Напоминание

Развитие технических навыков на баяне и аккордеоне


Автор: Пискунов Игорь Викторович
Должность: Преподаватель по классу баяна и гитары
Учебное заведение: МБОУДО(БДШИ)
Населённый пункт: Бугульма
Наименование материала: Доклад
Тема: Развитие технических навыков на баяне и аккордеоне
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие технических навыков на баяне и

аккордеоне.

Игра на любом музыкальном инструменте является одним из сложнейших видов

деятельности, так как занятия на музыкальных инструментах требует огромного

труда, времени, сил и терпения, а также и работу психических процессов - воли,

внимания, восприятия, ощущений, мышления, памяти, воображения. Но

учащийся не сможет достичь высоких результатов, если не будет владеть

техникой игры на инструменте, при помощи которых он раскрывает свои мысли

и чувства. Поэтому развитие технических навыков у учащихся актуален на

разных ступенях обучения, ведь игра на аккордеоне и любых других

музыкальных инструментах – требуют определённых технических навыков.

Техника аккордеониста разнообразна – это и мелкая (пальцевая) и крупная

моторика, а также это и техника игры мехом и техника звукоизвлечения. Многие

её виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть

ею невозможно. Не случайно учиться на аккордеоне сейчас начинают с 7-

летнего возраста, что в первую очередь связано с трудностями приобретения

технических навыков. Поэтому культура работы над техникой относится к

наиболее важным вопросам методики обучения игре на аккордеоне.

Виды техники

В музыкально-исполнительском искусстве развитию технике отводится

достаточно значительное место.

Но техника является не только развитием

беглости пальцев, а также средством воплощения художественного содержания

музыкального произведения.

Техника - совокупность средств и приёмов игры, при помощи которых

исполнитель передает музыкальный смысл произведения. Работу по развитию

технических навыков следует проводить систематически и целенаправленно.

Техника аккордеониста можно разделить на мелкую (пальцевую) и крупную

моторику, а также на технику игры мехом и технику звукоизвлечения. То есть

это и ведение меха, и прикосновения к клавишам и кнопкам, и звуковедение и

т.д.

Элементами развития технических навыков на аккордеоне и любых других

инструментах являются гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения,

этюды. На упражнениях и этюдах отрабатываются двигательно-игровые навыки,

взаимодействие всех частей рук, координация движений. Они развивают

физическую выносливость, освоение двигательного аппарата и использование

его на инструменте.

Но мы не должны забывать и о природных способностях музыканта. Не

зависимо от природных данных учащегося, ребёнок со средними

исполнительскими данными может достичь высоких результатов. Это зависит от

его усердия, терпения и воли.

Гаммы и арпеджио являются важнейшим материалом для работы

аккордеонистов над развитием и совершенствованием исполнительской

техники. Для успешного развития техники (гаммы, арпеджио, аккорды,

упражнения) нужно играть при полном внимании, слуховом контроле, над

соблюдением динамических оттенков, ритма, штрихов, а также систематическая

и последовательная работа.

Систематическая и последовательная работа над гаммами и арпеджио помогает

преодолеть многие технические трудности:

позволяет лучше сделать выбор аппликатуры (пальцев);

создает легкую и свободную пальцевую беглость;

способствует координации движений обеих рук;

способствует плавности ведения меха и смены направления его

движения;

помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов;

развивает ладовый, мелодический и гармонический слух;

развивает хорошую ориентацию на клавиатуре.

После того, как та или иная гамма, арпеджио будут выучены в ровном

движении, рекомендуется переходить к исполнению ее в различных

метроритмических рисунках, штрихах и динамических оттенках, темпах. Но

быстрый темп не должен нарушать ясности исполнения гамм и арпеджио.

Процесс работы над гаммами и арпеджио требует постоянного слухового и

двигательного контроля - ровным звуком, плавной сменой направления

движений меха, за строгим соблюдением указанной аппликатуры, за

естественностью и экономностью движений пальцев, кисти, за четкостью удара,

за точностью выполнения метроритмического рисунка и штрихов, за

точностью координации движений.

Работу над арпеджио и аккордов можно начинать после того, как учащиеся

освоили гамму. В начале осваиваются арпеджио короткие, позже - длинные. При

игре аккордов следует обращать внимание ученика на одновременность

действий всех играющих пальцев.

Конечным результатом изучения гамм и арпеджио является умение свободно и

легко в любых темпах исполнить гамму и арпеджио, а также в различных

метроритмических рисунках и штрихах (как отдельными, так и обеими руками

одновременно).

Гаммы и упражнения - не просто ежедневное занятие, а необходимое условие

для успешного технического продвижения вперед.

Разучивание мажорных и минорных гамм.

Техника игры на аккордеоне и на других инструментах в действительности

очень разнообразна, но и однообразно, поскольку всегда можно найти сходные

элементы. И как говорилось выше работа над гаммами, арпеджио и аккордами

должна быть регулярным процессом. Не регулярное и не систематическое

ознакомление приведёт к необходимости каждый раз учить заново. Регулярная

работа над гаммами, арпеджио и аккордами способствует развитию моторики,

восприятию длиной мелодической линии, закрепить опорные навыки, а также

смены аппликатурных позиций и т.д.

