Напоминание

"Игровые методы обучения английскому языку в начальной школе"


Автор: Волошенко Елена Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 23
Населённый пункт: г.Южно–Сахалинска
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игровые методы обучения английскому языку в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Содержание

1. Игра как современная форма обучения.

2. Методическая классификация игр в обучении устной речи на английском

языке.

3. Требования к проведению игр.

4. Формирование и развитие устной речи учащихся.

5. Игры на уроках английского языка в начальной школе.

1. Игра как современная форма обучения.

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на

воссоздание

и

усвоение

общественного

опыта.

Игра

сопровождается

осуществлением предметных действий. Она способствует интеллектуальному

развитию личности.

На

уроках

английского

языка

игра

является

обязательной

формой

при

обучении, особенно в начальной школе.

Игровая форма создается при помощи игровых приемов и ситуаций,

которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к

учебной деятельности.

Реализация

игровых

приемов

при

обучении

учащихся

устной

речи

происходит по следующим основным направлениям

1) Перед учащимися ставится цель в форме игровой задачи.

2) Учебная деятельность подчиняется правилам игры, а учебный материал

используется в качестве ее средства.

3) В учебный процесс вводится элемент соревнования, который делает задачи

урока игровыми.

4) Успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

Игра

является

важным

элементом

взаимодействия

учеников

и

преподавателя,

в

процессе

которого

можно

творчески

тренировать

и

закреплять лексический и грамматический материал в устной речи.

Игры

на

уроке

хорошо

компенсируют

сверхнагрузки,

которые

возникают при восприятии, запоминании любого материала.

Известно,

что

при

изучении

английского

языка

наиболее

сложным

процессом

является

изучение

слов:

на

их

освоение

тратится

около

70%

времени и усилий.

Изучение

грамматических

конструкций

также

является

нелегкой

задачей для учащихся, они заучивают их быстрее и легче, если на уроке эти

конструкции даются в игровой форме, используя кроссворды, или картинки

со словами, объединенными одной тематикой (семья, еда, увлечение и т.д.).

Обучение устной речи в начальной школе в играх имеет превосходство над

другими средствами обучения.

Игра способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную,

групповую и коллективную формы работы на занятии одновременно.

Это

позволяет

каждому

обучающему

эффективно

использовать

учебное

время.

В процессе игрового действия происходит ситуативные общения между

участниками игры.

Игровая

форма

позволяет

учащимся

осуществлять

операции

репродукции, подстановки, выполнения творческих заданий.

Таким образом, решая игровые задачи, учащиеся достигают педагогическую

цель, которую часто не осознают.

Играя

в

игру,

учащиеся

концентрируют

свое

внимание

над

конкретными задачами, стоящими в игре, а результатом их деятельности

будет

усвоение

новой

лексики

и

грамматики,

а

также

общение

на

иностранном языке.

Обучение коммуникативным навыкам осуществляется по трем этапам:

1.

Введение

нового

слова

или

конструкции

и

их

первичные

воспроизведения.

2.

Ситуативная тренировка.

3.

Обучение

комбинированию

знакомых

лексико-грамматических

элементов в различных речевых ситуациях.

Таким образом, игра на уроке представляет собой ситуативно-вариативные

упражнения,

в

которых

создается

возможность

для

многократного

повторения

речевого

образца

в

условиях,

приближенных

к

реальному

общению с присущими ему признаками эмоциональностью, спонтанностью и

целенаправленностью воздействия.

Игровой процесс намного облегчает процесс учебный, более того, хорошо

разработанная игра неотделима от учения.

Следует

также

помнить,

что

игра

должна

чередоваться

с

другими

видами работы. Учащиеся должны разграничивать игру и учебные занятия.

Существуют несколько функций игровой формы обучения:

1 ) Обучающая –

способствует

формированию

коммуникативного

навыка.

Использование

данной

функции

в

игре

стимулирует

познавательные

процессы учащихся при общении на английском языке.

2 ) Регулятивная

способствует

снятию

напряжения,

усталости

у

детей

младшего

школьного

возраста.

