Автор: Царьков Андрей Григорьевич
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ сош №10
Населённый пункт: Ногинск Богородский городской округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Итоговая практико - значимая работа.
Раздел: среднее образование
ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»
Кафедра методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла.
Итоговая практико-значимая работа
участника проблемно-тематического семинара
«Реализация требований ФГОС ООО на уроках музыки/изобразительного
искусства в 5-7 классах общеобразовательных организаций»
Царькова Андрея Григорьевича, учителя музыки
Сценарные планы уроков музыки в 5-7 классах.
Руководитель курсов- Г.П. Сергеева, к.п.н., доцент кафедры
Москва 2014
Содержание
1. Актуальность, цель, задачи итоговой работы.
2. Сценарные планы уроков музыки в 5-7 классах с использованием УУД,
планируемых результатов, художественно-педагогической идеи.
3. Заключение.
4. Список используемой литературы.
Актуальность итоговой практико-значимой работы вытекает из основного
положения Федерального государственного образовательного стандарта, который
указывает на необходимость освоения его базовых категорий и понятий,
составляющих «фундаментальное ядро содержания образования». В него
включены: базовые национальные ценности, культура народов Европы, России,
элементы научного знания.
Цель:
Разработка и составление сценарных планов уроков музыки в соответствии с ФГОС
направлены на освоение учащимися в основной школе с позиций содержания
общего музыкального образования и воспитания, базирующегося на изучении
фольклора, шедевров русской, мировой классики и современной музыки.
Задачи:
-Постижение интонациональной природы музыки, (образ, жанр, стиль, язык).
-УДД-«универсальные учебные действия» как метод саморазвития,
самосовершенствования.
- Использование информационно-коммуникационных технологий.
-Учебно-методический комплект, УМК, его использование учащимися и учителями
для развития музыкальной культуры.
-Применение широкого спектра музыкально-практической деятельности.
-Достижение планируемых результатов.
Сценарный план урока в 5 классе
Тема. Последовательность
изучения музыкального
материала урока
1. Виды музыкально-практической деятельности.
2.Универсальные учебные действия, УУД
3. Планируемые результаты
Австрийская музыка XVIII века
Гайдн, Моцарт, Классицизм.
Художественно-педагогическая
идея: «Разум-мера всех вещей,
рациональное и возвышенное»
Гайдн-Симфония №1
Моцарт-Симфония «Линцская»
Цель урока: знакомство с
классицизмом через
симфоническое творчество
Гайдна и Моцарта
Задачи: осмыслить на муз.
материале образную, жанровую
основу сочинений, творческие
идеалы композиторов,
разобрать структуру симфоний,
ее строение, форму.
1. Виды музыкально-практической деятельности:
Гуманитарная деятельность, диагностика развития уровня муз. культуры, технология развития воображения с
восприимчивостью, ассоциативно-образного мышления, творчески-поисковая деятельность, информационно-
коммуникационные технологии.
2. УУД:
Личностные: индивидуальный творческий поиск. Ощущение гармонии красоты, чувства прекрасного.
Познавательные: знакомство со стилем, эпохой, жанром, структурой, терминологией.
Коммуникативные: поиск художественного воплощения индивидуальных, национальных, стилистических
особенностей произведений.
Регулятивные: осмысление цели, задачи путем творческого воображения, интуиции.
3. Планируемые результаты
Личностные: -развитие муз.-эстетического чувства во всем многообразии ее стилей, форм, жанров.
-Совершенствование художественного вкуса, подлинно-художественных, эстетических предпочтений,
европейских муз. ценностей и традиций, высоких устойчивых идеалов.
Метапредметные: -умение самостоятельно ставить новые учебные задачи, планировать пути достижения целей,
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение анализировать собственную учебную деятельность, вносить необходимые коррективы;
-владение самоконтролем, умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, размышоять,
рассуждать, делать выводы.
-смысловое прочтение текстов различных стилей и жанров.
Предметные результаты: -развитие основ муз. культуры учащихся, общих муз. способностей, образного
мышления, творческого воображения;
-развитие эстетических идеалов, способность проникновения в смысл муз. материи.
-воспитание эстетического отношения к миру, развитие творческих способностей, муз.-эстетического вкуса.
-расширение муз. и общего культурного кругозора.
Сценарный план урока в 6
классе
Тема. Последовательность
изучения музыкального
материала урока
1. Виды музыкально-практической деятельности.
