Автор: Зотова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ
Населённый пункт: п. Ола, Магаданская область
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: Формирование познавательного интереса младших школьников как средство интеллектуально-творческого развития
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Ола»
Содержание:
1.
Информационная карта ПО …................................................2-3
2.
Целостное описание опыта ….................................................. 4-15
3.
Результативность опыта …........................................................16-20
4.
Библиографический список …..................................................21
5.
Приложение к опыту …..............................................................22
2
Информационная карта педагогического опыта
1.
Ф.И.О. автора - Зотова Елена Викторовна
2.
Поселок Ола, Магаданская область
3.
Образовательное
учреждение
—
Муниципальное
ка з ё н н о е
общеобразовательное
учреждение
«Средняя
общеобразовательная
школа» п.Ола
4.
Занимаемая должность - учитель начальных классов
5.
Педагогический
стаж и квалификационная категория - 27 лет,
первая
6.
Тема
педагогического
опыта
-
«Формирование
познавательного
интереса
младшего
школьника
как
средство
интеллектуально-
творческого развития»
7.
Уровень
опыта
по
степени
новизны:
использование
в
практике
работы
известных
и
новых
методик,
современных
ИКТ
с
целью
повышения уровня творческого, познавательного и интеллектуального
развития детей, их личностной самооценки, самоуважения и чувства
собственного достоинства.
8.
Цель
педагогического
опыта
-
разработать
систему
творческих
заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего
школьного возраста в урочной и во внеурочной деятельности.
9.
Краткое описание опыта:
Римляне
считали,
что
корень
учения
горек.
Но
когда
учитель
призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний и
стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и
вызывает у детей вполне здоровый аппетит.
Младший
школьный
возраст
является
периодом
впитывания,
накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека.
Особенность
здоровой
психики
ребенка
–
познавательная
активность.
Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего
мира
и
построение
своей
картины
мира.
Именно
в
младшем
школьном
возрасте
происходит
становление
познавательных
интересов.
Важно
не
упустить возможность развить познавательный интерес.
Психологами
установлено,
что
свойства
психики
человека,
основа
интеллекта
и
всей
духовной
сферы
возникает
и
формируются
главным
образом
в
дошкольном
и
младшем
школьном
возрасте.
Далее
темпы
умственного
развития
учащихся
замедляются,
а
интерес
к
учебе
падает
вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.
А
ведь
необходимость
готовить
к
творчеству
каждого
растущего
человека не нуждается в доказательствах. Современный мир характеризуется
быстрыми,
сравнительно
резкими
изменениями
в
общественной
жизни.
Одной
из
ключевых
ценностей
становится
творческое,
нешаблонное
поведение,
характеризующееся
оригинальным
решением
поставленных
3
задач, быстрой адаптацией к условиям постоянно изменяющегося мира и
появлению новых технологий, орудий труда.
Методы, используемые в работе:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- проблемное изложение;
- эвристическая беседа;
- поисковый.
Формы работы:
- общеклассная;
- групповая;
- парная;
- индивидуальная.
Средства деятельности:
- словари и энциклопедии по предметам;
- технические и электронные средства обучения и контроля знаний
учащихся;
- раздаточный и дидактический материал;
- печатные пособия;
- мультимедийные презентации.
Актуальность
проблемы
формирования
и
развития
познавательной
активности
учащихся
обусловлена
необходимостью
внедрения
в
образовательный
процесс
педагогических
технологий,
обеспечивающих
пробуждение у детей интереса не только к знаниям, но и к способам их
приобретения.
Научная
новизна
опыта
заключается
в
практической
реализации
современных
методов
и
приемов
обучения
младших
школьников,
обеспечивающих
эффективное
развитие
творческих
способностей,
мыслительных процессов.
4
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества,
то создавай такие условия, чтобы искорки
их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать себя
властелинами в этом царстве.
Ш.А. Амонашвили.
1.Целостное описание опыта.
1.1. Условия возникновения и становления опыта
По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны
жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие
способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс
пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и
самостоятельность
принимаемых
решений,
привычку
к
свободному
самовыражению, уверенность в себе. По данным психических исследований,
наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения.
До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к
сожалению,
развивали
в
детях
только
одну
сторону
способностей
–
исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась
воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.
