Напоминание

«Развитие творческой активности учащихся в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего усвоения учебного материала» (игровые технологии)


Автор: Габидуллина Эльвира Равилевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 10"
Населённый пункт: г.Лениногорск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие творческой активности учащихся в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего усвоения учебного материала» (игровые технологии)
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад

на тему: «Развитие творческой активности учащихся

в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего

усвоения учебного материала»

(игровые технологии)

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать

ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь -

это игра».

А.С.Макаренко

Введение

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как

повысить интерес школьников к физике. Одна из причин потери интереса – это

непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего

контингента

учащихся.

Ведь

у

нашей

молодежи

сегодня

сильно

развито

чувство

самосознания

и

собственного

достоинства,

она

о

многом

имеет

представление,

поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных

указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку –

они неприемлемы. Это побудило преподавателей искать новые методы и средства

обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи

высокой

взаимной

требовательности

и

уважения,

опирающиеся

на

возросшую

самостоятельность

ребят

и,

наконец,

значительно

расширяющие

и

обогащающие

методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.

Актуальность. Государственный

образовательный

стандарт

определяет

цель

современного

образования

воспитание

компетентного

выпускника,

т.е.

создание

условия

для

оптимального

развития

способностей

ребенка

к

дальнейшему

самообразованию и совершенствованию. Она включает в себя сохранение здоровья,

развитие

интеллекта

и

эмоционально

чувственной

сферы,

социально-личностную

адаптацию. Для формирования социальных мотивов учения школьников важным для

коллективной

и

групповой

работы

является

наличие

совместной

деятельности

школьников: выработка общей цели совместной работы, поиск способов выполнения.

Резко возрастает инициатива школьников, число вопросов к учителю, товарищам,

число контактов и разнообразных форм общения.

Достижение

поставленной

цели

возможно

при

овладении

обучающимися

специальными

приемами

учебной

деятельности,

основой

которой

является

познавательная деятельность учащихся.

Физика признана интеллектообразующим учебным предметом. Знания, умения и

навыки, полученные обучающимися на уроках физики, развиваются, расширяются,

углубляются,

находят

практическое

применение

при

хорошо

организованной

внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного

процесса.

Проблема: недостаточная

познавательная

активность

учащихся

в

процессе

обучения.

1

Через

внеклассную

работу

по

физике

могут

быть

ликвидированы

следующие

противоречия:

недостаток времени на уроке для развития общих умений и навыков;

большая наполняемость класса затрудняет учет индивидуальных особенностей и

учебных потребностей при организации познавательной деятельности;

отсутствие разнообразных форм проведения внеклассной работы;

не всегда учитываются интересы учащихся;

Внеклассная работа – это обязательное звено учебно–воспитательного процесса.

Среди ее разнообразных форм декады естественно-научного цикла занимают видное

место. Они могут быть разными по тематике, содержанию и организации.

Цель – в увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на

уроках,

показать

их

широкое

использование

в

жизни,

пробудить

в

учащихся

стремление

к

творчеству,

помочь

им

это

творчество

проявить,

выработать

у

них

умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко излагать, проявлять находчивость

в трудных ситуациях.

Внеклассная

работа,

являясь

неотъемлемой

частью

учебно-воспитательной

работы, имеет свою специфику.

Правильно

поставленная

и

систематически

проводимая

внеклассная

работа

укрепляет физические знания учащихся, приобретенные ими на уроках, расширяет

физический

кругозор.

На

внеклассных

занятиях

происходит

развитие

информационных компетенций ученика.

В своей педагогической деятельности я охотно использую игры, тестирование,

экскурсии, выпуск тематических творческих газет, диспуты, лекции. Использование

форм

популярных

телепередач

для

внеклассных

мероприятий

всегда

вызывает

повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут

в любой группе и по любой теме.

Игра

дело

серьезное,

как

парадоксально

это

ни

звучит.

Миллионы

людей

проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим

отношениям. Игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить

удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей, отдаться мечте

и радостям физического или интеллектуального напряжения.

Игра – особый вид деятельности.

Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы

проживаем

счастливое

состояние.

В

подарок

от

природы

получаем

мы

предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает

нашу

обязательную

игровую

деятельность,

в

ходе

которой

организм

развивается,

упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической

базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра

есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость

каждому моменту игры. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели

лишь

венчает

получаемое

удовольствие.

