Напоминание

"Имидж преподавателя как важнейшая составляющая успешного учебного процесса


Автор: Талипова Марина Юрьевна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ШИ им. М.А. Балакирева
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Имидж преподавателя как важнейшая составляющая успешного учебного процесса
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ МИЛИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА

БАЛАКИРЕВА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

Методическое сообщение на тему:

«ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

Преподаватель по классу фортепиано Талипова М. Ю.

г.о. Тольятти 2016г.

«ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК

ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ

УСПЕШНОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

1829 А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

1. Вступление

Имидж - понятие, появившееся в русском языке в конце 80-х годов прошлого века и

обозначающее «образ». Понятие имидж со временем обросло совершенно разными эпитетами,

но нас будет интересовать имидж «профессиональный». Дело в том, что каждая профессия

требует особенных способностей, проявления мышления и специфичных чувств. Очевидно, что

чем дольше занимается человек каким-либо видом деятельности, тем глубже в нем проявляется

профессиональный отпечаток. На сегодняшний день людям, работающим в социальной сфере и

ежедневно контактирующим с другими людьми, принято особенно тщательно следить за своим

образом. Здесь стоит немного сказать, что не все преподаватели старой школы являются

сторонниками имиджа. Согласно исследованию знаменитого психолога Митиной, большинство

из таких учителей достаточно критично относятся к имиджу, считая его ненужным,

бесполезным, чем-то вроде маски, говоря, что: «Должно БЫТЬ, а не КАЗАТЬСЯ». Тем не менее,

каждый преподаватель обладает своим собственным, присущим только ему, имиджем.

Современные исследователи и психологи пришли к выводам, что именно образ учителя

зачастую играет решающую роль в успешном обучении детей.

2. Основная часть

2.1 Три критерия имиджа

Так что же такое имидж и так ли он необходим в деятельности преподавателя? Обратимся

к классификации, разработанной психологами. Так, они делят имидж на три компонента:

внешний, процессуальный, внутренний.

1.К внешней составляющей относят общий внешний облик учителя: походку, костюм,

вербальные и невербальные элементы (мимику, жесты).

2.Внутренняя составляющая - одна из важнейших в образе преподавателя - это его

неповторимый внутренний мир, только ему присущий тембр голоса, различные душевные и

духовные тонкие составляющие его натуры. Окружение также сильно воздействует на всех нас,

то есть имидж может гибко меняться в зависимости от находящихся рядом коллег и даже

учеников.

Так какой же должен быть преподаватель, приближенный к идеалу, если можно так

сказать? С точки зрения внутренней составляющей, безусловно, он должен быть, прежде всего,

хорошим человеком, т.е. добрым, но и достаточно строгим, целостной личностью, глубокой

2

натурой, в какой-то степени стоиком, обладающим оптимизмом, уверенностью в себе (но не

самоуверенностью). В тоже время он должен быть в меру самокритичным, видящим свои

промахи и ошибки, артистичным, умеющим воодушевить, увлечь, и если можно так сказать, в

какой-то степени должен уметь влюбить в себя детей, чтобы потом «повести безропотно за

собой в любимую профессию». Доброжелательный, эмоциональный учитель, с помощью

различных приёмов, (а с маленькими детьми и с помощью игр), способен заинтересовать

ребёнка, привлечь к учёбе, освежить урок, приблизить к более живому общению.

Необходима также природная чувствительность, способность к эмпатии – умение понять

ученика и оказать ему своевременную психологическую поддержку, быть другом. На моём

опыте встречались ученики, которые обращались ко мне, спрашивая совета, с достаточно

личными переживаниями.

Таким образом, внутренняя составляющая учителя - это его моральная, интеллектуальная

и нравственная стороны, его личность в целом.

О процессуальной части будет сказано чуть позже.

