Автор: Куликова Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Тамбовская область,Пичаевский район, с. Пичаево
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающии технологии на уроках в начальных классах
Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающии технологии на уроках в начальных классах
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
А.В.Сухомлинский
Проблема
сохранения
и
развития
здоровья
детей
в
последнее
время
приобрела статус приоритетного направления. Стандарт второго
поколения
обеспечивает
формирование
знаний,
установок,
ориентиров
и
норм
поведения,
обеспечивающих
сохранение,
укрепление
здоровья,
заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных
факторов риска здоровья.
Современная школа должна не только обеспечить качественное усвоение
учащимися базовых знаний, но и организовать непрерывность образования,
подготовить
выпускников
к
успешной
жизни
в
социуме
и
к
профессиональной
деятельности;
сформировать
личность,
для
которой
основной
ценностью
будет
здоровье
-
нравственное,
физическое,
психическое.
Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и
целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы,
что
связано
с
кардинальными
изменениями
в
привычном
укладе
жизни
р е бе н ка ,
о с в о е н и е м
и м
н о в о й
с о ц и а л ь н о й
р ол и
« у ч е н и к » .
Младший
школьный
возраст
характеризуется
ростом
физической
выносливости,
работоспособности,
но
этот
рост
весьма
относительный,
потому
что
для
этого
возраста
нормальна
повышенная
утомляемость,
эмоциональная чувствительность и ранимость.
Здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник
радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, иметь
знания
о
гигиене
и
первой
медицинской
помощи,
не
вредить
своему
организму. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте,
слабой успеваемости, плохого настроения. Не случайно на вопрос о том, что
является более ценным для человека - богатство или слава, один из древних
философов
ответил,
что
ни
богатство,
ни
слава
не
делают
человека
счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля.
При поступлении детей в первый класс, каждый учитель начальных
классов
обязательно
проводят
мониторинг
состояния
здоровья
первоклассников. Эти
сведения
важны
для
каждого
учителя,
т.к.
он
выстраивает индивидуальную траекторию работы с учеником, предъявляет
т р е б о в а н и я ,
а д е к в а т н ы е
с о с т о я н и ю
з д о р о в ь я
р е б е н к а .
По
словам
профе ссора
Н . К . С м и р н о в а,
«Здоровьесберегающие
образовательные
технологии –
это
системный
подход
к
обучению
и
воспитанию,
построенный
на
стремлении
педагога
не
нанести
ущерб
здоровью учащихся».
Уже
многие
годы
работаю
над
проблемой
сохранения
здоровья
школьников. Большое значение в этой работе имеет организация урока.
Строю свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая
время
для
каждого
задания,
чередуя
виды
работ
во
избежание
развития
усталости у детей.
Организуя учебный процесс в классе, использую следующие приемы:
«Режим
динамических
поз»
-
«сидя»
-
« с тоя » ,
использование конторок и массажных ковриков;
«Режим зрительных горизонтов» - максимальное удаление
от
глаз
ребенка
учебного
материала;
размер
предъявляемого
дидактического материала - 1-3 см на пределе зрительного различия,
чередуя с занятиями на близких дистанциях (работа с учебником ,
письмо и др);
Подвижно сть
дидактиче ского
материала
( в р е м я
демонстрации наглядного материала - движение по классу учителя),
использование подвешенного дидактического материала;
Использование
бумажных
о ф т о л ь м о т р е н а ж е р о в
(
дидактический
материал
в
цвете:
пирамидки,
коврики,
тарелки,
геометрический коврик и т. д.), подобранных по теме и развешенных по
периметру классу, использование разного рода траекторий, по которым
дети бегают глазами (овал , восьмерка, волна, зигзаг, спираль);
Использование физкультминуток.
Физкультминутки
могут
проводиться
в
форме
общеразвивающих
упражнений,
подвижной
игры,
дидактической
игры
с
движением,
танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворений.
Физкультминутка на уроке поможет отдохнуть голове, пальцам, спине.
Использование
упражнений
по
расширению
пространственной
активности
зрительного
анализатора
способствует
повышению
функциональных
резервов
зрения
у
детей.
Все
эти
приемы
ненавязчиво
вкрапливаются в структуру урока, не нарушая его содержания.
Комплексное
и
системное
применение
здоровьесберегающих
технологий
приводит к положительным результатам:
сохранение зрения детей;
сохранение и коррекция осанки;
гармоничное развитие и телесная пластичность детей;
развитие кистевой и мелкой моторики;
предупреждение
переутомления
и,
как
следствие,
повышение работоспособности учащихся, как на уроке, так и в течении
дня;
развитие психических качеств личности ребенка (памяти,
внимания , мышления);
повышения качества обучения.
Каждый урок для меня - это новые формы, методы работы с
детьми, интересные способы педагогического подхода к предлагаемому
материалу,
это
урок,
созданный
самими
детьми.
Деятельность
учащихся является дидактической основой
урока. Они не просто
молчаливые исполнители, а творцы и созидатели, которые наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, получают
результаты и при этом здоровы и жизнерадостны.
Та к и м
о б р а з о м ,
п р а в и л ь н о
п од о б р а н н ы е
с р е д с т в а
здоровьесберегающего
обучения
позволяют
не
только
повысить
познавательную активность детей, но и способствуют формированию
потребности в здоровом образе жизни обучающих.