Напоминание

Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит


Автор: Черкашина Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ 2
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: Современный урок в начальной школе
Тема: Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит
Раздел: начальное образование





Назад




Предмет: «Окружающий мир»

Учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

1 класс

Тема:Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит

Цели : Образовательные:

-познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;

- сформировать у детей представления о том, как в наш дом приходит вода;

- сформировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать способность понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях;

- с помощью опытов показать процесс очистки воды.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала,

создания проблемных ситуаций;

- формировать устойчивое внимание, наблюдательность.

Воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе;

-формировать потребность в здоровом образе жизни.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Знать: - значение воды для жизни;

- что такое загрязнение и очистка воды;

- о пользе чистой воды для здоровья.

Уметь: - прослеживать по рисунку - схеме путь воды;

-очищать воду через фильтр.

Личностные УУД

-формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за

конечный результат;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

-формирование нравственно – этического оценивания;

-развитие личной ответственности за свои поступки;

-развитие доброжелательности, внимания к людям.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

-формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;

-делать выводы и обобщения.

Регулятивные УУД

-формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-планировать свою деятельность на уроке;

-контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности

Коммуникативные УУД

-слушать и слышать учителя, другого ученика;

-доносить до собеседника свою точку зрения;

-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их

адекватно оценивать работу в группе

Тип урока:

урок «открытия» нового знания.

Технологии обучения: личностно – ориентированное деятельностного типа, здоровье – сберегающего

направления.

Методы и формы обучения:

Частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы и работы в парах.

Оборудование: учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, рабочая тетрадь "Окружающий мир"

А. А. Плешаков / 1 класс, глобус, шаблоны из бумаги "капельки", иллюстрации растений, животных, человека,

рисунок Злючки – Грязнючки, карточки для закрепления, картинка – облако, для опыта - мерный стакан,

стакан, воронка, фильтр, м /проектор, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока .

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1.

- Пожелайте друг другу удачи на уроке. (Хлопают по ладоням соседа со своими пожеланиями).

- А теперь разминка:

• Наша страна называется...

• Столица России...

• Наша планета называется ...

• Земля имеет форму ...

• Великая русская река...

• В реке вода ..., а в море...

- Молодцы! Отличные ответы!

- Очень много знаете! А хотите знать еще больше? Вы готовы?

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

3.Зафиксировать необходимость нового знания.

- Ребята, вы узнаете нашего гостя? Да, это любознательный Муравьишка. В лапках Муравьишки письмо. В

конверте стихотворение:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без ... (воды).

- Для чего нужна вода?

• Для жизни человека, животных: без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды 2-3 суток.

Вода входит в состав живых организмов..

• В производстве: ни одно производство не обходится без воды. Так, например, для изготовления 1 тонны

бумаги нужно 250 тонн воды.

• В сельском хозяйстве: для выращивания животных, поливки растений.

• В быту: посчитай, сколько раз в день ты встречаешься с водой.

• Водная дорога: для перевозки людей и грузов.

• Выработка электроэнергии: на гидроэлектростанциях, используя силу падающей воды.

- Вот что значит вода! Она жизненно необходима и является помощником человека.

- Дети, кто сегодня утром пользовался водой? И я пользовалась, и одна капелька пришла вместе со мной на

наш урок.

А откуда к нам в дом приходит вода? Наверное, та вода, что наполняет наши реки и моря и приходит в наши

дома. Только как? (По трубам).

- Значит, мы пьем речную воду?

- Неужели можно пить речную воду? Почему нельзя?

- Как вода может загрязняться? (Заводы выпускают отходы, речной транспорт).

- Что может случиться, если пить такую воду? (Заболеть).

- Что же делать? (Предположения учеников).

- Попробуйте каждый сам продумать движение воды из реки в дом, может быть, мы, и сможем ответить на

беспокоящий нас вопрос. (Дети делают индивидуальные зарисовки).

- Какие разные получились картинки?! (Учитель демонстрирует их на доске).

3. Постановка проблемы.

Организация учебного процесса на этапе 3.

- Что мы сейчас изображали?

- А почему получились разные картинки? (Мы еще не знаем, как нужно).

