Напоминание

Наша Родина - Россия. Вводный урок.


Автор: Пуряева Наталья Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №16"
Населённый пункт: г. Владимира
Наименование материала: Урок по истории России 6 класс
Тема: Наша Родина - Россия. Вводный урок.
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока по истории России по теме « Наша Родина-Россия»

Педагогические цели

Создать условия для формирования представлений об истории России,

путях и способах изучения прошлого Отечества,

осознания, что без знания карты и дат нет полноценного знания истории своей страны;

способствовать ознакомлению учащихся со способами работы с учебником, атласом, рабочей тетрадью.

Тип урока

вводный

Образовательные ресурсы

История России. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016.

Презентация, видеоклипы

Оборудование

Экран, компьютер

Основное содержание

темы, понятия и термины

История России - часть современной истории, периодизация отечественной истории, краткая характеристика, задачи курса.

Источники по истории России, Древней Руси. Как работать с учебником

Основные даты

Периодизация всеобщей истории.

Домашнее задание

С.4-8, в интернете найдите высказывания о важности изучения истории России

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Овладение целостными представлениями об

историческом пути Руси как необходимой

основой для миропонимания и познания

проблем современной России; способность

применять понятийный аппарат

исторического знания и приёмы

исторического анализа для раскрытия

сущности и значения событий и явлений

прошлого; умение изучать и

систематизировать информацию из

различных исторических источников,

раскрывая её познавательную ценность.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые

задачи

в

учёбе

и

познавательной

деятельности,

готовность

к

сотрудничеству

с

соучениками,

к

коллективной работе;

Умение индивидуально и совместно с другими учащимися разрабатывать варианты решения учебных,

познавательных или социокультурных проблем

Познавательные: работа с учебной информацией, составляют конспект, выделяют логические части

текста.

Регулятивные: выделяют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной

задачей, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение и аргументируют свой ответ, задают вопросы с

целью получения нужной информации.

Проявляют положительное отношение к

учебной

деятельности,

осмысляют

с о ц и а л ь н о - н р а в с т в е н н ы й

о п ы т

предшествующих поколений, проявляют

способность

к

определению

своей

позиции.

Осознание

самого

себя

частью

своей

Родины – России; формирование навыков

а н а л и з а ,

и н д и в и д у а л ь н о г о

и

коллективного анализа

1

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

урока

Время

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания и упр.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организац

ии

взаимодей

ствия

Универсальные

учебные действия (УУД)

Формы

контроля

I.

Мотива

ция

к учеб-

ной

деятельн

ости

5

Эмоциональная,

психологическая

и мотивационная

подготовка

у ч а щ и х с я

к

усвоению

изучаемого

материала

Здравствуйте,

ребята!

Улыбнитесь

друг

другу.

Кому

вы

с

утра

подарили

свою

улыбку, значит, вы любите и уважаете этих

людей.

А теперь оглянитесь, вы видите, что у нас на

уроке присутствуют гости. Я думаю, что вы

сегодня

продемонстрируете

отличную

работу

на

уроке

и

подарите

хорошее

настроение нашим гостям. Но они не просто

гости, они будут вместе с нами работать.

Садитесь. Итак, мы начинаем урок.

Видеоклип «Россия - Родина моя »

Почему я так необычно начала урок?

Как связан этот клип с сегодняшним уроком?

Какие кадры были занкомы,

Какую цель урока вы можете

сформулировать?

Какая цель будет стоять перед нами при

изучении истории России

Создаёт

условия

для

возникновения

у

обучающихся

внутренней

потребности

включения

в

учебную

д еятельно сть,

уточняет

тематические

рамки.

Организует

формулировку

темы

и

постановку

цели

урока учащимися

Что

изучает

история?

Какие

периоды

истории вы изучали в 5 и начале 6 класса?

По

какому

принципу

названы

эти

курсы?

(хронологический) В чём особенность курса,

который вы начинаете изучать?

Что помогает изучать историю? Правильно,

исторические

источники.

Какие

виды

исторических

источников

вы

помните

из

предыдущих

курсов

истории?

Откуда

мы

знаем

о

жизни

людей

в

древней

и

с р е д н е в е к о в о й

Р у с и ?

