Напоминание

Итоговая практико - значимая работа.


Автор: Царьков Андрей Григорьевич
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ сош №10
Населённый пункт: Ногинск Богородский городской округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Итоговая практико - значимая работа.
Раздел: среднее образование





Назад




ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»

Кафедра методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла.

Итоговая практико-значимая работа

участника проблемно-тематического семинара

«Реализация требований ФГОС ООО на уроках музыки/изобразительного

искусства в 5-7 классах общеобразовательных организаций»

Царькова Андрея Григорьевича, учителя музыки

Сценарные планы уроков музыки в 5-7 классах.

Руководитель курсов- Г.П. Сергеева, к.п.н., доцент кафедры

Москва 2014

Содержание

1. Актуальность, цель, задачи итоговой работы.

2. Сценарные планы уроков музыки в 5-7 классах с использованием УУД,

планируемых результатов, художественно-педагогической идеи.

3. Заключение.

4. Список используемой литературы.

Актуальность итоговой практико-значимой работы вытекает из основного

положения Федерального государственного образовательного стандарта, который

указывает на необходимость освоения его базовых категорий и понятий,

составляющих «фундаментальное ядро содержания образования». В него

включены: базовые национальные ценности, культура народов Европы, России,

элементы научного знания.

Цель:

Разработка и составление сценарных планов уроков музыки в соответствии с ФГОС

направлены на освоение учащимися в основной школе с позиций содержания

общего музыкального образования и воспитания, базирующегося на изучении

фольклора, шедевров русской, мировой классики и современной музыки.

Задачи:

-Постижение интонациональной природы музыки, (образ, жанр, стиль, язык).

-УДД-«универсальные учебные действия» как метод саморазвития,

самосовершенствования.

- Использование информационно-коммуникационных технологий.

-Учебно-методический комплект, УМК, его использование учащимися и учителями

для развития музыкальной культуры.

-Применение широкого спектра музыкально-практической деятельности.

-Достижение планируемых результатов.

Сценарный план урока в 5 классе

Тема. Последовательность

изучения музыкального

материала урока

1. Виды музыкально-практической деятельности.

2.Универсальные учебные действия, УУД

3. Планируемые результаты

Австрийская музыка XVIII века

Гайдн, Моцарт, Классицизм.

Художественно-педагогическая

идея: «Разум-мера всех вещей,

рациональное и возвышенное»

Гайдн-Симфония №1

Моцарт-Симфония «Линцская»

Цель урока: знакомство с

классицизмом через

симфоническое творчество

Гайдна и Моцарта

Задачи: осмыслить на муз.

материале образную, жанровую

основу сочинений, творческие

идеалы композиторов,

разобрать структуру симфоний,

ее строение, форму.

1. Виды музыкально-практической деятельности:

Гуманитарная деятельность, диагностика развития уровня муз. культуры, технология развития воображения с

восприимчивостью, ассоциативно-образного мышления, творчески-поисковая деятельность, информационно-

коммуникационные технологии.

2. УУД:

Личностные: индивидуальный творческий поиск. Ощущение гармонии красоты, чувства прекрасного.

Познавательные: знакомство со стилем, эпохой, жанром, структурой, терминологией.

Коммуникативные: поиск художественного воплощения индивидуальных, национальных, стилистических

особенностей произведений.

Регулятивные: осмысление цели, задачи путем творческого воображения, интуиции.

3. Планируемые результаты

Личностные: -развитие муз.-эстетического чувства во всем многообразии ее стилей, форм, жанров.

-Совершенствование художественного вкуса, подлинно-художественных, эстетических предпочтений,

европейских муз. ценностей и традиций, высоких устойчивых идеалов.

Метапредметные: -умение самостоятельно ставить новые учебные задачи, планировать пути достижения целей,

выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение анализировать собственную учебную деятельность, вносить необходимые коррективы;

-владение самоконтролем, умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, размышоять,

рассуждать, делать выводы.

-смысловое прочтение текстов различных стилей и жанров.

Предметные результаты: -развитие основ муз. культуры учащихся, общих муз. способностей, образного

мышления, творческого воображения;

-развитие эстетических идеалов, способность проникновения в смысл муз. материи.

-воспитание эстетического отношения к миру, развитие творческих способностей, муз.-эстетического вкуса.

-расширение муз. и общего культурного кругозора.

Сценарный план урока в 6

классе

Тема. Последовательность

изучения музыкального

материала урока

1. Виды музыкально-практической деятельности.

