Автор: Пуряева Наталья Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №16"
Населённый пункт: г. Владимира
Наименование материала: Урок по истории России 6 класс
Тема: Наша Родина - Россия. Вводный урок.
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по истории России по теме « Наша Родина-Россия»
Педагогические цели
Создать условия для формирования представлений об истории России,
путях и способах изучения прошлого Отечества,
осознания, что без знания карты и дат нет полноценного знания истории своей страны;
способствовать ознакомлению учащихся со способами работы с учебником, атласом, рабочей тетрадью.
Тип урока
вводный
Образовательные ресурсы
История России. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016.
Презентация, видеоклипы
Оборудование
Экран, компьютер
Основное содержание
темы, понятия и термины
История России - часть современной истории, периодизация отечественной истории, краткая характеристика, задачи курса.
Источники по истории России, Древней Руси. Как работать с учебником
Основные даты
Периодизация всеобщей истории.
Домашнее задание
С.4-8, в интернете найдите высказывания о важности изучения истории России
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Овладение целостными представлениями об
историческом пути Руси как необходимой
основой для миропонимания и познания
проблем современной России; способность
применять понятийный аппарат
исторического знания и приёмы
исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений
прошлого; умение изучать и
систематизировать информацию из
различных исторических источников,
раскрывая её познавательную ценность.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи
в
учёбе
и
познавательной
деятельности,
готовность
к
сотрудничеству
с
соучениками,
к
коллективной работе;
Умение индивидуально и совместно с другими учащимися разрабатывать варианты решения учебных,
познавательных или социокультурных проблем
Познавательные: работа с учебной информацией, составляют конспект, выделяют логические части
текста.
Регулятивные: выделяют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной
задачей, осознают качество и уровень усвоения материала.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение и аргументируют свой ответ, задают вопросы с
целью получения нужной информации.
Проявляют положительное отношение к
учебной
деятельности,
осмысляют
с о ц и а л ь н о - н р а в с т в е н н ы й
о п ы т
предшествующих поколений, проявляют
способность
к
определению
своей
позиции.
Осознание
самого
себя
частью
своей
Родины – России; формирование навыков
а н а л и з а ,
и н д и в и д у а л ь н о г о
и
коллективного анализа
1
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы
урока
Время
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания и упр.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организац
ии
взаимодей
ствия
Универсальные
учебные действия (УУД)
Формы
контроля
I.
Мотива
ция
к учеб-
ной
деятельн
ости
5
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка
у ч а щ и х с я
к
усвоению
изучаемого
материала
Здравствуйте,
ребята!
Улыбнитесь
друг
другу.
Кому
вы
с
утра
подарили
свою
улыбку, значит, вы любите и уважаете этих
людей.
А теперь оглянитесь, вы видите, что у нас на
уроке присутствуют гости. Я думаю, что вы
сегодня
продемонстрируете
отличную
работу
на
уроке
и
подарите
хорошее
настроение нашим гостям. Но они не просто
гости, они будут вместе с нами работать.
Садитесь. Итак, мы начинаем урок.
Видеоклип «Россия - Родина моя »
Почему я так необычно начала урок?
Как связан этот клип с сегодняшним уроком?
Какие кадры были занкомы,
Какую цель урока вы можете
сформулировать?
Какая цель будет стоять перед нами при
изучении истории России
Создаёт
условия
для
возникновения
у
обучающихся
внутренней
потребности
включения
в
учебную
д еятельно сть,
уточняет
тематические
рамки.
Организует
формулировку
темы
и
постановку
цели
урока учащимися
Что
изучает
история?
Какие
периоды
истории вы изучали в 5 и начале 6 класса?
По
какому
принципу
названы
эти
курсы?
(хронологический) В чём особенность курса,
который вы начинаете изучать?
Что помогает изучать историю? Правильно,
исторические
источники.
Какие
виды
исторических
источников
вы
помните
из
предыдущих
курсов
истории?
Откуда
мы
знаем
о
жизни
людей
в
древней
и
с р е д н е в е к о в о й
Р у с и ?
Н а з о в и т е
хронологические
рамки
древней
и
с р е д н е в е к о в о й .