В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее
переориентация
на
гуманистические,
личностно-ориентированные
и
развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о
создании
наиболее
благоприятных
условий,
способствующих
проявлению
творческих познавательных способностей в раннем возрасте.
Размышляя
над
этим,
сопоставляя
взгляды
великих
педагогов
с
собственными
суждениями,
автором
была
выбрана тема
работы
«Формирование познавательного интереса младшего школьника как средство
интеллектуально- творческого развития».
Особую значимость познавательный интерес приобретает в школьные
годы,
когда
учение
становится
фундаментальной
основой
жизни.
В
начальных
классах
познавательный
интерес
выступает
как
самый
энергичный
активатор,
стимулятор
деятельности,
реальных
предметных,
учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Но процесс
обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной
активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит
характер
подражательный,
репродуктивный,
в
других
–
поисковый
и
творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный
результат – уровень приобретённых знаний, умений и навыков. И от того,
насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его
работать в полную силу своих возможностей, зависит успех обучения в
5
целом.
Основными условиями возникновения и становления проблемы опыта
являются:
- недостаточность овладения учащимися учебными методами и приёмами;
- необходимость развития познавательных процессов при обучении;
-
творческий
поиск
методов
и
приемов,
активизирующих
учебную
и
внеурочную деятельность учащихся;
-
создание коллектива единомышленников (учитель-ученик), работающих
творчески, помогающих друг другу на пути познания.
1.2. Актуальность опыта
Сегодня к школе приковано особое внимание, так как государству нужны
инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди. Именно
таких учеников должна выпускать школа.
Главная ответственность за это лежит на плечах учителей, многое зависит от
нашей работы. Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена
на развитие творчества, самостоятельности учащихся, широкое вовлечение
каждого из них в живой процесс тесного сотрудничества. Решение проблемы
формирования
познавательных
интересов
учащихся
предполагает
учёт
и
введение в обиход системы специальных развивающих средств. Для того,
чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного
сознания, учитель должен не только доступно объяснить материал ученику,
но и активно включить его в мыслительную деятельность, в процессе которой
и будут формироваться познавательные способности личности.
Из
школьной
практики
известно,
что
вопросы,
требующие
рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в
тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем ещё А. Дистервег
писал: «Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с
десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной
стороны».
Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты
видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если
направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих
познавательных способностей учащихся.
Таким образом, в современной школе обозначились противоречия:
-между
традиционными
методами
и
приёмами
обучения
младших
школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы
обучения, необходимой на современном этапе развития общества;
-между
имеющимися
у
младших
школьников
знаниями,
умениями
и
навыками,
полученными
на
уроках
и
реальным
уровнем
творческого
развития;
-между необходимостью формирования прочих знаний, умений и навыков и
дефицитом учебного времени.
1.3. Теоретическое обоснование опыта
Теоретическая база опыта основывается на методических и научных
6
исследованиях личностно-ориентированного обучения в начальной школе в
трудах А.В. Запорожца, АИ. Леонтьева, В.С. Мухиной, А.А. Люблинской,
И.С.
Якиманской,
идеях
развивающего
обучения
Д.Б.
Эльконина
–
В.В.
Давыдова,
утверждающих,
что
обучение
должно
стимулировать
развитие
умственной
деятельности
учащихся,
обеспечивать
успешное
усвоение
знаний, умений, навыков. Проблеме формирования познавательного интереса
обучения
посвящен
ряд
педагогических
работ
И.Э.Унт,
А.А.Кирсанова,
Г.Ф.Суворовой,
Н.М.
Хомутова
и
других
авторов.
И.С.Якиманская
утверждает,
что
познавательный
интерес
стимулирует
волю
и
внимание,
помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Он является связующим
звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и
воспитания
личности.
Познавательный
интерес
связан
не
только
с
интеллектуальной, только с волевой или только с эмоциональной сферой
личности, это их сложное сплетение.
Изуч ая
общие
положения
Концепции
ф е д е р а л ь н ы х
государственных образовательных стандартов начального образования, мы
обратили
внимание
на
то,
что
сегодня
начальное
образование
призвано
решать
главную
задачу
-
закладывать
основу
формирования
учебной
деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умение
принимать,
сохранять,
реализовывать
учебные
цели,
планировать,
контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
1.4 Ведущая педагогическая идея опыта
Современное образование, на взгляд педагога, должно ориентироваться
на
развитие
личности
учащихся,
их
познавательных
и
созидательных
способностей,
на
формирование
у
школьников
глубокого
личностного
мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить
школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение
суммой
знаний.