Н а з о в и т е

хронологические

рамки

древней

и

с р е д н е в е к о в о й .

Ч т о

и з у ч а ю т

в с п о м о г а т е л ь н ы е

и с т о р и ч е с к и е

дисциплины? Роль исторических источников

в изучении истории России. Что помогает

Слушают

и

обсуждают

тему

урока,

обсуждают

цели

урока

и

пытаются

самостоятельно их формулировать

Давать определение исторической науки.

В ы с к а з ы в а т ь

с у ж д е н и я

о

р о л и

исторических

знаний

в

образовании

личности.

Называть

основные

периоды

з а р у б е ж н о й

и с т о р и и .

Н а з ы в а т ь

хронологические

рамки

изучаемого

периода. Соотносить хронологию истории

Руси и всеобщей истории. Использовать

аппарат

ориентировки

при

работе

с

учебником. Ставить и формулировать при

поддержке учителя новые для себя задачи

в познавательной деятельности

Фронталь

ная

работа

Личностные:

стремятся

хорошо

учиться

и

сориентированы

на

участие

в

делах

школ ьника ;

правильно идентифицируют себя с

позицией школьника.

Регулятивные:

самостоятельно

формулируют

цели

урока

после

предварительного обсуждения

Беседа

Работа с

текстом

учебника

2

Этапы

урока

Время

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания и упр.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организац

ии

взаимодей

ствия

Универсальные

учебные действия (УУД)

Формы

контроля

учёным

изучать

историческое

прошлое?

С

какими источниками вы уже работали при

изучении

истории?

С

помощью

каких

измерителей

определяется

историческое

время человечества?

ВИДы?

А

эти

знания

пригодятся

для

изучения

истории России?

Д л я

к а ж д о г о

и с т о р и я

Р о с с и и ?

ПРОТИВОРЕЧИЕ?

Работа с понятиями «народ» и «государство»

II.

Актуали

зация

знаний

Беседа

Работа с

учебником

Работа с картой

Беседа

-

Работа

с

учебником!

Какие

навыки

вы

у с о в е р ш е н с т в у е т е

п р и

и з у ч е н и и

отечественной истории?

Познакомьтесь

с

оглавлением

учебника.

Какой

период

будет

изучаться?

С

какими

рубриками

учебника

вы

будете

работать?

Чему

вы

предполагаете

научиться

при

изучении истории в 6 классе? Что изучает

история Отечества?

1.

Отвечают

на

вопросы,

высказывают

собственное мнение, записывают план в

тетради. Слушают.

Называть основные измерители времени в

исторической науке

Уметь разделять исторические источники

по

группам.

Приводить

примеры

вспомогательных исторических наук.

Фронталь

ная

работа.

Познавательные: самостоятельно

в ы д е л я ю т

и

ф о р м у л и р у ю т

познавательную цель.

Коммуникативные:

проявляют

активность во взаимодействии для

решения

коммуникативных

и

познавательных

задач,

ставят

вопросы

1. Работа

в тетради

Устные

ответы

III.

Изучен

ие

нового

матери

ала

Р а б о т а

с

терминами.

Р а б о т а

п о

к а р т е

и

одновременно

с терминами

Просмотр

иллюстрации

Работа

с

политической

и

физической

картами!!!!!

Объясните

понятие

«Евразия»

(см.

Введение).

Снова вспомнить клип! Екатеринбург?

Р а н ь ш е

п р о х о д и л

р а з д е л

н а

европейскую

часть

и

азиатскую.

А

материк носит название Евразия. Какая

и

средневековых

стран

занимала

сходное положение? (Византия)

Одно из адаптированных для 6 класса

толкований

понятия

«цивилизация»:

единство

географиче ской

с р ед ы

обитания,

системы

ведения

хозяйства,

духовных

основ

жизнедеятельности

сообщества

(религия,

культура

и

др.),

его

социальной

и

п ол и т и ч е с ко й

организации.

В

5

классе

изучались

во сточная

Слушают учителя. По ходу рассказа

выполняют

задания

по

карте. Запись

терминов

в

тетрадь.

