Напоминание

"Анализ программ экологического воспитания детей дошкольного возраста в теории и на практике"


Автор: Зелёнкина Зоя Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: город Оса, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Анализ программ экологического воспитания детей дошкольного возраста в теории и на практике"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Анализ программ экологического воспитания детей дошкольного

возраста в теории и на практике

Программы

экологического

воспитания

начали

разрабатываться

активно в 90-е годы двадцатого века в связи в актуальностью экологической

проблемы

в

обществе

и

разработкой

педагогами

нового

направления

в

воспитательной

работе

и

содержании

воспитания

экологическое

воспитание.

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С.Н. Николаевой

«Юный

эколог»

[7],

созданная

на

основе

собственной

Концепции

экологического

воспитания

дошкольников.

"Юный

эколог"

включает

две

подпрограммы

-

программу

экологического

воспитания

дошкольников

и

программу

повышения

квалификации

дошкольных

работников

в

области

экологического

воспитания

детей,

т.

е.

одновременно

решается

вопрос

становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых,

их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической

культуры

важнейшее

условие

развития

детей).

Программа

имеет

обстоятельное

теоретическое

и

экспериментальное

обоснование,

сориентирована

на

личностный

подход

к

ребенку

и

всестороннее

его

развитие.

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу,

прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах

как

закономерные

проявления

морфофункциональной

приспособленности

любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной

взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития,

как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде.

Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в

помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов

природы - растений и животных.

Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов.

Первый - это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами

себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды,

воздуха,

почвы

невозможна

жизнь

растений,

животных

и

человека,

что

планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь

комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний

раздел посвящен человеку - он рассматривает в трех аспектах как живое

существо,

нуждающееся

в

благоприятных

условиях,

как

пользователь

природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание

собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей

среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в

дошкольном

возрасте,

чтобы

их

понять,

приобщиться

к

ним

в

своем

поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания - это не самоцель,

это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на

эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах

деятельности [7].

О с о б е н н о с т ь ю

п р о г р а м м ы

э ко л о г и ч е с ко го

в о с п и т а н и я

Н.Н. Кондратьевой

«Мы»

[5]

является

ее

ориентированность

на

формирование

экологической

культуры,

так

основа

данной

программы

культурологический подход в воспитании и формирование базовой культуры

личности ребенка.

Автор дает свое определение понятию «экологическая культура». По ее

мнению, «экологическая культура – это знания о человеке в его связи с

природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших

ценностях,

знания

о

гуманном

отношении

к

живому

и

умении

его

осуществлять» [5].

Содержание программы способствует развитию личности ребенка в

целом, его экологического сознания, экологического поведения в природе,

правильного

отношения

к

ней.

Конспекты

занятий,

справочный

и

познавательный материалы, дополняющие сборник, позволяют в полной мере

реализовать программу на практике

Актуальность

экологических

проблем

способствовала

тому,

что

разработкой

программ

экологического

воспитания

занимались

не

только

педагоги и психологи. Рядом психологов созданы авторские программы, в

которых представлены психологические аспекты экологического образования

дошкольников.

Программа Н.Н. Вересова «Мы

земляне»

[2]

имеет

своей

целью

развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует

всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Программа

Е.

Рылеевой «Открой

себя»

[9]

создана

на

основе

авторской

концепции,

предполагающей

индивидуализацию

личностного

развития

ребенка.

Программа

предусматривает

развитие

у

детей

естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные

формы

экологического

сознания

формируются

через

цикл

занятий

"Мир

нерукотворный".

Н.

А.

Авдеевой

и

Г.

Б.

Степановой

[4]

создана

программа

экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь

вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают

информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной

основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой

природе.

Программа «Паутинка» Ж. Л. Васякиной – Новиковой [3] развивает в

детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к

жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем

параметрам: "где я живу" (окружающая среда), "как я живу" (поведение и

ответственность), "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними),

"когда я живу" (взаимодействие во времени). Экологические представления о

ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых

проявлениях

человека,

растений

и

животных

помогают

развить

в

детях

сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.

Творческий

поиск

педагогов

и

психологов

в

целом

ряде

программ

направлен

на развитие

в

детях

эстетического

отношения

к

природе

и

окружающему миру.

Программа В.

И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» [1] нацелена на

культурно-экологическое

образование

детей,

развитие

в

них

начал

духовности,

богатой,

творческой

саморазвивающейся

личности.

Авторы

считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий

мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он

будет

действовать,

какие

поступки

совершать.

Программа

предполагает

совместную

творческую

деятельность

детей

и

взрослых

в

детском

саду,

детских

студиях

или

в

семье.

В

процессе

обучения

дошкольники

приобретают

широкий

кругозор,

нравственное

начало

отношении

к

окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в

природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем

мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы

"Природа" и "Человек". Тема природы включает не только четыре ее царства

на

Земле

(минералы,

растения,

животные

и

человек),

но

и

выходит

за

пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая

тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев,

подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый

след на Земле.