Данная

особенность

игры

обеспечивает

ощущение легкости.

В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а

значит, обладает возможностью приобщить человека к какому-то виду деятельности,

ещё не освоенному человеком. В игре заложена возможность незаметно овладевать

2

некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной,

спортивной деятельности, для общения. Опытные педагоги эту особенность игры

знают и потому в случае дидактических затруднений вводят в обучение игровые

моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее.

В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а

всё остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая

фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного

развития игры. Это придает интригу, держит интерес играющих на уровне высокого

внимания, а деятельность на уровне высокой активности.

В-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и

подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы.

В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостает в

социальном мире.

Итак, мы можем сделать вывод, что игровые технологии помогают развитию

творческой активности учащихся в процессе учебной деятельности. Преподаватель

должен

лишь

руководить

творчеством

своих

учеников,

предлагая

им

темы

для

изучения в игровой форме.

Преподаватель проводит подготовительную работу к игре. О проведении игры, о

теме учащиеся узнают за несколько недель, для того чтобы будущие участники игры

могли глубже изучить и повторить соответствующий материал. Учащиеся проводят

поисковую работу, чтобы добиться лучших результатов. Помещение, в котором будет

проводиться

игра,

необходимо

оформить

соответствующим

образом

(плакаты,

эпиграф, посвященный данной теме игры). Преподаватель своим доброжелательным

тактом должен вовлекать учащихся в активную работу по подготовке игры (выбор

ведущих,

подбор

актеров,

создание

команд

и

т.

д.)

Необходимо

также

проинформировать и заинтересовать зрителей. Обязательно подводить итоги игры.

Преподаватель готовит специальные грамоты, дипломы, сувениры, чтобы наградить

всех участников игры.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Свобода

от

прямой

практической

целесообразности

делает

игру

наиболее

раскрепощенной

формой

деятельности,

предоставляющей

индивиду

возможность

самореализации, выходящей за пределы жестко

регламентированных социальных

ролей.

Древнегреческий

философ

Платон

относился

к

игре

как

к

наиболее

продуктивной форме человеческой деятельности.

«В игре всегда есть элемент открытия…» писал этолог К. Лоренц

1

. Игра есть

форма реализации развивающегося организма и развивающейся личности. Игра – это

единственное

состояние,

когда

человек

не

озабочен

выживанием

и

свободно,

естественно творит.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже

самые простые имеют много общих элементов с работой ученого. В игре сначала

привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем

радость открытия и ощущение преодоленного препятствия.

Именно поэтому всех

людей независимо от возраста привлекает игра.

1

3

Человеку нашего времени необходимо многое: и поэзия Пушкина, и чарующая

музыка Бетховена, Грига, Шопена, и самая поэтическая из всех научных теорий мира

теория

относительности

Эйнштейна,

и

космонавтика,

и

бионика,

и

микроэлектроника, и строгость математических формул.

Условия проведения игры следующие:

1. В игре участвуют несколько команд, по 5 – 6 человек в каждой команде. (Можно

организовать

и

личное

первенство,

но

участие

команд

привлекает

больше

болельщиков).

2.

Игра

проходит

в

несколько

этапов

(туров,

испытаний).

Количество

этапов

определяется заранее организаторами игры.

3. Половина заданий раздается заранее (за 7 – 10 дней), вторую половину команды

получают во время игры.

4.

В

ходе

игры

команды

должны

показать

умение

извлекать

информацию

из

различных источника, делать выводы.

5. Оценивает работу команд жюри, которое должно быть и компетентным, и

довольно оперативным.

Заключение

Во внеклассной работе заложены возможности формирования интереса к физике.

Учащиеся

в

ходе

игры

приобретают

по

собственному

желанию

новые

знания

и

навыки. Использование форм популярных телепередач для внеклассных мероприятий

всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что могут

проводиться практически в любой параллели, во всех группах и по любой теме.

В заключение скажу словами В. А. Сухомлинского: «Присмотримся внимательно,

какое место занимает игра в жизни ребёнка... Для него игра - это самое серьёзное

дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности

личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра -

это

огромное

светлое

окно,

через

которое

в

духовный

мир

ребёнка

вливается

живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это

искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

4



В раздел образования