Автор: Казакова Галина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №2 города Починка Смоленской области
Населённый пункт: город Починок Смоленской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-проект по окружающему миру (экология)1 класс Тема: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Раздел: начальное образование
Урок-проект по окружающему миру (экология) 1 класс
Тема: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Цель: Формировать у учащихся умение приобретать знания самостоятельно и применять их для
решения новых познавательных и практических задач.
Задачи: - формировать у учащихся умение планировать свою учебную деятельность в соответствии
с возникшей проблемой;
- умения и навыки работы в группах;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;
- осуществлять руководство выполнением краткосрочных проектных работ учащихся,
проводимых в урочное время.
Планируемые результаты:
Личностные: - осознавать красоту луга, украшенного живыми цветами и бабочками;
- осознавать необходимость бережного отношения к природе;
- оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе.
Метапредметные:
Регулятивные: - понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить её;
- планировать своё высказывание;
- осуществлять самопроверку;
- уметь обозначать проблему и намечать пути её решения.
Познавательные:
-
понимать
содержание
текста,
применять
полученную
информацию
при
выполнении заданий, предложенных учителем;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- оценивать свои достижения.
Коммуникативные: - включаться в диалог с учителе и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы;
- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых по теме проекта.
Предметные: - определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя;
- понимать взаимосвязь между цветами и бабочками;
- знать правила поведения на лугу;
- предъявлять результаты проектной деятельности.
Оборудование:
- презентация;
- стенгазета;
- атласы-определители «От земли до неба»-2 шт .;
- учебники «Окружающий мир» 1 кл. 2 ч. – 2шт.;
- карточки-помощники с информацией для сообщений – 2 шт.;
- карточки с правилами поведения в природе;
- значки-символы к правилам;
- ножницы, клей;
- бабочки из бумаги для рефлексии;
- изображения луга, цветов, бабочек с подписями.
Класс разделён на 2 группы: 5 и 6 учащихся.
Ход урока:
I. Мотивация к УД.
Стихотворение
Приветствие гостей
- Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие.
Наверняка вы уже соскучились по лету. Но оно наступит не так скоро. Поэтому путешествовать
будем мысленно, виртуально. Что нам поможет в этом? (Учебники, компьютер).
Я приглашаю вас на летний луг! Но отдыхать нам будет некогда – мы должны решить несколько
важных задач.
II. Актуализация З и СД.
- Внимательно послушайте стихотворение:
На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что ещё?
Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ, как ёлка.
А ещё?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики-вьюнки,
Ещё много разных травок
У тропинок и канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
(Г. Лагздынь)
- Что же растёт на лугу? (Трава, цветы) Слайд 1
- Какие знакомые названия цветов вы услышали? (,,,)
- Вы подготовили стихи о цветах, давайте вас послушаем.
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет. Слайд 2
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты? Слайд 3
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом совсем потух
И превратился в пух. (Одуванчик) Слайд 4
- Кого мы увидим на лугу? (Насекомых: жучков, мух, бабочек, муравьёв)
-
Вспомните,
чем
насекомые
отличаются
от
других
животных?
(Голова,
грудь,
брюшко
и
обязательно 6 ног)
- Отгадайте загадку об одном из насекомых.
Расту червяком, питаюсь листком,
Себя обмотаю, потом засыпаю.
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу.
Но тёплой весной я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю. (Бабочка) Слайд 5
- Каких бабочек вы знаете? Расскажите о них.
Посмотрел с цветка на нас
Расписной павлиний глаз.
Бабочка, как сказка.
Зовут павлиноглазка. Слайд 6
Вот летает адмирал
С красными полосками.
Адмирала я узнал
По наряду броскому. Слайд 7
Бабочки-крапивницы –
Нынче именинницы.
На листках крапивы
Нарядны и красивы. Слайд 8
- Молодцы!
III. Самоопределение к УД
- Ребята, как вы думаете, каковы цели нашего путешествия? Что мы должны узнать? (…)
Фиксация формулировки в учебнике, с. 46. Читает Моисеенкова Полина.