Поэтому,
уже
начиная
с
младшего
школьного
возраста,
учитель
должен
формировать
такую
познавательную
активность,
которая
придавала бы учёбе значимый для ребёнка смысл.
Предметом интереса является самое значительное свойство человека:
познавать окружающий мир. Именно на этой основе – познания предметного
мира и отношения к нему- формируется миропонимание, мировоззрение,
мироощущение; активному, пристрастному характеру которых способствует
познавательный интерес.
Ведущая
педагогическая
идея
состоит
в
создании
условий,
способствующих повышению уровня мотивации, как одного из критериев
эффективного
педагогического
процесса.
Уроки
русского
языка,
литературного чтения, окружающего мира, математики, а также занятия в
кружке
«Юные
умники
и
умницы»
не
ограничиваются
приобретением
учащимися
определённых
знаний,
навыков
и
умений,
а
выходят
на
практические действия школьников, затрагивая их эмоциональную сферу,
благодаря чему усиливается познавательный интерес. Это даёт возможность
учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск, а
7
значит
способствовать
развитию
личности
и
развивать
познавательную
компетенцию учащихся.
Поэтому ведущая педагогическая идея опыта – создание на уроках и во
внеурочное время условий для сознательного, активного участия младших
школьников в познавательной творческой деятельности.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут
быть использованы в практической деятельности учителей.
1.5. Технология опыта
Преподавание в школе не может сводиться только к тому, чтобы вооружить
учащихся определённым запасом знаний. Необходимо добиться высокого
уровня
мышления,
с
тем,
чтобы
учащиеся
могли
в
дальнейшем
самостоятельно расширять и углублять свои знания, применять их в смежных
областях, находить решения в новых ситуациях. Поэтому важно обучать
школьников основным приёмам умственной деятельности, сформировать у
них
умение
анализировать
и
сопоставлять
факты,
делать
обобщения.
Для
осуществления
этого
требуется
умело
организовывать
мыслительную деятельность учащихся, улучшающую усвоение материала и
развивающую в них внимательность, гибкость ума. Следствие чего является
высокая активность учащихся при обучении.
На уроках учитель дает возможность ученику экспериментировать и не
бояться ошибок, воспитывать в учащихся смелость быть не согласным с
учителем. Но учить школьника высказывать свои мысли можно, когда на
уроке царит атмосфера дружелюбия, увлечённости, понимания.
Школа
не
в
состоянии
вооружить
молодого
человека
всеми
достижениями
современной
науки.
Масштаб
их
грандиозен,
а
темпы
развития
научных
знаний
–
велики.
Поэтому
главная
социальная
задача
современного
обучения
не
только
дать
широкое
образование,
но
и
расположить
личность
подрастающего
человека
к
самостоятельному
стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие мотивы
учения, основным из которых является познавательный интерес. Поэтому
педагогическим объектом данного опыта является познавательный интерес.
Предмет
опыта:
роль
творческих
заданий
в
формировании
познавательных интересов младших школьников на уроках
и во внеурочное
время.
Цель опыта: разработать систему творческих заданий формирующих
познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста
.
Задачи опыта:
1.
Проследить
роль
творческих
заданий
при
формировании
познавательных
интересов
младших
школьников
на
уроках
и
во
внеурочной деятельности.
2.
Определить критерии сформированности познавательных интересов.
3.
Изучить
условия
развития
творческого
потенциала
младших
школьников.
Личная концепция педагога:
8
поиск творческих приемов формирования и совершенствования базовых
знаний, умений и навыков и вариативное использование на уроках;
создание
условий
для
развития
потенциальных
возможностей
детей
в
атмосфере творчества, понимания, поддержки;
активизация
и
совершенствование
основных
психических
механизмов,
лежащих в основе творческого развития младших школьников;
расширение границ познания младших школьников за счет использования
творческих методов и приемов обучения.
Педагог исходит из гипотезы,
что
эффективность
формирования
познавательных интересов младших школьников в учебной и внеурочной
деятельности достигается через использование творческих заданий:
направленных на закрепление материала;
используемых при обучении умениям и навыкам;
направленных на формирование понятий;
репродуктивные
задания
и
упражнения,
ориентированные
на
развитие психических механизмов;
задания интегративные и частично – поисковые.
