Напоминание

Пересказ рассказа "Ёж" с использованием мнемотаблиц (по Е. Чарушину)


Авторы: Петрова Ксения Анатольевна, Карябкина Тамара Дмитриевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1467
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию
Тема: Пересказ рассказа "Ёж" с использованием мнемотаблиц (по Е. Чарушину)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Карябкина, Петрова

Тема: Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину)

Цель:

Формирование навыков пересказа короткого текста с использованием фланелеграфа

и графических схем.

Основные задачи:

Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять

фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.

Развитие слухового и зрительного внимания детей.

Методические приемы:

Отгадывание

загадки,

беседа,

чтение;

рассматривание

колющих

предметов,

предметных картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа;

договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

Оборудование:

Фланелеграф, демонстрационная картина или игрушка ежа; предметные картинки:

ребята,

еж

(два

вида),

крыша

дома,

блюдце

с

молоком;

набор

колющих

предметов:

колючка, кактус, булавка; схемы для графического плана.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя

первая зоология».

Изучение лексической темы «Дикие животные».

Рисование, ручной труд по теме «Еж».

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные

по семантике

Слова, сложные

по слоговой структуре

Существительные

страх

Глаголы

свернулся,

закатили,

удрал

свернулся,

развернулся,

удрал

Ход занятия

1.Организационный момент.

Карябкина, Петрова

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

-Доброе утро!

-Доброе утро

Солнцу и птицам!

-Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Развитие произвольного внимания, словесно-логического мышления.

Педагог:

Дети, отгадайте загадку.

Шуба — иголки,

Свернется - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж)

2.Подготовка

к

восприятию

текста.

Создание

эмоционального

фона

восприятия

рассказа. Оживление личного опыта детей.

Рассматривание ежа (рисунок или игрушка).

• Зачем у ежа на спине иголки торчат? (Ежик иголками защищается от врагов.)

• Как он спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.)

• Что ест ежик? {Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко...)

• Если

дотронешься

до

иголок

ежа,

то

больно

уколешься.

А

чем

еще

можно

уколоться? {Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой).

Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.

3.Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

• Послушайте рассказ, который написал Е.Чарушин. Он называется «Еж».

По

ходу

чтения

адаптированного

рассказа

педагог

выставляет

картинки

на

фланелеграфе.

Слова педагога:

Рисунки на фланелеграфе:

Ходили ребята по лесу.

Появляются 2 мальчика,

Нашли под кустом ежа.

затем ежик.

Он со страху шариком свернулся.

Замена ежа другим,

свернутым в клубочек.

Закатили ребята ежа в шапку и домой принесли.

Появляется крыша над ребятами,

Дали ему молока.

блюдце перед ежиком.

Развернулся еж и начал есть молоко

Замена ежа.

А потом ежик удрал к себе обратно в лес.

Убирается картинка ежа.

4.Беседа

по

содержанию.

Развитие

диалогической

речи.

Дети

отвечают

полным

предложением.

— Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)

Карябкина, Петрова

— Кого они нашли? (Они нашли ежа.)

— Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)

— Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.)

— Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

— Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку)

— Что они ему дали? (Ребята дали ему молока.)

— Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал,

убежал к себе в лес.)

5.Физкультминутка «Прогулка». Координация речи с движением.

Педагог приглашает детей на ковер и выполняет движения вместе с ними.

Раз, два, три, четыре, пять, (Дети стоят шеренгой, хлопают в ладоши.)

В лес идем мы погулять. (Шагают друг за другом.)

Землянику мы найдем (Наклоняясь, «собирают» ягоды.)

И братишке отнесем. (Шагают друг за другом в обратную сторону.)

6.Дидактическое упражнение «Закончи предложение». Согласование существительных в

косвенных падежах.

Как надо говорить правильно?

Дети напоили (кого?)…(ежа)

Подошли (к кому)…(к ежу)

Напоили (чем?)…(молоком)

Ежик напился (чего?)., (молока).

Значит, дети позаботились (о ком?).. (о еже).

Педагог повторяет за детьми ответы, выделяя голосом окончания слов.

7.Повторное

чтение

рассказа.

Развитие

долговременной

слухоречевой

памяти.

Согласование существительных в косвенных падежах.

прочитаю

рассказ

еще

раз,

а

вы

мне

помогите.

Дети

договаривают

начатые

педагогом фразы.

-Ходили ребята по ...(лесу).

-Нашли под кустом (ежа).

-Он со страху свернулся ...(шариком).

-Закатили ребята ежа в (шапку).

-И принесли ежа (домой).

-Дали ему (молока).

-Развернулся еж и начал есть (молоко).

-А потом ежик удрал к себе обратно (в лес).

8.Составление

плана-схемы

содержания

рассказа.

Развитие

словесно-логического

мышления, диалогической речи.

-Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Давайте их разложим по

порядку. С чего все началось? Что было дальше?

Педагог

вместе

с

детьми

выстраивает

графическую

мнемодорожку

план

рассказа.\

Карябкина, Петрова

9.Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

-Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут.

Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ

целиком.

10.Итог.

-Чем занимались? Что запомнили? Чему вы сегодня научились?

Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.

Закрепление изученного материала вне занятия:

Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки — плана рассказа.

Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно)

Карябкина, Петрова

Карябкина, Петрова



В раздел образования