Автор: Сергунцова Елена Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ Детский дом №1 г.Гурьевска
Населённый пункт: Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Реализация комплекса мер в рамках работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Раздел: дополнительное образование
Реализация комплекса мер в рамках работы с детьми-сиротами и
детьми, оставшихся без попечения родителей.
Статья
Сергунцова Елена Александровна,
социальный педагог
Муниципального казенного образовательного учреждения
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, Детский дом №1 г.Гурьевска Кемеровской области
С целью реализации развития системы подготовки к самостоятельной
жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения
родителей,
постинтернатного
сопровождения
и
адаптации
выпускников таких организаций, детей из замещающих семей на территории
Кемеровской
области
был утвержден комплекс мер по развитию системы
подготовки к самостоятельной жизни на территории Кемеровской области на
2018-2019 годы. Была создана рабочая группа по обеспечению реализации
комплекса мер.
Региональная
система подготовки
к
самостоятельной
жизни
воспитанников
организаций
для
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения родителей, в конце 2018 и вначале 2019г. находилась на стадии
формирования.
Были
выработаны
общие
подходы
в
отношении
детей
целевых
групп,
создавались
нормативно-правовая,
организационная,
кадровая,
учебно-методическая
основы
деятельности.
Специалисты
постинтернатного сопровождения, в том числе и нашего Центра прошли
специализированные курсы, а также цикл обучающих семинаров.
Цель
комплекса
мер
-
формирование
навыков
самостоятельного
проживания
воспитанников
организаций
для
детей-сирот
и
детей
из
замещающих
семей,
создание
условий
для
их
успешной
социальной
адаптации.
Задачи комплекса мер:
1.
Развитие
на
территории
Кемеровской
области
региональной
системы подготовки воспитанников
организаций для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
детей из замещающих семей к
самостоятельной жизни.
2.
Развитие
на
территории
Кемеровской
области
региональной
системы
постинтернатного
сопровождения
и
адаптации
выпускников
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.
Повышение
профессиональных
компетенций
руководителей
и
специалистов,
осуществляющих
работу
по
подготовке
воспитанников
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
детей из замещающих семей к самостоятельной жизни, постинтернатному
сопровождению
и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей,
в том числе с обязательным
проведением
их
стажировки
на
базе
профессиональных
стажировочных
площадок
Фонда
поддержки
детей,
находящихся
в
трудной
жизненной
ситуации.
4.
Совершенствование и распространение региональных практик,
эффективных технологий и методик работы по
подготовке воспитанников
организаций
для
детей-сирот
и
детей
из
замещающих
семей
к
самостоятельной
жизни,
постинтернатному
сопровождению
и
адаптации
выпускников
организаций
для
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения родителей.
Целевые группы, на которые направлен комплекс мер:
воспитанники организаций для детей-сирот за 1-2 года до выхода
из организаций;
выпускники
организаций
для
детей-сирот,
в
том
числе
с
признаками дезадаптации, в первые 2 года самостоятельной жизни;
дети подросткового возраста в первый год жизни в замещающих
семьях;
несовершеннолетние матери из числа воспитанниц и выпускниц
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Политика российского государства направлена на подготовку детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к решению социально-
экономических
задач.
Наличие
у
них
опыта
решения
таких
задач
будет
способствовать
более
успешной
их
адаптации
к
условиям
социальной
и
экономической жизни в современном обществе.
Одним
из
критических
моментов
в
жизни
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
является
их
переход
из-под
опеки
государства к самостоятельной жизни.
Современное
общество
требует
от
молодого
поколения
наличия
социально
значимых
личностных
качеств,
одним
из
которых
является
самостоятельность.
Самостоятельность
помогает
человеку
успешно
проявлять себя в разнообразных жизненных ситуациях, быстрее и лучше
адаптироваться
в
социуме,
а
также
сознательно
и
целенаправленно
заниматься разносторонним развитием собственной личности.
В этой связи и возникла необходимость создания комплексной системы
подготовки
воспитанников
детского
дома
к
самостоятельной
жизни
и
сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.
В
рамках
комплекса
мер
специалистами
Отдела
постинтернатного
сопровождения
были
разработаны
и
утверждены
в
апреле
2019г.
методические
разработки
и
нормативные
документы,
которые
позволят
успешно
реализовать
комплекс
мер.
Разработаны
2
программы:
«Мое
надежное
будущее»
и
«Становление»,
и
проект
«Учимся
жить
самостоятельно».
