Напоминание

Реализация комплекса мер в рамках работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей


Автор: Сергунцова Елена Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ Детский дом №1 г.Гурьевска
Населённый пункт: Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Реализация комплекса мер в рамках работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Реализация комплекса мер в рамках работы с детьми-сиротами и

детьми, оставшихся без попечения родителей.

Статья

Сергунцова Елена Александровна,

социальный педагог

Муниципального казенного образовательного учреждения

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, Детский дом №1 г.Гурьевска Кемеровской области

С целью реализации развития системы подготовки к самостоятельной

жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения

родителей,

постинтернатного

сопровождения

и

адаптации

выпускников таких организаций, детей из замещающих семей на территории

Кемеровской

области

был утвержден комплекс мер по развитию системы

подготовки к самостоятельной жизни на территории Кемеровской области на

2018-2019 годы. Была создана рабочая группа по обеспечению реализации

комплекса мер.

Региональная

система подготовки

к

самостоятельной

жизни

воспитанников

организаций

для

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения родителей, в конце 2018 и вначале 2019г. находилась на стадии

формирования.

Были

выработаны

общие

подходы

в

отношении

детей

целевых

групп,

создавались

нормативно-правовая,

организационная,

кадровая,

учебно-методическая

основы

деятельности.

Специалисты

постинтернатного сопровождения, в том числе и нашего Центра прошли

специализированные курсы, а также цикл обучающих семинаров.

Цель

комплекса

мер

-

формирование

навыков

самостоятельного

проживания

воспитанников

организаций

для

детей-сирот

и

детей

из

замещающих

семей,

создание

условий

для

их

успешной

социальной

адаптации.

Задачи комплекса мер:

1.

Развитие

на

территории

Кемеровской

области

региональной

системы подготовки воспитанников

организаций для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

детей из замещающих семей к

самостоятельной жизни.

2.

Развитие

на

территории

Кемеровской

области

региональной

системы

постинтернатного

сопровождения

и

адаптации

выпускников

организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.

Повышение

профессиональных

компетенций

руководителей

и

специалистов,

осуществляющих

работу

по

подготовке

воспитанников

организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детей из замещающих семей к самостоятельной жизни, постинтернатному

сопровождению

и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей,

в том числе с обязательным

проведением

их

стажировки

на

базе

профессиональных

стажировочных

площадок

Фонда

поддержки

детей,

находящихся

в

трудной

жизненной

ситуации.

4.

Совершенствование и распространение региональных практик,

эффективных технологий и методик работы по

подготовке воспитанников

организаций

для

детей-сирот

и

детей

из

замещающих

семей

к

самостоятельной

жизни,

постинтернатному

сопровождению

и

адаптации

выпускников

организаций

для

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения родителей.

Целевые группы, на которые направлен комплекс мер:

воспитанники организаций для детей-сирот за 1-2 года до выхода

из организаций;

выпускники

организаций

для

детей-сирот,

в

том

числе

с

признаками дезадаптации, в первые 2 года самостоятельной жизни;

дети подросткового возраста в первый год жизни в замещающих

семьях;

несовершеннолетние матери из числа воспитанниц и выпускниц

организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Политика российского государства направлена на подготовку детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к решению социально-

экономических

задач.

Наличие

у

них

опыта

решения

таких

задач

будет

способствовать

более

успешной

их

адаптации

к

условиям

социальной

и

экономической жизни в современном обществе.

Одним

из

критических

моментов

в

жизни

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

является

их

переход

из-под

опеки

государства к самостоятельной жизни.

Современное

общество

требует

от

молодого

поколения

наличия

социально

значимых

личностных

качеств,

одним

из

которых

является

самостоятельность.

Самостоятельность

помогает

человеку

успешно

проявлять себя в разнообразных жизненных ситуациях, быстрее и лучше

адаптироваться

в

социуме,

а

также

сознательно

и

целенаправленно

заниматься разносторонним развитием собственной личности.

В этой связи и возникла необходимость создания комплексной системы

подготовки

воспитанников

детского

дома

к

самостоятельной

жизни

и

сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.

В

рамках

комплекса

мер

специалистами

Отдела

постинтернатного

сопровождения

были

разработаны

и

утверждены

в

апреле

2019г.

методические

разработки

и

нормативные

документы,

которые

позволят

успешно

реализовать

комплекс

мер.

Разработаны

2

программы:

«Мое

надежное

будущее»

и

«Становление»,

и

проект

«Учимся

жить

самостоятельно».

