Автор: Черкашина Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ 2
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: Современный урок в начальной школе
Тема: Местоимение как часть речи
Раздел: начальное образование
Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России».
Тема: «Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи».
Цель урока: создание условий
для получения обучающимися новых знаний по теме,
для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
для формирования интереса к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.
2. Различать местоимения и имена существительные.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
Познавательные результаты:
- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи;
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осознают ценности своего языка.
Коммуникативные результаты:
- применять правила делового сотрудничества;
- участвовать в продуктивном диалоге.
Тип урока. Изучение нового материала.
Формы, приемы, методы. Фронтальная, сравнение, подводящий диалог.
Цель урока: знакомство с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи.
Задачи урока.
-Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении;
-Различать местоимения и имена существительные;
– Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– Самостоятельно определять учебную задачу;
– Планировать свою деятельность по решению учебной задачи;
– Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
по ходу его реализации и в конце действия;
– осознают ценности своего языка;
– применять правила делового сотрудничества;
– участвовать в продуктивном диалоге;
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики.
ХОД УРОКА
(1 слайд)
I этап: организационный 2 мин.
– Успокоились, подравнялись, садитесь. Урок русского языка.
(2 слайд)
Открыли тетради, записали число, классная работа.
Перед тем как начать наш урок, давайте определим наш эмоциональный настрой. На полях своих
тетрадей поставьте: смайлик улыбочка – готовы, смайлик серьезный – все равно, смайлик грустный –
тревожность.
Минутка чистописания. Вспомним написание буквы заглавной Я в соединении строчной буквы я и
заглавной буквы М и строчной буквы ы.
(3 слайд)
– посмотрите на девиз нашего урока: "Учитесь тайны открывать!"
– А что такое тайна? (скрытая информация)
– А вы готовы открывать тайны? Тогда начнём.
II этап: постановка цели и задач урока 7 мин.
1. Оформление работы (правила посадки при письме)
2. Словарная работа (под диктовку учителя): слушаем, записываем, с красной строки, первое слово
с заглавной буквы, остальные с маленькой, через запятую. (дети в тетрадях записывают слова).
(4 слайд)
Рефлексия
Учитель: - Ребята, поднимите розовый кружок, у кого задание выполнено без ошибок, поднимите
зелёные кружок, если 1-2 ошибки, синие – если более 2 ошибок! Молодцы!
(на данном этапе урока рефлексия помогает определить знания учащихся по пройденной теме)
- Сейчас мы с вами немного вспомним все то, что изучали на предыдущих уроках
Рефлексия. Если вы согласны с ответом ученика, то аплодируем ему, если вы не согласны, то
поднимаем руку вверх и объясняем почему вы не согласны. - Всем понятно все, все меня услышали?
– Давайте вспомним, что такое речь? (Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем)
– Какие части речи вам знакомы? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)
– К какой части речи относятся слова, которые мы записали? (Существительное)
– Что такое существительное?
– Что такое прилагательное?
– Что такое глагол?
– Я предлагаю выполнить вам следующее задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите
внимание на карточку 1 и скажите, какое задание вам предстоит выполнить? (Нужно распределить
слова по частям речи)
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Карточки со словами заготовить заранее и положить на стол ученикам) работа, голубой, он, писать,
медведь, ты, я, храбрая, косить.
(Один работает у доски, остальные на карточках)
– Ребята, давайте проверим: назовите имена существительные, имена прилагательные, глагол.
– Почему вы не все слова распределили? (они не относятся ни к одной из групп)
– А мы употребляем их в речи? (Да)
– Значит они тоже часть речи? (Да)
– А как называется эта часть речи?
– Не все ребята знают, значит, какая цель нашего урока?(Слайд 5) (Узнать, как называется новая
часть речи)
III этап: актуализация знаний 5 мин.
– Прочитаем предложения и сравним их. (Слайд 6)
Сова – хищная птица. Сова охотится на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных.
– О ком говориться в первом предложении?
– О ком говориться во втором предложении?
– Что заметили в тексте? (Повторяется слово сова).
– Как можно исправить эту ошибку? (Заменить слово сова другим словом).
