Напоминание

"Моей души коснулась ты..."


Автор: Бурносова Валентина Константиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Севская средняя школа №2"
Населённый пункт: город Севск, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Моей души коснулась ты..."
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г. Севска

« Моей души коснулась ты…»

Своеобразие любовной лирики А.К. Толстого

( Разработка урока , посвящённого 200-летию со дня рождения А.К.Толстого)

Подготовил :

Бурносова Валентина

Константиновна

Учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ№2

8 953 272 01 82

Севск 2019

Тема: « Моей души коснулась ты…»

Своеобразие любовной лирики А.К.Толстого

Я верю в чистую любовь

Цели урока: А.К.Толстой

Обучающие:

- Познакомить учащихся с любовной лирикой А.К.Толстого.

- Показать , как красивы , благородны , искренни любовные чувства поэта.

- Познакомить с адресатами любовной лирики А.К.Толстого , а также с

музыкальными произведениями , которые являются откликами на стихотворения

поэта.

Развивающие:

- Развивать умение аргументированно отвечать на вопросы беседы , делать

выводы и обобщения.

- Развивать умение слушать классическую музыку и соотносить её с лирикой.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к чувствам.

- Воспитывать любовь к лирике и музыке, уважение к творчеству великих

художников.

Методические приёмы: слово учителя, реализация индивидуальных

сообщений, исследовательская работа в группах, выразительное чтение

стихотворений, коллективное прослушивание романса.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма урока: литературно-музыкальный экскурс в поэтический дневник

А.К.Толстого.

Оборудование: портрет А.К.Толстого и С.А.Миллер, презентация к уроку, томик

стихотворений А.К.Толстого, « Райтинг ученика» и карточки с вопросами

( раздаточный материал ), репродукция картин на тему бала.

Любовная лирика А.К. Толстого. Урок литературы в 10 классе. Задачи учителя:

показать красоту человеческих отношений на примере стихотворений А.К.

Толстого и тесную взаимосвязь литературы и музыки.

Ход урока

1.

Оргмомент.

Запись темы урока и эпиграфа .

2.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Звучит музыка вальса. Юноша и девушка танцуют вальс.

Учитель:

- Шикарные залы, красивые бальные наряды дам и кавалеров. «Кружится

вальса вихорь шумный» , полонез, мазурка, котильон. «Мелькают ножки

милых дам…». Случайные знакомства – соединение судеб на всю жизнь.

А.С.Пушкин-Наталья Гончарова, Ф.И.Тютчев-Елена Денисьева, А.Фет-Мария

Лазич… И А.К. Толстой встретил С.А. Миллер случайно «средь шумного

бала…», «в тревоге мирской суеты…». Таким было начало необыкновенной

романтической любви.

Значительное место в поэтическом наследии А.К. Толстого занимает

любовная лирика, циклы стихотворений , связанные с образом С.А.Миллер.

3.

Постановка цели и задач урока.

Учитель:

- Стихи- это поэтическая исповедь , дневник души поэта. Давайте

перелистаем некоторые страницы и попробуем заглянуть в мир чувств

А.К.Толстого, познакомимся с адресатами любовной лирики , а также с

музыкальными произведениями , которые являются откликами на

изумительные стихотворения поэта.

4.

Усвоение нового материала.

1.Рассказ ученика о встрече А.К. Толстого с С.А. Миллер на бале-маскараде.

-На маскараде в Петербургском Большом театре зимой 1850-51 г. 33-летний

камер-юнкер Алексей Толстой увидел незнакомку. В светской толпе он

почему-то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо. Но

серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные

волосы венчали её голову. Она была стройна и изящна, с очень тонкой

талией. Тщетно он просил её открыть лицо. Кто же была та незнакомка в

чёрной полумаске ?

2.Презентация о С.А. Миллер ( Приложение №1)

( Показ презентации о С.А. Миллер и выступление ученика)

Ученик:

- Её звали Софья Андреевна Миллер, урождённая Бахметева. Она

принадлежала к высшему свету, к фамилии старинной , но обедневшей. В

детстве Софья росла с братьями отчаянным сорванцом: »…она ездила на

охоту верхом по-мужски, на казацком седле и охотилась как самый

заправский и опытный доезжачий. Все в округе помнили её с ногайкой в

руках, с ружьём за плечами, носящейся во весь опор по полям».

Софья Андреевна была незаурядная женщина. Современников поражала её

образованность. Она знала множество иностранных языков. Но жизнь была

к ней неласкова, да и сама она , не считавшаяся с предрассудками своей

среды, была, пожалуй, слишком смела для той эпохи.

Трагически завершилась любовная связь юной Софи Бахметевой с князем

Вяземским, который соблазнил её, но женился на другой. Брат покинутой

девушки Пётр Бахметев вызвал обидчика на дуэль и был убит . Всю жизнь

Софья Андреевна считала себя виноватой в несчастьях и бесчестии своей

семьи.

Неудачным оказался и брак Софьи Андреевны с полковником –

кавалергардом Л.Ф. Миллером. Они почти не жили вместе. Софья вскоре

вернулась в дом матери , иногда наезжая в Петербург. Здесь , в Петербурге,

в самом начале 1851г. на её пути встретился А.К.Толстой.

Учитель:

- Встретились они навсегда: незаурядная женщина пленила поэта своим

обаятельным умом, широкой образованностью , тонким чувством

прекрасного. Отныне ей посвящены помыслы Толстого, его страсть , душа. А

одной из центральных тем в лирике становится тема любви.