Программы и проект разработаны в соответствии с законодательными и

нормативными документами Российской Федерации.

Целью

программы

подготовки

воспитанников,

обучающихся

в

8-9

классов

к

самостоятельной

жизни

«Моё

надёжное

будущее»

является

организация воспитательного процесса детского дома, ориентированного на

повышение

результативности

и

качества

подготовки

воспитанников

к

самостоятельной

жизни

через

формирование

у

них

универсальных

социально-профессиональных компетенций.

Достижение данной цели реализуется через решение следующих задач:

- способствовать формированию у воспитанников основ правосознания и

гражданско-правовой

культуры,

понимания

необходимости

соблюдения

закона;

-

повысить

уровень

экономической

грамотности

воспитанников

и

способности самостоятельного планирования семейного бюджета;

-

способствовать

формированию

профессионального

самоопределения

воспитанников и осознанного отношения их к выбору будущей профессии;

- способствовать формированию у воспитанников навыков здорового образа

жизни,

безопасного

поведения

и

ответственного

отношения

к

своему

здоровью;

- создавать благоприятные условия для формирования социально-бытовых

умений

и

навыков

ведения

домашнего

хозяйства,

необходимых

воспитанникам в самостоятельной жизни.

Программа состоит из 2 разделов «Мой выбор» и «Жизненный путь»,

каждый из которых включает 5 модулей. Модульное построение программы

позволяет

осуществлять

комплексный

подход

к

изучению

материала

по

различным направлениям организации жизнедеятельности и способствует

формированию у воспитанников необходимых социально значимых навыков

и личностных качеств.

Реализация программы предполагает изучение следующих модулей:

- правовая грамотность (12 часов);

- экономическая грамотность (18 часов);

- подготовка к выбору профессии (28 часов);

- здоровый образ жизни (18 часов);

- ведение домашнего хозяйства (49 часа).

Теперь,

немного

о

Программе сопровождения

и

адаптации

выпускников «Становление» .

Современный

детский

дом

представляет

собой

образовательную

организацию, созданную для решения задач социального воспитания детей-

сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей.

Общество

заинтересовано

в

том,

чтобы

выпускники

детских

домов

были

готовы

самостоятельно

решать

проблемы,

возникающие

на

их

жизненном

пути,

социально приемлемым способом.

Наиболее

характерными

затруднениями

для

них

после

выпуска

из

детского дома являются: профессиональное и личностное самоопределение,

получение

профессионального

образования

и

т рудоуст ройство,

самостоятельная организация быта и досуга, ориентация в системе служб

социальной поддержки, в сфере правовой компетентности и другие.

Для

того

чтобы

выпускник

успешно

взаимодействовал

как

с

отдельными представителями общества, так и с группами, знал и применял

общепринятые

нормы,

выполнял

существующие

правила,

находил

эффективные варианты поведения в той или иной ситуации, ему необходим

значимый взрослый, наставник.

Назначение

программы

«Становление»

состоит

в

организации

постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников до достижения

ими 23 лет.

Целью

данной

программы

является

организация

постинтернатного

сопровождения

и

адаптации

выпускников

МКОУ

Детский

дом

№1

г.Гурьевска, в течение двух лет после выпуска из детского дома, в процессе

получения ими профессионального образования.

Задачи:

1.

Содействовать

адаптации

выпускника

к

условиям

обучения

в

профессиональной образовательной организации.

2.

Обеспечить

преемственность

в

работе

специалистов

детского

дома

в

реализации постинтернатного сопровождения выпускников.

3.

Осуществлять

мониторинг

результативности

постинтернатного

сопровождения

и

адаптации

выпускников

в

условиях

профессиональной

образовательной организации.

Программа

носит

рекомендательный

характер

и

адресована

специалистам

детских

домов

для

организации

взаимодействия

с

профессиональными образовательными организациями в процессе получения

выпускниками профессионального образования.

Ожидаемые результаты при успешной реализации программы это:

повышение

уровня

постинтернатной

адаптации

обучающихся

из

числа

выпускников

организации

для

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения родителей;

системное

взаимодействие

с

образовательными

организациями

по

постинтернатному сопровождению;

реализация

мониторинга

результативности

по стинтернатного

сопровождения

и

адаптации

выпускников

и

коррекция

деятельности

специалистов детского дома по постинтернатному сопровождению.

