Автор: Коваль Людмила Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: Особенности работы учителя-дефектолога в дистанционной форме
Тема: Коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога в дистанционной форме
Раздел: дополнительное образование
ГБОУ «Белгородский
инженерный юношеский лицей-интернат»
Центр дистанционного обучения детей-инвалидов
Особенности работы учителя-дефектолога
с детьми-инвалидами в дистанционной
форме
Подготовила:
учитель-логопед
Коваль ЛА.
Дистанционная форма обучения с детьми-инвалидами на ступени получения
детьми начального, основного и среднего общего образования является инновационной.
(Слайд 2)
В соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 21 сентября
2009 года № 311-пп «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов»,
приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской
области
от
6
октября
2009
года
№
1912
«О
создании
Центра
дистанционного
образования
детей
-
инвалидов»
в
структуре
ГБОУ
"Белгородский
инженерный
юношеский
лицей-интернат"
действует
структурное
подразделение -
Ц е н т р
дистанционного образования детей-инвалидов.
(Слайд 3)
При поступлении в Центр дети бесплатно получают комплект компьютерного обо-
рудования и доступ к сети Интернет. Оборудование подбирается индивидуально, с
учётом психо-физических возможностей ребенка.
Педагоги, работающие в Центре, также обеспечиваются комплектом оборудования и
программным обеспечением, специфическим для своего учебного предмета, проходят
специальную курсовую подготовку.
Родители детей осваивают курс по основам использования компьютерного
оборудования.
Обучение организовано с использованием комплекта оборудования: компьютер,
колонки,
микрофон,
сканер,
принтер
–
обязательно
и
при
необходимости
дополнительно устанавливается графический планшет.
Уроки и занятия проводятся в режиме реального времени в оболочке с использованием
программы Skype.
В нем дети с ОВЗ и дети-инвалиды, находящиеся на домашнем обучении.
На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей–инвалидов и
детей с ОВЗ, так как они испытывают значительные трудности в организации своей
учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей
развития, а также соматических заболеваний.
(Слайд 4)
Дети- инвалиды, обучающиеся в ЦДО имеют сложные дефекты развития, страдают
нарушением
развития
опорно-двигательного
аппарата,
зрения,
заболевания
ЦНС
и
болезни нервной и эндокринной системы. Поэтому задания по коррекции устной и
письменной
речи
приходится
проводить
либо
в
устной
форме,
либо
задания
выполняются
в
печатном
виде,
самостоятельно
обучающимися
или
с
помощью
родителей.
Поэтому,
логопедическая
работа
с
детьми-инвалидами
в
режиме
on-line
(удаленно в пространстве) имеет свою специфику и ряд особенностей.
Цель
логопедической
работы
в
дистанционной
форме
обучения
-
создание
единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению
речевых
нарушений,
нарушений
письма
и
чтения
у
детей-инвалидов
при
взаимодействии
учителем-логопедом
с
учителями
ЦДО,
родителями
ребенка
с
использованием информационно-коммуникационных технологий.
Основные этапы и направления логопедической работы в дистанционной форме
при
обучении
детей-инвалидов:
изучение
сопроводительной
документации,
диагностический
этап,
коррекционно-развивающий
этап,
взаимодействие
с
участниками
логопедического
сопровождения
образовательного
процесса,
методическая работа и самообразование.
Логопедическое сопровождение образовательного процесса рассматривается как
целостная система взаимодействия его участников (ребенка, учителя-логопеда, семьи,
членов ПМПк), учитывающая индивидуальные особенности обучающихся,
возможности образовательной среды, обусловливающей своевременную профилактику
и коррекцию речевых нарушений.
Предварительная работа с сопроводительной документацией позволяет более точно
подготовиться к этапу диагностики.
На этапе диагностики учитель-логопед знакомится с детьми и их родителями (лицами
их заменяющими). Логопедическое обследование проводится по адаптированным нами
распространенным
в
логопедии
методикам
и
рекомендациям
(Т.Б.