Произведение тогда талантливо и совершенно , когда оно задевает

сокровенные струны в душе каждого, находит отклик в сердцах многих.

Талантливые и совершенные произведения Толстого затронули сердца и

души многих русских композиторов. Софье Андреевне Толстой посвятил

множество поэтических творений, а именно романсов : «Слеза дрожит в

твоём ревнивом взоре…», «Не верь мне, друг…», «Осень, осыпается весь

наш бедный сад…», «То было раннею весной», «Средь шумного бала…» .

3. Прослушивание романса « Средь шумного бала…» в исполнении

Дмитрия Хворостовского.

Учитель:

- Ребята, что вы почувствовали , прослушав романс?

- Чем явилась для поэта данная встреча?

- Что он видит в незнакомой женщине – маске, отбросив «тревоги мирской

суеты»?

( Ответы учащихся )

Учитель:

- « Кровь застывает в сердце , - писал Софье Андреевне Толстой через 20 лет

после « шумного бала» , - при одной мысли , что я могу тебя потерять…

Думая о тебе , я в твоём образе не вижу ни одной тени, ни одной. Всё

вокруг лишь свет и счастье…». И с 1950-ых годов вся любовная лирика

А.К.Толстого всецело связана с именем его жены – Софьи Андреевны

Толстой. Глубокая и многолетняя любовь предстаёт в этой лирике в

романтически-возвышенном колорите. Любимая изображена как предмет

восторга и поклонения , как высокий идеал.

И чтобы в этом убедиться, я предлагаю провести исследование текстов по

группам. Вы будете анализировать разные стихотворения по вопросам ,

которые представлены в ваших сопроводительных картах, а выводы

записывать в «Райтинг ученика».(Приложение №2)

4.Исследовательская работа.

(Работа в группах )

1 группа . « Как здесь хорошо и приятно…»

Вопросы:

- Какую роль играют детали и образы в этом стихотворении?

- Каким мы видим лирического героя?

- Что пишет поэт о смысле и ценности человеческих чувств и стремлений?

2 группа. « Не ветер , вея с высоты…».

Вопросы:

- С чем сравнивает А.К. Толстой свою любовь?

-Каково внутреннее состояние лирического героя?

- Какие художественные средства использует автор для раскрытия чувств

лирического героя?

3 группа.» Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…».

Вопросы:

- Как отразилось в стихотворении понятие любви?

- Докажите , что поэт считает природу . любовь и искусство проявлениями

идеальной красоты мира?

- Какой смысл приобретает в его стихотворении выражение « любить могу

лишь на просторе», « глагола творческая сила» , « любим мы любовью

раздробленной» ?

4 группа. « Прозрачных облаков спокойное движенье».

Вопросы:

- Какова идея стихотворения?

- Какими языковыми средствами выражаются чувства лирического героя?

- В чём заключается философское значение последнего вопросительного

предложения?

5.

Выступление групп : выразительное чтение стихотворения и его анализ.

Вывод записывают все учащиеся в «Райтинг ученика».

Учитель:

- Что объединяет эти стихи ?

(Ответы учащихся )

Учитель:

- А.К. Толстой ещё в пятнадцать лет сказал: « Я верю в чистую любовь». И эту

веру он сохранил на всю свою жизнь . В его любовных лирических

миниатюрах можно увидеть и неизбывную грусть , и глубокую человечность

, и окрылённость чувства . А образ любимой всегда возвышенный и чистый .

Всё это делает лирику поэта значимым явлением нашей национальной

культуры.

- А что такое любовь?

(Ответы учащихся )

Учитель:

- А сейчас я попрошу вас взять в руки чистые листы бумаги , закрыть глаза и

внимательно слушать меня. Надо будет выполнить определённые действия

с бумагой. Ваша задача – точно следовать инструкции. Итак ,

- согните лист пополам,

- ещё раз пополам,

- оторвите верхний правый угол,

- оторвите нижний правый угол.

- Откройте глаза и посмотрите, что у вас получилось. Скорее всего, узоры у

всех различны. Безусловно, найдутся похожие «творения», но одинаковых

вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково. Мы все очень

разные , разные характеры, разные взгляды на жизнь. Фигуры, сделанные

вами, не похожи друг на друга.

И ,отвечая на вопрос : что такое любовь?, вы ответили по-разному. Для кого-

то любовь- это страсть, для кого-то сладостная мука, а для кого-то-

это желание видеть любимого человека счастливым.

- А что значит любовь для А.К. Толстого? На этот вопрос вам предстоит

ответить письменно к следующему уроку.

5. Домашнее задание.

Миниатюра «Что значит любовь для А.К. Толстого?»

Используемая литература:

1.Захарова В.Д. Вслед за Алексеем Константиновичем Толстым . В поисках

истины. Брянск, 2013.

2. Кузнецов В. Алексей Константинович Толстой : «Средь шумного бала…».

3. А.К.Толстой. Стихотворения. Изд. «Художественная литература».М.1967

При подготовке к уроку были использованы информационные ресурсы

интернета

Приложение №1

Презентация

Презентация1.pptx

Приложение №2

Райтинг ученика(цы) 10 «Б» класса

по теме « Своеобразие любовной лирики А.К. Толстого»

Группа №1 « Как здесь хорошо и

приятно…»

Группа №2 « Не ветер , вея с

высоты…»

Группа №3 « Слеза дрожит в твоём

ревнивом взоре…»

Группа №4 « Прозрачных облаков

спокойное движенье»



В раздел образования