- Что же мы должны узнать? (Какие ещё цветы и бабочки есть на лугу. Узнаем очень важные
правила)
IV. Усвоение НЗ и СД.
- На странице 46 учебника найдите изображения цветов и бабочек. Известны ли они вам? (Нет)
- Что поможет нам узнать их названия? (Атлас-определитель)
- Сейчас вы поработаете в группах самостоятельно, узнаете названия цветов – 1 гр. и бабочек – 2 гр.
Но сначала вспомним правила работы в группе. (Обсуждать вопросы спокойно, разговаривать друг с
другом доброжелательно, на ошибки указывать вежливо, договариваться мирно)
Слайд 9
Самостоятельная работа учащихся по атласам-определителям. Слайд 10
Ответы детей
- Как мы можем убедиться, что определили правильно? (Открыть «Странички для самопроверки» в
учебнике и прочитать)
Чтение названий на с. 88 учебника.
- Какой сделаем вывод? (Мы определили названия правильно)
- Повторим, с какими цветами и бабочками луга мы познакомились.
На доске – изображения цветов и бабочек с подписями.
Физминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
1 – росой она умылась.
2 – изящно покружилась.
3 – нагнулась и присела.
На 4 – улетела.
- Однажды ребята, такие же, как вы, отправились на луг. Посмотрите, что из этого вышло. В
учебнике два рисунка. Рассмотрите их, в группах обсудите поведение детей и сделайте вывод:
правы ребята или нет.
Слайд 11
Подготовка. Ответы учащихся.
- Действительно, очень здорово вдыхать аромат цветов и трав на лугу и любоваться насекомыми!
Наблюдать, как в тёплый летний день порхают разноцветные бабочки. Люди придумали о них много
сказок и легенд. В одной из легенд говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались
со стебелька.
- Но, к сожалению, в жизни люди очень часто поступают неразумно, как герои первого рисунка,
уничтожая хрупкую красоту вокруг себя. Поэтому появилась серьёзная экологическая проблема.
Давайте попробуем её сформулировать. (Уничтожение цветов и бабочек луга людьми)
Слайд 12
- Почему мы не должны рвать цветы и ловить бабочек? На этот вопрос вы ответите после работы в
группах.
На
карточках-помощниках
есть
необходимая
информация.
Прочитайте
её,
обсудите,
подготовьте ответ на мой вопрос.
Самостоятельное открытие знания.
Сообщения
Слайды 13, 14
- Вместе сделаем вывод (Бабочки и цветы необходимы природе. Они взаимосвязаны)
- Мы обозначили проблему. Значит, нам необходимо найти пути её решения. Что мы можем сделать,
чтобы помочь природе? (Продумаем и сформулируем правила поведения в природе и расскажем о
них ребятам и взрослым)
Формулируют правила поведения коллективно с помощью учителя – что нельзя делать и что можно.
Слайд 15
- У вас на столах листы с напечатанными правилами. Чтобы они были понятны и большим, и
маленьким, - приклеим к ним значки-символы по охране природы. Затем поместим правила в
стенгазету (демонстрация).
Самостоятельная работа в группах
Демонстрация памяток (несколько делегатов от групп), размещение в стенгазете учителем.
V. Подведение итогов
- Ребята, что мы делали на уроке? (Вспомнили бабочек и цветы луга, узнали новых. Обозначили
экологическую проблему, наметили пути её решения – разработали правила, создали продукт –
стенгазету)
- Как называется такая деятельность? (Проектная)
- Сегодня мы провели урок-проект, посвящённый году экологии. 2017 год объявлен в России годом
экологии – годом охраны природы и окружающей среды. Мы с вами присоединяемся ко всей стране
и будем посильно помогать охранять природу. Не только на этом уроке и не только в этом году.
VI. Рефлексия
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Достигли мы намеченных целей?
- Возьмите бабочек и поместите на луг. Если довольны работой – жёлтая, не очень – синяя, не
довольны – красная.
- Урок окончен. Всем спасибо.