Использование

этой

функции

в

игре

стимулирует поднятие тонуса за счет смены характера упражнений.

3) Коммуникативная – объединяет учащихся и устанавливает эмоциональный

контакт

(межличностные

контакты,

выразительные

навыки,

групповая

поддержка).

4) Развивающая – способствует гармоничному развитию личностных качеств

учащегося,

таких

как

умение

общаться,

спонтанность,

открытость,

независимость, умение работать сообща.

5 ) Творческая – развивает способности и возможности учащихся, умение

импровизировать,

создавать

более

широкие

фразы,

добавлять

ранее

изученные лексико-грамматичексие формы, инсценировать.

6 ) Эстетическая

способствует

созданию

гармоничной

атмосферы,

где

происходит эмоциональная вовлеченность учащихся в процессе обучения ,

переживания,

чувств

радости

в

хорошо

продуманном,

организованном

и

увлекательном игровом действии.

Следует

помнить,

что

игра

-

это

только

средство,

метод

учебной

работы. Наиболее полезны и интересны в практическом применении игры,

тренирующие

речемыслительную

активность,

употребление

лексики

и

грамматических

конструкций,

а

целью

остается

освоение

материала

и

приобретение знаний.

2.Методическая классификация игр в обучении устной речи на

английском языке.

Система игр – это живое взаимодействие учащихся и преподавателя, в

процессе

которого

можно

творчески

тренировать

и

закреплять

лексико-

грамматический материал.

В лексических играх выделяют следующие этапы:

Установление значений лексических единиц

Закрепление лексики и ее дальнейшее совершенствование

Практика

в

употреблении

лексических

единиц

и

создание

собственных высказываний.

Игры начального этапа работы направлены на :

объяснение, введение новых лексических (грамматических)

единиц с целью раскрыть их знания и познакомить учащихся с их

формой, употреблением.

усвоение

произношения

нового

слова

(грамматической

конструкции)

п е р в и ч н а я

т р е н и р о в к а ,

а к т и в и з а ц и я

л е к с и к и

(грамматической

конструкции)

в

игровой

форме,

где

целью

является – запечатлеть новый материал в памяти обучаемых.

контроль

правильность

понимания

учащимися

значения

той

или

иной

лексической

единицы

(грамматиче ской

конструкции) и восприятия ее формы.

Этап характеризуется тем, что учащийся копирует соответствующие действия

учителя, а его речеподражающие системы пристраиваются к произнесению

новых слов и речевых конструкций.

На первом этапе существуют следующие классы игр, направленные на

установление значения слова.

Демонстративные

в

которых

установление

значений

лексических

единиц производится путем представления обозначаемых предметов или их

изображений на картинке, фотографии. Это может быть лексический рисунок

или коллаж.

Предметные

связаны

с

предметной

деятельностью,

в

результате

которой

ребенок

овладевает

новым

лексическим

или

грамматическим

материалом (игры с мячом, игры с использованием различных предметов,

аппликации)

Назывные – это игры, в процессе, которых учащиеся повторяют слова,

сказанные учителем, выполняя разнообразные действия, повторяя, копируя

жесты и мимику учителя (имитивные игры, игры-песенки)

Игры второго этапа работы направлены на:

извлечение из памяти необходимых лексических единиц

(грамматических конструкций) и формирования навыков их

использования в устной речи.

тренировку внимания и памяти.

а кт и в и з а ц и ю

р еч е м ы с л и т е л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и

обучающихся.

Этап закрепления лексических единиц (грамматических конструкций)

включает в себя следующие классы игр:

Подстановочные

основанные

на

постановке

изученного

ранее

лексико-грамматического материала в модели усвоенного речевого образца,

кроссворда,

чайнворда,

распределение

слов

из

списка

в

подстановочную

таблицу (игры со словами, работа с графологическими структурами).

Трансформационные

основанные

на

трансформации

воспринятой

формы составления словосочетаний и расширения предложений по образцу

(игры с карточками, домино).

Существуют активные игры, несущие творческий характер и служащие

для формирования познавательного интереса и творческого мышления (игры-

прятки, игры-соревнования, игры-путешествия).