– Вместо какого слова употребили слово она?
– Так как эти слова заняли место имени существительного, то они и называются место имени
я (Cлайд 7)
IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин.
1. Работа по учебнику
– Открываем учебники на стр. 101, что мы должны узнать сегодня на уроке? (что такое местоимение)
– Прочитаем текст из упр. 171.
– Какие местоимения встретились в тексте?
– На что указывают местоимения? (он–терем, я–мышка, я–лягушка, ты–лягушка, они–мышка и
лягушка)
– То есть на какую часть речи указывают местоимения? (на имя существительное)
– А что обозначает им. сущ.? ( предмет)
– Тогда давайте сделаем небольшой вывод: местоимение называет предмет или указывает на него?
(указывает) (мультимедио по рус.яз.) правило
– Тогда я предлагаю вам продолжить предложения, выбрав верные высказывания: (Слайд 8)
– Давайте сравним наше определение с эталоном (Слайд 9)
– Прочитаем слова тётушки совы на стр. 101.
– Выпишите из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их. (я, ты, мы,
вы, он, она, оно, они).
– Сейчас я предлагаю послушать грамматическую сказку о местоимении.
Достойная замена
- Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к Местоимению, - займите на время моё
место, я уже всем глаза намозолило…
Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым, Существительное и
Прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители такие
работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком
случае, местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, могут заменить любое Существительное.
В. Волина
-Сделайте вывод: какую роль выполняет местоимение в нашей речи?
. (Оно помогает избежать повторов в тексте)
Физминутка 2 мин. ПЕСНЯ «Я, ТЫ, ОН, ОНА» (Слайд 10)
V этап: первичная проверка понимания, 3 мин.
1. Работаем по учебнику, упр. 173.
– Прочитаем.
– Определите главную мысль стихотворения.
(Если мы сорвём цветы,
То не будет красоты
И не будет доброты.)
– Объясните, как вы её понимаете.
– Спишем выделенные слова.
– Какой частью речи они являются? (Местоимения)
– Для чего их использовал автор? (ответы учеников)
VI этап: закрепление изученного материала 13 мин.
1. Упр. 174. Объяснить как определить, какое слово к какому местоимению относится.
– Рассмотрим рисунки, назовём предметы.
– Запишем названия предметов, а в скобках – местоимения, которыми можно заменить каждое слово.
– Работаем в тетрадях, напомнить о посадке и положении тетради.
Пальто (оно), цветок (он), лампа (она), коньки (они), ягода (она), трава (она), берёза (она), рисунок
(он), поле (оно), серёжки (они).
Рефлексия на полях пометить + - справился с упражнением, - - не справился с упражнением и v –
выполнил задание не до конца
2. Работа у мультимединой доски.
– А сейчас поиграем, интерактивная доска "Помоги братьям лосям спуститься на землю", для этого
правильно распредели мешочки по корзинкам.
– 1 ребёнок работает у доски.
3. Развитие речи. У детей на столах карточки с текстом
1) Ёж нашёл гриб. Ёж был очень рад.
2) Орлы парят над землёй. Орлы высматривают добычу.
3) Оса летает над вареньем. Оса хочет полакомиться.
– Прочитаем предложения.
– Что вы заметили необычного?
– Задание. Заменить повторяющиеся имена существительные местоимениями.
– Списать: 1 ряд – первую строчку, 2 ряд – 2 строчку, 3 ряд – 3 строчку.
– Поверка: читаем по рядам, ученик, который читал, работает у доски.
VII этап: итог урока. 2 мин.
1. Вопросы:
– Назовите местоимения.
– Что такое местоимение? (часть речи)
– На что указывает местоимение? (на предмет)
– Вместо каких частей речи можно употреблять местоимения?
2. Домашнее задание
– по рабочей тетради: стр. 50, упр. 108, 109.
– объяснить задание.
3. Выставление оценок
VIII этап: рефлексия 1 мин.
– Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?
– Оцените свою работу при помощи солнышка и лучиков или тучек к этому солнышку (слайд 11)
лучики – мне все понятно, очень было интересно. Тучка мне не совсем понятно и было скучно.