Ч т о
и з у ч а ю т
в с п о м о г а т е л ь н ы е
и с т о р и ч е с к и е
дисциплины? Роль исторических источников
в изучении истории России. Что помогает
Слушают
и
обсуждают
тему
урока,
обсуждают
цели
урока
и
пытаются
самостоятельно их формулировать
Давать определение исторической науки.
В ы с к а з ы в а т ь
с у ж д е н и я
о
р о л и
исторических
знаний
в
образовании
личности.
Называть
основные
периоды
з а р у б е ж н о й
и с т о р и и .
Н а з ы в а т ь
хронологические
рамки
изучаемого
периода. Соотносить хронологию истории
Руси и всеобщей истории. Использовать
аппарат
ориентировки
при
работе
с
учебником. Ставить и формулировать при
поддержке учителя новые для себя задачи
в познавательной деятельности
Фронталь
ная
работа
Личностные:
стремятся
хорошо
учиться
и
сориентированы
на
участие
в
делах
школ ьника ;
правильно идентифицируют себя с
позицией школьника.
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют
цели
урока
после
предварительного обсуждения
Беседа
Работа с
текстом
учебника
2
Этапы
урока
Время
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания и упр.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организац
ии
взаимодей
ствия
Универсальные
учебные действия (УУД)
Формы
контроля
учёным
изучать
историческое
прошлое?
С
какими источниками вы уже работали при
изучении
истории?
С
помощью
каких
измерителей
определяется
историческое
время человечества?
ВИДы?
А
эти
знания
пригодятся
для
изучения
истории России?
Д л я
к а ж д о г о
и с т о р и я
Р о с с и и ?
ПРОТИВОРЕЧИЕ?
Работа с понятиями «народ» и «государство»
II.
Актуали
зация
знаний
Беседа
Работа с
учебником
Работа с картой
Беседа
-
Работа
с
учебником!
Какие
навыки
вы
у с о в е р ш е н с т в у е т е
п р и
и з у ч е н и и
отечественной истории?
Познакомьтесь
с
оглавлением
учебника.
Какой
период
будет
изучаться?
С
какими
рубриками
учебника
вы
будете
работать?
Чему
вы
предполагаете
научиться
при
изучении истории в 6 классе? Что изучает
история Отечества?
1.
Отвечают
на
вопросы,
высказывают
собственное мнение, записывают план в
тетради. Слушают.
Называть основные измерители времени в
исторической науке
Уметь разделять исторические источники
по
группам.
Приводить
примеры
вспомогательных исторических наук.
Фронталь
ная
работа.
Познавательные: самостоятельно
в ы д е л я ю т
и
ф о р м у л и р у ю т
познавательную цель.
Коммуникативные:
проявляют
активность во взаимодействии для
решения
коммуникативных
и
познавательных
задач,
ставят
вопросы
1. Работа
в тетради
Устные
ответы
III.
Изучен
ие
нового
матери
ала
Р а б о т а
с
терминами.
Р а б о т а
п о
к а р т е
и
одновременно
с терминами
Просмотр
иллюстрации
Работа
с
политической
и
физической
картами!!!!!
Объясните
понятие
«Евразия»
(см.
Введение).
Снова вспомнить клип! Екатеринбург?
Р а н ь ш е
п р о х о д и л
р а з д е л
н а
европейскую
часть
и
азиатскую.
А
материк носит название Евразия. Какая
и
средневековых
стран
занимала
сходное положение? (Византия)
Одно из адаптированных для 6 класса
толкований
понятия
«цивилизация»:
единство
географиче ской
с р ед ы
обитания,
системы
ведения
хозяйства,
духовных
основ
жизнедеятельности
сообщества
(религия,
культура
и
др.),
его
социальной
и
п ол и т и ч е с ко й
организации.
В
5
классе
изучались
во сточная
Слушают учителя. По ходу рассказа
выполняют
задания
по
карте. Запись
терминов
в
тетрадь.
С
помощью
учебника,
карты
объяснять
смысл
понятия, термина. Использовать карту
к а к
и с т о ч н и к
и н ф о р м а ц и и
о
т е р р ито р ии
Ро с с ии.