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

- Какие же задачи мы должны решить сегодня на уроке? (Узнать, откуда пришла в дом вода, и выяснить, какую

воду можно пить).

- А вот капелька воды, девочка Капелька будет гидом-экскурсоводом в нашем путешествии. Значит, вопросы,

на которые мы должны найти ответ:

Откуда?

-Что же делать, мы же не хотим пить грязную воду? (Нужно воду очистить, стоят же дома очистительные

приборы, прикрепленные к крану.)

- А у меня дома нет такого очистителя воды, значит, мне пить

речную воду? А людям, которые живут рядом с морем, придется пить морскую воду, да? (Вода океанов и

морей соленая, а людям необходима пресная вода).

- Как же быть? Вы знаете какой-нибудь способ? Какой же путь должна проделать вода, прежде чем она

окажется у нас в доме? (Мы пока этого не знаем.)

- А хочется вам узнать?

- Какие же задачи мы ставим сегодня перед собой? ■ Узнать, какой путь должна проделать вода.

• Каким способом можно очистить воду, чтобы ею можно было пользоваться.

- Определите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. («Откуда в наш дом приходит вода»).

Организация учебной деятельности на этапе 4.

- Капелька воды, девочка Капелька покажет нам весь путь.

Мы начинаем свой путь от реки. Здесь вода попадает в водопровод. Чтобы вода в водопроводе была чистой, по

берегам реки должны быть строгие объявления. Как вы думаете, какие?

«Не купаться!»

«Не стирать белье!»

«Не пасти коров!»

«Не кататься на лодках!»

- Что поделаешь, эту воду пить людям. Вот и приходится охранять реку.

Решетка

- Как вы думаете, что нужно поставить у начала водопровода, чтобы какой-нибудь мусор или рыба не попали в

водопровод? Вспомните, чем перекрыто дно раковины у вас на кухне? (Решеткой).

Решетка

- Вот наша девочка Капелька прошла через решето.Вода стала чище? Понаблюдаем, что же дальше? Что-то не

в дом направляется Капелька. Куда же она нас привела?

Да, на станцию очистки. Ведь решето может задержать только крупные загрязнения. А крошечные песчинки?

- Здесь стоят огромные баки, через которые вода течет очень медленно, и весь мусор успевает осесть на дно.

Станция очистки

«Не пейте сырой воды!». Кому из вас так говорили? А почему, вы знаете?

(Выслушиваются предположения учеников).

- Это только на вид вода кажется чистой, а если посмотреть в микроскоп — прибор, который все увеличивает

во много-много раз, - чего в ней только нет! Плавают, шевелятся "какие-то странные живые существа -

микробы. Целый зоопарк! Среди них попадаются вредные и опасные для здоровья.

- Значит, что же еще нужно сделать, прежде чем принимать такую воду?

- Правильно, воду на очистительной станции нужно обезвредить. Как же это происходит?

Обезвреживание воды

На станции воду пропускают через специальные фильтры, если вода была очень грязная, то добавляют в нее

хлор.

Использование чистой воды

-Теперь чистая и обезвреженная вода по трубам поступает в наши дома, мы ее используем. Куда же девается

использованная, грязная вода? Наверное, в реку, по трубам грязная вода уходит туда, откуда пришла, т.е. снова

в реку? (Ребята высказываются)

- Вот появилась еще одна Капелька, только что-то она не похожа на нашу девочку. Да, ее имя - Злючка-

Грязючка. Она может жить только в грязной воде.

Использованная вода

Злючка –грязючка появилась, чтобы вместе с грязной водой отправиться в реку. Хорошо ли от этого будет

речным обитателям?

Что же делать? (Ребята вносят предложения, которые вместе рассматриваем, принимаем решение).

- Ребята, значит, не на все вопросы мы еще нашли ответы. Нужно выяснить, куда использованная вода должна

уйти.

- Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь

выбрать длинный или короткий? (Ответы детей).

- Что же случится со Злючкой-Грязючкой, если она попадет в очистные сооружения?

Очистные сооружения

- Правильно, давайте за этим проследим. И правда, Злючка-Грязючка превратилась в чистую девочку

Капельку. И водным обитателям ничего не грозит! Очищенная вода не принесет им вреда.