Внутренняя составляющая включает в себя также педагогическую этику – необходимо

знать, чувствовать,что и когда сказать ученику, каким тоном и какие выражения использовать

при этом. Лексика учителя должна быть предельно допустима для детей, ведь они буквально

«срисовывают нас», запоминая гораздо больше, чем нам подчас видится. Учитель, у которого

могут

звучать

слова,

близкие

к

ненормативной

лексике

(жаргонизмы)

считается

профессионально непригодным, так как это нарушение профессиональной этики.

2.3 Немого подробнее о процессуальной и внешней составляющей

Теперь обратимся к процессуальной части имиджа, непосредственно связанной с

обучением. Без сомнения, хороший учитель должен:

2.3.1.Не только давать качественные знания своим ученикам, но и быть гибким (особенно

при индивидуальном обучении);

2.3.2.Обращать внимание на особенности способностей ученика, направленность его

темперамента;

2.3.3.Уметь научить не только правильным навыкам, но и по возможности развить у него

какие-либо способности, или их задатки (увидеть даже в слабом ученике какие-либо хорошие

проф. предпосылки).

Например, (если брать непосредственно нашу школу искусств), если у специалиста-

пианиста слабые природные данные, неважный аппарат, но он любит музыку и охотно сочиняет

какие-либо мелодии, то с помощью хорошего учителя, который направит способности ученика в

нужное русло, все получится.

2.3.4.Артистизм. Хочется сказать о взаимосвязи профессий педагога и актёра. Главная

общая черта, на мой взгляд – умение завладеть вниманием зрителя, а в нашем случае – ученика,

поэтому педагог, как я уже говорила, должен обладать определённой долей артистизма, чтобы

уроки стали более интересными и увлекательными.

2.3.5.Стиль преподавания должен быть интересен ученикам. Урок не должен быть

скучным, а голос монотонным. В противном случае дети начнут зевать, а зевок расценивается

здесь, как «беззвучный крик».

2.3.6.Немного о профессиональной этике. Стоит опасаться неаккуратно сказанных слов на

уроке, следуя русской поговорке: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь» Надо стараться не

ранить даже подчас слабого ученика обидными словами, ведь зачастую именно дети, имеющие

ограниченные способности, приходят к нам с «горящими глазками», с большим желанием

учиться, чем более способные из них. И удивительно, что часто именно они опережают по

каким-либо результатам своих «соперников « в будущем. Как говорится: «Было бы желание…».

По своему опыту знаем, что визуальный образ педагога «работает» первые пять минут

занятия, а дальше внимание учеников держит личность педагога. Личность педагога

3

способствует формированию личности ученика. Здесь мне хочется вспомнить своё детство и

начало обучения в музыкальной школе. Ведь именно тогда много лет назад, приходя в свою

любимую ДМШ №4, я глазами влюблённой ученицы наблюдала за своей прекрасной

учительницей-Татьяной Борисовной Бобчинской, за её безупречно-виртуозной манерой игры на

фортепиано, любовалась на её прекрасный образ и именно тогда , в свои 9-ть лет и решила ,что

буду такой же! Что и свершилось гораздо позже, повлияв коренным образом на выбор моей

профессии.

И в тоже время, спустя годы, отработав несколько лет в музыкальной школе в должности

преподавателя, выпустив учеников, большинство из которых поступили в наше родное

Тольяттинское музыкальное училище - ныне колледж имени Родиона Щедрина, я обнаружила

неожиданный для себя факт.

Девочка, которая занималась в школе у меня не с первого класса, но закончившая школу

по классу фортепиано в моём классе, поступила в музучилище

также на фортепианное

отделение. И придя к ней на гос. экзамен (по окончании заведения), слушая её выступление, я

была безумно удивлена, увидев в нём именно мою манеру игры: звук, прикосновение к

инструменту, движения. Это меня очень шокировало ,так как и до и после меня у девушки было

много других преподавателей .И скажу честно - многие были гораздо более опытными и может

быть более высокопрофессиональными учителями, чем я.

