Напоминание

Здоровьесберегающии технологии на уроках в начальных классах


Автор: Куликова Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Тамбовская область,Пичаевский район, с. Пичаево
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающии технологии на уроках в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесберегающии технологии на уроках в начальных классах

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

А.В.Сухомлинский

Проблема

сохранения

и

развития

здоровья

детей

в

последнее

время

приобрела статус приоритетного направления. Стандарт второго

поколения

обеспечивает

формирование

знаний,

установок,

ориентиров

и

норм

поведения,

обеспечивающих

сохранение,

укрепление

здоровья,

заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных

факторов риска здоровья.

Современная школа должна не только обеспечить качественное усвоение

учащимися базовых знаний, но и организовать непрерывность образования,

подготовить

выпускников

к

успешной

жизни

в

социуме

и

к

профессиональной

деятельности;

сформировать

личность,

для

которой

основной

ценностью

будет

здоровье

-

нравственное,

физическое,

психическое.

Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и

целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы,

что

связано

с

кардинальными

изменениями

в

привычном

укладе

жизни

р е бе н ка ,

о с в о е н и е м

и м

н о в о й

с о ц и а л ь н о й

р ол и

« у ч е н и к » .

Младший

школьный

возраст

характеризуется

ростом

физической

выносливости,

работоспособности,

но

этот

рост

весьма

относительный,

потому

что

для

этого

возраста

нормальна

повышенная

утомляемость,

эмоциональная чувствительность и ранимость.

Здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник

радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, иметь

знания

о

гигиене

и

первой

медицинской

помощи,

не

вредить

своему

организму. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте,

слабой успеваемости, плохого настроения. Не случайно на вопрос о том, что

является более ценным для человека - богатство или слава, один из древних

философов

ответил,

что

ни

богатство,

ни

слава

не

делают

человека

счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля.

При поступлении детей в первый класс, каждый учитель начальных

классов

обязательно

проводят

мониторинг

состояния

здоровья

первоклассников. Эти

сведения

важны

для

каждого

учителя,

т.к.

он

выстраивает индивидуальную траекторию работы с учеником, предъявляет

т р е б о в а н и я ,

а д е к в а т н ы е

с о с т о я н и ю

з д о р о в ь я

р е б е н к а .

По

словам

профе ссора

Н . К . С м и р н о в а,

«Здоровьесберегающие

образовательные

технологии –

это

системный

подход

к

обучению

и

воспитанию,

построенный

на

стремлении

педагога

не

нанести

ущерб

здоровью учащихся».

Уже

многие

годы

работаю

над

проблемой

сохранения

здоровья

школьников. Большое значение в этой работе имеет организация урока.

Строю свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая

время

для

каждого

задания,

чередуя

виды

работ

во

избежание

развития

усталости у детей.

Организуя учебный процесс в классе, использую следующие приемы:

«Режим

динамических

поз»

-

«сидя»

-

« с тоя » ,

использование конторок и массажных ковриков;

«Режим зрительных горизонтов» - максимальное удаление

от

глаз

ребенка

учебного

материала;

размер

предъявляемого

дидактического материала - 1-3 см на пределе зрительного различия,

чередуя с занятиями на близких дистанциях (работа с учебником ,

письмо и др);

Подвижно сть

дидактиче ского

материала

( в р е м я

демонстрации наглядного материала - движение по классу учителя),

использование подвешенного дидактического материала;

Использование

бумажных

о ф т о л ь м о т р е н а ж е р о в

(

дидактический

материал

в

цвете:

пирамидки,

коврики,

тарелки,

геометрический коврик и т. д.), подобранных по теме и развешенных по

периметру классу, использование разного рода траекторий, по которым

дети бегают глазами (овал , восьмерка, волна, зигзаг, спираль);

Использование физкультминуток.

Физкультминутки

могут

проводиться

в

форме

общеразвивающих

упражнений,

подвижной

игры,

дидактической

игры

с

движением,

танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворений.

Физкультминутка на уроке поможет отдохнуть голове, пальцам, спине.

Использование

упражнений

по

расширению

пространственной

активности

зрительного

анализатора

способствует

повышению

функциональных

резервов

зрения

у

детей.

Все

эти

приемы

ненавязчиво

вкрапливаются в структуру урока, не нарушая его содержания.

Комплексное

и

системное

применение

здоровьесберегающих

технологий

приводит к положительным результатам:

сохранение зрения детей;

сохранение и коррекция осанки;

гармоничное развитие и телесная пластичность детей;

развитие кистевой и мелкой моторики;

предупреждение

переутомления

и,

как

следствие,

повышение работоспособности учащихся, как на уроке, так и в течении

дня;

развитие психических качеств личности ребенка (памяти,

внимания , мышления);

повышения качества обучения.

Каждый урок для меня - это новые формы, методы работы с

детьми, интересные способы педагогического подхода к предлагаемому

материалу,

это

урок,

созданный

самими

детьми.

Деятельность

учащихся является дидактической основой

урока. Они не просто

молчаливые исполнители, а творцы и созидатели, которые наблюдают,

сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, получают

результаты и при этом здоровы и жизнерадостны.

Та к и м

о б р а з о м ,

п р а в и л ь н о

п од о б р а н н ы е

с р е д с т в а

здоровьесберегающего

обучения

позволяют

не

только

повысить

познавательную активность детей, но и способствуют формированию

потребности в здоровом образе жизни обучающих.



В раздел образования