Для решения поставленных задач и проверки исходных
предположений применялись следующие методы:
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
наблюдение;
анкетирование, диагностирование;
изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
Экспериментальная часть моего исследования проводилась с учащимися 1-го
«А»
класса
количестве
24
человек.
При
выявлении
уровней
развития
познавательного интереса учащихся основным стал метод наблюдения, данные
которого
дополнялись
и
конкретизировались
с
помощью
индивидуальных
бесед с учащимися, анкетированием и беседой с учителями, работающими в
данном классе. При определении уровней развития познавательного интереса
учащихся мною проведена анкета:
1.
«Определение уровня познавательной активности на уроках» На низком
(репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательных интересов
находилось 29%
детей.
Данная
подгруппа
получила
условное
название
«Подражатели».
Дети
этой
подгруппы
не
проявляли
инициативности
и
самостоятельности
в
процессе
выполнения
заданий,
утрачивали
к
ним
интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение,
9
раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном
объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той
или
иной
готовой
модели,
в
помощи
взрослого. На
среднем
(поисково-
исполнительском) уровне познавательных интересов оказалось 41% детей.
Эта группа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась
большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее
выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали
эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к учителю,
задавали
вопросы
для
уточнения
условий
ее
выполнения
и
получив
подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе
ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи,
но совместно со взрослым. На высоком уровне количество детей составило
29 % (поисково-продуктивном) уровне познавательных интересов. Данная
подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением
инициативности,
самостоятельности,
интереса
и
желания
решать
познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли
упорство и настойчивость в достижении результата
2. Направление интересов по предметам. Таблица № 2. Направленность
интересов по предметам
Русский язык 29%
Математика 58%
Литературное чтение 29%
Окружающий мир 47%
Технология 47%
Изо 58%
Музыка 41%
Физическая культура 47%
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на
предметы
и
явления
окружающие
действительность.
Эта
направленность
10
характеризуется
постоянным
стремлением
к
познанию,
к
новым,
более
полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес выступает перед нами
и
как
сильное
средство
обучения.
Классическая
педагогика
прошлого
утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок
занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений,
когда
же
дети
занимаются
с
охотой,
то
дело
идет
совсем
по-другому.
Активизация
познавательной
деятельности
ученика
без
развития
его
познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот
почему
в
процессе
обучения
необходимо
систематически
возбуждать,
развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив
учения,
и
как
стойкую
черту
личности,
и
как
мощное
средство
воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но
и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией
ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Таким
образом,
в
познавательном
интере се
с во е о б р а з н о
взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли
он учиться, и как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать
каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники,
отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных
оценок.
Первое
время
сама
позиция
ученика,
желание
занять
новое
положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность,
желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года
у
первоклассников
гаснет
радостное
ожидание
учебного
дня,
проходит
первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет
обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться
о
пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом
процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому,
что
ему
хочется
учиться,
чтобы
он
испытывал
удовольствие
от
самого
учения.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и
практику
современного
опыта,
можно
говорить
об условиях, соблюдение
которых
способствует
формированию,
развитию
и
укреплению
познавательного интереса младших школьников:
1.
Максимальная
опора
на
активную
мыслительную
деятельность
учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей
учащихся
являются
ситуации
решения
познавательных
задач,
ситуации
активного
поиска,
догадок,
размышления,
ситуации
мыслительного
напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных
позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать
на определённую точку зрения.
11
2.
Второе
условие,
обеспечивающее
формирование
познавательных
интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс
на оптимальном уровне развития учащихся.
В процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы
постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. В постоянном
усложнении
учебного
труда,
в
овладении
всё
более
сложными
и
более
совершенными
умениями,
позволяющими
решать
более
трудные
задачи
познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего
познавательные силы, интерес и стремления школьника.
3.
Эмоциональная
атмо с фера
обучения,
п ол ож и т е л ь н ы й
эмоциональный тонус учебного процесса – третье важное условие.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о
которых
Д. И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть
умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над
тем,
что
уже
достигнуто,
утверждает
чувство
собственного
достоинства,
приносит
ему
при
успешной
деятельности
глубочайшее
удовлетворение,
хорошее
настроение,
при
котором
работается
скорее,
быстрее
и
продуктивней.
