Автор: Лёшина Анна Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 31
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Формирование ключевых компетентностей обучающихся через использование проектной технологии .»
Раздел: начальное образование
Тема: «Формирование ключевых компетентностей обучающихся через
использование проектной технологии .»
Работу выполнила
Лёшина А.Г.
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №31
г. Севастополь
Формирование ключевых компетентностей обучающихся через исполь-
зование проектной технологии.
Известно, что в ХХI века определяющим для развития отдельной стра-
ны являются не природные богатства и размер территории, а ценности обще-
ства, уровень квалификации человеческих ресурсов, их способность быстро и
настойчиво обучаться, продуцировать новые идеи и технологически их вне-
дрять. Поэтому наибольшей ценностью определяют воспитание общества,
которое способно обучаться и развиваться на протяжении всей своей жизни.
Таким образом, сосредоточенность на необходимости человеческого
развития, воспитания и формирования инновационной личности определяет
потребность в компетентностном образовании, которое объединяет «образо-
вание для всех» и «образование для каждого». Это предусматривает переход
от «обучения всех всему» к овладению каждым ребенком учебными знания-
ми на таком уровне, что позволяет ему успешно учиться далее, применять
приобретенные знания и умения в собственной практике.
Таким образом, нужно не просто дать учащемуся базовый уровень об-
разования, а сформировать компетентности, которые необходимы для совре-
менного общества: способность обучаться всю жизнь, аккумулировать уме-
ния пользоваться приобретенными знаниями для решения новых заданий;
коммуникативность; творчество и креативность; самоусовершенствование;
способность делать свой выбор и нести за него ответственность; высокий
уровень самостоятельности личности.
Поэтому актуальной является проблема «Формирование ключевых
компетентностей обучающихся через использование проектной технологии».
Компетентность определяется как «общая способность, которая осно-
вывается на знаниях, опыте, ценностях, способностях, приобретенных благо-
даря обучению».
Формирование компетентностей учащихся происходит не только благо-
даря обновлению содержания образования, но и применению адекватных ме-
тодов и технологий обучения.
В учебно-воспитательном процессе целесообразно использовать иннова-
ционные технологии вместе с традиционными, что дает возможность разно-
образить деятельность школьников. Наиболее эффективное объединение тра-
диционных и инновационных подходов прослеживается при использовании в
учебно-воспитательном процессе проектной технологии.
Проектная деятельность – целостная система дидактических средств,
содержания, методов и приемов, что способствуют формированию основных
компетентностей личности.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педаго-
гике. В его основу положены педагогические идеи гуманизма американского
философа Джона Дьюи, который был основателем педагогики прагматизма.
На основе этой концепции его последователь В. Килпатрик разработал
проектную систему обучения.
Проектная технология дает возможность направлять образовательный
процесс на развитие активности, самостоятельности, творческих способно-
стей каждого ученика, что соответствует требованиям современного обще-
ства. Она предполагает использование таких методов обучения, которые:
формируют активную, самостоятельную и инициативную пози-
цию учеников в обучении;
формируют не просто умения, а компетентности, т.е. умения не-
посредственно связанные с опытом их применения в практиче-
ской деятельности;
были приоритетно нацелены на развитие познавательного ин-
тереса обучающихся;
реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Ценность проектной технологии заключается в том, что она, через дея-
тельностный подход, помогает личности в становлении ее как активного со-
циокультурного деятеля, выступает интегрирующим фактором (объединяя
личностный опыт деятельности, базовые знания, опыт общения и т.д.) на
пути вхождения ребенка в общую социокультурную среду.
Педагогический опыт показывает, что проектная технология отображает
основные задания современного образования, а именно:
индивидуализация процесса формирования основных компетент-
ностей учеников;
актуализацию личностных знаний и умений, имеющихся у каждо-
го школьника, и формирование новых;
дифференциация выбора собственного ритма деятельности и
основных способов достижения целей;
формирование межличностных отношений соответствующих ин-
дивидуальным требованиям и возможностям;
развитие критического мышления и формирования самооценки;
формирование системного самоанализа и открытие новых индиви-
дуальных возможностей;
нахождение в ситуации успеха – мотивационной составляющей
саморазвития личности.
Использование проектной технологии в учебно-воспитательном процес-
се способствует комплексной реализации заданий школьного образования,
дает возможность каждому участнику выявить свою индивидуальность, поз-
воляет расширить круг участников проектной деятельности.
Главным положительным моментом использования проектной техноло-
гия является возможность, с одной стороны, создать условия для развития ин-
теллектуальных способностей одаренных детей, а с другой – привлечь к ин-
тересной и результативной работе всех детей. В результате такой деятельно-
сти формируется успешная, компетентная, коммуникабельная, счастливая
личность.