Напоминание

"Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся"


Автор: Радченко Ия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОБУ СШ пгт Арбаж
Населённый пункт: пгт Арбаж Кировской области
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся"
Дата публикации: 11.09.2019
Раздел: полное образование





Назад




"Словарная работа на уроках русского языка как один из путей

развития речи и обогащения словарного запаса учащихся"

Начать свое выступление я хочу со слов Константина Паустовского:

“Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков,

солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, - в

русском языке есть великое множество хороших слов и названий”.

.

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника

сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все

новые

слова,

многие

из

которых

трудны

и

непонятны.

Поэтому

первостепенной

задачей

учителя

русского

языка

является

работа

над

обогащением и уточнением словарного запаса школьников.

Актуальность проблемы обусловлена также и тем обстоятельством, что в

современном мире поток информации, которую получают дети, настолько

велик,

что

потребность

в

чтении

отпала

полностью.

Вследствие

чего

словарный

запас

детей

одновременно

богат

и

беден.

Проводя

огромное

количество времени за компьютером, дети теряют умение связно выражать

свои мысли и правильно оформлять их на письме.

Поэтому ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в

следующем:

- работа по обогащению и расширению словарного запаса школьника через

использование

различных

форм,

методов,

приемов

словарной

работы

на

уроках русского языка для развития орфографической зоркости учащихся;

-

привитие

навыков

практического

употребления

слов

в

речевой

деятельности.

Я перед собой поставила ряд задач :

а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять

их активный словарь;

б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать

наиболее подходящие для данной ситуации и в

в соответствии с требованием жанров и стилей;

в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-

просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

На уроках грамматики при объяснении нового материала я ввожу новую

специальную

терминологию,

а

в

качестве

примеров,

иллюстрирующие

грамматические правила, ввожу новые слова, обогащающие речь учащихся.

Перед

контрольным

диктантом

я

обязательно

объясняю

непонятные

для

учащихся слова, которые встретятся в работе. Также, когда я даю домашнее

задание

по

учебнику,

всегда

проверяю,

все

ли

слова,

встречающиеся

в

упражнениях, известны ребятам.

Большое место словарная работа должна занимать в системе занятий и

на уроках литературы в процессе изучения художественного произведения.

В методике преподавания русского языка различают такие направления

словарной работы, как:

1 словарно-семантическое

2 словарно-орфографическое

Объединив эти два направления, я рассматриваю с учащимися слово

одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом,

орфографическом и синтаксическом.

Словарно-семантическая работа со словом начинается с толкования его

лексического значения, то есть с его семантики. Для этого используются два

основных приёма:

1) указание на род и видовой признак

2)обращение

к

лексическому

значению

исходного

слова

и

значению

словообразовательной морфемы.

Выбор основного приёма семантизации определяется структурой слова.

Если

слово

непроизводное

(например,

сосна,

таять,

короткий),

то

используется

первый

приём,

если

же

слово

производное

(например,

футболист, ржаной, зеленеть), то уместно обращение ко второму приёму.

Элементы этих двух приёмов могут сочетаться.

Например, в определении “Проталина - место, где протаял снег, и

открылась

земля”,

с

помощью

первого

приёма

разъясняется

следующее:

““Проталина - место, где протаял снег, и открылась земля”а с помощью

второго приёма указано па связь с исходным словом (проталина - протаять)

Кроме

основных

приёмов

семантизации,

применяется

ряд

дополнительных.

Например, сопоставление неизвестного слова с известным – синонимом

(оранжевый-апельсиновый) или антонимом (незатейливый - простой).

Также подбор однокоренных слов и подбор слов на смысловую тему тоже

используется

для

уточнения

лексического

значения

толкуемого

слова(учительская-учить, учитель, учебник).

Выяснив семантику слова, переходим к усвоению орфографии данного

слова. Практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием.

Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учиться его

писать. На доске чётко и аккуратно написано слово, выделены орфограммы,

поставлено ударение. Работа над орфографией начинается с проговаривания

по слогам.

Далее идет осознание и запоминание орфограммы. После этого пробуем

заставить слово работать в контексте - словосочетании и предложении. Но

этим работа над освоением слова не завершается. Далее ввожу работу над

подбором синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более

точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания,

словарные диктанты из слов с одной определённой орфограммой, с разными

орфограммами,

блоками

орфограмм;

орфографический

разбор;

тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся;

работа

над

ошибками,

орфографический

диктант

-

это

тоже

работа

со

словом.

Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет и

этимологическая справка. Как правило, первые этимологические справки

даю я. Этот приём формирует интерес к слову, к языку, к его истории. Затем

ученики уже сами с удовольствием выясняют происхождение интересующих

их слов.

Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его

фонетические,

лексические,

грамматические,

стилистические

и

иные

свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами

языка.

Начинать упражнения по всестороннему анализу слова можно с 5 класса.

.

В

этом

классе,

после

повторения

материала

начальной

школы,

предлагаю детям задание по выявлению грамматических признаков слова,

по

обоснованию

правильного

написания,

по

составу,

по

определению

лексического значения слова. Затем, после изучения программных разделов

за курс 5 класса, добавляю новые вопросы.

Каждый ученик имеет свой полный вариант задания в соответствии с

объёмом изученного материала.

Перед вами на слайде план разбора слова. Первоначально упражнения по

всестороннему анализу слова выполняются под моим руководством, затем

выполняют работу самостоятельно.

План разбора на слайде.

- указать лексическое значение слова, составить словосочетание по

схеме:«прилагательное + существительное» («глагол

+существительное»);

- подобрать синонимы, если они есть;

- определить, употребляется ли слово в переносном значении (если да, то

привести пример);

- произвести фонетический разбор;

- указать часть речи и её грамматические признаки;

- разобрать слово по составу и подобрать не менее пяти однокоренных слов.

Среди них выделить слово, в котором были бы корень, суффикс, окончание;

-указать стилистическую принадлежность слова (разговорное, научное и

т.д.);

-в подобранных родственных словах указать “интересные” орфограммы и

объяснить их правописание.

Вы видели план разбора слова, сейчас вы видите образец разбора слова.

Приведу пример выполнения задания

1

Снег

-

атмосферные

осадки

(лексическое

значение)

Белый

снег.

2. У слова снег нет синонимов.

3.В переносном значении не употребляется.

4. Снег - односложное слово.

5. с-[с]-согласный, глухой, твёрдый

н -[н,] - согласный звонкий, непарный, мягкий

е - [э] – гласный

г [к| — согласный глухой, твёрдый

6. Имя существительное, 2 склонение, мужской род, именительный падеж

7. Снег – окончание нулевое, основа снег,

корень снег. Снег-снежный,

снеговик, снежок, снегирь, подснежник.

Слово подснежник образовано морфологическим способом из сочетания

под

снегом путём

одновременного

присоединения

приставки

под-

и

суффикса -ник.

8.

Слово

снег

нейтральное,

может

употребляться

в

любом

стиле.

9.

Снежок

-

безударная

гласная

проверяется:

снег;

ударение

падает

на

последний слог, значит, надо писать после шипящей не е, а, о.

Данный

порядок

может

меняться.

Так,

можно

начать

разговор

с

грамматической характеристики слова, затем перейти к указанию других

качеств и свойств.

Когда совместная со мной работа покажет, что учащиеся освоили её,

предлагаю самостоятельные, а затем и контрольные задания.

Выполнение заданий на разных этапах этой работы может быть устным и

письменным (для письменного анализа требуется от 20 до 40 минут, поэтому

такая работа проводиться часто не может).

Для полного анализа удобно не каждое слово. Нужно, чтобы оно было

учащимся понятно и давало бы много материала при его объяснении,

Для

обогащения

словаря

учащихся

часто

использую

следующие

упражнения:

Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование).

Диктант

“Угадай

словечко!”

(учитель

даёт

толкование,

дети

записывают само слово).

Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на

уроке слов).

Зрительные диктанты.

Задание

“Объясни

разницу”

-

работа

с

парами

слов,

сходных

по

звучанию,

но

разных

по

значению

(представить

-

предоставить,

надеть - одеть); она помогает предупредить ошибки в употреблении

данных

слов,

вызванные

незнанием

их

точного

значения.

Таким

образом, идёт усвоение лексико-семантического уровня слова.

Проверочные словарные диктанты

Большое внимание также уделяю работе со словарями. Школьный

орфографический словарь - необходимый инструмент для работы на каждом

уроке русского языка.

Кроме орфографического, нам необходим также и толковый словарь.

Но

трудность заключается в невозможности иметь полный комплект толковых

словарей для всего класса.

К.Д. Ушинский писал, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл

слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения,

всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого

другого предмета”.

Именно

поэтому

так

много

внимания

уделяю

формированию

потребности и использовании справочной литературы. Работа со словом,

связанная

со

словарём,

способствует

повышению

не

только

языковой

культуры учащихся, но и их общей культуры Дело учителя определить в

уроке подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства

со словом, освоения его.

По

моему

мнению,

словарная

работа

должна

продолжаться

во

внеурочной деятельности.

Таким образом, словарная работа помогает обогащать словарный запас

учащихся,

вырабатывает

орфографическую

грамотность,

развивает

речь

школьников, а в целом способствует, формированию у ребёнка внимания,

уважения и любви к родному языку.



В раздел образования