В реку

- Ребята, теперь вы знаете, откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит. Давайте построим «маршрут»

движения Капельки. (Ребята повторяют алгоритм действий).

5. Первичное закрепление.

Организация учебного процесса на этапе 5.

- Откуда вода в кране берется? Где вообще «живет» вода? (В озере, реке, море).

- Откуда приходит вода к жителям Казани: из озера, реки, моря? (Из Волги).

- Можно ли пить речную воду?

- Как вода может загрязниться?

- Что же делать, чтобы не заболеть? (Для питья можно воду фильтровать. А для очистки большого количества

воды используются очистительные сооружения - станции очистки воды).

- Куда же девается использованная вода, грязная вода? (Через очистные сооружения снова в реку).

- Зачем чистить воду второй раз, перед речкой? ( Очистить, чтобы в реке вода была чистая и всем речным

жителям хорошо жилось).

- Кому может принести вред Злючка-Грязючка, если окажется в реке? (Растениям, рыбам, речным жителям,

водным насекомым, человеку).

2) Работа по учебнику: с. 44.

- Расскажите друг другу о путешествии капельки по картинке в учебнике.

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Организация учебного процесса на этапе 6.

1) - Ребята, я уверена, что вы и сами сможете спроектировать путь воды из реки до станции очистки. Поэтому

предлагаю вам следующее самостоятельное задание:

• синим карандашом показать путь воды из реки до станции очистки, от станции до дома;

• коричневым карандашом показать путь воды от дома до очистных сооружений;

• и вновь синим карандашом - путь от очистных сооружений до реки.

- А теперь сверьте свою работу с «готовыми чертежами». (Ученикам предлагается эталон для самопроверки).

7. Включение в систему знаний и повторение.

Организация учебного процесса на этапе 7.

- Молодцы! Я думаю, что вы получили достаточно много новых знаний, и сейчас сможете сами проверить

правильность наших суждений. Предлагаю вам, как молодым ученым, согласиться или отвергнуть

полученный вывод о том, что загрязненную воду возможно очистить на очистных сооружениях.

Опыт: 2 стакана с загрязненной водой и фильтр (марля). Один стакан воды пропускается через фильтр. Затем

вода в стаканах сравнивается.

Вывод: загрязненную воду можно очистить.

- Что вы можете сделать, чтобы Злючка-Грязючка никогда не поселилась в наших реках? (Ответы учащихся).

8. Рефлексия учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 8.

Не умыться, не напиться

Без воды,

Листику не распуститься

Без воды.

Птица, зверь и человек

Без воды прожить не могут

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

- Ваше трудолюбие, усердие, ваше доброе сердце помогли нам сегодня проделать такое серьезное

путешествие. Мы даже сумели спасти речку от Злючки-Грязючки, какое хорошее дело мы сделали. Мы

молодцы! Я думаю, что из вас получатся настоящие ученые-экологи. Сегодня мы уже занимались проблемами

экологии. Вы знаете, что это такое? В переводе с греческого «экое» - дом, «логос» -наука. Следовательно,

экология - наука о доме, о природном доме, о связях между человеком и природой. Эта наука подсказывает лю-

дям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.

- И вот первое домашнее задание начинающим экологам: нарисовать рисунки, придумать плакаты,

рассказывающие, как можно и как нельзя вести себя около водоемов, чтобы не допустить появления в наших

реках Злючек-Грязючек.

- Какую задачу ставили мы перед собой в начале урока? (Выяснить, откуда в наш дом приходит вода, и куда

она уходит)

- Вы уже неоднократно сегодня комментировали движение воды. Можете ли ответить на заключительный

вопрос: через что должна пройти вода, выходя из реки и заходя в нее? (Через очистные фильтры)

- А теперь, уважаемые «ученые», постарайтесь дать оценку своей работе.

Если вы довольны своей работой, можете подойти ко мне после урока и выбрать себе приз.

- Чем мы будем заниматься на следующем уроке, хочется вам узнать?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

- Почему вода так говорит?

Вы хотите узнать, как образуются облака, туман? Почему идет дождь?

- Об этом мы более подробно поговорим на следующем уроке.

- Урок окончен, всем спасибо за работу.



В раздел образования