Программы и проект разработаны в соответствии с законодательными и
нормативными документами Российской Федерации.
Целью
программы
подготовки
воспитанников,
обучающихся
в
8-9
классов
к
самостоятельной
жизни
«Моё
надёжное
будущее»
является
организация воспитательного процесса детского дома, ориентированного на
повышение
результативности
и
качества
подготовки
воспитанников
к
самостоятельной
жизни
через
формирование
у
них
универсальных
социально-профессиональных компетенций.
Достижение данной цели реализуется через решение следующих задач:
- способствовать формированию у воспитанников основ правосознания и
гражданско-правовой
культуры,
понимания
необходимости
соблюдения
закона;
-
повысить
уровень
экономической
грамотности
воспитанников
и
способности самостоятельного планирования семейного бюджета;
-
способствовать
формированию
профессионального
самоопределения
воспитанников и осознанного отношения их к выбору будущей профессии;
- способствовать формированию у воспитанников навыков здорового образа
жизни,
безопасного
поведения
и
ответственного
отношения
к
своему
здоровью;
- создавать благоприятные условия для формирования социально-бытовых
умений
и
навыков
ведения
домашнего
хозяйства,
необходимых
воспитанникам в самостоятельной жизни.
Программа состоит из 2 разделов «Мой выбор» и «Жизненный путь»,
каждый из которых включает 5 модулей. Модульное построение программы
позволяет
осуществлять
комплексный
подход
к
изучению
материала
по
различным направлениям организации жизнедеятельности и способствует
формированию у воспитанников необходимых социально значимых навыков
и личностных качеств.
Реализация программы предполагает изучение следующих модулей:
- правовая грамотность (12 часов);
- экономическая грамотность (18 часов);
- подготовка к выбору профессии (28 часов);
- здоровый образ жизни (18 часов);
- ведение домашнего хозяйства (49 часа).
Теперь,
немного
о
Программе сопровождения
и
адаптации
выпускников «Становление» .
Современный
детский
дом
представляет
собой
образовательную
организацию, созданную для решения задач социального воспитания детей-
сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей.
Общество
заинтересовано
в
том,
чтобы
выпускники
детских
домов
были
готовы
самостоятельно
решать
проблемы,
возникающие
на
их
жизненном
пути,
социально приемлемым способом.
Наиболее
характерными
затруднениями
для
них
после
выпуска
из
детского дома являются: профессиональное и личностное самоопределение,
получение
профессионального
образования
и
т рудоуст ройство,
самостоятельная организация быта и досуга, ориентация в системе служб
социальной поддержки, в сфере правовой компетентности и другие.
Для
того
чтобы
выпускник
успешно
взаимодействовал
как
с
отдельными представителями общества, так и с группами, знал и применял
общепринятые
нормы,
выполнял
существующие
правила,
находил
эффективные варианты поведения в той или иной ситуации, ему необходим
значимый взрослый, наставник.
Назначение
программы
«Становление»
состоит
в
организации
постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников до достижения
ими 23 лет.
Целью
данной
программы
является
организация
постинтернатного
сопровождения
и
адаптации
выпускников
МКОУ
Детский
дом
№1
г.Гурьевска, в течение двух лет после выпуска из детского дома, в процессе
получения ими профессионального образования.
Задачи:
1.
Содействовать
адаптации
выпускника
к
условиям
обучения
в
профессиональной образовательной организации.
2.
Обеспечить
преемственность
в
работе
специалистов
детского
дома
в
реализации постинтернатного сопровождения выпускников.
3.
Осуществлять
мониторинг
результативности
постинтернатного
сопровождения
и
адаптации
выпускников
в
условиях
профессиональной
образовательной организации.
Программа
носит
рекомендательный
характер
и
адресована
специалистам
детских
домов
для
организации
взаимодействия
с
профессиональными образовательными организациями в процессе получения
выпускниками профессионального образования.
Ожидаемые результаты при успешной реализации программы это:
–
повышение
уровня
постинтернатной
адаптации
обучающихся
из
числа
выпускников
организации
для
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения родителей;
–
системное
взаимодействие
с
образовательными
организациями
по
постинтернатному сопровождению;
―
реализация
мониторинга
результативности
по стинтернатного
сопровождения
и
адаптации
выпускников
и
коррекция
деятельности
специалистов детского дома по постинтернатному сопровождению.
