Напоминание

Современные подходы к формированию культурных ценностей у детей в процессе обучения народно-сценическому танцу


Автор: Логинская Анастасия Сергеевна
Должность: педагог - хореограф
Учебное заведение: МАОУ ДО "Детская школа хореографии"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы к формированию культурных ценностей у детей в процессе обучения народно-сценическому танцу
Раздел: дополнительное образование





Назад




Современные подходы к формированию культурных ценностей

у детей в процессе обучения народно-сценическому танцу

За

столетия

существования

танцевального

искусства

хореографы

и

балетмейстеры придумали столько движений, что изобретать что-то новое

становится практически невозможно. В своей практике для поддержания

интереса

учащихся

к

занятиям

хореографией

я

чаще

всего

стараюсь

использовать

способ

варьирования

движений.

В

хореографии

это

видоизменение движения не по основным, а по второстепенным признакам.

Существуют три вида варьирования.

Механическое – основная цель этого вида заключается в том, чтобы

набрать как можно больше вариантов данного движения. Это основной

вид варьирования, остальные базируются на нем.

Характеристическое заключается в отражении характера персонажа или

персонификации движения.

Метафорическое, к нему нужно приступать, когда хорошо овладеешь

первыми двумя видами. Хореографическая метафора обозначает то, что

у движения есть второй смысл, подтекст.

При изучении народно-сценического танца педагог рассказывает детям о

манере

исполнения

танцевальных

движений,

характере,

роде

занятий

и

истории данного народа. Изучая танцы разных народов, ребенок знакомится с

их

музыкальной культурой,

особенностями

костюма.

Все

эти

знания

обогащают

внутренний

мир ученика,

воспитывают

его

в

уважении

к

традициям и культурным ценностям других народов.

Еще

одним

условием

для

формирования

позитивного

отношения

к

культурным ценностям является совместная работа с детьми по сочинению

танцевальных

номеров.

Это

повышает

самооценку

ребенка,

добавляет

уверенности в своих силах, снимает имеющиеся комплексы. В процессе

совместной работы знания детей и педагога взаимообогащаются и становятся

общими знаниями;

эстетические переживания одного человека становятся

достоянием

всего

коллектива,

что

позитивно

влияет

на

его

сплочение,

формирование благоприятного микроклимата.

На уроках хореографии нами широко используется ритмотерапия. Танец,

мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств,

переживаний.

Музыкально-ритмические упражнения

выполняют

релаксационную

функцию,

помогают

добиться эмоциональной

разрядки,

снять умственную перегрузку и утомление. Упражнения на мышцы лица

развивают артистичность, обогащают исполнительское мастерство детей, что

позволяет

перейти

к

более

сложным

видам

хореографии, например,

к

сюжетной.

Отличным средством развития артистизма учащихся

являются этюды

(например, изображение

животных),

они

развивают

фантазию

и

наблюдательность

детей.

В

более

старшем

возрасте

хорошим

способом

развития артистизма является смена партий: мужской на женскую и наоборот.

При работе с подростками необходимо демонстрировать культуру речи

своим примером. Пример педагога для ребенка гораздо важнее, чем общие

слова о культуре речи.

Одним

из

важнейших

условий

формирования

у

ребенка

позитивного

отношения

к

культурным

ценностям

является

подготовка

помещения

к

занятиям. Благоприятная атмосфера класса создает положительную ауру, и в

таких условиях внутреннее состояние ребенка настраивается позитивно к

усвоению любых знаний.

Важнейшим

условием

формирования

позитивного

отношения

к

учебе

является

и педагогический фактор. От педагога зависит, захочет или нет,

ученик заниматься,

именно у него

воспринимать те знания, которые

преподаватель приготовил.

К

условиям

успешности

обучения

относятся:

необходимо

«влюбить»

ребенка

в

себя

и

в

то

дело,

которому

ты

посвятил

жизнь; грамотное

построение урока; соблюдение принципа доступности.

Можно

быть

очень

хорошим

мастером исполнения хореографических

элементов, но не уметь их преподать ребенку. Важно преподнести материал

интересно, разнообразно, меняя форму урока не только в зависимости от

возрастных особенностей детей, но и от степени углубления знаний.

Если

задавать очень сложный материал, пытаться форсировать время и события, то

возникает большая вероятность того, что дети не справятся с заданием. Даже

не очень сложные комбинации нужно разбивать на небольшие составные

элементы и проучивать их в небольшом темпе: добиваться того, чтобы у

каждого воспитанника на каждом занятии, пусть небольшое движение, но

получалось. Ребенок будет чувствовать себя умеющим, а значит, умным,

красивым, успешным, если снимать с него комплексы, а не добавлять их.

Таким

образом,

успешность

создания

условий

для

формирования

позитивного отношения детей к культурным ценностям в процессе обучения

народно-сценическому танцу зависит в первую очередь от личностных и

профессиональных качеств педагога, который этот предмет преподает.



В раздел образования