
язык
Окружающий
мир
Математика
Технология
Физкультура
Музыка
Рисование
2. Положительная мотивация во II, III и IV классах, в %
3. Структура положительных мотивов во II классе, баллов
11
4. Структура положительных мотивов во II классе, баллов
5. Структура положительных мотивов в IV общеобразовательном классе, баллов
12
6. Структура положительных мотивов в IV коррекционном по зрению классе, баллов
7. Распределение по предметам, баллов
13
14