Автор: Пискунов Игорь Викторович
Должность: Преподаватель по классу баяна и гитары
Учебное заведение: МБОУДО(БДШИ)
Населённый пункт: Бугульма
Наименование материала: Доклад
Тема: Развитие технических навыков на баяне и аккордеоне
Раздел: дополнительное образование
Развитие технических навыков на баяне и
аккордеоне.
Игра на любом музыкальном инструменте является одним из сложнейших видов
деятельности, так как занятия на музыкальных инструментах требует огромного
труда, времени, сил и терпения, а также и работу психических процессов - воли,
внимания, восприятия, ощущений, мышления, памяти, воображения. Но
учащийся не сможет достичь высоких результатов, если не будет владеть
техникой игры на инструменте, при помощи которых он раскрывает свои мысли
и чувства. Поэтому развитие технических навыков у учащихся актуален на
разных ступенях обучения, ведь игра на аккордеоне и любых других
музыкальных инструментах – требуют определённых технических навыков.
Техника аккордеониста разнообразна – это и мелкая (пальцевая) и крупная
моторика, а также это и техника игры мехом и техника звукоизвлечения. Многие
её виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть
ею невозможно. Не случайно учиться на аккордеоне сейчас начинают с 7-
летнего возраста, что в первую очередь связано с трудностями приобретения
технических навыков. Поэтому культура работы над техникой относится к
наиболее важным вопросам методики обучения игре на аккордеоне.
Виды техники
В музыкально-исполнительском искусстве развитию технике отводится
достаточно значительное место.
Но техника является не только развитием
беглости пальцев, а также средством воплощения художественного содержания
музыкального произведения.
Техника - совокупность средств и приёмов игры, при помощи которых
исполнитель передает музыкальный смысл произведения. Работу по развитию
технических навыков следует проводить систематически и целенаправленно.
Техника аккордеониста можно разделить на мелкую (пальцевую) и крупную
моторику, а также на технику игры мехом и технику звукоизвлечения. То есть
это и ведение меха, и прикосновения к клавишам и кнопкам, и звуковедение и
т.д.
Элементами развития технических навыков на аккордеоне и любых других
инструментах являются гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения,
этюды. На упражнениях и этюдах отрабатываются двигательно-игровые навыки,
взаимодействие всех частей рук, координация движений. Они развивают
физическую выносливость, освоение двигательного аппарата и использование
его на инструменте.
Но мы не должны забывать и о природных способностях музыканта. Не
зависимо от природных данных учащегося, ребёнок со средними
исполнительскими данными может достичь высоких результатов. Это зависит от
его усердия, терпения и воли.
Гаммы и арпеджио являются важнейшим материалом для работы
аккордеонистов над развитием и совершенствованием исполнительской
техники. Для успешного развития техники (гаммы, арпеджио, аккорды,
упражнения) нужно играть при полном внимании, слуховом контроле, над
соблюдением динамических оттенков, ритма, штрихов, а также систематическая
и последовательная работа.
Систематическая и последовательная работа над гаммами и арпеджио помогает
преодолеть многие технические трудности:
позволяет лучше сделать выбор аппликатуры (пальцев);
создает легкую и свободную пальцевую беглость;
способствует координации движений обеих рук;
способствует плавности ведения меха и смены направления его
движения;
помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов;
развивает ладовый, мелодический и гармонический слух;
развивает хорошую ориентацию на клавиатуре.
После того, как та или иная гамма, арпеджио будут выучены в ровном
движении, рекомендуется переходить к исполнению ее в различных
метроритмических рисунках, штрихах и динамических оттенках, темпах. Но
быстрый темп не должен нарушать ясности исполнения гамм и арпеджио.
Процесс работы над гаммами и арпеджио требует постоянного слухового и
двигательного контроля - ровным звуком, плавной сменой направления
движений меха, за строгим соблюдением указанной аппликатуры, за
естественностью и экономностью движений пальцев, кисти, за четкостью удара,
за точностью выполнения метроритмического рисунка и штрихов, за
точностью координации движений.
Работу над арпеджио и аккордов можно начинать после того, как учащиеся
освоили гамму. В начале осваиваются арпеджио короткие, позже - длинные. При
игре аккордов следует обращать внимание ученика на одновременность
действий всех играющих пальцев.
Конечным результатом изучения гамм и арпеджио является умение свободно и
легко в любых темпах исполнить гамму и арпеджио, а также в различных
метроритмических рисунках и штрихах (как отдельными, так и обеими руками
одновременно).
Гаммы и упражнения - не просто ежедневное занятие, а необходимое условие
для успешного технического продвижения вперед.
Разучивание мажорных и минорных гамм.
Техника игры на аккордеоне и на других инструментах в действительности
очень разнообразна, но и однообразно, поскольку всегда можно найти сходные
элементы. И как говорилось выше работа над гаммами, арпеджио и аккордами
должна быть регулярным процессом. Не регулярное и не систематическое
ознакомление приведёт к необходимости каждый раз учить заново. Регулярная
работа над гаммами, арпеджио и аккордами способствует развитию моторики,
восприятию длиной мелодической линии, закрепить опорные навыки, а также
смены аппликатурных позиций и т.д.
