Напоминание

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИЗО


Автор: Ишимова Татьяна Александровна
Должность: преподаватель изо и технологии
Учебное заведение: ГБПОУ Белорецкий педагогический колледж
Населённый пункт: г.Белорецк, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИЗО
Дата публикации: 11.09.2019
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИЗО

Автор: Ишимова Татьяна Александровна,

преподаватель ИЗО и технологии

Усложнение образовательных задач, поиск новых образовательных парадигм и

инновационных технологий обучения потребовали качественного обновления всей системы

подготовки специалистов творческих профессий. В данном контексте особенно важное значение

приобретает целенаправленное, поступательное развитие креативных сил каждого студента, его

творческого потенциала на разных этапах реализации процессов обучения и воспитания.

Образовательное учреждение выступает той развивающей средой, где происходит формирование

творческого потенциала студента. Уровень его подготовленности детерминирует не только

социальное и экономическое положение личности, но и степень ее влияния на само общество.

Именно всестороннее развитие студента, актуализация заложенных в него природой

способностей и задатков позволит формирующейся личности занять в будущем достойное место в

обществе.

Процесс обучения изобразительной деятельности необходимо строить на основе анализа

познавательных и творческих стратегий будущего специалиста, управляя, таким образом,

развитием знаний, умений и навыков:

-знать историю изобразительного искусства;

- знать основы изобразительной грамоты;

- знать выразительные средства основных видов изобразительного искусства;

- знать методику развития детского изобразительного творчества.

- использовать в педагогической и творческой деятельности образный язык изобразительного

искусства;

- применять разнообразные изобразительные техники и материалы;

- применять современные технологии развития детского изобразительного творчества;

- планировать работу по изобразительной деятельности.

Современная, целостная система художественно-педагогического образования будущего

специалиста изобразительного искусства должна быть ориентирована на решение ряда задач,

обусловленных объективно изменяющимися социокультурными условиями, учетом социального,

творческого и народного опыта:

- развитие самосознания, национального сознания, культурно-исторической памяти,

толерантности, патриотических убеждений;

- формирование духовно-нравственной сферы личности на основе развития этнокультурных

потребностей, интересов, эмоциональной окрашенности, ценностных ориентаций, рефлексии,

творческих способностей;

- формирование и развитие этнокультурной компетентности личности на основе

полифункциональности, интеграции изобразительного и народного искусства, овладение

знаниями о специфике, формах, многообразии видов искусства, о носителях и трансляторах

духовной культуры и традиций – народных мастерах и художниках;

- развитие художественно-творческой активности личности, в опоре на социальный, творческий и

народный опыт, формирование умений освоения, использования, присвоения и обновления

эстетики художественных образов разных видов искусства (живопись, графика, скульптура,

архитектура, народное искусство и т.д.);

-подготовка будущего специалиста изобразительного искусства к осуществлению

профессионально-педагогической деятельности во всех сферах, во всех звеньях образовательной

системы, с умением транслировать полученный полихудожественный опыт ученикам.

Остановимся подробнее на некоторых важных психологических аспектах обучения в

колледже изобразительному искусству. В настоящий момент, студенты для прохождения

педагогической практики, знакомятся с образовательными программи обучения

изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное

распространение и признание среди практиков обучения программы Б. Н. Неменского В. С.

Кузина, Т. Я. Шпикаловой, регионального компонента Э.Пурик и Н.Ахадуллиной. Практика

является основным средством условий самореализации. Педагогическая практика показала, что

необходимой частью процесса познания объективной реальности является последовательное и

систематическое рисование с натуры, рисование на темы, занятия декоративно-прикладным

искусством, беседы об изобразительном искусстве. Такой последовательный подход к

приобретению опыта будущего специалиста в области ИЗО формирует его художественно-

педагогические качества, которые со временем вкупе с педагогическими знаниями, умениями и

навыками переходят в профессиональную потребность. Формирующиеся диалоговые и игровые,

коллективные формы занятий, ориентируют педагогические условия на новые субъект

субъектные отношения, которые оказывают влияние на потребностную сферу развития личности,

её ценностную ориентацию и профессиональный опыт будущего специалиста. Самореализация

студента

может проявить себя через формы приобщения к искусству, которая делится на три группы:

общеобразовательная школа, обязательные для всех уроки изобразительного искусства;

разные формы дополнительного образования (от кружков до домов творчества и т.д.);

специальная школа, вечерняя или единая с общеобразовательным циклом.

Обучение искусству необходимо согласовывать с творческой избирательностью студента

(предпочтениям к видам деятельности, материалу, личностным смыслам и т.д.). На начальных

этапах преподаватель показывает студентам различные приемы изобразительной деятельности, а

впоследствии студенты, овладевая ими, формируют собственный опыт художественной и учебной

деятельности.

В целом мы предлагаем строить содержание учебной дисциплины по изобразительному

искусству в колледже с учетом следующих компонентов:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней

устойчивый интерес;

- иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и

экологической целостности, осознавать себя и своё место в современном обществе;

- обладать широким кругозором, быть способным к осмыслению жизненных явлений, к

самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным

самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

- владеть профессиональной лексикой;

- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю,

самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремиться к творческой самореализации.

