Напоминание

Проектно - исследовательская работа.


Автор: Царьков Андрей Григорьевич
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ сош №10
Населённый пункт: Ногинск Богородский городской округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проектно - исследовательская работа.
Раздел: среднее образование





Назад




Царьков

Проектно-исследовательская работа.

Внеурочная деятельность в начальных классах.

«Клуб инсценированной песни».

Содержание.

Введение.

1.

Музыка и смысл музыки.

2.

Музыка как процесс самовыражения.

3.

Первые шаги к искусству.

4.

Высокое в малом.

Заключение.

Список литературы.

2

Начался

учебный

год.

Миллионы

детей

сели

за

парты,

чтобы

учиться,

приобретать

знания,

умения,

навыки.

Эти

дни

всегда

знаменательны для учителей. Готовясь к ним, они ставят перед собой

вопрос: «Что я могу дать своим ученикам?» В воспитании и образовании

молодого

поколения

на

учителя

музыки

лежит

очень

сложная,

многогранная, тонкая и уникальная по своей природе ответственность.

Очень важно, чтобы еще до начала урока музыки (пения) атмосфера

к л а с с а

з а р я ж а л а с ь

п о л о ж и т е л ь н о й

э н е р г и е й ,

д у х о в н о й

предрасположенностью, ожиданием чего-то необычного, таинственного,

сверхъестественного. Я думаю, что в каждом человеке (тем более в детях),

наделенном

памятью,

интеллектом,

своеобразием,

есть

нечто

сверхъестественное.

Высвободить

эту

сверхчеловеческую

энергию,

изучить

её,

и

околдовать

ею

вот

конечная

и

высшая

роль

учителя

музыки, пения. Душа учителя должна быть зеркалом, в котором музыка,

песня отражается так же, как природа во взоре художника. Когда Ренуар

пишет

пейзаж,

он

открывает

в

нем

поэтичность,

теплоту

и

таинственность. Точно так же и музыкант, разучивая с детьми шедевры

вокальной музыки, заставляют вновь переживать красоту.

Музыка

искусство

выражать

невыразимое.

Музыка

это

жизненный опыт, которым человек обладает, не осмысляя его. Ей дано

поведать о многом, чего не высказать словами, не постичь разумом. Её

область – неуловимое, неосязаемое, привидевшееся.

Действие во времени, посредством которого происходит вокальное

исполнительство, потому что, оно – сама моя жизнь, точнее, моя манера

переживать

звучащее

явление,

данной

мелодии,

гармонии,

ритма.

Исполнение

закончено.

Цель

достигнута,

музыкальное

действие

3

завершено, но сознание, давшее ему смысл, осталось взаперти вместе со

своей тайной, в тени неосознанного.

Уроки пения в начальных классах всегда интересны, познавательны и

сложны. Именно с первых классов закладываются основы музыкальной

культуры,

художественного

вкуса,

эстетического

мировоззрения,

отношения к красоте.

В любом деле начинать всегда трудно. Ученики 7-8-летнего возраста

всегда живо и непосредственно реагируют на красивую, известную им

мелодию. У них появляется естественное желание как-то выразить себя,

либо

в

пении,

либо

в

танце,

в

ритмике,

пластических

движениях,

дирижировании.

Главное,

здесь

не

должно

быть

насилия,

муштры,

ограничений. Реагировать учителю следует просто, естественно, помогая

самовыражению своих воспитанников.

Первая

и

главная

задача

учителя

это

грамотный

и

высокохудожественный подбор музыкального репертуара (песен). Песни

должны быть самых лучших, ведущих композиторов, писавших для детей:

Шаинский, Крылатов, Чичков и другие.

С первых вокально-исполнительных шагов, ученики, знакомясь с

песней, должны добиваться, чтобы грустную мелодию, характер песни

петь грустно, но не скучно, сохраняя энергетику и музыкальное движение

(интонирование),

бодрую

бодро,

торжественную

торжественно.

Первым и необходимым условием для эмоционального, взволнованного

исполнения является безупречное владение текстом песни. Стихотворение

(текст песни) должно читаться свободно, эмоционально-осмысленно без

музыкальной

интонации.