Программа Т. А. Копцевой «Природа и художник» [6] сочетает в себе

формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме

и

развитие

их

творческой

деятельности.

Средствами

изобразительного

искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания

детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы -

"Мир-человека" "Мир искусства" - посредством системы творческих заданий

развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а

также их собственные творческие навыки и умения

К этой же группе можно отнести программу Н. А. Рюкбейль «Чувство

природы» [8], предназначенную для воспитания дошкольников 4-6 лет в

учреждениях дополнительного образования. Цель программы развивать через

эмоциональную

сферу

познавательный

интерес

к

природе

и

желание

общаться с ней. Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые

задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится

устойчивый

интерес

к

природе,

желание

общаться

с

ней

и

творческое

самовыражение

детей

в

различных

видах

художественной

деятельности.

Особенность программы - в ее организации на каждом занятии, которое

длится два академических часа, дети "погружаются" вместе педагогом в

уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми

объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая

деятельность

самих

детей

-

рисование,

сочинение

сказок,

театрализация

литературных произведений и др.). На каждом занятии (два раза в неделю)

педагог

достигает

"эмоционального

неравнодушия"

каждого

ребенка

именно чувство природы должно стать основой дальнейшего экологического

образования детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с

эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат

их замечательной приспособленности к среде обитания. В последний год

обучения дети получают очень широкий круг представлений о Вселенной,

планете

Земля,

о

жизни

первобытных

и

современных

людей

детям

показывают красоту мира, учат любить его.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют

программы,

направленные

на становление

начал

экологической

культуры

через познание экологических закономерностей природы.

Программа

Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» [10] нацелена на

воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-

6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях

в

природе,

которые

и

помогают

им

обрести

начала

экологического

мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и

своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых

навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту,

навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем

крае.

Программа

"Наш

дом-природа"

состоит

из десяти блоков. Каждый

включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и

развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения

видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает

область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены

живой

природе

-

растениям

,

животным

и

экосистеме

леса,

два

-

взаимодействию

человека

с

природой.

Программа

имеет

методическое

обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном

учреждении,

рекомендации

по

ознакомлению

детей

с

водой,

воздухом.

Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на

отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые

составляют

реальную

опасность

для

природы

планеты.

Методические

рекомендации

предусматривают

эмоциональное

воздействие

на

детей

автором написаны экологические сказки, придуманы "письма животным",

создан экологический проект "Мое дерево". Программа Н. А. Рыжовой имеет

продолжение в начальной школе.

Интерес представляют также программы экологического воспитания

«Непреходящие ценности природы» Е. В. Пчелинцевой-Ивановой, а также

региональная программа дошкольного образования Ставраполья «Планета

детства»,

в

которой

в

естественно-научном

экологическом

блоке

представлена программа «Азбука экологии» и ее научное обоснование (автор

Л. И . Грекова ) [11].

Таким

образом,

обзор

ряда

программ

экологического

образования

дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов

– понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения,

ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости

изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов

его

взаимодействия

с

природой.

А

для

этого

нужно

интенсивное

экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Однако созданные преимущественно в 90-е годы прошлого века либо в

начале

двухтысячных

годов

программы

экологического

воспитания

не

удовлетворяют полностью требованиям, предъявляемым современным ФГОС

ДО к содержанию, структуре, способам организации деятельности детей,

которые

должны

соответствовать

современные

программы

дошкольного

воспитания детей.

Список литературы

1.

Ашиков

В.

«Семицветик»

программа

культурно-экологического

образования дошкольников. – Дошкольное воспитание. – 1998. – № 2.

2.

Вересов

Н.Н.

«Мы

земляне».

Программа

по

экологическому

воспитанию старших дошкольников.

– Дошкольное воспитание. –

1994. – № 12.

3.

Ветлугина Н.А., Казакова Т. Г., Пантелеев Г. Н., и др. «Нравственно –

эстетическое воспитание ребенка в детском саду». – М.: Просвещение,

1989. – 79 с.

4.

Дедю И. И. «Экологический энциклопедический словарь». – Кишинев,

1989.

5.

Кондратьева

Н.

Н.

«Программа

экологического

образования

детей

«Мы»» - Азбука экологии. – Санкт – Петербург. 1996. – 104 с.

6.

Копцева

Т.А.

«Природа

и

художник:

Художественно-экологическая

программа по изобразительному искусству для ДОУ». – М., 1999.

7.

Николаева С.Н. «Юный эколог: программа и условие ее реализации в

детском саду». – М., 2009.

8.

Рунова М.А.,Бутилова А.В. ознакомление с природой через движение:

Интегрированные

занятия.

Для

работы

с

детьми

5

7

лет.

М.:

Мозайка-Синтез, 2006. – 112 с.

9.

Рылеева Е. В. «Открой себя». – ЛИНКА – ПРЕСС. – М.: 2000 – 144 с.

10. Рыжова Н. А.

Программа экологического образования дошкольников

«Наш дом — природа». — Тамбов: ИПКРО, 1994.



В раздел образования