В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых

игр на уроках английского языка. Для создания реальной ситуации общения

ролевая игра используется для решения целого комплекса задач: усвоение

нового

материала,

закрепление

и

развитие

творческих

способностей,

и

формирование общеучебных умений.

Учащиеся

получают

реплики,

которые

имеют

связный

смысл.

они

должны

правильно

их

произнести

и

учитывать

порядок

(очередь)

произнесения.

Это могут быть диалоги по теме с участием двух и более лиц, сценки,

сказки, поставленные на сцене в виде спектакля.

Процесс

выполнения

таких

заданий

должен

контролироваться

учителем.

Уроки – игры очень трудоемки в плане подготовки к уроку для учителя

и учащихся. Они вызывают большую напряженность для учителя, а так же

трудности с заменой участников, в случае отсутствия кого-либо в момент

проведения игры. Но с другой стороны, учащиеся в игре совместно решают

задачи, учатся общаться на английском языке, правильно запоминая лексико-

грамматический

материал.

Ситуация

успеха

создает

благоприятный

эмоциональный фон для развития познавательного интереса.

3. Требования к проведению игр

Обучение устной речи учащихся в игровой форме облегчает овладение

знаниями,

умениями

и

навыками

и

способствует

их

актуализации.

Существуют основные требования к проведению игр на уроках.

1) Игровая деятельность должна быть мотивирована, а учащиеся должны

испытывать потребность в ней.

2) Учащиеся должны быть психологически и интеллектуально готовы к

игре.

3)

Обстановка,

в

которой

происходит

игровое

действие,

должна

способствовать

созданию

радостного

настроения,

располагать

к

общению в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества.

4) Учитель должен учитывать индивидуальные способности и особенности

учащихся:

характер,

темперамент,

целеустремленность,

усидчивость,

организованность, состояние здоровья, самочувствие каждого участника

игры.

5)

Учитель

должен

совместно

с

учащимися

создавать

благоприятную

эмоциональную обстановку во время всего игрового процесса.

6) Содержание игры должно быть интересно и значимо для участников, а

любое

игровые

действие

должно

завершаться

получением

определенного результата.

7)

Игровое

действие

должно

опираться

на

знания,

умения

и

навыки,

приобретенные на различных занятиях.

8) Применяя игру как форму обучения, учителю нужно быть уверенным в

целесообразности ее использования (то есть он должен определить

цели игры в соответствии с задачами учебного процесса)

9) Игры должны составлять систему, предполагающую их определенную

последовательность и постепенное усложнение.

10) Цели, задачи и сюжет игры должны быть продуманы учителем так,

чтобы учащимся было под силу их выполнить.

11) Игровой процесс в обучении должен быть обеспечен методическими

материалами:

игровыми

заданиями,

инструкциями,

учебными

материалами и т.д.

Таким

образом,

при

обучении

устной

речи

в

игровой

форме

в

начальной

школе

педагогические

требования

подразумевают

выявление

оптимальных условий введения игры в учебный процесс.

В

начальной

школе

при

освоении

новых

лексических

единиц

и

грамматических конструкций необходимо, чтобы игровой процесс был не

навязчивым, а интересным и занимательным.

4. Формирование и развитие устной речи учащихся.

В начальной школе формирование лексического навыка предполагает

овладение

обучаемым

правилами

соотнесения

конкретной

лексической

единицы

с

другими

лексическими

единицами

в

лексической

группе,

овладение навыками выбора и употребления лексики, а также смысловым

восприятием

лексической

единицы

в

тексте.

Учащиеся

хорошо

воспринимают,

запоминают

и

воспроизводят

готовые

лексические

конструкции, особенно если они рифмуются. Речевые клише вводятся и

заучиваются целиком, отрабатываясь с многократным повторением в группе.

Лексика по теме вводится комплексно. Например: тема «Семья».

Вначале демонстрируются все члены семьи. Их произносит учитель

или аудиозапись. Учащиеся знакомятся с новой лексикой по очереди, затем

можно попросить учащихся повторить название каждого

члена семьи по

иллюстрации

за

учителем.