Достигнув

хороших

результатов

в

чтении,

добиваться точного воспроизведения музыкальной интонации. Ученики

часто поют песни, пребывая в чистом мышлении, испытывая музыкально-

4

эстетическое

наслаждение.

Учителю

необходимо

направлять

сознание

учащихся на смысл поэтического текста песни. Ученики должны знать, о

чем поют, что они хотят выразить в той или иной песне. Осмысленное

пение способствует раскрытию не только музыкального, художественного

образа

произведения,

но

и

придает

психологическую

уверенность,

внутреннюю свободу, динамическую выразительность, помогает держать

в памяти большой, разнообразный песенный репертуар.

Например,

ученики

2-х

классов

разучивают

песню

Е.

Крылатова

«Ябеда-Корябеда». Здесь в песне присутствует хор и солист ябеда – Миша.

Чтобы получилась роль Ябеды Миши, необходимо знать и постоянно

контролировать

текст

не

только

за

солиста,

но

и

за

весь

хор,

чтобы

своевременно и точно спеть роль главного героя песни. Кроме текста

песни, музыкальной интонации, ритмики накладывается на хор и солиста

пластические движения, мимика, театрализованное сценическое действие,

где все находятся в движении, даже когда нет текста, в момент проигрыша,

выполняя каждый свою роль. Чтобы все эти составляющие элементы

получились

на

должном

уровне,

необходимо

постепенное

освоение

каждого из них на высоком уровне, довести все до автоматизма. Только

наличие способностей у учеников, желание и упорство в работе, ясное и

точное

видение

музыкально-сценической

композиции

учителя

музыки

помогают достичь необходимого результата в инсценировании песни.

С

самого

начала

важно,

чтобы

дети

сами

стремились

к

самовыражению,

проявляя

собственную

фантазию,

воображение,

темперамент.

Не

каждый

из

учеников

может

обладать

музыкальным

слухом,

ритмом,

памятью,

артистизмом.

Инсценированная

песня

дает

возможность каждому ученику проявить свои природные дарования, и

внести посильный вклад в творчество своего коллектива.

5

Достигнуть

успехов

в

работе

над

вокально-сценическим

образом

можно

лишь

непрерывно

развивая

учеников

м у з ы к а л ь н о ,

интеллектуально, артистически. Ученик должен суметь рассказать своими

словами существенное что заложено в песне, в её содержании с точки

зрения её замысла, художественного выражения. Необходимо развивать в

учениках

фантазию

удачными

метафорами,

поэтическими

образами,

аналогиями с явлениями природы и жизни, развивать в них любовь к

другим искусствам.

Заключение.

Мы живем не в замкнутых, не в классовых культурах. Огромное

количество

самой

разнообразной

музыки,

особенно

песни,

имеет

всеобщее распространение среди самых различных слоев общества. Песня

была

и

остается

высочайшим

достоинством

любой

национальной

культуры. Культуры не в том, чтобы все познать, множить опыт, а в том,

чтобы

пройти

через

опыт

и

выйти

из

него,

хотя

бы

немного,

но

обновленным – так бывает, когда прочтешь книгу и узнаешь что-то новое.

Чтобы

музыкальная

деятельность

в

любом

аспекте

получила

значение культуры, нужно, чтобы музыка была нацелена на опыт. Именно

здесь скрыта ответственность каждого, кто отдается этой деятельности,

принимая во внимание сам акт, который может сделаться ничтожным или

наоборот, приобрести значимость.

6

Список литературы.

1.

Т.А. Затямина – «Современный урок музыки».

2.

Н.Б.

Абудеева,

Л.П.

Карпушина

«Музыка.

Художественно-образное

развитие школьников».

3.

Л.С.

Сизова

«Теоретические

основы

методики

музыкального

воспитания в школе».

4.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Уроки Музыки» 1-7 классы.

5.

С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Нетрадиционные уроки в школе» часть

1.

6.

В.В. Алиев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка.

Программы для общеобразовательных учреждений 1 – 4 классы.

7



В раздел образования