Автор: Кондратьева Инесса Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №43
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок опережающего обучения по русскому языку в первом классе на тему: "Буквы ы,и после ц".
Раздел: начальное образование
Урок опережающего обучения по русскому языку в первом классе.
Разработала Кондратьева Инесса Сергеевна учитель начальных классов
город Воронеж, МБОУ СОШ №43
Тема: Буквы Ы, И после Ц
Задачи: 1. Открыть правило правописания гласных ы, и после ц.
2. Закрепить этот вывод на примерах при чтении и письме.
3. Развивать логику мышления, речь, мелкую моторику.
Оборудование:1. Конверты №1, №2 с элементами букв (15 наборов)
2. Карточки для чтения (15 наборов)
3. Карточки Ы-И для обратной связи (23 шт.)
4. Демонстрационные карточки и правило –вывод.
5. Графика, Фонетика, звуковые фишки.
Ход урока.
1.
Оргмомент.
Начинаем урок обучения грамоте и сразу попадаем во владения Фонетики и Графики.(Это феи
царства русского языка). Они готовы повести нас к новым тайнам нашего родного языка.
Готовы ли дети? Проверим.
2.
Введение.
В руках у Графики конверт, из которого выглядывает буква. Какая это буква? О ней стихи-
подсказки.
Ученик: Эта буковка-цеплялка
С хитрой цепкой лапою
Подходи, кому не жалко.
Мигом оцарапаю. (Дети отгадали букву, учитель достал карточку из конверта.)
Ученик: Вот какая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок-царапка
Как кошачья лапка.
Фонетика просит подарить букве Ц её звуковую фишку.( Выставлены 4 фишки согласных
звуков. Дети выбирают твёрдый глухой согласный звук)
Этим заданием получен пропуск к чтению. А теперь надо получить пропуск к письму.
Работа в парах. На партах два конверта №1 и №4. Необходимо собрать письменные строчную
и заглавную буквы Ц ц. После выполнения сверка с буквами на экране.
3.Работа в тетрадях.
Открывая тетради, произнесём волшебные слова:
Пишу красиво, чисто, аккуратно,
грамотно
.
Отметим на полях настроение, погоду и запишем число.
На экране – слоги
цы, ци
Учитель показывает на доске запись этих слогов. Дети прописывают
одну строчку в тетрадях.
4.Актуализация знаний.
Прочитаем записанные слоги и послушаем: есть ли разница при чтении? (Читаются
одинаково)
Убедимся в этом ещё раз, прочитав слова
: цирк, цыпочки, медицина, зайцы.
Читать мы уже умеем, читать проще, когда все буквы на месте. А как быть при письме? Какие
буквы надо написать в словах:
ц…фры, ц…ганка, милиц…я, бойц…?
Это секрет русского языка. Мы должны его сегодня разгадать. Хотите? Тогда в путь!
Физкультминутка.
5. Изучение темы.
1.Зрительный диктант.(Запись по правилам, после запоминания)
Скворцы, синицы, лисицы
Чем похожи все слова? Где стоит в них слог
цы?
Можно ли утверждать, что всегда так? Поищем подтверждения в задании от Графики.
На экране набор слов
: молодцы, умницы, борцы, лестницы, львицы, тигрицы,
ящерицы, больницы, лужицы, труженицы, огурцы, перцы, творцы, ученицы,
модницы, ножницы, рукавицы, морозцы, удальцы, мудрецы, концы,
пальцы,танцы.
Таких слов много в русском языке? Может кто-то продолжит этот список?
А какое открытие мы нашли в этих словах относительно сочетания
цы
?
На доске открывается запись:
1.
………цы.
А для подтверждения вывода запишем несколько интересных слов, которые предлагает
Фонетика. Вот они. [л’в’и ц ы], [ й’а щ’э р’и ц ы], [а г у р ц ы ]. Дети объясняют, чем
интересны слова и комментируют их запись.
2. А теперь второй секрет. Он записан в специальной телеграмме, свёрнутой в рулон.
Открываем постепенно , читаем и записываем слова.
Цыган, цыпочки, цыц, цыплёнок
Где стоит слог
цы
в словах? Как он написан? Таких слов в нашем языке и есть столько. Их
надо запомнить .Для этого есть предложение.( Поворачиваю телеграмму с другой стороны,
читаем хором)
Цыган стал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Это открытие? Значит можно открывать следующий пункт. Открываю.
2.
Цы
…..
Цыган, цыпочки, цыц, цыплёнок
.
Физкульминутка.
А теперь я провожу линию границы ( подчёркиваю записи), потому что все остальные слова с
ци
пишутся с
и
. Это третий секрет. Вы о нём можете прочитать дома в Букварёнке на странице
32.
Теперь же вернёмся к словам с вопросами
: ц…фры, ц…ганка, милиц…я, бойц… .
У вас карточки с буквами
ы – и .
Покажите букву для слова
ц…фры
. Почему? Запись этого
слова и далее остальных с комментированием в две строки с гласной
ы
и с гласной
и.
Если позволит время, то можно продолжить ряды слов.
6. Итог урока.
Рыдают буквы в каждой строчке:
От наших слов одни кусочки
У всех у них один конец
И, как назло, он взял – исчез.
Но, если вы его найдёте,
То сразу все слова прочтёте.
Паль……, тан……, птен……, ножни……, молод…… .
А кто молодцы, записано здесь.
Наши дети – молодцы!
Запись предложения в тетрадь самостоятельно и самооценка в виде цветочка на
полях тетради.