С

помощью

учебника,

карты

объяснять

смысл

понятия, термина. Использовать карту

к а к

и с т о ч н и к

и н ф о р м а ц и и

о

т е р р ито р ии

Ро с с ии.

Н а з ы в а т ь

основные языковые семьи и группы,

опираясь на таблицу, карту.

С

помощью

учителя

и

сведений

из

учебника

называть

и

определять

по

карте размещение языковых семей и

групп

в

Евразии

в

древности,

на

территории собственного региона

Фронтал

ьная

работа.

Индивид

уальная

работа.

Личностные: проявляют интерес к

новому

учебному

материа лу;

в ы р а ж а ю т

п о л о ж и т е л ь н о е

отношение к процессу познания

Регулятивные:

совме ст но

с

у ч и т е л е м

о б н а р у ж и в а ю т

и

формулируют выводы

П о з н а в а т е л ь н ы е : извлекают

необходимую

информацию

из

учебника; дополняют и расширяют

и м е ю щ и е с я

з н а н и я

и

представления о своих предках, о

с в я з и

м е ж д у

п о ко л е н и я м и ;

ориентируются

в

своей

системе

з н а н и й :

с а м о с т о я т е л ь н о

предполагают,

какая

информация

нужна

для

решения

учебной

задачи; отбирают необходимые для

решения учебной задачи источники

информации

среди

предложенных

учителем.

Записи в

карте

Записи в

тетради

3

Этапы

урока

Время

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания и упр.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организац

ии

взаимодей

ствия

Универсальные

учебные действия (УУД)

Формы

контроля

цивилизация,

Античность.

Основными

ц и в и л и з а ц и о н н ы м и

р е г и о н а м и

Средневековья были Азия и Европа. В

эпоху

Средневековья

нач ина е т с я

вхождение

в

мировой

исторический

процесс сначала Руси, затем России.

Групповая работа по изучению нового

материала. Приложение 2.

Учащиеся

читают

дополнительный

материал, анализируют его и делают

в ы в о д ы .

И с п о л ь з у я

п р и е м

комментированного

чтения,

ученики

знакомятся

с

дополнительными

источниками информации в учебнике.

группов

ая

работа

Коммуникативные: читают вслух

и про себя тексты учебников и при

этом

ведут

«диалог

с

автором»

(прогнозируют

будущее

чтение,

ставят

вопросы

к

тексту

и

ищут

ответы; проверяют себя); отделяют

новое

от

известного;

выделяют

главное; составляют план

Устные

ответы

IV.

Первич

ное

осмысл

ение и

закрепл

ение

изученн

ого

Работа в парах

1 .

Н а ц е л и в а е т

у ч а щ и х с я

н а

самостоятельную

работу,

поясняет

задания,

организует

выборочный

контроль.

Организация

работы

в

п а р а х .

Выпишите

в

тетрадь

определение

понятия

«цивилизация»

(определение

даёт учитель). Обсудите смысл фразы из

учебника: «Каждый народ вносил свой

вклад

в

развитие

культуры,

языка,

хозяйства,

т.

е.

в

формирование

российской

цивилизации».

В

чём

вы

видите

важность

изучения

истории

Отечества?

1.

Выполнение

заданий

в

рабочей

тетради.

2. Рассуждают, отвечают на вопросы.

Задают друг другу вопросы

Работать

со

словарём

и

с

помощью

у ч и т е л я

о б ъ я с н я т ь

с м ы с л

исторического

понятия,

термина.

Показывать

на

карте

и

описывать

границы

территории

современной

Ро ссии.

Объяснять

з н ач и м о с т ь

изучения отечественной истории для

каждого жителя страны и общества

1.Индив

идуальн

ая

работа.

2.Фронт

альная

работа

Познавательные:

самостоятельно

осуществляют

п о и с к

н е о б х о д и м о й

информации.

Регулятивные: ориентируются

в учебнике и рабочей тетради

V.

Итоги

урока.

Рефлек

сия

Обобщение

полученных на

уроке сведений

Проводит беседу по вопросам: Ребята,

давайте

вспомним,

какую

цель

мы

ставили

в

начале

нашего

урока?

Получилось ли у нас это сделать?

