Автор: Любкина Елена Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: Шуйский филиал Ивановского Государственного Университета
Населённый пункт: г.Шуя Ивановская область
Наименование материала: Cтатья
Тема: Особенности психического развития подростка
Раздел: высшее образование
«ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА»
Любкина Е.А.
Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
Шуя, Россия
«
FEATURES OF THE MENTAL DEVELOPMENT OF A TEENAGER
»
Lyubkina H.A.
Shuya branch FGBOU IN "Ivanovo State University»
Shuya, Russia
закрыть
рекламу
Отрочество – этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью.
Он охватывает период от 10–11 до 13–14 лет (V–VIII классы). Понятие отрочества
объединяет предподростковый, младший подростковый и средний подростковый
возраст. Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических
черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками
и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить
свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Главная
особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения,
затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения
происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые
в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Традиционно
подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко
выражены не только стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать
свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и
поддержки, доверие к ним, ожидание их одобрения и оценок. Значимость
взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не
столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько
признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального
равенства его прав с правами взрослого человека. Важный фактор психического
развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками, которое выделяют
в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять
удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной
конформностью к ценностям и нормам группы сверстников.Отрочество – время
бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период
характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия,
становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В это
время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся
на понятия, не связанные с конкретными представлениями, появляется
способность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять
их. Формирующееся мышление неразрывно связано с рефлексией – способностью
делать предметом мысли саму мысль – и служит необходимой основой для
развития у подростка самоосознания. Наиболее важен в этом отношении период
11–12 лет – время перехода от конкретного мышления к мышлению
теоретическому, от непосредственной памяти к логической. При этом переход на
новый уровень осуществляется постепенно: у детей 11 лет, часто на протяжении
всего VI класса, доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно
происходит его перестройка и лишь примерно с 12 лет, с VII класса, школьники
начинают осваивать мир теоретического мышления. Происходящие изменения как
раз и составляют сложность этого периода, причем разные дети переживают его
по-разному. Вместе с тем решающее влияние на эти изменения оказывают две
стороны учебной деятельности школьника: ее организация взрослыми и ее
сформированность у самого подростка. В период отрочества сильнее становятся
индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, что связано с
развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности,
творческого подхода к решению задач. Это позволяет рассматривать возраст 11–14
лет как сензитивный период для развития творческого мышления. Динамический
характер развития, активное формирование теоретического, рассуждающего
мышления, с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его
ограниченный жизненный опыт – с другой, приводят к тому, что, построив какую-
либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность,
которая может привести к желаемым для него результатам. Центральное
личностное новообразование этого периода – становление нового уровня
самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои
возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие –
уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего
повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе,
формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток
самоанализа, сравнения себя с другими. Подросток смотрит на себя как бы
«извне», сопоставляет себя с другими – взрослыми и сверстниками – ищет
критерии для такого сравнения. Благодаря этому у него постепенно
вырабатываются некоторые собственные критерии оценки себя, и он переходит от
взгляда «извне» на взгляд «изнутри». Ориентация на оценку окружающих
сменяется ориентацией на самооценку, формируется представление о Я-
идеальном. Именно в подростковом возрасте сопоставление реальных и
идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции
школьника.Новый уровень самосознания, формирующийся под влиянием
ведущих потребностей возраста, а именно самоутверждения и общения со
сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.Для
понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм
работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым
критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов.
Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса
«скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и
высшей форме». Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что
попытки взрослых избежать проявлений кризиса, создав условия для реализации
новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными. Подросток как
бы провоцирует запреты, специально «принуждает» родителей к их наложению,
чтобы получить возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов,
проверить и собственными усилиями расширить границы своей самостоятель-
ности. Именно в ходе этого столкновения подросток узнает себя, свои
возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении. Если же этого не
происходит, т. е. отрочество проходит гладко и бесконфликтно или
осуществляется по типу «кризиса зависимости», в дальнейшем может проявиться
либо запоздалый, а потому особенно болезненный и бурно протекающий кризис в
17–18 лет и даже позже, либо затяжная инфантильная позиция «ребенка»,
характеризующая человека в период молодости и даже в зрелом возрасте. Таким
образом, позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что
благодаря ему, благодаря борьбе за независимость, проходящей в относительно
безопасных условиях и не принимающей крайних форм, подросток удовлетворяет
потребности в самопознании и самоутверждении; у него не просто возникают
чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются
способы поведения, которые позволят ему справляться с жизненными
трудностями и в дальнейшем. При этом важно иметь в виду, что кризисные
симптомы проявляются не постоянно, хотя порой они проявляются достаточно
часто. Кризисные симптомы варьируют от подростка к подростку; их
интенсивность также бывает различной.
Кризис подросткового возраста проходит через три фазы: 1) негативную, или
предкритическую, – фазу ломки старых привычек, стереотипов, распада
сформировавшихся ранее структур; 2) кульминационную точку кризиса, в
подростковом возрасте – это, как правило, 13 лет, хотя возможны значительные
индивидуальные вариации; 3) посткритическую, т. е. фазу формирования новых
структур, построения новых отношений и т. п. Возрастной
кризис может проходить в двух основных формах. Первая – это кризис
независимости. Его симптомы – упрямство, негативизм, своеволие,
обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее
выполнявшимся, ревность к собственности. Остро ощущаемый собственный
внутренний мир – главная собственность, которую оберегает подросток, ревниво
защищая ее от других. Вторая форма, кризис зависимости, противоположна
первой: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к
старым интересам, вкусам, формам поведения. Если кризис независимости – это
некоторый рывок вперед за пределы старых норм или правил, то кризис
зависимости – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений,
которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности,
защищенности. И то и другое – варианты самоопределения. В первом случае это –
«Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им». С точки
зрения развития наиболее благоприятным оказывается именно первый вариант.
Одновременное присутствие и стремления к независимости, и стремления к
зависимости связано с двойственностью позиции школьника. В силу
недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, предъявляя
взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав,
стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых
помощи, поддержки и защиты, ждет (неосознанно), что взрослые обеспечат
относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных
шагов. Период отрочества – благоприятный период для развития многих сторон
личности, например таких, как познавательная активность, любознательность.
Наиболее важен в этом плане возраст 10–12 лет. Возраст 11–14 лет – важный
период для развития самосознания подростка, его рефлексии, Я-концепции,
чувства Я. Обычно 13–14 лет – время первого знакомства с литературой по
самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии, возрастной
физиологии. Однако за интересом к проблемам самовоспитания, желанием понять
и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не стоят какие-либо
конкретные действия или же они выполняются крайне непоследовательно и
недолго. Поэтому подростки нуждаются в специальной помощи в организации и
осуществлении процесса саморазвития.Наиболее значим период отрочества для
развития полноценного общения. Об этом свидетельствуют следующие данные: у
тех школьников, которые в 12–14-летнем возрасте были ориентированы
преимущественно на семью и мир взрослых, в юношеском и взрослом возрасте
часто возникают проблемы во взаимоотношениях с людьми, причем не только в
личных, но и в служебных. Неврозы, нарушения поведения, склонность к
правонарушениям также наиболее часто встречаются у людей, чьи
взаимоотношения с ровесниками в детском и подростковом возрасте были
проблемными.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М., 2006.
2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – Питер., 2012.