Создание
благоприятной
эмоциональной
атмосферы
познавательной
деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного
интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие
связывает
весь
комплекс
функций
обучения
–
образовательной,
воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на
интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее
благотворное влияние на интерес и на личность в целом – благоприятное
общение в учебном процессе.
4.
Благоприятное
общение
в
учебном
процессе.
Влияние
общения
трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности. Общение
учащихся
друг
с
другом
и
с
учителем
создаёт
многообразную
гамму
отношений, влияние которых очень велико.
Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может
быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению
познавательного интереса.
Именно
благодаря
отношениям,
которые
складываются
в
учебном
процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера
учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.
Новизна
в
методах
обучения
и
воспитания
состоит
в
том,
что
учитель:
- управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции
носителя
знаний
(дающего
знания)
в
позицию
организатора
собственно
познавательной деятельности учащихся;
-
мотивирует
познавательную
деятельность
ученика
на
уроке
за
счет
коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к
12
предмету;
- организует самостоятельную работу на уроке;
-
создает ситуацию успеха, т.е. предлагает задания, посильные каждому
ученику;
-
создает
положительную
эмоциональную
атмосферу
учебного
сотрудничества,
которое
реализуется
в
системе
гуманных
учебных
взаимоотношений.
Для
каждого
учителя
так
же
очень
важно
знать о признаках,
по
которым можно судить о наличии познавательного интереса у школьников, о
том, какие стороны, приёмы обучения вызывают интерес, какие оставляют
его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к учению.
Проявлением
интереса
учащихся
в
учебном
процессе
является
их
интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям.
Вопросы
ученика,
обращённые
к
учителю,
более
всего
знаменуют
познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь ещё неясное,
глубже
проникнуть
в
предмет
своего
интереса.
Равнодушный
к
учению
ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы.
Другим
показателем
интеллектуальной
активности
являются
стремления
учащихся
по
собственному
побуждению
участвовать
в
деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях,
поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.
Ещё
один
очень
ценный
для
интереса
показатель
–
стремление
поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почёрпнутой из
различных источников за пределами обучения.
Таким
образом,
первый
и
самый
основной
параметр
показателей
познавательного
интереса,
который
может
обнаружить
учитель
без
достаточных
усилий,
-
это
интеллектуальная
активность
школьника,
в
которой
как
в
фокусе
собираются
все
её
проявления
в
познавательном
интересе.
Обучение
учащихся
элементам
творческой
деятельности
возможно
тогда, когда содержание учебного материала направлено на формирование
понятий,
а
не
сообщение
фактической
информации,
не
преподнесение
готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов.
Когда материал
урока
или
внеклассного
занятия
не
является
принципиально
новым,
а
логически
продолжает
ранее
изученный
или
знакомый
материал,
тогда
проблемные ситуации, создаваемые на уроке, находятся в «зоне ближайшего
развития»
познавательных
возможностей
учащихся,
что
всегда
вызывает
неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину
и всем коллективом находить ее.
Развитие творческих способностей можно реализовать на уроке тогда,
когда
ученики
по
заданию
учителя
смогут
самостоятельно
выполнить
определённые
виды
действий,
которые
подводят
их
к
усвоению
новых
знаний. Эти знания затем осмысливаются и применяются на практике при
выполнении тренировочных упражнений.
13
Развитию познавательных способностей детей учитель подчиняет не
только содержание, но и методы учебной работы. Свои уроки автор опыта
стремится строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать
любознательность
и
пытливость,
тренировать
внимание,
воображение,
память,
мышление.
Все
эти
познавательные
процессы
под
влиянием
творческого интереса приобретают особую активность и направленность.
1.6. Пути развития познавательного интереса младших школьников
Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается
и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении.
Основные
каналы,
по
которым
идет
формирование
познавательных
интересов:
а) содержание учебных предметов, обладающее этой возможностью;
б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.
Первое,
что
является
предметом
познавательного
интереса
для
школьников – это новые знания о мире.
Новый
неизвестный
материал
поражает
воображение
учащихся,
заставляет
удивляться.
Удивление
–
сильный
стимул
познания.
Школьники
рисуют,
проектируют,
сочиняют,
играют,
делают
умозаключения,
выводы.
Через
самостоятельную
работу,
организованную с особым интересом, прокладывается путь к познанию, к
желанию достичь результата самому.