2.Универсальные учебные действия, УУД
3. Планируемые результаты
Барокко в музыке.
И.С. Бах-Сюита №2
Ф. Куперен-Соната «Султанша»
Ф. Джеминиани- «Кончерто
гроссо»
Художественно-педагогическая
идея: «Галантная музыка малых
форм»
Цель урока: знакомство со
стилем барокко, его
характерными особенностями.
Средствами музыкальной
выразительности.
Задачи: Выявить национально-
композиторские стилевые
особенности барокко,
подобрать репродукции
живописи, скульптуре,
архитектуре.
1. Виды музыкально-практической деятельности:
Гуманитарная деятельность, диагностика уровня развития муз. культуры, развитие воображения с
восприимчивостью, ассоциативно-образного мышления, информационно-коммуникационные технологии.
2. Универсальные учебные действия, УУД:
Личностные: творческий поиск, сравнение муз. национальных стилей, культур, композиторских методов,
способов муз. изложения, жанровых особенностей..
Познавательные: знакомство с муз. культурой стран Европы, размышление о музыке, анализ, подбор худ.
репродукций, иллюстраций, литературных произведений, кинофильмов, ис-ва архитектуры, скульптуры.
Коммуникативные: обсуждение знакомого литературного произведения в театральной постановке, обсуждение,
сопоставление иллюстраций живописи, скульптуры, архитектуры, их авторов с музыкой барокко в пространстве
и времени.
Регулятивные: интонационально-образный анализ, жанрово-стилевой, особенности национального
культурного стиля муз. произведений, индивидуальный стиль.
3. Планируемые результаты
Личностные: -формирование целостного представления о поликультурной картине музыкального мира.
-развитие муз.-эстетического чувства
-совершенствование художественного, эстетического вкуса
-формирование высоких критериев, идеалов
-овладение умениями и навыками в творческой работе
-развитие музыкальных способностей, фантазии, воображения, ассоциативности мышления, мировоззрения,
национального мирочувствия.
-приобретение навыков самостоятельной и коллективной музыкально-творческой работе.
Метапредметные: -способность самостоятельно ставить новые учебные задачи, планировать пути достижения
целей, выбирать способы решения учебных и познавательных задач;
-умение анализировать собственную деятельность, проявляя самоконтроль, самооценку
-умение определять понятия, систематизировать, обобщать, различать, устанавливать аналогии.
-смысловое «видение» и «слышание» различных композиторских замыслов, национальных и временных
стилевых особенностей, устанавливать причинно-следственные связи
-индивидуальное общение и погружение в образную сферу искусства, стремление к самовыражению своих
взглядов, и умение слушать других собеседников.
Предметные результаты: -формирование основ муз. культуры учащихся, восприятие муз. произведений,
событий в мире музыки
-понимание интонационно-образной сферы, средств музыкальной выразительности, обусловленности муз. стиля
и эпохи.
-рассуждение о искусстве в целом и специфических особенностях отдельных видах искусства
-знание, владение, использование специальной терминологии
-постижение музыкальных, культурных традиций разных народов мира
-воспитание эстетического отношения к миру
-расширение муз. кругозора, вкуса
-проявлять яркость, своеобразие, одухотворенность, выражать сверх идею муз. воплощения, используя
ассоциативность, пространственность, философию.
Сценарный план урока в 7 классе
Тема. Последовательность
изучения музыкального
материала урока
1. Виды музыкально-практической деятельности.
2.Универсальные учебные действия, УУД
3. Планируемые результаты
Романтизм в музыке XIX века
Музыка и мистика
Ц. Франк-симфония d-moll
Художественно-педагогическая
идея: «Человек. Земля.
Вселенная»
Цель урока: написать
философское эссе в контексте
авторского замысла, идейно-
художественного содержания.
Задачи: раскрыть содержание
муз. произведения,
использовать знания новой
терминологии. Определить
стиль композитора, отличие от
его современников-романтиков.
Духовные ценности людей XXI и
XIX века
1. Виды музыкально-практической деятельности:
Гуманитарная деятельность, технология развития процессов восприятия, воображения с восприимчивостью,
образно-ассоциативного мышления, информационно-коммуникационные технологии, творчески-поисковая
деятельность,.
2. Универсальные учебные действия:
Личностные: индивидуальное прослушивание и осмысление композиторского замысла, его религиозно-
философского взгляда на мир, рассуждения, как продолжение звучания музыкальной материи.
