Напоминание

Коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога в дистанционной форме


Автор: Коваль Людмила Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: Особенности работы учителя-дефектолога в дистанционной форме
Тема: Коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога в дистанционной форме
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГБОУ «Белгородский

инженерный юношеский лицей-интернат»

Центр дистанционного обучения детей-инвалидов

Особенности работы учителя-дефектолога

с детьми-инвалидами в дистанционной

форме

Подготовила:

учитель-логопед

Коваль ЛА.

Дистанционная форма обучения с детьми-инвалидами на ступени получения

детьми начального, основного и среднего общего образования является инновационной.

(Слайд 2)

В соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 21 сентября

2009 года № 311-пп «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов»,

приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской

области

от

6

октября

2009

года

1912

«О

создании

Центра

дистанционного

образования

детей

-

инвалидов»

в

структуре

ГБОУ

"Белгородский

инженерный

юношеский

лицей-интернат"

действует

структурное

подразделение -

Ц е н т р

дистанционного образования детей-инвалидов.

(Слайд 3)

При поступлении в Центр дети бесплатно получают комплект компьютерного обо-

рудования и доступ к сети Интернет. Оборудование подбирается индивидуально, с

учётом психо-физических возможностей ребенка.

Педагоги, работающие в Центре, также обеспечиваются комплектом оборудования и

программным обеспечением, специфическим для своего учебного предмета, проходят

специальную курсовую подготовку.

Родители детей осваивают курс по основам использования компьютерного

оборудования.

Обучение организовано с использованием комплекта оборудования: компьютер,

колонки,

микрофон,

сканер,

принтер

обязательно

и

при

необходимости

дополнительно устанавливается графический планшет.

Уроки и занятия проводятся в режиме реального времени в оболочке с использованием

программы Skype.

В нем дети с ОВЗ и дети-инвалиды, находящиеся на домашнем обучении.

На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей–инвалидов и

детей с ОВЗ, так как они испытывают значительные трудности в организации своей

учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей

развития, а также соматических заболеваний.

(Слайд 4)

Дети- инвалиды, обучающиеся в ЦДО имеют сложные дефекты развития, страдают

нарушением

развития

опорно-двигательного

аппарата,

зрения,

заболевания

ЦНС

и

болезни нервной и эндокринной системы. Поэтому задания по коррекции устной и

письменной

речи

приходится

проводить

либо

в

устной

форме,

либо

задания

выполняются

в

печатном

виде,

самостоятельно

обучающимися

или

с

помощью

родителей.

Поэтому,

логопедическая

работа

с

детьми-инвалидами

в

режиме

on-line

(удаленно в пространстве) имеет свою специфику и ряд особенностей.

Цель

логопедической

работы

в

дистанционной

форме

обучения

-

создание

единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению

речевых

нарушений,

нарушений

письма

и

чтения

у

детей-инвалидов

при

взаимодействии

учителем-логопедом

с

учителями

ЦДО,

родителями

ребенка

с

использованием информационно-коммуникационных технологий.

Основные этапы и направления логопедической работы в дистанционной форме

при

обучении

детей-инвалидов:

изучение

сопроводительной

документации,

диагностический

этап,

коррекционно-развивающий

этап,

взаимодействие

с

участниками

логопедического

сопровождения

образовательного

процесса,

методическая работа и самообразование.

Логопедическое сопровождение образовательного процесса рассматривается как

целостная система взаимодействия его участников (ребенка, учителя-логопеда, семьи,

членов ПМПк), учитывающая индивидуальные особенности обучающихся,

возможности образовательной среды, обусловливающей своевременную профилактику

и коррекцию речевых нарушений.

Предварительная работа с сопроводительной документацией позволяет более точно

подготовиться к этапу диагностики.

На этапе диагностики учитель-логопед знакомится с детьми и их родителями (лицами

их заменяющими). Логопедическое обследование проводится по адаптированным нами

распространенным

в

логопедии

методикам

и

рекомендациям

(Т.Б.