К большому сожалению, в современное для нас время личности детей формируются

зачастую под влиянием телевизора и интернета, и это влияние большей частью негативное.

Именно

хороший

учитель

во

время

уроков

будет

развивать

в

ученике

не

только

профессиональные навыки, но и работать над развитием личности ребёнка, над расширением

его не только художественных, информационных знаний, над его нравственностью в целом. Об

этом говорил профессор Марк Моисеевич Берлянчик на прошлой ноябрьской конференции

2014 года, прошедшей в стенах Тольяттинской консерватории.

Перейдём к внешнему компоненту имиджа преподавателя

Как уже говорилось, сюда относятся вербальные, невербальные средства общения, т.е.

жесты, мимика, голос, и внешние данные, включая и стиль одежды учителя. В начале XX века

известный педагог Антон Семенович Макаренко утверждал, что учащиеся воспринимают

воздействие педагога через его внешний вид. Имидж может быть как положительным, так

и отрицательным. Благодаря имиджу можно составить впечатление о человеке, его

характере, образованности, интеллекте, уровне культуры и т. д.

Мимика. Мимика в большей степени должна быть доброжелательной. Конечно, все мы

неидеальны, и не можем беспрестанно улыбаться и быть всегда в прекрасном расположении

духа, (особенно, если дети не готовятся к урокам) Но, школе нам никак не обойтись и без

хороших манер в разговорах с учащимися, общении со своими коллегами, родителями

школьников и в то же время без знания делового этикета.

Взгляд. Взгляд является одним из элементов личностного имиджа, поскольку

показывает настрой человека. При первом знакомстве мы, прежде всего, встречаемся именно

взглядом, а глаза, как говорится, зеркало души.

Жесты. Учителю важно постоянно контролировать свои движения, ни в коем случае

нельзя применять агрессивные жесты, которые на подсознательном уровне отталкивают детей от

личности педагога.

Голос. Голос - звучащий имидж учителя, его главное орудие на уроках, родительских

собраниях, внеклассной работе. Именно приятным тембром, правильной дикцией, достаточно

мягкой, но звонкой силой звучания можно увлечь, заворожить, влюбить, завладеть вниманием

учеников, и наоборот громкий ругательный голос звучит отталкивающе. Над голосом можно

работать и вполне успешно. Здесь стоит оговориться. Так как иногда, особенно при групповых

занятиях,(я сама попадала в такие ситуации), никак не обойтись без некоторого повышения

голоса в моменты ,когда дети особенно расслабляются на уроках и ведут себя чересчур

свободно, начиная громко говорить, общаться друг с другом, мешая проведению урока.

4

Одежда. Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. «Одежда

и одевает, и открывает». Внешний вид учителя имеет очень большое значение, особенно, если

его работа связана с детьми. Внешний вид учителя должен быть опрятен, чист и элегантен. Дети

– это очень внимательные маленькие люди, которые заметят любую мелочь. И при работе с

ними в школе желательно одеваться не ультра модно, а ближе к классическому варианту, если

это будет не костюм, то, у женщин - достаточно элегантное платье, или блуза с юбкой , близкие к

классическому покрою. Украшений должно быть немного и они не должны быть слишком

массивными, чтобы во время урока дети не отвлекались на них, пропуская основную

информацию. Даже текстура ткани располагает к определённой обстановке в классе, так

пушистая кофточка создаст ощущение домашности, уюта. А более деловой, строгий вид учителя

повысит собранность учеников.

Важен и выбор силуэта, который при любом типе фигуры должен подчёркивать

достоинства фигуры (безусловно, в достаточно скромных рамках), и быть более очерченным,

нежели «мешковатым».

Прическа, макияж и маникюр. Опрятность и сдержанность важна и в причёске учителя

– будь то длинные, красиво уложенные или ухоженные распущенные волосы, либо – короткая,

аккуратно уложенная стрижка. Цвет волос должен быть естественным. Что касается макияжа - и

здесь предпочтителен вариант, близкий к естественному, можно чуть ярче выделить какие-либо

черты лица, но при этом лицо не должно быть как бы «нарисованным» (макияж и маникюр

должны быть в достаточно сдержанных тонах и должно быть ощущение ухоженности).