Развитие самоорганизации и саморегуляции будущего специалиста на уроках искусства может

также основываться на организации уроков самопознания личности при помощи художественных

средств, при умелой организации рефлексии. Развитие и применение наивысших эстетических

критериев и правил может происходить в обучении только лично и личностно. Умение замечать

прекрасное развивается лишь в процессе собственного опыта творческой деятельности,

чувственном проживании искусства, а только затем в соприкосновении с великими

произведениями мировой художественной культуры. Важно понимать, что формирование этих

сложнейших процессов происходит не сразу, а по мере накопления личностного опыта и

рефлексии.

Природа ценности самореализации экзистенциальна и имеет смыслообразующее значение в

жизни личности. Это обуславливает её специфические характеристики, к числу которых М.С.Каган

относит:

диалогичность,

интегративность,

жизненную значимость.

Самым эффективным условием создания успеха является ситуация, в которой студенты

могут проявить себя творчески. При помощи методов наблюдения, диалогового общения, с

опорой на индивидуальные особенности студентов педагог организует и включает будущего

специалиста в творческую деятельность, развивающую их психологические и личностные

качества. В результате повышается активность, формируется субъектная позиция, появляется

инициатива и ответственность за себя и других, чувство коллективизма, но главное – признание их

творчества, когда студент начинает верить в собственные силы.

Будущий специалист, владеющий исследовательскими знаниями, умениями и навыками,

способный активно и независимо мыслить, умеющий творчески решать различные задачи, сможет

организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества.

Особенно, на наш взгляд, это относится к подготовке учителей изобразительного искусства,

технологии и педагогов дополнительного образования в области ИЗО.

Исследовательская деятельность студентов в Белорецком педагогическом колледже в области

ИЗО и технологии начинается с третьего курса обучения в колледже. На занятиях отрабатывается

категориальный аппарат тех наук, которые являются основой повышенного уровня среднего

профессионального образования. Студенты через продуманную систему заданий и требований

приобщаются к самостоятельной работе с книгой (со словарями, энциклопедиями, учебной и

справочной литературой). Итогом исследовательской работы на четвёртом курсе является

выполнение различных творческих заданий, учебных мини-проектов. Осуществляется связь

теории с практикой. Студенты используют исследовательский инструментарий во время

прохождения педагогической практики при проведении пробных уроков по ИЗО и технологии.

Пишут курсовые работы, где обобщается, анализируется собранный материал; на практике

проводятся исследования, педагогический эксперимент в соответствии с выбранной темой и

конкретными заданиями по диагностике развития у учеников графических и живописных навыков.

Завершающим этапом исследовательской работы является выполнение на пятом курсе выпускной

квалификационной работы.

Вторым видом исследовательской работы является исследовательская деятельность помимо

тех требований, которые предъявляются учебными планами. Основные формы такой работы:

участие в предметных кружках, творческих выставках, научных и научно-практических

конференциях, конкурсах, олимпиадах и другие.

Последовательность реализации метода проектов представлена в соответствии с

компонентами целостного педагогического процесса и взаимосвязанных видов деятельности

преподавателя и студентов. Исследовательскими действиями обусловлена субъективность его

деятельности как потребность в самореализации. Подготовка такого специалиста требует

комплексной программы организации исследовательской деятельности студентов, которая

создает условия для формирования их исследовательской активности.

Студентами Белорецкого педагогического колледжа, специализирующих в области ИЗО, в

исследовательских работах представлены профессиональный опыт преподавания

изобразительного искусства в изостудии школы. Национально-региональный компонент студенты

5 «А» курса внедрили и апробировали в начальных классах с авторскими программами занятий

для младшего школьного возраста: Сулейманова Разиля в изостудии МОБУ СОШ № 20 г.

Белорецка в 3 «В» классе на тему «Сабантуй. Аппликация на ткани» и Юлдашева Лира в ООШ с.

Сосновка Белорецкого района в группе кружка «Кояшкай» («Солнышко») на тему «Башкирский

танец. Аппликация на ткани ».

Преподавание изобразительного искусства с учетом национально-регионального компонента,

позволит повысить уровень нравственного и эстетического развития через проникновение и

освоение национальной культуры народов башкир, а также формировать творческие способности

учащихся. Воспитывать школьников с осознанием того, что они живут в многонациональной,

многокультурной стране, где каждый народ, каждая национальная культура самоценны,

уникальны и вносят свой вклад в российскую и мировую культуру.

Проектируя модель будущего специалиста дополнительного образования, мы разработали

модель специалиста дополнительного образования и модель его деятельности, а также выявили

уровни его деятельности. Из полученных результатов явствует, что специалист дополнительного

образования:

- имеет системные знания в области педагогики, психологии, методики, культурологии

образования, спецпредмета;

- является носителем ценностей профессиональной деятельности: самостоятельности,

независимости, активности, эмпатийности, такта, воображения, интуиции, духовности, оптимизма;

- способен создавать индивидуализированные модели деятельности: органично сочетать формы,

методы, приемы, средства педагогической деятельности;

- обеспечивает собственную культуросозидательную деятельность необходимым

профессионально-педагогическим инструментарием.

По мере развития собственного опыта творческой деятельности, освоения законов

изобразительного искусства, личностной самореализации, восприятия и анализа художественных

произведений, их оценки, у будушего специалиста начинают складываться собственные

предпочтения и эстетические критерии, которые в комплексе и приводят к развитию собственного

художественного вкуса.



В раздел образования