Напоминание

"Забытые предметы семейской утвари"


Автор: Ткачева Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: Республика Бурятии Бичурский район село Бичура
Наименование материала: проект
Тема: "Забытые предметы семейской утвари"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «БИЧУРСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНТОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ПОДСНЕЖНИК»

ПРОЕКТ

«ЗАБЫТЫЕ ПРЕДМЕТЫ СЕМЕЙСКОЙ УТВАРИ»

Воспитатель: Ткачева Е.А

С.Бичура

2019г.

Работа с детьми по теме «Приобщение детей к народной художественной

культуре семейских » является одной из тем, через которую мы знакомим детей

с нашими предками - семейскими. С тем, как жили, чем занимались, а также

знакомим детей с предметами обихода (утварью).

Утварь- от глагола творить, т.е делать, производить, создавать. Кухонная

утварь — ручные, как правило, небольшие инструменты и посуда, которая

используется на кухне для различных операций, связанных с приготовлением

пищи.

К кухонной утвари относятся посуда и приборы. Некоторые предметы кухни

используются и как вспомогательные инструменты. У семейских утварь была

изготовлена из чугуна, железа, дерева. К ним относились предметы : чугунок,

квашня; туесок; самопрядка; самовар; сельница; кадушка; рубель; лампа; клюка;

кувшин ; деревянные ложки, хлебная лопата, клюка, ночевка (сито), веселка

(лопатка для замешивания теста), ухват, сковородник. Они напоминают музейные

редкости. Однако все эти вещи находят практическое применение. Всех

«мирских», приехавших в гости или по делам, семейские угощали из отдельной

посуды, которую держали специально для них и хранили отдельно. Если же

семейский уезжал куда-либо, то посуду свою брал с собой.

Чугуны использовали для приготовления наваристых «щтей», как говорят

семейские. Готовили в русской печи, отчего пища казалась вкуснее из-за того, что

она готовится в собственном соку при определенной температуре. Варили каши,

топили молоко, пекли лепешки, хлеб, калачи, сдибни. Для просеивания муки

используют сельницу, которая, на первый взгляд, может быть, и кажется

недостаточно вместительной, но это лишь обман зрения, в нее помещается около

15 кг муки. Также для выпечки хлеба используются сельница, квашня, в которой

подходило тесто, веселка - для обминки теста, лопата - для посадки караваев в

печь, для выпечки пирогов использовался противень, топилась русская печь,

клюкой выгребались угли из печи в тушилку, которые затем использовали для

самоваров, а более мелкие угли загребали на загнетки и прихлопывали золой.

Пользовались ухватом для перестановки в печи чугунов или горшков.

Сковородники – ими цепляли сковороды. Кадушки или водянки – их использовали

для содержания воды, емкостью 100 литров. Внутренняя поверхность водянки не

красилась, поэтому вода стояла всегда свежей. Когда не было света, использовали

лампу. Кувшин в основном использовался под квас, молоко. Семейские

обходились без наших современных утюгов, миксеров и другой бытовой техники.

Например, рубель и скалка применялись для глаженья белья. Для этого

требовалось обмотать скалку бельем и рубелем; накатывая скалку, гладили одежду

семейских, что требовало терпения и усердия. Как показано на фото, качество

глажения утюга и рубеля почти одинаково.

На самопрядке женщины пряли пряжу из овечьей шерсти и из неё вязали, в

основном, варьги, носки. Интересно, что «самопрядка» – станок немецкого

образца, секретом изготовления которого староверы овладели еще в Польше; в

свое время он был самым «продвинутым» прядильным станком на всей

территории России.

Это говорит о том, что старообрядцы никогда не были замкнутыми и

зашоренными людьми – напротив, они всегда охотно перенимали новшества у

своих соседей. На станках ткали сито из конских волоса, которые, в свою очередь,

подразделялись на частые и редкие. Ткали пояса, подпояски.

Как жаль, что так мало остается таких приспособлений для хозяйственных

нужд: некоторые разваливаются от старости, другие, переданные по наследству,

просто выбрасываются из-за их бесполезности.

Теперь наличие хозяйственной утвари напоминает лишь о старине, что

когда-то наши семейские бабушки использовали это; теперь редко кто из

современных бабушек используют оставшуюся утварь по ее настоящему

назначению, и, осознавая это, мы должны зафиксировать, что действительно была

такая посуда, как туесок или рубель, сельница, самопрядка, которые использовали

наши предки.

Через проектную деятельность мы знакомим детей с семейской утварью.

Мною разработан проект «Забытые предметы семейской утвари». Реализация

проекта проходит через продуктивную деятельность детей. У них формируется

представление о семейской утвари, развивается познавательный интерес,

происходит обогащение словарного запаса, развивается любознательность,

мыслительные процессы и т.д.

Проект: «Забытые предметы семейской утвари».

Паспорт проекта:

Вид проекта: творческий .

Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)

Продолжительность проекта : краткосрочный (1 месяц)

Реализация

проекта

рассчитана

на совместную

и

самостоятельную

деятельность, на индивидуальную работу с детьми и работу с родителями.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Введение

Актуальность темы.

Исследования вопросов народной культуры всегда имело

важное теоретическое и практическое значение, так как традиционная

культура любого народа составляет неотъемлемую часть культуры

национальной и общемировой. Состояние народной культуры влияет на все

стороны жизни общества, включая его историческое самосознание.

В современном обществе не достаточно места отведено развитию интереса к

семейским традициям. В наши дни дети мало получают информации о

семейской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой

приобщения детей к истокам семейской народной культуры. Хочется показать

и рассказать детям о том, что длительный, 350-летний, период гонений,

запретов и насмешек, обращённый к традиционной народной культуре

старообрядцев, способствовал ряду трансформационных процессов во

многих областях духовного и материального наследия семейских. А так же

дать знания детям о предметах домашнего обихода наших предков;

рассказать детям о семейской утвари.

Система работы в этом направлении

требует организации особых условий, создания обстановки, которая

средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый

комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В данном проекте

заключается необходимость в сохранении наследия предков, воспитание

молодого поколения на примере традиций о обрядов семейских.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея

«Семейская утварь».

Цель: Создание условий для развития представлений детей о семейской

утвари.

Задачи:

1.

Познакомить детей с предметами быта наших предков.

2.

Создать условия для самостоятельного использования полученных

знаний, умений детьми.

3.

Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям

(гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие)

4.

Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Гипотеза : Для повышения роли социально-культурных и

образовательных учреждений в реализации педагогического потенциала

традиционной культуры старообрядцев как уникальной части культурно-

исторического и национально-культурного наследия России необходимо,

чтобы эти традиции изучались и внедрялись специалистами в области

народной художественной культуры, социально-культурной деятельности,

музееведения.

Ожидаемый результат: При ознакомление с семейской утварью дети

будут узнавать и называть предметы семейской утвари, использовать в

самостоятельной деятельности. Дети получат представления о семейской

утвари, её видах и назначении. Родители будут привлечены к участию в

проектной деятельности и созданию мини-музея «Семейская утварь».



В раздел образования