Проект
«Учимся
жить
самостоятельно»
д ля
у ч е б н о го
самостоятельного проживания воспитанников направлен, в первую очередь,
н а процесс
развития
социально
компетентной
личности
и
социальной
адаптации
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
к
современным социально-экономическим условиям.
Построение
конструктивных
взаимоотношений
с
ровесниками
и
взрослыми, получение и обустройство своего жилья, ведение домашнего
хозяйства,
распределение
денежных
средств
–
вот
актуальные
проблемы
выпускника.
Проанализировав существующие проблемы, возникла необходимость в
создании проекта тренировочной квартиры, в которой воспитанники смогут
жить
самостоятельно,
отрабатывая
на
практике
социально-бытовые
и
коммуникативные навыки.
Решением задачи подготовки воспитанников к самостоятельной жизни
на этапе выпуска из детского дома может стать адаптационная тренировочная
квартира, в которой воспитанники смогут жить самостоятельно, отрабатывая
на практике социально-бытовые и коммуникативные навыки. Большая роль в
этом процессе отводится педагогам-наставникам.
Тренировочная квартира
играет роль своеобразного социального адаптера - с одной стороны она
изменяет
социальные
условия,
а
с
другой
-
формирует
у
воспитанника
навыки, необходимые для адаптации в социуме. Она предоставляет будущему
выпускнику возможность для осмысления и апробации полученных ранее
знаний,
умений
и
навыков,
перехода
на
качественно
новый
уровень
подготовки,
который
характеризуется
способностью
решать
реальные
жизненные задачи.
Проект направлен на создание комфортной и доброжелательной среды
для жизни детей-сирот, имеющих особенности развития и на обеспечение
доступности
и
повышение
качества
социальных
услуг.
Проект
позволит
п р и м е н и т ь
н а и б ол е е
э ф ф е кт и в н ы е
м е тод и к и
п о
в ы р а б о т к е
самостоятельности,
навыков,
необходимых
для
социальной
адаптации,
и
подготовить
к
будущей
независимости
детей
целевой
группы.
Основная
целевая группа проекта - это воспитанники Учреждения в возрасте от 13 до
16 лет.
Целью
деятельности
тренировочной
квартиры
является
подготовка
воспитанников
к
дальнейшей
жизни
вне
Учреждения,
исходя
из
их
индивидуальных
возможностей
и
реальных
условий,
удовлетворяющих
в
первую очередь личные интересы и потребности воспитанников.
Задачи:
- Создать условия для формирования и закрепления на практике (в условиях
тренировочной
квартиры)
у
воспитанников
навыки
самостоятельного
проживания,
социально-бытовые
навыки,
навыки
планирования
бюджета,
о р г а н и з а ц и и
р е ж и м а
д н я ;
в е д е н и я
д о м а ш н е го
х о з я й с т в а ) .
-
Способствовать формированию у воспитанников навыков целеполагания,
планирования,
оценки
результатов
собственной
жизнедеятельности,
активной, деятельной и ответственной позиции по отношению к собственной
жизни.
- Создать условия для формирования у воспитанников и выпускников навыки
социального взаимодействия и толерантного общения с людьми.
Немаловажным – компонентом предлагаемой услуги является наличие
«тренировочной квартиры», то есть места, где получатели услуги смогут
получить
и
отработать
необходимые
навыки
бытовой,
социально-
коммуникативной
и
досуговой
деятельности.
Обучение
самостоятельному
проживанию воспитанников детского дома происходит более эффективно в
условиях максимально приближенных к обычным домашним.
Поэтому в
условиях
нашего
детского
дома
возможный
вариант
«тренировочной
квартиры»
–
это
либо
квартира
в
жилом
доме,
с
соседями,
с
обычной
инфраструктурой населенного пункта: магазинами, остановками транспорта,
почтой,
банкоматами
и
т.
д.
или
какое-либо
отдельное
помещение,
отвечающее условиям «Тренировочной квартиры».
Такие тренировочные курсы обучения самостоятельного проживания,
во-первых,
дают
возможность
воспитанникам
раскрыть
собственный
потенциал взрослого человека («я это могу сам»).
Во-вторых,
в
учебных
условиях
воспитанники
могут
с
успехом
развивают способность проявить свою самостоятельность и взрослость на
практике («он это может сам»).
В-третьих,
проживающие
в
«тренировочной
квартире»
ученики
стимулируют
к
активной
самостоятельной
деятельности
друг
друга,
принимая правила и нормы обучения самостоятельному проживанию.