Автор: Журавлева Светлана Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №1 им.В.Я.Шишкова"
Населённый пункт: г.Бежецк Тверская область
Наименование материала: статья
Тема: Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации
ФГОС
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало
развитие
личности,
готовой
к
самообразованию,
самовоспитанию
и
саморазвитию.
В
связи
с
этим
одной
из
задач
современного
урока
является
формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей
деятельности
как
источника
мотива
и
умения
учиться,
познавательных
интересов и готовности к успешному обучению.
Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если
каждое
его
действие
является
осознанным
и
понятным.
Обязательным
условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия
является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на
рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока.
При
этом
учитель
играет
роль
организатора,
а
главными
действующими
лицами выступают ученики.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему
пригодится в будущем;какие цели должны быть достигнуты именно на этом
уроке;какой вклад в общее дело он может внести;может ли он адекватно
оценивать свой труд и работу своих одноклассников,то процесс обучения
становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития
включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний)
и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без
рефлексии.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии
на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса;
постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Рефлексия
способствует
развитию
трёх
важных
качеств
человека,
которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость,
конкурентоспособность.
Самостоятельность.
Не
учитель
отвечает
за
ученика,
а
ученик,
анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор,
определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь
и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а
оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые
цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует
в любых ситуациях более эффективно.
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что
у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления
трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых
успехов значительно короче.
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто
не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.
Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю
контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что
осталось на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то
новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить
учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь,
но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт,
сравнить свои успехи с успехами других учеников.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс,
направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний,
способностей,
поведения,
способность
человека
взглянуть
на
себя
со
стороны.Термин
появился
первоначально
в
философии,
затем
стал
популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.
Было
сформировано
отдельное
направление
(интроспективная
психология) на основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого
источника знаний. В общем психологическом контексте рефлексия обладает
способностью
изменять
структуры
сознания,
а
также
его
содержание.
Рефлексия
начинает
формироваться
в
младшем
школьном
возрасте,
а
в
подростковом
становится
основным
фактором
регуляции
поведения
и
саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с
рефлексией над вопросом «Кто я?»).
В
современной
педагогике
под
рефлексией
понимают
самоанализ
деятельности и её результатов.
Рефлексия
на
уроке
–
это
совместная
деятельность
учащихся
и
учителей,
позволяющая
совершенствовать
учебный
п р о ц е с с ,
ориентированный на личность каждого ученика.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию,
учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию
в план урока.
I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и
письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью
символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение
ребенка
связно
высказывать
свои
мысли
и
описывать
свои
эмоции.
Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя
уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла
или большой темы.
II.
По
форме
деятельности
рефлексия:
коллективная,
групповая,
фронтальная, индивидуальная.
Именно
в
таком
порядке
удобнее
приучать
детей
к
данному
виду
работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем —
выборочно
опрашивать
учащихся.
Это
подготовит
учащихся
к
самостоятельной работе над собой.
Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ
человеком
особенностей
своей
речи),
личностную
(ее
цель
–
познание
свойств
и
специфики
собственной
личности),
интеллектуальную
(формирование
представлений
человека
о
его
интеллектуальных
способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной
эмоциональной сферы).
Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле
различают
ситуативную,
ретроспективную
и
проспективную
рефлексии.
Первый
вид
связан
с
ситуацией
в
настоящем,
анализом
личности
сопутствующих реакций. Ретроспективная – это оценка событий и действий,
связанных с прошлым. Проспективная рефлексия позволяет анализировать
предстоящую деятельность.
При
взаимодействии
с
учащимся
учитель
использует,
в
зависимости
от
обстоятельств,
один
из
видов
учебной
рефлексии,
отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1)
физическую (успел – не успел);
2)
сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3)
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял,
какие затруднения испытывал);
4)
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя,
других).
Если
физическая,
сенсорная
и
интеллектуальная
рефлексия
может
быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить
лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
1)
выступать формой теоретической деятельности, способом
мышления,
раскрывающим
цели,
содержание,
средства,
способы
собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
2)
отражать
внутреннее
состояние
человека
(сенсорная
рефлексия);
3)
быть средством самопознания.