Задание:

Закончите фразу (по выбору)

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Было трудно….

Я понял, что….

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Мне хотелось…

Отвечают

на

вопросы.

Определяют

свое

эмоциональное

состояние

на

уроке

Выбирают

фразу

и

п и с ь м е н н о

отвечают в тетрадях.

А

затем

выборочно

проговаривают

свои

записи(

за

неимением

времени

работа

переносится

наследующий

урок)

Фронтал

ьная

работа

Л и ч н о с т н ы е : понимают

значение знаний для человека и

принимают его.

Регулятивные: прогнозируют

результаты

уровня

усвоения

изучаемого

материала, умение

планировать свою деятельность

Коммуникативные :

Ум е н и е

п о л н о

и

т о ч н о

выражать свою мысль.

Оценива

ние

учащихс

я за

работу

на уроке

Домаш

нее

2

п.1 стр7-11,

Конкретизирует домашнее задание

У ч е б н и к ,

в в е д е н и е .

Н а й д и т е

в

Записывают домашнее задание

Индивид

уальная

4

Этапы

урока

Время

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания и упр.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организац

ии

взаимодей

ствия

Универсальные

учебные действия (УУД)

Формы

контроля

задание

дополнительной литературе, Интернете

высказывания

о

значимости

изучения

истории России. На уроке изложите их

одноклассникам.

Какой

афоризм

и

почему

вам

особенно

понравился?

Выпишите его в тетрадь

работа

Ребята,

сложите

все

ваши

оценочные

листы на край стола. На их основании и

моим

наблюдениям

я

вам

выставлю

оценки к следующему уроку

Урок закончен. Спасибо всем за участие.

Ресурсный материал к уроку.

Приложение 1.

5

Приложение 2

Дополнительный материал для первой группы

В междуречье Оки и Волги обнаруживаются названия на языках финно-угорской группы. Таковы все гидронимы (названия рек), окан чивающиеся на «ва»:

Москва, Протва, Лысьва. «Ва» - вода по-фински.

Термин «Сибирь», по мнению профессора З.Я. Бояршиновой, происходит от названия этнической группы сипыр (сабир) — предков древних угров.

Начиная с XIII в. восточные авторы называют Сибирью не только народность, но и местность, в которой она обитала.

• Как лингвистика помогает истории воссоздавать прошлое?

Дополнительный материал для второй группы

В окрестностях села Скорняково в начале 1860-х гг. были раскопаны два кургана, и один у села Засосенка, неподалеку от устья реки Сосны. Погребальные

комплексы курганов относятся к эпохе бронзы и датируются серединой - третьей четвертью II тыс. до н. э. Находки из погребений - глиняный сосуд, бронзовые

ножи, каменные наконечники стрел, костяные поделки — вместе с подробным описанием раскопок в 1886 г. были переданы в открывшийся в Москве Истори-

ческий музей.

• Как археология помогает истории воссоздавать прошлое?

6

Дополнительный материал для третьей группы

Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однокамерную «коробку» с плоской крыше и одним окном; временное летнее жилище строилось

из кольев и досок в виде усеченной пирамиды.

Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясанной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов. Головным

убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин -кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом наружу, а в сильный холод

одевались в одежды мехом внутрь. Зимним головным убором служила суконная шапка на меху, обувью — пимы (сапоги из оленьего меха).

Саами были обращены в православие, но сохранили в пережиточной форме дохристианские верования: в частности, они поклонялись камням, напоминающим

силуэты людей.

• Как этнография помогает истории воссоздавать прошлое?

Дополнительный материал для четвертой группы

Корни пословицы как жанра уходят в языческое прошлое, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки языческо-магических представлений (например,

«Дурной глаз на осину глянет — осина завянет»).

Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.

• Хотя не богат, а гостям рад (Чем богаты, тем и рады).

• Лад избу ширит.

• Бой отвагу любит.

• Своего не бросай, чужого не бери.

• На словах тих, а на деле лих.

• Цвет в поле — человек в воле.

• Дракою прав не будешь.

• Жена при муже хороша.

• Как фольклористика помогает истории воссоздавать прошлое?

7



В раздел образования