Напоминание

Особенности психического развития подростка


Автор: Любкина Елена Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
Населённый пункт: г.Шуя Ивановская область
Наименование материала: Cтатья
Тема: Особенности психического развития подростка
Раздел: высшее образование





Назад




«ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА»

Любкина Е.А.

Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»

Шуя, Россия

«

FEATURES OF THE MENTAL DEVELOPMENT OF A TEENAGER

»

Lyubkina H.A.

Shuya branch FGBOU IN "Ivanovo State University»

Shuya, Russia

закрыть

рекламу

Отрочество – этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью.

Он охватывает период от 10–11 до 13–14 лет (V–VIII классы). Понятие отрочества

объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый

возраст. Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических

черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками

и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить

свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Главная

особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения,

затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения

происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые

в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Традиционно

подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко

выражены не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать

свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и

поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок. Значимость

взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не

столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько

признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального

равенства его прав с правами взрослого человека. Важный фактор психического

развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками, которое выделяют

в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять

удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной

конформностью к ценностям и нормам группы сверстников.Отрочество – время

бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период

характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия,

становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В это

время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся

на понятия, не связанные с конкретными представлениями, появляется

способность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять

их. Формирующееся мышление неразрывно связано с рефлексией – способностью

делать предметом мысли саму мысль – и служит необходимой основой для

развития у подростка самоосознания. Наиболее важен в этом отношении период

11–12 лет – время перехода от конкретного мышления к мышлению

теоретическому, от непосредственной памяти к логической. При этом переход на

новый уровень осуществляется постепенно: у детей 11 лет, часто на протяжении

всего VI класса, доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно

происходит его перестройка и лишь примерно с 12 лет, с VII класса, школьники

начинают осваивать мир теоретического мышления. Происходящие изменения как

раз и составляют сложность этого периода, причем разные дети переживают его

по-разному. Вместе с тем решающее влияние на эти изменения оказывают две

стороны учебной деятельности школьника: ее организация взрослыми и ее

сформированность у самого подростка. В период отрочества сильнее становятся

индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, что связано с

развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности,

творческого подхода к решению задач. Это позволяет рассматривать возраст 11–14

лет как сензитивный период для развития творческого мышления. Динамический

характер развития, активное формирование теоретического, рассуждающего

мышления, с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его

ограниченный жизненный опыт – с другой, приводят к тому, что, построив какую-

либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность,

которая может привести к желаемым для него результатам. Центральное

личностное новообразование этого периода – становление нового уровня

самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои

возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие –

уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего

повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе,

формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток

самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы

«извне», сопоставляет себя с другими – взрослыми и сверстниками – ищет

критерии для такого сравнения. Благодаря этому у него постепенно

вырабатываются некоторые собственные критерии оценки себя, и он переходит от

взгляда «извне» на взгляд «изнутри». Ориентация на оценку окружающих

сменяется ориентацией на самооценку, формируется представление о Я-

идеальном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и

идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции

школьника.Новый уровень самосознания, формирующийся под влиянием

ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждения и общения со

сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.Для

понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм

работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым

критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов.

Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса

«скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и

высшей форме». Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что

попытки взрослых избежать проявлений кризиса, создав условия для реализации

новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными. Подросток как

бы провоцирует запреты, специально «принуждает» родителей к их наложению,

чтобы получить возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов,

проверить и собственными усилиями расширить границы своей самостоятель-

ности. Именно в ходе этого столкновения подросток узнает себя, свои

возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении. Если же этого не

происходит, т. е. отрочество проходит гладко и бесконфликтно или

осуществляется по типу «кризиса зависимости», в дальнейшем может проявиться

либо запоздалый, а потому особенно болезненный и бурно протекающий кризис в

17–18 лет и даже позже, либо затяжная инфантильная позиция «ребенка»,

характеризующая человека в период молодости и даже в зрелом возрасте. Таким

образом, позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что

благодаря ему, благодаря борьбе за независимость, проходящей в относительно

безопасных условиях и не принимающей крайних форм, подросток удовлетворяет

потребности в самопознании и самоутверждении; у него не просто возникают

чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются

способы поведения, которые позволят ему справляться с жизненными

трудностями и в дальнейшем. При этом важно иметь в виду, что кризисные

симптомы проявляются не постоянно, хотя порой они проявляются достаточно

часто. Кризисные симптомы варьируют от подростка к подростку; их

интенсивность также бывает различной.

Кризис подросткового возраста проходит через три фазы: 1) негативную, или

предкритическую, – фазу ломки старых привычек, стереотипов, распада

сформировавшихся ранее структур; 2) кульминационную точку кризиса, в

подростковом возрасте – это, как правило, 13 лет, хотя возможны значительные

индивидуальные вариации; 3) посткритическую, т. е. фазу формирования новых

структур, построения новых отношений и т. п. Возрастной

кризис может проходить в двух основных формах. Первая – это кризис

независимости. Его симптомы – упрямство, негативизм, своеволие,

обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее

выполнявшимся, ревность к собственности. Остро ощущаемый собственный

внутренний мир – главная собственность, которую оберегает подросток, ревниво

защищая ее от других. Вторая форма, кризис зависимости, противоположна

первой: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к

старым интересам, вкусам, формам поведения. Если кризис независимости – это

некоторый рывок вперед за пределы старых норм или правил, то кризис

зависимости – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений,

которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности,

защищенности. И то и другое – варианты самоопределения. В первом случае это –

«Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им». С точки

зрения развития наиболее благоприятным оказывается именно первый вариант.

Одновременное присутствие и стремления к независимости, и стремления к

зависимости связано с двойственностью позиции школьника. В силу

недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, предъявляя

взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав,

стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых

помощи, поддержки и защиты, ждет (неосознанно), что взрослые обеспечат

относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных

шагов. Период отрочества – благоприятный период для развития многих сторон

личности, например таких, как познавательная активность, любознательность.

Наиболее важен в этом плане возраст 10–12 лет. Возраст 11–14 лет – важный

период для развития самосознания подростка, его рефлексии, Я-концепции,

чувства Я. Обычно 13–14 лет – время первого знакомства с литературой по

самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии, возрастной

физиологии. Однако за интересом к проблемам самовоспитания, желанием понять

и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не стоят какие-либо

конкретные действия или же они выполняются крайне непоследовательно и

недолго. Поэтому подростки нуждаются в специальной помощи в организации и

осуществлении процесса саморазвития.Наиболее значим период отрочества для

развития полноценного общения. Об этом свидетельствуют следующие данные: у

тех школьников, которые в 12–14-летнем возрасте были ориентированы

преимущественно на семью и мир взрослых, в юношеском и взрослом возрасте

часто возникают проблемы во взаимоотношениях с людьми, причем не только в

личных, но и в служебных. Неврозы, нарушения поведения, склонность к

правонарушениям также наиболее часто встречаются у людей, чьи

взаимоотношения с ровесниками в детском и подростковом возрасте были

проблемными.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М., 2006.

2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – Питер., 2012.



В раздел образования