Волосовец,
(дизорфография), О.Б. Иншаковой (устная речь), Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой
(нарушения
чтения
и
письма)
и
др.).
Материалы
наглядности
представляются
учащемуся
наведением
web-камеры
и
в
электронном
виде
посредством
функции
программы Skype «поделиться экраном», в ходе которой ребенок видит открытые на
рабочем столе компьютера педагога картинки и задания.
Результаты диагностики и анализ сопроводительной документации помогают
учителю-логопеду определить, является ли нарушение речи первичным или вторичным
отклонением.
Наблюдения
показывают,
что
у
учащихся,
имеющих
хронические
соматические заболевания, обнаруживается в основном смешанная форма дисграфии,
стёртая форма дизартрии.
Коррекционно-развивающий этап проводится учителем-логопедом в течение всего
учебного года, 2 раза в неделю, индивидуально дистанционно, по 30 минут с каждым
обучающимся. На коррекционно-развивающие занятия зачисляются обучающиеся 2-7
классов.
Так как у детей-инвалидов имеются нарушения чтения и письма, а также недоразвитие
высших
психических
процессов,
каждое
занятие
включает
в
себя
разнообразные
задания на всестороннее психо-речевое развитие ребёнка.
(Слайд 5)
Тема представленной презентации :«Словообразование». В процессе работы также
даются другие виды заданий, развивающих зрительное восприятие, логику, память,
мышление, упражнения на увеличение объёма движений артикуляционного аппарата.
Частая смена заданий позволяет не снижать заданный темп работы и концентрацию
внимания, что помогает обучающимся успешно справляться с заданиями.
Объём выполнения задания подбирается индивидуально, с учётом возможностей
обучающегося.
(Слайд 6)
Занятие начинается с обязательного психологического настроя на работу.
(Слайд 7)
Далее предлагается задание на коррекцию оптической дисграфии.
(Слайд 8-13)
В основной части занятия обобщаем знания о различных способах словообразования.
(Слайд 14- 19)
Артикуляционная гимнастика может заменяться гимнастикой для глаз или
физ.минуткой, в зависимости от физической возможности ребёнка.
(Слайд 20- 30)
Необходимым условием каждого коррекционно-развивающего занятия является работа
над коррекцией нарушений не только чтения и письма, но и на развитие внимания,
мышления, памяти.
( Слайд 31-33)
Выполнение домашнего задания по теме «Словообразование» предлагается ученику на
в ы б о р :
л и б о
в
п еч ат н ом
в и д е ,
л и б о
в ы п ол н и т ь
з а д а н и я
п р я м о
в
презентации(подчеркнуть, вставить слова и т.д.).
Домашнее задание
может предлагаться в виде презентации, интерактивной игры,
тестов, заданий-карточек в электронном виде.
Опираясь на опыт
работы с детьми-инвалидами в дистанционной форме, можно с
уверенностью сказать, что используя имеющиеся компьютерные технологии, процесс
логопедической коррекции в условиях дистанционного обучения становится намного
более
продуктивным,
интересным,
методически
оснащённым
и,
соответственно,
эффективным, чем в условиях традиционной школы.
Родители отмечают положительные результаты коррекционно-развивающих занятий
по коррекции нарушений устной и письменной речи детей, коррекции нарушений
психо-моторной
сферы,
по
коррекции
нарушений
развития
высших
психических
процессов, а обучающиеся охотно и вовремя выходят на дистанционные занятия, учатся
с интересом. У детей-инвалидов повышается мотивация к обучению, познавательные
интересы.
Проведение дистанционных занятий – принципиально новый, перспективный,
творческий
процесс,
и
каждый
специалист,
работающий
с
детьми-инвалидами
дистанционно,
создает
свою
собственную
методиче ско-дидактиче скую,
информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ.
(Слайд 34-35)