Таким

образом,

дети

создают

цепочку

многократного

повторения

лексических

единиц

по

теме.

В

дальнейшем

процесс можно разнообразить, задавая разные вопросы,

Is it a mum? Is it a dad? Is it a sister?

отвечая на них «Yes, it is», «No, it isn’t».

Is it a mum or a dad? – It’ a mum.

Is it a sister or a brother? – It’s a sister.

Who’s this? - It’s a mum.

Have you got a sister? – Yes, I have.

Have you got a brother? – No, I haven’t.

What have you got? - I’ve got a family.

Рекомендуется также попросить учащихся самим задавать вопросы

друг другу и отвечать на них, но только после длительной отработки лексики

вместе с учителем.

Во время такой работы обязательно используются наглядные пособия.

Отработав основные лексико-грамматические конструкции, учащимся можно

предложить

составить

небольшой

диалог-расспрос

по

теме.

Особенно

хорошо

запоминается

лексика

в

песнях,

например

«The

family

song»,

в

которой перечисляются все члены семьи.

Песни

и

рифмовки

становятся

неотъемлемой

частью

урока.

Они

помогают вводить или закреплять материал в живой, эмоциональной форме.

Преимущество песенного материала или рифмы очевидно в том, что учителю

не требуется самому искать песни и стихи, проверять совпадает ли лексика,

сочетается ли она с другими упражнениями по теме.

Максимально отработать материл в устной речи можно, используя другие

виды упражнений типа:

1.

прочитай слова в алфавитном порядке;

2.

назови лишнее слово и объясни свой выбор;

3.

продолжи хронологический ряд;

4.

составь слова, (словосочетания, предложения);

5.

угадай слово по описанию;

6.

объедини слова по смыслу;

7.

назови предметы, которых не хватает;

8.

расшифруй слова;

9.

выбери правильный вариант и назови его;

10.закончи предложения устно;

11. подбери высказывания к иллюстрациям и прочитай их.

Спустя несколько уроков отработки лексико-грамматических структур по

теме, учащимся предлагается составить свой собственный рассказ, например,

о «моей семье» (About my family), который можно выполнить наглядно, т.е. в

виде семейного альбома с фотографиями или рисунками. Таким же способом

можно

вводить,

отрабатывать

и

закреплять

лексико-грамматические

структуры устно и по другим темам.

5. Игры на уроках английского языка в начальной школе.

Игровое значение имеет глубокие исторические корни. Игра обучает,

развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но одна из

главных задач любой игры – обучение.

Игра

как

средство

обучения

на

уроках

английского

языка

очень

многообразна.

Одни

и

те

же

игры

можно

применять

для

закрепления

лексико-

грамматического материала по разным темам.

Вот игры, которые можно использовать в работе над устной речью.

1.

«Let’s go on a bus» (Поехали на автобусе).

Выбирается один ученик в качестве водителя автобуса. Он идет по

классу и показывает карточки с изученной лексикой учащимся. Если они

называют слова правильно, то они «садятся» в автобус, держась за впереди

стоящего ученика.

- What ’s this?

Учитель

назначает

водящего,

который

задумывает

слово

(название

какого-либо

предмета)

хорошо

знакомое

учащимся.

Ученики

по

очереди

задают вопросы водящему по теме или двум темам.

Is it a pen? What colour is it?

Is it a cake? Is it big (small…)?

Is it a dress? (Is it new, old, nice, red, blue…)?

Тот, кто угадал задуманное слово, становится водящим.

2.

«

Let’

s

count» (Игра на цифрах)

Она хорошо тренирует память. Нужно выполнить следующее задания:

- назвать числа, которые делятся на 2 и на 3;

- посчитать через один;

- назвать все четные числа;

- назвать все нечетные числа;

- обратный счет.

3. «Snowball» (Снежный ком)

Игра перспективна в любой теме.

Возьмем тему «Colours».

Ученики говорят по цепочке.

The flowers are red.

The flowers are red and white.

The flowers are red, white and blue.