При работе над любой мажорной или минорной гаммой в правой руке на
аккордеоне невозможно избежать обрабатывания техники подкладывания
первого пальца, т. к. при смене игровых позиций 1 - 3, 1 - 4 она является
главной. Подкладывание исполняют плавно, без толчков.
Для того, чтобы лучше запомнить аппликатуру на мажорных и минорных
гаммах, то можно запомнить ноты на которых стоит 1-ый палец. Например, в
гамме C-dur первый палец ставится на нотах "до" и "фа". Но это не очень
удобно, так как каждую гамму придётся учить заново. Лучше всего применять
схемы для запоминания аппликатуры 3+5 (в одну октаву) или 3+4+3+5 (в две
октавы).
Но всё же на аккордеоне и баяне большой сложностью является левая рука в
разучивании мажорных и минорных гамм, так как мы её не видим и учащийся
не может её проконтролировать, а также для левой руки существует свой
звукоряд.
Для разучивания гамм в левой руке существует несколько способов игры,
которые помогут быстро и правильно разучить гаммы.
Можно разучить гамму "кусочками" по три и четыре звука. Например, гамма C-
dur - "до", "ре", "ми", а затем "фа", "соль", "ля", "си".
Можно нарисовать ноты и кнопки левой клавиатуры и обозначить стрелками
движение мелодии гаммы:
Вспомогательный ряд
Основной ряд
Но опять же эти способы не удобны в применении, так как любую другую гамму
придётся учить заново и схему рисовать к каждой гамме.
Удобнее всего гамму записать схематично, то есть выстроить все звуки по
порядку - слева направо и убрать названия нот, оставив лишь аппликатуру.
Таким образом мы можем использовать эту схему в любой тональности:
Большие белые окружности с цифрой на этой схеме - это кнопки, которые
нужно нажать, маленькие чёрные - это кнопки, которые надо пропускать, "В" -
вспомогательный ряд, цифры - аппликатура.
Минорные гаммы ученику труднее запомнить и выучить, так как используется
пятый палец, большие скачки и большая часть играется на основном ряду. Но
если использовать схемы и к минорным гаммам, то можно добиться у ученика
больших успехов.
Минор гармонический
Большие белые окружности с цифрой на этой схеме - это кнопки, которые
нужно нажать, маленькие чёрные - это кнопки, которые надо пропускать, "В"-
вспомогательный ряд, цифры - аппликатура.
Минор мелодический
Большие белые окружности с цифрой на этой схеме - это кнопки, которые
нужно нажать, маленькие чёрные - это кнопки, которые надо пропускать, "В"-
вспомогательный ряд, цифры - аппликатура.
Гаммы обычно начинают изучать тогда, когда закреплена постановка руки,
кисти, пальцев. Начинают играть в медленном темпе с ровным количеством
длительностей на каждое движение меха.
Для арпеджио и аккордов тоже существует более простые способы запоминания
аппликатуры и игры. Для того, чтобы не запоминать аппликатуру в правой руке -
1, 2, 3, 5; 1,2,4,5; 1,2,4,5; 1, 2, 3, 5 и обратно 5, 3, 2, 1; 5, 4, 2, 1; 5, 4, 2, 1; 5, 3, 2, 1.
Можно запомнить что 1, 2, и 5 пальцы неизменны, а для 3 и 4 пальца запомнить:
вверх 344, а в обратную сторону 443.
Для аккордов - 1 и 5 пальцы неизменны, а для 2 и 3-го пальца нужно запомнить
такую комбинацию цифр 323 в верх и обратно.
Сложность заключается в том, что аккорды нужно играть с помощью кистевых
движений. Пальцы нужно готовить к взятию аккорда заранее, как бы в воздухе.
При игре аккордами не следует поднимать высоко пальцы над клавиатурой, они
должны быть в собранном состоянии. А также в процессе исполнения
аккордовой последовательности необходимо:
одновременно снять пальцы с предыдущего аккорда, не оставляя
случайных призвуков;
подготовить положение пальцев для последующего взятия аккордов;
сделать соответствующее перемещение кисти;
путём одновременного нажатия пальцев на клавиши взять новый аккорд.
Использование данных схем и комбинации цифр в разучивании гамм,
арпеджио и аккордов помогут при помощи зрительной памяти быстрее
запомнить направление движения мелодии, аппликатуру, а также вносит
разнообразие в работу над таким "скучным", но необходимым направлением,
как изучение гамм.
Заключение
В данной докладе мы рассмотрели несколько способов наилучшего
разучивания мажорных и минорных гамм, арпеджио и аккордов на аккордеоне
при помощи которых можно быстрее и эффективнее запомнить направление
движения мелодии, аппликатуру, а также вносит разнообразие в работу над
изучением гамм.
И исходя из этого можно сделать вывод, что работа над гаммами,
арпеджио и аккордами должна быть систематической и последовательной. Так
как гаммы, арпеджио и аккорды позволяют выбрать аппликатуру (пальцев);
создать лёгкую и свободную пальцевую беглость; способствовать координации
движения; плавности ведения меха и смены направления; развитию ладовому,
мелодическому и гармоническому слуху.
И поэтому конечным результатом является умение свободно и легко в
любых темпах исполнить гамму и арпеджио, а также в различных
метроритмических рисунках и штрихах (как отдельными, так и обеими руками
одновременно).
Гаммы и упражнения - это не просто ежедневное занятие, а необходимое
условие для успешного технического продвижения вперёд.