Н а з ы в а т ь
основные языковые семьи и группы,
опираясь на таблицу, карту.
С
помощью
учителя
и
сведений
из
учебника
называть
и
определять
по
карте размещение языковых семей и
групп
в
Евразии
в
древности,
на
территории собственного региона
Фронтал
ьная
работа.
Индивид
уальная
работа.
Личностные: проявляют интерес к
новому
учебному
материа лу;
в ы р а ж а ю т
п о л о ж и т е л ь н о е
отношение к процессу познания
Регулятивные:
совме ст но
с
у ч и т е л е м
о б н а р у ж и в а ю т
и
формулируют выводы
П о з н а в а т е л ь н ы е : извлекают
необходимую
информацию
из
учебника; дополняют и расширяют
и м е ю щ и е с я
з н а н и я
и
представления о своих предках, о
с в я з и
м е ж д у
п о ко л е н и я м и ;
ориентируются
в
своей
системе
з н а н и й :
с а м о с т о я т е л ь н о
предполагают,
какая
информация
нужна
для
решения
учебной
задачи; отбирают необходимые для
решения учебной задачи источники
информации
среди
предложенных
учителем.
Записи в
карте
Записи в
тетради
3
Этапы
урока
Время
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания и упр.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организац
ии
взаимодей
ствия
Универсальные
учебные действия (УУД)
Формы
контроля
цивилизация,
Античность.
Основными
ц и в и л и з а ц и о н н ы м и
р е г и о н а м и
Средневековья были Азия и Европа. В
эпоху
Средневековья
нач ина е т с я
вхождение
в
мировой
исторический
процесс сначала Руси, затем России.
Групповая работа по изучению нового
материала. Приложение 2.
Учащиеся
читают
дополнительный
материал, анализируют его и делают
в ы в о д ы .
И с п о л ь з у я
п р и е м
комментированного
чтения,
ученики
знакомятся
с
дополнительными
источниками информации в учебнике.
группов
ая
работа
Коммуникативные: читают вслух
и про себя тексты учебников и при
этом
ведут
«диалог
с
автором»
(прогнозируют
будущее
чтение,
ставят
вопросы
к
тексту
и
ищут
ответы; проверяют себя); отделяют
новое
от
известного;
выделяют
главное; составляют план
Устные
ответы
IV.
Первич
ное
осмысл
ение и
закрепл
ение
изученн
ого
Работа в парах
1 .
Н а ц е л и в а е т
у ч а щ и х с я
н а
самостоятельную
работу,
поясняет
задания,
организует
выборочный
контроль.
Организация
работы
в
п а р а х .
Выпишите
в
тетрадь
определение
понятия
«цивилизация»
(определение
даёт учитель). Обсудите смысл фразы из
учебника: «Каждый народ вносил свой
вклад
в
развитие
культуры,
языка,
хозяйства,
т.
е.
в
формирование
российской
цивилизации».
В
чём
вы
видите
важность
изучения
истории
Отечества?
1.
Выполнение
заданий
в
рабочей
тетради.
2. Рассуждают, отвечают на вопросы.
Задают друг другу вопросы
Работать
со
словарём
и
с
помощью
у ч и т е л я
о б ъ я с н я т ь
с м ы с л
исторического
понятия,
термина.
Показывать
на
карте
и
описывать
границы
территории
современной
Ро ссии.
Объяснять
з н ач и м о с т ь
изучения отечественной истории для
каждого жителя страны и общества
1.Индив
идуальн
ая
работа.
2.Фронт
альная
работа
Познавательные:
самостоятельно
осуществляют
п о и с к
н е о б х о д и м о й
информации.
Регулятивные: ориентируются
в учебнике и рабочей тетради
V.
Итоги
урока.
Рефлек
сия
Обобщение
полученных на
уроке сведений
Проводит беседу по вопросам: Ребята,
давайте
вспомним,
какую
цель
мы
ставили
в
начале
нашего
урока?
Получилось ли у нас это сделать?
Задание:
Закончите фразу (по выбору)
Сегодня я узнал….