Самостоятельная работа – самый надежный показатель качества знаний,
умений и навыков ученика.
Для того чтобы научить ученика работать самостоятельно, в своем
опыте
делала
попытку
систематизировать
и
реализовать
на
практике
упражнения
творческого
характера,
карточки
с
дифференцированными
заданиями,
тщательно
продумывая
последовательность
заданий,
вариантность
и
наглядность.
Для
самостоятельной
работы
учащимся
предлагаются три варианта заданий различной степени трудности.
Работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует
учеников на полную самостоятельность.
Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные
интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится
вопрос - тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном
процессе
является
учебные
проблемы
(проблемная
задача,
проблемное
задание,
проблемный
вопрос).
Каждая
учебная
проблема
подразумевает
противоречие.
Мы
считаем,
что
именно
противоречие
между
познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим
ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся,
уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.
(Приложение 1.)
Повысить
у
учащихся
интерес
к
самостоятельному
«творчеству»
позволяют нетрадиционные
(нестандартные)
уроки:
урок-сказка,
урок-
КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные
уроки.
На
таких
уроках
воплощаются
творческие
замыслы
учителя
и
14
творчество учащихся, что
дает возможность развивать тягу к знаниям, к
образованию
вообще.
Практика
показывает,
что
учебный
материал
со
стандартных
уроков
забывается
быстрее,
чем
тот,
что
разбирается,
либо
обобщается на уроках нестандартных. (Приложение 2)
Интеграция учебных занятий. На результативность процесса обучения
оказывают
межпредметные
связи:
знания
приобретают
качества
системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается
мировоззренческая
направленность
познавательных
интересов
учащихся,
более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее
развитие личности.
Дифференцированное обучение.
Для решения проблемы развития личности в практике работы активно
примененяю технологию уровневой дифференциации, которая предполагает,
что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика,
его
склонности,
интересы,
ценности. Использование
данной технологии
вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся,
формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную
деятельность. (Приложение 3)
Дифференцированный подход осуществляю и при определении
домашнего задания для учащихся.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету
является дидактическая
игра,
в
ходе
которой
ребенок
сравнивает,
наблюдает,
сопоставляет,
классифицирует
предметы
по
тем
или
иным
признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. В
игре формируется активность и нравственные качества личности, развивается
чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.
Важнейшей
предпосылкой
в
процессе
активной
познавательной
деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают
прочные знания, умения, навыки. Как известно, стойкий познавательный
интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении.
Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал: « Как важно серьёзное занятие сделать для
детей
занимательным».
С
этой
целью
я
использую
в
своей
практике
различные дидактические игры, которые не только увлекают, заставляют
задуматься, но и развивают самостоятельность, инициативу и волю ребёнка,
приучают считаться с интересами товарищей.
В
дидактических
играх
ребёнок
учится
подчинять
своё
поведение
правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться,
т.е.
развиваются
способности,
которые
особенно
важны
для
успешного
обучения в школе.
Игра и учёба - это две разные деятельности, между которыми имеются
значительные, качественные различия. По словам Н.К. Крупской « переход
от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и
регламентированными
школьными
занятиями
получается
ничем
не
заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
15
Моя задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе
плавным и адекватным, и в этом мне помогают дидактические игры.
Структурные составляющие дидактической игры:
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы,
поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе.
Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв
к действию, например: « Кто верней?», « Кто быстрей?» « Отвечай сразу».
(Приложение 4)
Использование наглядного и дидактического материала содействует
выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым
знаниям.
В
ходе
опытов
ученики
могут
убедиться
в
истинности
приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им
рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям,
делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
Использование информационно - коммуникационных технологий
Современное информационное общество предъявляет новые требования к
педагогическим
работникам
в
вопросах
применения
информационно-
коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и
предоставления знаний.
На уроках используются
программы: Microsoft Word, Microsoft Excel и
Microsoft
PowerPoint.
Спектр применения данных программ в учебном
процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности
(презентаций),
контролирующих
тестов,
творческих
образовательных
продуктов для учащихся и самими учащимися.
Текстовый
редактор Word
используется
мной
для
создания
простых
дидактических
материалов,
которые
предлагаются
учащимся
для
самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится в виде
текста
с
пояснениями,
иллюстрациями,
гиперссылками
и
контрольными
вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный
интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную
тему.