Следует также различать виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния,
рефлексия содержания учебного материала,
рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,
Проведение рефлексии
настроения
и
эмоционального
состояния
целесообразно
осуществлять
в
начале
урока
с
целью
установления
эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются
карточки
с
изображением
лиц,
цветовое
изображение
настроения,
эмоционально-художественное
оформление
(картина,
музыкальный
фрагмент).
Например, на общем большом листе группой или всем классом можно
нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка,
пятнышка (в течении 1 минуты).
Чтобы
определить
настроение
по
цвету
можно
применить
характеристику цветов Макса Люшера:
Красный
цвет
мягких
тонов
(розовый,
оранжевый)
–
радостное,
восторженное настроение,
красный
насыщенный
и
яркий
цвет
–
нервозное,
возбуждённое
состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
з е лё н ы й –
активность,
(но
при
насыщенности
цвета
–
это
беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый
–
беспокойное,
тревожное
настроение,
близкое
к
разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия
содержания
учебного
материала
используется
для
выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием
незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего
запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …
Я
на
уроке
понял,
что
…,
прием
тезиса,
подбора
афоризма,
рефлексия
достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения»
знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);
прием
анализа
субъективного
опыта
и
достаточно
известный
прием
пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме,
соединить старое знание и осмысление нового.
Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание
изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию
содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать,
какие
виды
учебной
деятельности
даются
ему
легко,
а
над
какими
необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе
можно
начать
с
более
легких
приемов
–
«Полянка»,
«Украсим
торт»,
«Графическая рефлексия» – и затем перейти к более сложным: «Аргумент»,
«Точка зрения», «Пятистишие», «Разговор на бумаге», «Карта активности» и
др.
Умение
оценить
результаты
учебной
деятельности
и
определить,
насколько
они
зависят
от
её
содержания,
позволяет
научить
школьника
планировать
свою
дальнейшую
деятельность,
выстраивать
программу
саморазвития и становится залогом успеха.
Рефлексия
учебной
деятельности дает
возможность
осмысления
способов
и
приемов
работы
с
учебным
материалом,
поиска
наиболее
рациональных.
Этот
вид
рефлексивной
деятельности
приемлем
на
этапе
проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого
вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого
на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха».
Эффективность
решения
поставленной
учебной
задачи
(проблемной
ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».
Приемы
рефлексии
результатов
учебной
деятельности,
или
оценки
личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная
лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио,
«Письмо самому себе», «Лист достижений».
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что
узнали, как работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение
выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы
класса,
увлечённость
и
полезность
выбранных
форм
урока.
Ученики
по
очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было
интересно …, было сложно .., я смог …, меня удивило …
Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-
минус-интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо
ответить на вопросы, используя «плюс-минус»:
- Понравилась вам такая форма работы?
- Довольны вы результатом своей работы?
- Насколько урок оказался полезным?
В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету,
которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.
Например:
I Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:
1. Я понял цели урока:
А) да; б) нет; в) частично.
2. Что было сложным на уроке?
А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.
3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?
А) анализ текста; б) составление таблицы.
II. Вы довольны своей работой на уроке?
А)да; б) нет.
III. Если довольны, то почему?
Если недовольны своей работой, то возможно:
1. Вы волновались. Почему?
2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих
уроках.
3. Плохое самочувствие.
4. Не понял объяснений учителя.
5. Мешали одноклассники.
Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей
работы на уроке можно предложить условно отметить свои ответы:
! – интересно и понятно;
? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;
!! – доволен своей работой.
Можно использовать условные обозначения в виде геометрических
фигур:
- Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;
- Квадрат – «хорошо»;
- Круг – «плохо»;
- Треугольник – «совсем плохо»
Концепция
развивающего
обучения
предполагает
научить
школьников работать в разных направлениях: индивидуально, в группах,
коллективно.
Чтобы
показать
ученикам,
как
они
работали
в
группе,
анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно
оценить по следующему алгоритму:
1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?
2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?
3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?
4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?
Таким
образом,
рефлексивно-оценочная
деятельность
на
уроке
позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить
собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления
будущей
учебной
деятельности.
Позволяет
педагогу
проводить
анализ
и
оценку
деятельности
учащихся,
своей
деятельности,
определять
новые
подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с
целью включения самих учащихся в активную деятельность.