Проект

«Учимся

жить

самостоятельно»

д ля

у ч е б н о го

самостоятельного проживания воспитанников направлен, в первую очередь,

н а процесс

развития

социально

компетентной

личности

и

социальной

адаптации

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

к

современным социально-экономическим условиям.

Построение

конструктивных

взаимоотношений

с

ровесниками

и

взрослыми, получение и обустройство своего жилья, ведение домашнего

хозяйства,

распределение

денежных

средств

вот

актуальные

проблемы

выпускника.

Проанализировав существующие проблемы, возникла необходимость в

создании проекта тренировочной квартиры, в которой воспитанники смогут

жить

самостоятельно,

отрабатывая

на

практике

социально-бытовые

и

коммуникативные навыки.

Решением задачи подготовки воспитанников к самостоятельной жизни

на этапе выпуска из детского дома может стать адаптационная тренировочная

квартира, в которой воспитанники смогут жить самостоятельно, отрабатывая

на практике социально-бытовые и коммуникативные навыки. Большая роль в

этом процессе отводится педагогам-наставникам.

Тренировочная квартира

играет роль своеобразного социального адаптера - с одной стороны она

изменяет

социальные

условия,

а

с

другой

-

формирует

у

воспитанника

навыки, необходимые для адаптации в социуме. Она предоставляет будущему

выпускнику возможность для осмысления и апробации полученных ранее

знаний,

умений

и

навыков,

перехода

на

качественно

новый

уровень

подготовки,

который

характеризуется

способностью

решать

реальные

жизненные задачи.

Проект направлен на создание комфортной и доброжелательной среды

для жизни детей-сирот, имеющих особенности развития и на обеспечение

доступности

и

повышение

качества

социальных

услуг.

Проект

позволит

п р и м е н и т ь

н а и б ол е е

э ф ф е кт и в н ы е

м е тод и к и

п о

в ы р а б о т к е

самостоятельности,

навыков,

необходимых

для

социальной

адаптации,

и

подготовить

к

будущей

независимости

детей

целевой

группы.

Основная

целевая группа проекта - это воспитанники Учреждения в возрасте от 13 до

16 лет.

Целью

деятельности

тренировочной

квартиры

является

подготовка

воспитанников

к

дальнейшей

жизни

вне

Учреждения,

исходя

из

их

индивидуальных

возможностей

и

реальных

условий,

удовлетворяющих

в

первую очередь личные интересы и потребности воспитанников.

Задачи:

- Создать условия для формирования и закрепления на практике (в условиях

тренировочной

квартиры)

у

воспитанников

навыки

самостоятельного

проживания,

социально-бытовые

навыки,

навыки

планирования

бюджета,

о р г а н и з а ц и и

р е ж и м а

д н я ;

в е д е н и я

д о м а ш н е го

х о з я й с т в а ) .

-

Способствовать формированию у воспитанников навыков целеполагания,

планирования,

оценки

результатов

собственной

жизнедеятельности,

активной, деятельной и ответственной позиции по отношению к собственной

жизни.

- Создать условия для формирования у воспитанников и выпускников навыки

социального взаимодействия и толерантного общения с людьми.

Немаловажным – компонентом предлагаемой услуги является наличие

«тренировочной квартиры», то есть места, где получатели услуги смогут

получить

и

отработать

необходимые

навыки

бытовой,

социально-

коммуникативной

и

досуговой

деятельности.

Обучение

самостоятельному

проживанию воспитанников детского дома происходит более эффективно в

условиях максимально приближенных к обычным домашним.

Поэтому в

условиях

нашего

детского

дома

возможный

вариант

«тренировочной

квартиры»

это

либо

квартира

в

жилом

доме,

с

соседями,

с

обычной

инфраструктурой населенного пункта: магазинами, остановками транспорта,

почтой,

банкоматами

и

т.

д.

или

какое-либо

отдельное

помещение,

отвечающее условиям «Тренировочной квартиры».

Такие тренировочные курсы обучения самостоятельного проживания,

во-первых,

дают

возможность

воспитанникам

раскрыть

собственный

потенциал взрослого человека («я это могу сам»).

Во-вторых,

в

учебных

условиях

воспитанники

могут

с

успехом

развивают способность проявить свою самостоятельность и взрослость на

практике («он это может сам»).

В-третьих,

проживающие

в

«тренировочной

квартире»

ученики

стимулируют

к

активной

самостоятельной

деятельности

друг

друга,

принимая правила и нормы обучения самостоятельному проживанию.



В раздел образования