На
сегодняшний
день
существуют
десятки
разнообразных программ
учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих
программ
используются:
«Окружающий
мир»,
«Математика»,
«Русский
язык», «Литературное чтение» по ФГОС.
При подготовке к урокам и на уроках используются возможности Интернета,
который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной
16
предметной среды, содержащей богатейший информационный потенциал.
В
процессе
обучения
также
широко
ИКТ
применяю
и во
внеурочной
деятельности.
К
родительскому
собранию
готовлю
презентации,
видеоролики,
слайд-шоу
о
жизни
класса,
в
которых
отражаю
успехи
и
достижения каждого ребенка, пусть даже и незначительные. В моей работе
всё
более
широкое
применение
находит метод
проектов.
Создание
с
помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной школы.
Использование
возможностей
ИКТ
значительно
расширяет
возможности
данной модели учебной деятельности.
Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из
разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего
мира. К урокам по теме курса ребята часто готовят сообщения, подбирают
картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. На уроке каждый старается
поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу
добавить…». Сообщения сначала помогают готовить родители, потом (после
знакомства
с
компьютером,
возможностями
интернета,
печатными
источниками из библиотеки) дети научатся готовить их сами.
В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта
наиболее целесообразно применять в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся
более
осознанно
подходят
к
выбору
темы
проекта,
учитывают
его
практическую значимость, актуальность. Они уже умеют работать в группах,
умеют самостоятельно конструировать свои знания, могут ориентироваться в
информационном
пространстве,
у
них
развито
критическое
и
творческое
мышление.
Содержание
предметов
обогащаю
на
уроках
использованием
дополнительного
материала.
Своих
воспитанников
обучаю
работе
со
словарями,
энциклопедиями,
справочниками
и
другой
дополнительной
литературой. (Приложение 5)
Таким
образом,
разнообразные
приемы
помогают
воспитать
и
развить
интерес к изучаемым предметам. Дети очень любознательны, и многие из
них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание
быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить
свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны
учителя.
Устойчивость
интереса
–
залог
положительного
и
активного
отношения
детей
к
обучению
в
школе,
основа
полноценного
усвоения
знаний.
1.7.Длительность работы над опытом
В течение пяти лет работы по данной теме,
автор опыта убедилась, что
задача
педагога:
постоянно
обновлять
свой
педагогический
арсенал,
используя
разнообразные
методы,
формы,
средства
обуч ения;
систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость
мышления; учить детей рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать
выводы;
находить
новые,
оригинальные
подходы,
получать
изящные
результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
17
2. Результативность опыта
Регулярное использование на уроках
специальных задач и заданий,
направленных на развитие познавательных возможностей и способностей,
расширило
кругозор
младших школьников, способствовало умственному
развитию, повысило качество подготовленности, а также качество знаний по
предметам, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших
закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать
полученные
знания в повседневной жизни, применить свои знания при
проведении конкурсов, викторин, олимпиад.
В ходе анализа результативности работы по формированию познавательного
интереса учащихся были определены следующие показатели:
1.Качество знаний учащихся по предметам.
Литературное чтение
2
0
1
1
-
2
0
1
2
2
0
1
2
-
2
0
1
3
2
0
1
3
-
2
0
1
4
2
0
1
4
-
2
0
1
5
2
0
1
5
-
2
0
1
6
2
0
1
6
-
2
0
1
7
I
п
о
л
у
г
о
д
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
0
100
100
100
0
100
0
95,9
96
96,1
0
78
0
качество
успеваемость
Русский язык
2
0
1
1
-
2
0
1
2
2
0
1
2
-
2
0
1
3
2
0
1
3
-
2
0
1
4
2
0
1
4
-
2
0
1
5
2
0
1
5
-
2
0
1
6
2
0
1
6
-
2
0
1
7
I
п
о
л
у
г
о
д
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
0
100
100
100
0
100
0
80
79,9
80
0
78
0
качество
успеваемость
18
Математика
2011-2012
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016
2016-2017 Iполугод
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
0
100
100
100
0
100
0
84,8
84,7
85
0
78
0
качество
успеваемость
Окружающий мир
2
0
1
1
-
2
0
1
2
2
0
1
2
-
2
0
1
3
2
0
1
3
-
2
0
1
4
2
0
1
4
-
2
0
1
5
2
0
1
5
-
2
0
1
6
2
0
1
6
-
2
0
1
7
I
п
о
л
у
г
о
д
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
0
100
100
100
0
100
0
87,5
87,8
87,9
0
78
0
качество
успеваемость
19
2. Результативность административных контрольных работ
Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, исследовательской работе:
20
2012- 2013 год олимпиада по русскому языку
Ф.И.