Стремление к постижению духа музыки, ее духовно-нравственного, возвышенного и благородного начала.
Формирование высоких мировоззренческих, философско-эстетических идеалов
Познавательные: знакомство с творчеством композитора, его биографией; трансцендентальность, космизм,
космополитизм в музыке. Познание духовных основ, философско-эстетических взглядов композиторов-
романтиков XIX века. Отличие и взаимосвязь времен, эпох, столетий.
.Коммуникативные: обсуждение вопроса: Что хотел сказать композитор? За счет чего происходит гармония
внутреннего и окружающего мира человека?
Регулятивные: осмысление цели, философской направленности, свободное, искреннее самовыражение,
самостоятельно выбранный план написания философского эссе, структура и содержание творческой работы,
сопоставление взглядов композитора, учащегося, современного общества.
3. Планируемые результаты
Личностные: -стремление к постижению духа муз. произведения, его духовно-нравственного, религиозно-
возвышенного, благородного начала
-раскрытие характера эмоций и идей в произведении
-формирование высоких мировоззренческих, философско-эстетических идеалов
-развитие муз.-эстетического чувства, заинтересованного отношения к шедеврам мировой муз. культуры.
-стремление «объять необъятное», желание слиться с беспредельным, осмыслить роль человека на земле, его
предназначение, смысл жизни.
Метапредметные: -проявление внутренней свободы, самостоятельности, творческой инициативы
-оценивание современной культурной и муз. жизни общества и видение своего предназначения в ней
-размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнтю и другими видами искусства
-использование разных источников информации
-определение целей, задач собственной муз. деятельности, способы, средства их осуществления
-аргументация точки зрения в отношении муз. произведения, эпохи романтизма и современности.
Предметные результаты: -общее представление о роли муз. искусства в жизни общества и каждого человека
-осознанное восприятие муз. произведений и различных событий в мире музыки
-понимание интонационно-образной природы муз. искусства, устойчивый интерес к классике
-рассуждение о музыкальной философии, стилях, жанрах, эпохах
-постижение классических шедевров муз. искусства, их взаимосвязь с жизнью
-понимание и сопереживание отличия и тождества национальных и общечеловеческих ценностей муз. искусства
разных народов мира
-расширение муз.-творческой деятельности посредством ИКТ.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от
29.12.2012)- М.,2013
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования- М: Просвещение 2012
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В. Козлова,
А.М. Кондакова- М: Просвещение, 2012
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
Основная школа- М: Просвещение 2012
6. Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы- М:
Просвещение, 2011
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия
к мысли. Система заданий под ред. А.Г. Асмолова- М: Просвещение, 2012
Заключение
При прохождении занятий на семинарах на тему: «Реализация требований
ФГОС ООО на уроках музыки в 5-7 классах» были изучены теоретические вопросы,
проблемы, методы и способы их решений, приобретены практические навыки в
реализации основного положения Федерального государственного образовательного
стандарта, освоение его базовых категорий и понятий, которые составляют
«фундаментальное ядро содержания образования». В него включены: базовые
национальные ценности, обеспечивающие духовное и музыкальное развитие в
современном мире; основные элементы научного знания методологического,
системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства,
ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы; универсальные учебные действия,
УУД, широкий спектр музыкально-практической деятельности учащихся,
планируемые результаты, УМК-учебно-методические комплекты по предмету
«Музыка» разных авторских коллективов, способствующие раскрытию у учащихся
художественной картины мира в музыкальных образах разных времен, народов,
эпох, стилей, жанров.
Мы живем не в замкнутых, не в классовых культурах. Огромное количество
самой разнообразной музыки распространено среди самых различных слоев
общества.
Музыка будет благом цивилизации лишь в том случае, если будет нужна этому
обществу, этой культуре, иначе говоря, если она будет испытана в условиях
культуры. Культура не в том, чтобы все познать, множить опыт, который может
пройти бесследно, как в спорте или игре, культура в том, чтобы пройти через опыт и
выйти из него хотя бы немного, но обновленным.
Чтобы музыкальная деятельность в любом аспекте получила значение
культуры, нужно чтобы музыка была нацелена на опыт, внутреннее духовное
движение. Именно здесь скрыта ответственность каждого, кто отдается этой
деятельности , принимая во внимание сам акт, который может сделаться ничтожным,
недостойным, или, наоборот, приобрести значительность.