Было интересно…
Было трудно….
Я понял, что….
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Мне хотелось…
Отвечают
на
вопросы.
Определяют
свое
эмоциональное
состояние
на
уроке
Выбирают
фразу
и
п и с ь м е н н о
отвечают в тетрадях.
А
затем
выборочно
проговаривают
свои
записи(
за
неимением
времени
работа
переносится
наследующий
урок)
Фронтал
ьная
работа
Л и ч н о с т н ы е : понимают
значение знаний для человека и
принимают его.
Регулятивные: прогнозируют
результаты
уровня
усвоения
изучаемого
материала, умение
планировать свою деятельность
Коммуникативные :
Ум е н и е
п о л н о
и
т о ч н о
выражать свою мысль.
Оценива
ние
учащихс
я за
работу
на уроке
Домаш
нее
2
п.1 стр7-11,
Конкретизирует домашнее задание
У ч е б н и к ,
в в е д е н и е .
Н а й д и т е
в
Записывают домашнее задание
Индивид
уальная
4
Этапы
урока
Время
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания и упр.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организац
ии
взаимодей
ствия
Универсальные
учебные действия (УУД)
Формы
контроля
задание
дополнительной литературе, Интернете
высказывания
о
значимости
изучения
истории России. На уроке изложите их
одноклассникам.
Какой
афоризм
и
почему
вам
особенно
понравился?
Выпишите его в тетрадь
работа
Ребята,
сложите
все
ваши
оценочные
листы на край стола. На их основании и
моим
наблюдениям
я
вам
выставлю
оценки к следующему уроку
Урок закончен. Спасибо всем за участие.
Ресурсный материал к уроку.
Приложение 1.
5
Приложение 2
Дополнительный материал для первой группы
В междуречье Оки и Волги обнаруживаются названия на языках финно-угорской группы. Таковы все гидронимы (названия рек), окан чивающиеся на «ва»:
Москва, Протва, Лысьва. «Ва» - вода по-фински.
Термин «Сибирь», по мнению профессора З.Я. Бояршиновой, происходит от названия этнической группы сипыр (сабир) — предков древних угров.
Начиная с XIII в. восточные авторы называют Сибирью не только народность, но и местность, в которой она обитала.
• Как лингвистика помогает истории воссоздавать прошлое?
Дополнительный материал для второй группы
В окрестностях села Скорняково в начале 1860-х гг. были раскопаны два кургана, и один у села Засосенка, неподалеку от устья реки Сосны. Погребальные
комплексы курганов относятся к эпохе бронзы и датируются серединой - третьей четвертью II тыс. до н. э. Находки из погребений - глиняный сосуд, бронзовые
ножи, каменные наконечники стрел, костяные поделки — вместе с подробным описанием раскопок в 1886 г. были переданы в открывшийся в Москве Истори-
ческий музей.
• Как археология помогает истории воссоздавать прошлое?
6
Дополнительный материал для третьей группы
Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однокамерную «коробку» с плоской крыше и одним окном; временное летнее жилище строилось
из кольев и досок в виде усеченной пирамиды.
Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясанной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов. Головным
убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин -кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом наружу, а в сильный холод
одевались в одежды мехом внутрь. Зимним головным убором служила суконная шапка на меху, обувью — пимы (сапоги из оленьего меха).
Саами были обращены в православие, но сохранили в пережиточной форме дохристианские верования: в частности, они поклонялись камням, напоминающим
силуэты людей.
• Как этнография помогает истории воссоздавать прошлое?
Дополнительный материал для четвертой группы
Корни пословицы как жанра уходят в языческое прошлое, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки языческо-магических представлений (например,
«Дурной глаз на осину глянет — осина завянет»).
Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.
• Хотя не богат, а гостям рад (Чем богаты, тем и рады).
• Лад избу ширит.
• Бой отвагу любит.
• Своего не бросай, чужого не бери.
• На словах тих, а на деле лих.
• Цвет в поле — человек в воле.
• Дракою прав не будешь.
• Жена при муже хороша.
• Как фольклористика помогает истории воссоздавать прошлое?
7