2.Универсальные учебные действия, УУД

3. Планируемые результаты

Барокко в музыке.

И.С. Бах-Сюита №2

Ф. Куперен-Соната «Султанша»

Ф. Джеминиани- «Кончерто

гроссо»

Художественно-педагогическая

идея: «Галантная музыка малых

форм»

Цель урока: знакомство со

стилем барокко, его

характерными особенностями.

Средствами музыкальной

выразительности.

Задачи: Выявить национально-

композиторские стилевые

особенности барокко,

подобрать репродукции

живописи, скульптуре,

архитектуре.

1. Виды музыкально-практической деятельности:

Гуманитарная деятельность, диагностика уровня развития муз. культуры, развитие воображения с

восприимчивостью, ассоциативно-образного мышления, информационно-коммуникационные технологии.

2. Универсальные учебные действия, УУД:

Личностные: творческий поиск, сравнение муз. национальных стилей, культур, композиторских методов,

способов муз. изложения, жанровых особенностей..

Познавательные: знакомство с муз. культурой стран Европы, размышление о музыке, анализ, подбор худ.

репродукций, иллюстраций, литературных произведений, кинофильмов, ис-ва архитектуры, скульптуры.

Коммуникативные: обсуждение знакомого литературного произведения в театральной постановке, обсуждение,

сопоставление иллюстраций живописи, скульптуры, архитектуры, их авторов с музыкой барокко в пространстве

и времени.

Регулятивные: интонационально-образный анализ, жанрово-стилевой, особенности национального

культурного стиля муз. произведений, индивидуальный стиль.

3. Планируемые результаты

Личностные: -формирование целостного представления о поликультурной картине музыкального мира.

-развитие муз.-эстетического чувства

-совершенствование художественного, эстетического вкуса

-формирование высоких критериев, идеалов

-овладение умениями и навыками в творческой работе

-развитие музыкальных способностей, фантазии, воображения, ассоциативности мышления, мировоззрения,

национального мирочувствия.

-приобретение навыков самостоятельной и коллективной музыкально-творческой работе.

Метапредметные: -способность самостоятельно ставить новые учебные задачи, планировать пути достижения

целей, выбирать способы решения учебных и познавательных задач;

-умение анализировать собственную деятельность, проявляя самоконтроль, самооценку

-умение определять понятия, систематизировать, обобщать, различать, устанавливать аналогии.

-смысловое «видение» и «слышание» различных композиторских замыслов, национальных и временных

стилевых особенностей, устанавливать причинно-следственные связи

-индивидуальное общение и погружение в образную сферу искусства, стремление к самовыражению своих

взглядов, и умение слушать других собеседников.

Предметные результаты: -формирование основ муз. культуры учащихся, восприятие муз. произведений,

событий в мире музыки

-понимание интонационно-образной сферы, средств музыкальной выразительности, обусловленности муз. стиля

и эпохи.

-рассуждение о искусстве в целом и специфических особенностях отдельных видах искусства

-знание, владение, использование специальной терминологии

-постижение музыкальных, культурных традиций разных народов мира

-воспитание эстетического отношения к миру

-расширение муз. кругозора, вкуса

-проявлять яркость, своеобразие, одухотворенность, выражать сверх идею муз. воплощения, используя

ассоциативность, пространственность, философию.

Сценарный план урока в 7 классе

Тема. Последовательность

изучения музыкального

материала урока

1. Виды музыкально-практической деятельности.

2.Универсальные учебные действия, УУД

3. Планируемые результаты

Романтизм в музыке XIX века

Музыка и мистика

Ц. Франк-симфония d-moll

Художественно-педагогическая

идея: «Человек. Земля.

Вселенная»

Цель урока: написать

философское эссе в контексте

авторского замысла, идейно-

художественного содержания.

Задачи: раскрыть содержание

муз. произведения,

использовать знания новой

терминологии. Определить

стиль композитора, отличие от

его современников-романтиков.

Духовные ценности людей XXI и

XIX века

1. Виды музыкально-практической деятельности:

Гуманитарная деятельность, технология развития процессов восприятия, воображения с восприимчивостью,

образно-ассоциативного мышления, информационно-коммуникационные технологии, творчески-поисковая

деятельность,.

2. Универсальные учебные действия:

Личностные: индивидуальное прослушивание и осмысление композиторского замысла, его религиозно-

философского взгляда на мир, рассуждения, как продолжение звучания музыкальной материи.