Цвета одежды. Важны и цвета одежды. Рекомендуемыми считаются: белый, серый,

чёрный, спокойный бордовый, коричневый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных

тонов. Тут я позволю себе не совсем согласиться в плане того, что тут каждому педагогу

необходимо иметь или развивать собственный вкус, подбирая именно те цвета, которые

подходят индивидуально, хорошо сочетаясь с цветом кожи, глаз и т.д. Важно избегать слишком

ярких, кричащих сочетаний, несовместимой цветовой палитры. Всё это неприятно действует на

глаза ребёнка и отвлекает от урока. В то же время всегда приятны сочетания родственных тонов

-- бежевый с белым или (очень выигрышно) с коричневым. Зимой, при нехватке солнышка,

можно включить в одежду элементы нежного оранжевого или каплю тёплого жёлтого цвета (в

шейный шарфик, например).

Следует избегать блёсток, люрекса, искусственных материалов Правильный выбор

цветовой гаммы одежды педагога поможет найти взаимопонимание с учениками и коллегами по

работе.

Всё это также действует на подсознание детей и окружающих. Зелёный, голубой тона

будут рефлексирующе-успокоительно действовать на детей. Небольшие элементы красного

побуждать к энергичным действиям. Подойдут любые спокойные пастельные тона, главное,

чтобы это всё это благоприятствовало успешной учёбе. Идеальная форма одежды для учителя

та, что способствует концентрации внимания учеников не на изучении особенностей одежды, а

на усвоении материала.

Удачно подобранный гардероб способствует благоприятному впечатлению внешнего

вида педагога на окружающих. Он выгодно подчеркнет его профессиональные и личные

качества.

Это же касается и силуэта. Неприемлемыми считаются мешковатые неаккуратно –

сидящие вещи, при любом типе фигуры можно подобрать подходящие именно этому человеку

силуэты, которые будут скрывать недостатки и подчёркивать достоинства фигуры.

Идеальный вариант - когда личностный и профессиональный имидж - положительные:

«И человек хороший, и учит замечательно!»

Есть еще одно понятие. Арома-имидж. Запах сильно действует на подсознание. Дети

привыкают к запаху любимого учителя. Арома-имидж включает в себя аромат классной

комнаты, запах духов учителя, запах свежести проветриваемого помещения. И здесь нужно

«держаться золотой середины», используя лёгкие, нежные ароматы, без содержания тяжёлых

мускусных примесей, характерных для «вечерних» ароматов.

5

Выводы

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что правильно подобранный имидж

позволит преподавателю проявить свою индивидуальность, поможет одержать победу над

своими страхами, почувствовать свои силы и увлечь за собой учеников, воспитывать их не

только учёным словом, но и собственным жизненным примером!

Для имиджа педагога важны деловые качества – профессиональная компетентность,

пунктуальность, деловитость. Уважение к чужому труду, к чужому времени. Потребность в

самообразовании: постоянный интерес к научно-методическим инновациям. Профессиональные

манеры, соблюдение делового этикета в общении с учащимися, коллегами, родителями

школьников.

Способность и желание учителя «расти» - это одно из главных качеств учителя. Каким

бы высоким ни был профессиональный уровень подготовки учителя, он обязан постоянно

совершенствовать свои личностные качества.

Издавна учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, его мнение было

авторитетным, а сам он - эталоном поведения.

Поэтому так важен сегодня профессиональный имидж учителя. В завершении сообщения

хочется сказать о самом главном, по моему мнению, в работе учителя и в нашем контексте-

преподавателя-музыканта. Главное, что должно быть движущей силой учителя-музыканта-это,

безусловно, любовь к музыке и детям.

6



В раздел образования