При работе над любой мажорной или минорной гаммой в правой руке на

аккордеоне невозможно избежать обрабатывания техники подкладывания

первого пальца, т. к. при смене игровых позиций 1 - 3, 1 - 4 она является

главной. Подкладывание исполняют плавно, без толчков.

Для того, чтобы лучше запомнить аппликатуру на мажорных и минорных

гаммах, то можно запомнить ноты на которых стоит 1-ый палец. Например, в

гамме C-dur первый палец ставится на нотах "до" и "фа". Но это не очень

удобно, так как каждую гамму придётся учить заново. Лучше всего применять

схемы для запоминания аппликатуры 3+5 (в одну октаву) или 3+4+3+5 (в две

октавы).

Но всё же на аккордеоне и баяне большой сложностью является левая рука в

разучивании мажорных и минорных гамм, так как мы её не видим и учащийся

не может её проконтролировать, а также для левой руки существует свой

звукоряд.

Для разучивания гамм в левой руке существует несколько способов игры,

которые помогут быстро и правильно разучить гаммы.

Можно разучить гамму "кусочками" по три и четыре звука. Например, гамма C-

dur - "до", "ре", "ми", а затем "фа", "соль", "ля", "си".

Можно нарисовать ноты и кнопки левой клавиатуры и обозначить стрелками

движение мелодии гаммы:

Вспомогательный ряд

Основной ряд

Но опять же эти способы не удобны в применении, так как любую другую гамму

придётся учить заново и схему рисовать к каждой гамме.

Удобнее всего гамму записать схематично, то есть выстроить все звуки по

порядку - слева направо и убрать названия нот, оставив лишь аппликатуру.

Таким образом мы можем использовать эту схему в любой тональности:

Большие белые окружности с цифрой на этой схеме - это кнопки, которые

нужно нажать, маленькие чёрные - это кнопки, которые надо пропускать, "В" -

вспомогательный ряд, цифры - аппликатура.

Минорные гаммы ученику труднее запомнить и выучить, так как используется

пятый палец, большие скачки и большая часть играется на основном ряду. Но

если использовать схемы и к минорным гаммам, то можно добиться у ученика

больших успехов.

Минор гармонический

Большие белые окружности с цифрой на этой схеме - это кнопки, которые

нужно нажать, маленькие чёрные - это кнопки, которые надо пропускать, "В"-

вспомогательный ряд, цифры - аппликатура.

Минор мелодический

Большие белые окружности с цифрой на этой схеме - это кнопки, которые

нужно нажать, маленькие чёрные - это кнопки, которые надо пропускать, "В"-

вспомогательный ряд, цифры - аппликатура.

Гаммы обычно начинают изучать тогда, когда закреплена постановка руки,

кисти, пальцев. Начинают играть в медленном темпе с ровным количеством

длительностей на каждое движение меха.

Для арпеджио и аккордов тоже существует более простые способы запоминания

аппликатуры и игры. Для того, чтобы не запоминать аппликатуру в правой руке -

1, 2, 3, 5; 1,2,4,5; 1,2,4,5; 1, 2, 3, 5 и обратно 5, 3, 2, 1; 5, 4, 2, 1; 5, 4, 2, 1; 5, 3, 2, 1.

Можно запомнить что 1, 2, и 5 пальцы неизменны, а для 3 и 4 пальца запомнить:

вверх 344, а в обратную сторону 443.

Для аккордов - 1 и 5 пальцы неизменны, а для 2 и 3-го пальца нужно запомнить

такую комбинацию цифр 323 в верх и обратно.

Сложность заключается в том, что аккорды нужно играть с помощью кистевых

движений. Пальцы нужно готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе.

При игре аккордами не следует поднимать высоко пальцы над клавиатурой, они

должны быть в собранном состоянии. А также в процессе исполнения

аккордовой последовательности необходимо:

одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя

случайных призвуков;

подготовить положение пальцев для последующего взятия аккордов;

сделать соответствующее перемещение кисти;

путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.

Использование данных схем и комбинации цифр в разучивании гамм,

арпеджио и аккордов помогут при помощи зрительной памяти быстрее

запомнить направление движения мелодии, аппликатуру, а также вносит

разнообразие в работу над таким "скучным", но необходимым направлением,

как изучение гамм.

Заключение

В данной докладе мы рассмотрели несколько способов наилучшего

разучивания мажорных и минорных гамм, арпеджио и аккордов на аккордеоне

при помощи которых можно быстрее и эффективнее запомнить направление

движения мелодии, аппликатуру, а также вносит разнообразие в работу над

изучением гамм.

И исходя из этого можно сделать вывод, что работа над гаммами,

арпеджио и аккордами должна быть систематической и последовательной. Так

как гаммы, арпеджио и аккорды позволяют выбрать аппликатуру (пальцев);

создать лёгкую и свободную пальцевую беглость; способствовать координации

движения; плавности ведения меха и смены направления; развитию ладовому,

мелодическому и гармоническому слуху.

И поэтому конечным результатом является умение свободно и легко в

любых темпах исполнить гамму и арпеджио, а также в различных

метроритмических рисунках и штрихах (как отдельными, так и обеими руками

одновременно).

Гаммы и упражнения - это не просто ежедневное занятие, а необходимое

условие для успешного технического продвижения вперёд.



В раздел образования