Автор: Рудиченко Ольга Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Павловск, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание любви к природе".
Раздел: начальное образование
Воспитание любви к природе
О.Б. Рудиченко
учитель начальных классов
средней школы № 2 г. Павловска Воронежской области
От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том
числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой
поведения людей. Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить
добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала
краше, зеленей, богаче.
С первых дней пребывания детей в школе не упускаю ни одной возможности на любом
уроке и во внеклассной работе, чтобы использовать её для воспитания любви и бережного
отношения к природе.
По словам В. А. Сухомлинского, чувство хозяина родной земли – важнейшее
патриотическое чувство, которое нам надо утвердить в юных сердцах. Общественное станет
для ребёнка глубоко личным лишь тогда, когда он вложит частицу своей души и труд,
создающий что-то для людей.
В первый день пребывания первоклассников в школе, обращаю их внимание на красоту
осенних цветов, деревьев. Напоминаю, что растения любят доброту. Говорю о том, что мои
ученики вложили много труда, чтобы школьный двор стал таким красивым. А теперь и они
будут заботиться о нашем общем доме, охранять всё, что сделано, выращивать новые цветы
и деревья. В нашем классе много комнатных растений, которые помогают детям учиться и
расти добрыми. За цветами необходим тщательный уход. Я показываю , как это делать,
каждый день. Поэтому в нашем кабинете цветущие комнатные растения радуют всех круглый
год.
В учебнике русского языка есть картинка, на которой идёт работа по изготовлению
кормушки для птиц .Беседуем о том, как трудно птицам добывать корм зимой, как много их
погибает от голода и как можно помочь пернатым друзьям. Показываю детям самые
примитивные кормушки из пластиковых бутылок, которые развешиваю в своём дворе. Дети
рассказывают о том , как они делают такую работу дома с родителями. А несколько
кормушек приносят дети в школьный сад, и тогда все мы искренне радуемся встрече с
братьями нашими меньшими. Эти встречи неповторимы и незабываемы. Они способствуют
зарождению новых добрых дел. Так в холодную зиму 2009 года группа учеников во главе с
Катей Шабановой с помощью родителей и учителя выполнили проектно-исследовательскую
работу на тему:» Птицы – наши друзья».Они вели наблюдения за птичками, которые бывали
на кормушках в разное время суток, в зависимости от погодных условий и предлагаемого
корма. В процессе работы дети прочитали много художественной и научно- познавательной
литературы. Конечно, результаты наблюдений у каждого ребёнка отличаются от других,
вывод сделан общий. Зимующих птиц в наших краях остаётся не так много. В основном это
наши воробушки. Синиц, дятлов, снегирей, свиристелей, поползней очень мало. А ведь
каждая птичка – украшение нашей жизни. Надо помочь выжить каждой птичке.
В первый год обучения детей в школе провожу классный час на тему: « Если ты пошёл в
гости…» Во вступительном слове говорю, что в гостях надо вести себя вежливо. Для этого
есть специальные правила поведения. Надо вытереть ноги, поздороваться, нельзя громко
кричать, не перебивать других….Правила вежливости для того, чтобы не обидеть хозяев.
Вскоре мы отправляемся на загородную прогулку на реку Осередь. Наш маршрут проходит
через ольховую рощу и пойменный луг. И тут мы возвращаемся к теме: « Если ты пошёл в
гости…» Следует помнить, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы тоже в гостях, в гостях у
матушки природы. У тех, кто здесь живёт: у птиц, у зверюшек, у жуков и бабочек, у
суетливых муравьёв, у шустрых ящериц, у колючих ежей, у прыгучих кузнечиков .Здесь
свои правила вежливости. Таких правил много, о них написаны книги. Сегодня мы
познакомимся с несколькими самыми простыми , но очень важными. Продолжают разговор
подготовленные дети.
Первое правило
.
Звери всякие важны, звери всякие нужны. Не трогайте, не убивайте, не обижайте зверей,
которых встретите: ни скользкой пучеглазой лягушки, ни позущего ужа, ни серой
неповоротливой жабы, ни паука в паутине, даже если они вам неприятны. Помните: они
здесь хозяева, а вы гости.
Второе правило.
Не старайтесь « спасать « птенцов. Иногда нам кажется, что птичка в беде. Вот она убегает
от нас , прыгая по земле. Бедняжка! Ещё не умеет летать! Вы думаете она пропадёт? Нет, не
пропадёт, если вы её не поймаете и не унесёте из родных мест. В июле всюду полно слетков.
Юные дрозды, овсянки, зяблики, мухоловки и другие птенчики покидают свои гнёзда. Они
не умеют ещё летать , им так и положено природой. Зато умеют прятаться, стать
невидимыми, чтобы никакой хищник их не заметил. А родители находят их и кормят. Они
даже переговариваются, зовут птенцов, а птенцы откликаются особенными неслышными
звуками, доступными только птичьему слуху.
Третье правило
.
Не уносите никогда из леса ежей. Ни маленьких, ни взрослых. Человеку не так трудно взять
ежа в плен. Но разве это дело? Прийти в гости и утащить из дома хозяина? Ёжик нужен в
лесу. Это насекомоядное животное. Он несёт очень важную службу. И потом ёжик –
представитель самых древних млекопитающих. Ежи появились на земле десятки миллионов
лет назад, когда хозяевами планеты были чудовищные ящеры. Вот какие они старинные! Их
надо беречь, а значит не трогать.
Четвёртое правило
.
Это правило больше для пользы гостей, то есть для нас. Иногда гости в природе кричат,
поют, аукаются. Испугавшись шума, хозяева затаятся. И никто из крикунов не узнает, что
происходит интересное. Не узнает, как тенькает пеночка – будто звонкие капельки роняет,
как зяблик свою солнечную песенку поёт. Или как о дожде предупреждает: у него на дождь
другая песенка – словно дверь скрипит. А уж как кто- то невидимый в траве прошуршал – и
подавно не заметят. С чем пришли, с тем и уйдут крикливые гости. Будто хозяев дома не
застали.
Интерес, который проявили дети к животным и растениям, вырос в проектно –
исследовательскую работу на тему: « Красная книга нашего края». Возглавила большой
объём работы Шилова Катя. Конечно, общее руководство проектом вели взрослые, но
неподдельный интерес и особую увлечённость проявили дети. Совершая с учащимися
учебные экскурсии и прогулки в природу, учимся чувствовать её, любоваться красками,
слышать особенные звуки природы. Природа всегда способствовала раскрытию талантов у
людей. И у моих учеников от общения с природой открываются способности рисовать,
танцевать, сочинять, увлекаться музыкой, творить поделки из природного материала. Мы
очень многому учимся у природы, это настоящий кладезь всего доброго, мудрого, вечного. Я
верю, что мои ученики, получая уроки общения с природой, не будут равнодушными к ней,
то есть к себе. Ведь человек – это тоже природа. А призыв М. Дудина понятен каждому и
звучит добрым напутствием:
Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики…
Берегите Доброту и Жалость,
Чтоб они за слабого сражались,
Берегите будущего ради…