Автор: Логинская Анастасия Сергеевна
Должность: педагог - хореограф
Учебное заведение: МАОУ ДО "Детская школа хореографии"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы к формированию культурных ценностей у детей в процессе обучения народно-сценическому танцу
Раздел: дополнительное образование
Современные подходы к формированию культурных ценностей
у детей в процессе обучения народно-сценическому танцу
За
столетия
существования
танцевального
искусства
хореографы
и
балетмейстеры придумали столько движений, что изобретать что-то новое
становится практически невозможно. В своей практике для поддержания
интереса
учащихся
к
занятиям
хореографией
я
чаще
всего
стараюсь
использовать
способ
варьирования
движений.
В
хореографии
это
видоизменение движения не по основным, а по второстепенным признакам.
Существуют три вида варьирования.
•
Механическое – основная цель этого вида заключается в том, чтобы
набрать как можно больше вариантов данного движения. Это основной
вид варьирования, остальные базируются на нем.
•
Характеристическое заключается в отражении характера персонажа или
персонификации движения.
•
Метафорическое, к нему нужно приступать, когда хорошо овладеешь
первыми двумя видами. Хореографическая метафора обозначает то, что
у движения есть второй смысл, подтекст.
При изучении народно-сценического танца педагог рассказывает детям о
манере
исполнения
танцевальных
движений,
характере,
роде
занятий
и
истории данного народа. Изучая танцы разных народов, ребенок знакомится с
их
музыкальной культурой,
особенностями
костюма.
Все
эти
знания
обогащают
внутренний
мир ученика,
воспитывают
его
в
уважении
к
традициям и культурным ценностям других народов.
Еще
одним
условием
для
формирования
позитивного
отношения
к
культурным ценностям является совместная работа с детьми по сочинению
танцевальных
номеров.
Это
повышает
самооценку
ребенка,
добавляет
уверенности в своих силах, снимает имеющиеся комплексы. В процессе
совместной работы знания детей и педагога взаимообогащаются и становятся
общими знаниями;
эстетические переживания одного человека становятся
достоянием
всего
коллектива,
что
позитивно
влияет
на
его
сплочение,
формирование благоприятного микроклимата.
На уроках хореографии нами широко используется ритмотерапия. Танец,
мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств,
переживаний.
Музыкально-ритмические упражнения
выполняют
релаксационную
функцию,
помогают
добиться эмоциональной
разрядки,
снять умственную перегрузку и утомление. Упражнения на мышцы лица
развивают артистичность, обогащают исполнительское мастерство детей, что
позволяет
перейти
к
более
сложным
видам
хореографии, например,
к
сюжетной.
Отличным средством развития артистизма учащихся
являются этюды
(например, изображение
животных),
они
развивают
фантазию
и
наблюдательность
детей.
В
более
старшем
возрасте
хорошим
способом
развития артистизма является смена партий: мужской на женскую и наоборот.
При работе с подростками необходимо демонстрировать культуру речи
своим примером. Пример педагога для ребенка гораздо важнее, чем общие
слова о культуре речи.
Одним
из
важнейших
условий
формирования
у
ребенка
позитивного
отношения
к
культурным
ценностям
является
подготовка
помещения
к
занятиям. Благоприятная атмосфера класса создает положительную ауру, и в
таких условиях внутреннее состояние ребенка настраивается позитивно к
усвоению любых знаний.
Важнейшим
условием
формирования
позитивного
отношения
к
учебе
является
и педагогический фактор. От педагога зависит, захочет или нет,
ученик заниматься,
именно у него
воспринимать те знания, которые
преподаватель приготовил.
К
условиям
успешности
обучения
относятся:
необходимо
«влюбить»
ребенка
в
себя
и
в
то
дело,
которому
ты
посвятил
жизнь; грамотное
построение урока; соблюдение принципа доступности.
Можно
быть
очень
хорошим
мастером исполнения хореографических
элементов, но не уметь их преподать ребенку. Важно преподнести материал
интересно, разнообразно, меняя форму урока не только в зависимости от
возрастных особенностей детей, но и от степени углубления знаний.
Если
задавать очень сложный материал, пытаться форсировать время и события, то
возникает большая вероятность того, что дети не справятся с заданием. Даже
не очень сложные комбинации нужно разбивать на небольшие составные
элементы и проучивать их в небольшом темпе: добиваться того, чтобы у
каждого воспитанника на каждом занятии, пусть небольшое движение, но
получалось. Ребенок будет чувствовать себя умеющим, а значит, умным,
красивым, успешным, если снимать с него комплексы, а не добавлять их.
Таким
образом,
успешность
создания
условий
для
формирования
позитивного отношения детей к культурным ценностям в процессе обучения
народно-сценическому танцу зависит в первую очередь от личностных и
профессиональных качеств педагога, который этот предмет преподает.