Волосовец,

(дизорфография), О.Б. Иншаковой (устная речь), Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой

(нарушения

чтения

и

письма)

и

др.).

Материалы

наглядности

представляются

учащемуся

наведением

web-камеры

и

в

электронном

виде

посредством

функции

программы Skype «поделиться экраном», в ходе которой ребенок видит открытые на

рабочем столе компьютера педагога картинки и задания.

Результаты диагностики и анализ сопроводительной документации помогают

учителю-логопеду определить, является ли нарушение речи первичным или вторичным

отклонением.

Наблюдения

показывают,

что

у

учащихся,

имеющих

хронические

соматические заболевания, обнаруживается в основном смешанная форма дисграфии,

стёртая форма дизартрии.

Коррекционно-развивающий этап проводится учителем-логопедом в течение всего

учебного года, 2 раза в неделю, индивидуально дистанционно, по 30 минут с каждым

обучающимся. На коррекционно-развивающие занятия зачисляются обучающиеся 2-7

классов.

Так как у детей-инвалидов имеются нарушения чтения и письма, а также недоразвитие

высших

психических

процессов,

каждое

занятие

включает

в

себя

разнообразные

задания на всестороннее психо-речевое развитие ребёнка.

(Слайд 5)

Тема представленной презентации :«Словообразование». В процессе работы также

даются другие виды заданий, развивающих зрительное восприятие, логику, память,

мышление, упражнения на увеличение объёма движений артикуляционного аппарата.

Частая смена заданий позволяет не снижать заданный темп работы и концентрацию

внимания, что помогает обучающимся успешно справляться с заданиями.

Объём выполнения задания подбирается индивидуально, с учётом возможностей

обучающегося.

(Слайд 6)

Занятие начинается с обязательного психологического настроя на работу.

(Слайд 7)

Далее предлагается задание на коррекцию оптической дисграфии.

(Слайд 8-13)

В основной части занятия обобщаем знания о различных способах словообразования.

(Слайд 14- 19)

Артикуляционная гимнастика может заменяться гимнастикой для глаз или

физ.минуткой, в зависимости от физической возможности ребёнка.

(Слайд 20- 30)

Необходимым условием каждого коррекционно-развивающего занятия является работа

над коррекцией нарушений не только чтения и письма, но и на развитие внимания,

мышления, памяти.

( Слайд 31-33)

Выполнение домашнего задания по теме «Словообразование» предлагается ученику на

в ы б о р :

л и б о

в

п еч ат н ом

в и д е ,

л и б о

в ы п ол н и т ь

з а д а н и я

п р я м о

в

презентации(подчеркнуть, вставить слова и т.д.).

Домашнее задание

может предлагаться в виде презентации, интерактивной игры,

тестов, заданий-карточек в электронном виде.

Опираясь на опыт

работы с детьми-инвалидами в дистанционной форме, можно с

уверенностью сказать, что используя имеющиеся компьютерные технологии, процесс

логопедической коррекции в условиях дистанционного обучения становится намного

более

продуктивным,

интересным,

методически

оснащённым

и,

соответственно,

эффективным, чем в условиях традиционной школы.

Родители отмечают положительные результаты коррекционно-развивающих занятий

по коррекции нарушений устной и письменной речи детей, коррекции нарушений

психо-моторной

сферы,

по

коррекции

нарушений

развития

высших

психических

процессов, а обучающиеся охотно и вовремя выходят на дистанционные занятия, учатся

с интересом. У детей-инвалидов повышается мотивация к обучению, познавательные

интересы.

Проведение дистанционных занятий – принципиально новый, перспективный,

творческий

процесс,

и

каждый

специалист,

работающий

с

детьми-инвалидами

дистанционно,

создает

свою

собственную

методиче ско-дидактиче скую,

информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ.

(Слайд 34-35)



В раздел образования