Кол-во баллов
место
Воробей Мария
42б
I
Тулинова Мирослава
42б
I
2013-2014 год олимпиада по математике
Ф.И.
Кол-во баллов
место
Латкина Елизавета
42б
I
Дядькин Владислав
42б
III
2013-2014 год конкурс сочинений
Ф.И.
Тема
место
Салионов Данил
Водитель и дети
3
Ткаченко Вероника
Водитель и дети
3
Александрова Юлия
Водитель и дети
2
Зеленков Станислав
Водитель и дети
1
Тулинова Мирослава
Мой город, моя страна
1
Зеленков Станислав
Мой город, моя страна
3
Латкина Елизавета
Мой город, моя страна
1
Писаренко Алина
Хочу быть здоров!
1
Латкина Елизавета
Хочу быть здоров!
3
Воробей Мария
Новый год- новая жизнь
2
Зеленков Станислав
Новый год- новая жизнь
2
региональный
Тулинова Мирослава
Мы желаем жить в мире
без пожаров
лауреат
всероссийский
Маметьева Анна
Унылая пора!..
3
Научно- практическая конференция
Ф.И.
уровень
год
предметное
направление
место
Зеленков
Станислав
районный
2013-2014
естественно-
научное
II
Зеленков
Станислав
региональный
2013-2014
естественно-
научное
диплом
участника
Участие во Всероссийских конкурсах:
21
В 2013- 2014 учебном году учащиеся приняли активное участие во
всероссийском конкурсе «Китёнок»
«Ростконкурс» (2016-2017 уч.год).
предмет
Фамилия,
имя
ученика
Участник,
призёр
место
русский язык
Заика Андрей
призёр
2 место
Скильсара
Александр
призёр
3 место
математика
Чуйко
Екатерина
победитель
1 место
окружающий
мир
Лямцев
Александр
призёр
2 место
Ончукова
Анастасия
призёр
2 место
технология
Новгородов
Вадим
победитель
1 место
Ончукова
Анастасия
призёр
2 место
Скильсара
Александр
призёр
3 место
22
Использованная литература:
1.
Ануфриев
А.Ф.,
Костромина
С.Н.
«Как
преодолеть
трудности
в
обучении детей». М., Издательство «Ось-89», 2007.
2.
Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей.
Самара, 1994
3.
Винокурова Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей.
Москва, 1999
4.
Доман Г.А.“Как развивать интеллект ребенка”, М., АСТ, 1998.
5.
Дубровина
И.В.
«Младший
школьник.
Развитие
познавательных
способностей», М., Просвещение, 2003.
6.
Гаврилычева Г.Ф. «Развитие познавательной активности школьников во
внеклассной работе» // Начальная школа №12 1986г. М. Просвещение
с.18-27.
7.
Зак А.З. “Развитие умственных способностей младших школьников”,
М.,Просвещение, 1994.
8.
Зак А.З. «Совершенствование познавательных умений у детей 5 – 12
лет», Москва – Воронеж, 1999.
9.
Зак
А.З.
«Различия
в
мыслительной
деятельности
младших
школьников»., Москва – Воронеж, 2000.
10.Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания //
Начальная школа, № 8, 1994
11.Мохначёва И. «Поощрение как фактор активизации учебно-
познавательной деятельности младших школьников» // Начальная
школа, №12 , М. Просвещение1999 г.
12.Мухина С.Е. «Развитие познавательных способностей учащихся», №2,
2007
13.Осипова М.П. Активизация познавательной деятельности младших
школьников,2008
14. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных
классах. Москва, 1985
15.Стандарты второго поколения. Концепции федеральных
государственных образовательных стандартов /Под редакцией А.М.
Кондакова, А.А.Кузнецова/ М: Просвещение, 2008.
16. Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших
школьников» М., Просвещение, 1988г.
17.Тихомирова Л. “Развитие интеллектуальных способностей школьника”,
Ярославль, Академия развития, 1996.
23
24