The flowers are red, white, blue and yellow…

4. «Wake

up» (Проснись)

На стол кладется игрушка, например, «спящий заяц». Его нужно разбудить.

Для этого надо дотронуться до частей его тела и назвать их по очереди.

Touch the head

Touch the nose

Touch the mouth

Touch the right arm

Touch the left arm

Touch the…..

5. «Dress the doll» (Одень куклу)

Учащиеся делятся на две команды, каждой из которой необходимо одеть

куклу. Ребята надевают на куклу по одному предмету одежды, вслух называя

его. Победит та команда, которая полностью оденет свою куклу.

6. «

Funny

painters» (Веселые художники)

Ученики также делятся на две команды. Члены команд, по очереди, закрыв

глаза, рисуют животное. Ведущий называет основные части тела:

Draw a head, please

Draw a body, please

Draw a tail, please

Если рисунок получился, команда получает 5 баллов.

7. «

Clap

your

hands» (Похлопаем в ладоши)

Члены 2-х команд становятся в круг. Ведущий стоит в центре круга. Он

называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слушают

название дикого, то они хлопают один раз, а когда название домашнего

животного,

то

хлопают

два

раза.

Тот,

кто

ошибся

выбывает

из

игры.

Побеждает та команда, в которой остается больше игроков.

8. « The

Seasons» (Времена года)

Учитель

предлагает

одному

из

учеников

описать

любое

время

года,

не

называя его. Например:

It’s cold. It’s white. I can ski and skate. I can play snowballs with my friends.

Учащиеся угадывают, задавая вопросы:

It’s it spring? Is it winter?

Тот, кто правильно назвал и становится ведущим.

9. «

My

schoolbag» (Собери портфель)

В игре участвует вся группа. Учащиеся выходят к доске

по желанию.

Каждый выходящий ученик берет по одному предмету со стола и кладет его в

портфель, называя слово по-английски.

This is a book (a pen, a pencil, a rubber)

10. «Договорки»

Для лучшего запоминая новых слов в устной речи используются «договорки»

- небольшие стишки на русском языке, которые заканчиваются английскими

словами.

Так «договорка» «The English Alphabet» может быть использована в самом

начале изучения английского языка и повторяться впоследствии.

В нашу дверь стучатся

- Кто там?

- Буква «А» и осень – autumn

Каждому, чтоб грустным не был,

дарим яблоко – an apple.

Буква «В» как мячик – ball,

Скачет, прячется под стол.

Жаль, играть мне недосуг

Я читаю книгу – book.

На охоту вышла «С»

Мыши, лапки уноси!

Чтоб сегодня на обед

Не достаться кошке – cat.

И так можно придумать рифму на каждую букву алфавита.

11. «

Eatable – uneatable» (Съедобное - несъедобное)

Ребята

становятся

в

одну

шеренгу.

Напротив

них

встает

ведущий

ученик или сам учитель с мячом. Он бросает мяч, называя вперемежку и

съедобные и несъедобные предметы, один бросок – одно название предмета.

Если

учащиеся

слышат

съедобное

название,

то

они

должны

попытаться

поймать мяч, если же название несъедобное, то мяч пропускается.

Итак,

проходя

через

огромную

сюжетно-ролевую

деятельность

в

обучении устной речи учащихся младших классов, следует отметить, что

«игра – это жизненная лаборатория детства, которая формирует ту атмосферу

жизни, без которой ее пора была бы бесполезна для человечества – это

ценное ядро для разумной школы детства».

Литература:

1.

Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. Пособие

для учителя – М. 2015 г.;

2.

Петрова

Л.В.

Игровые

технологии

на

уроках

английского

языка//английский язык, № 11, 2016 г.;

3.

Кашина Е.А. «Ролевые и лингвистические игры» - Самара 2016 г.;

4.

Модина Л.В. «Игры на уроках английского языка в начальной школе» -

Омск, 2017 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №23

Игровые методы обучения английскому

языку в начальной школе.

Выполнила:

Волошенко Е.Н.,

учитель английского языка

г. Южно-Сахалинск, 2019 г.



В раздел образования