Напоминание

"Уроки общения с ребенком"


Автор: Алимова Индира Лермантовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 75 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Уроки общения с ребенком"
Раздел: дошкольное образование





Назад




УРОКИ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ.

Потребность в принадлежности. Четыре объятия в день. Что такое «активное слушание» и

когда надо слушать ребенка? Примеры.

Правила активного слушания.

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них —

о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и

пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но

лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и

физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни."Проблемные», «трудные»,

«непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или

«несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности , то есть нужности

другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение —

необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется,

когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший.

Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых

словах:

«Как хорошо, что ты у нас родился»,

«Я рада тебя видеть»,

«Ты мне нравишься»,

«Я люблю,

когда ты дома»,

«Мне хорошо, когда мы вместе...».

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка

несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто

для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И,

между

прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда

практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких

случаях лучше всего... его послушать . Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли

и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют

«активным слушанием".

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при

этом обозначив его чувство.

Например:

СЫН: Он отнял мою машинку!

МАМА:Ты очень огорчен и рассержен на него.

ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!

МАМА:Тебе она очень не нравится.

Гораздо легче и привычнее было бы сказать:

— Ну ничего, поиграет и отдаст...

— Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

Правила "активного слушания"

Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом.

Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне .

Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите

или к раковине с посудой; смотря телевизор и т д. Ваше положение по отношению к нему

и ваша поза — первые и

самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует

задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Например:

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

Возможные неправильные реплики:

— А что случилось?

— Ты что, на него обиделся?

В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». Пауза помогает ребенку разобраться в

своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.

Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте

молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли,

случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство .

Например:

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).

СЫН: Да, не хочу...

ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся... (Обозначение чувства )

Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею

овладеть непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы

увидите результаты, которые он дает.



В раздел образования