Стремление к постижению духа музыки, ее духовно-нравственного, возвышенного и благородного начала.

Формирование высоких мировоззренческих, философско-эстетических идеалов

Познавательные: знакомство с творчеством композитора, его биографией; трансцендентальность, космизм,

космополитизм в музыке. Познание духовных основ, философско-эстетических взглядов композиторов-

романтиков XIX века. Отличие и взаимосвязь времен, эпох, столетий.

.Коммуникативные: обсуждение вопроса: Что хотел сказать композитор? За счет чего происходит гармония

внутреннего и окружающего мира человека?

Регулятивные: осмысление цели, философской направленности, свободное, искреннее самовыражение,

самостоятельно выбранный план написания философского эссе, структура и содержание творческой работы,

сопоставление взглядов композитора, учащегося, современного общества.

3. Планируемые результаты

Личностные: -стремление к постижению духа муз. произведения, его духовно-нравственного, религиозно-

возвышенного, благородного начала

-раскрытие характера эмоций и идей в произведении

-формирование высоких мировоззренческих, философско-эстетических идеалов

-развитие муз.-эстетического чувства, заинтересованного отношения к шедеврам мировой муз. культуры.

-стремление «объять необъятное», желание слиться с беспредельным, осмыслить роль человека на земле, его

предназначение, смысл жизни.

Метапредметные: -проявление внутренней свободы, самостоятельности, творческой инициативы

-оценивание современной культурной и муз. жизни общества и видение своего предназначения в ней

-размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнтю и другими видами искусства

-использование разных источников информации

-определение целей, задач собственной муз. деятельности, способы, средства их осуществления

-аргументация точки зрения в отношении муз. произведения, эпохи романтизма и современности.

Предметные результаты: -общее представление о роли муз. искусства в жизни общества и каждого человека

-осознанное восприятие муз. произведений и различных событий в мире музыки

-понимание интонационно-образной природы муз. искусства, устойчивый интерес к классике

-рассуждение о музыкальной философии, стилях, жанрах, эпохах

-постижение классических шедевров муз. искусства, их взаимосвязь с жизнью

-понимание и сопереживание отличия и тождества национальных и общечеловеческих ценностей муз. искусства

разных народов мира

-расширение муз.-творческой деятельности посредством ИКТ.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от

29.12.2012)- М.,2013

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования- М: Просвещение 2012

4. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В. Козлова,

А.М. Кондакова- М: Просвещение, 2012

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

Основная школа- М: Просвещение 2012

6. Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы- М:

Просвещение, 2011

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия

к мысли. Система заданий под ред. А.Г. Асмолова- М: Просвещение, 2012

Заключение

При прохождении занятий на семинарах на тему: «Реализация требований

ФГОС ООО на уроках музыки в 5-7 классах» были изучены теоретические вопросы,

проблемы, методы и способы их решений, приобретены практические навыки в

реализации основного положения Федерального государственного образовательного

стандарта, освоение его базовых категорий и понятий, которые составляют

«фундаментальное ядро содержания образования». В него включены: базовые

национальные ценности, обеспечивающие духовное и музыкальное развитие в

современном мире; основные элементы научного знания методологического,

системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства,

ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы; универсальные учебные действия,

УУД, широкий спектр музыкально-практической деятельности учащихся,

планируемые результаты, УМК-учебно-методические комплекты по предмету

«Музыка» разных авторских коллективов, способствующие раскрытию у учащихся

художественной картины мира в музыкальных образах разных времен, народов,

эпох, стилей, жанров.

Мы живем не в замкнутых, не в классовых культурах. Огромное количество

самой разнообразной музыки распространено среди самых различных слоев

общества.

Музыка будет благом цивилизации лишь в том случае, если будет нужна этому

обществу, этой культуре, иначе говоря, если она будет испытана в условиях

культуры. Культура не в том, чтобы все познать, множить опыт, который может

пройти бесследно, как в спорте или игре, культура в том, чтобы пройти через опыт и

выйти из него хотя бы немного, но обновленным.

Чтобы музыкальная деятельность в любом аспекте получила значение

культуры, нужно чтобы музыка была нацелена на опыт, внутреннее духовное

движение. Именно здесь скрыта ответственность каждого, кто отдается этой

деятельности , принимая во внимание сам акт, который может сделаться ничтожным,

недостойным, или, наоборот, приобрести значительность.



В раздел образования