Автор: Шумилова Лидия Петровна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Населённый пункт: г. Усть-Кут
Наименование материала: мониторинг результативности образовательной и творческой деятельности
Тема: "Детская школа искусств" - территория творческого поиска, потенциала"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Усть-Кутского муниципального образования
«Детская школа искусств» - территория творческого поиска,
потенциала»
Автор: Шумилова Лидия Петровна,
преподаватель хореографических дисциплин
высшей квалификационной категории,
заместитель директора
по ОМР МБУДО ДШИ УКМО.
Усть - Кут
2016г.
Аннотация:
доклад
(с
элементами
презентации)
посвящён
деятельности
ДШИ,
в
ходе
которой
реализуются
конституционные
права
граждан
Российской Федерации на образование, в части получения дополнительного
образования.
Он раскрывает динамику развития творческой личности ребёнка,
социальной успешности выпускников и преподавателей в результате тесного
сотрудничества
с
родителями
и
окружающим
социумом
в
рамках
реализуемых образовательных предпрофессиональных программ в области
искусств, в соответствии с
Федеральными государственными требованиями,
по
образовательной,
творческой
и
культурно
–
просветительской
деятельности за последние два года (2014 – 2016г.г.
Ключе вы е
с лова:
компетенции,
к ач е с т в е н н ы е
п о к а з а т е л и ,
предпрофессиональная программа, сотрудничество, творческие способности,
творческий
поиск,
социальная
успешность, культурно-просветительская
деятельность.
«ДШИ» - территория творческого поиска, потенциала
Рисунок 1.
«ДШИ» -
территория
творческого
поиска,
потенциала.
Предметом
деятельности
ДШИ
является
реализация
конституционного права граждан Российской Федерации на образование, в
части получения дополнительного образования.
Дополнительное образование – составная часть непрерывного образования, а
учреждения дополнительного образования – партнёры Образовательных
Организаций.
Отличие ДШИ заключается в том, что мы проходим с ребёнком другой
образовательный путь, даём не только познавательную информацию, мы
развиваем мотивацию к познанию и творчеству, содействуем личностному и
раннему профессиональному самоопределению обучающихся, их
социальной адаптации.
С введением второго поколения ФГОС в Образовательных Организациях
и ФГТ в дополнительном образовании в основу положен личностный
результат каждого.
Прежде всего - это личность самого ребёнка и происходящие с ней в
процессе образования изменения.
Рисунок 2.
На уроке, репетиции, в концертном зале.
Учитывая индивидуальность ребёнка, его уникальность и неповторимость,
мы должны повышать его самооценку, уверенность в себе, корректировать
проблемы поведения, формировать и развивать различные компетенции.
Чтобы работа состоялась в этом направлении, перед нашей школой стоит
задача
–
внести
действенные
изменения
в
её
жизнь,
создать
атмосферу
творческого поиска, потенциала.
Рисунок 3. Процесс совместного поиска…
Формированию
мыслящей,
талантливой, творческой,
любящей
окружающий мир и людей личности, способствует, как правило, совместный
процесс
инициативного
поиска,
самодеятельности,
творче ства,
объединяющий усилия преподавателей, родителей, обучающихся.
Это верный и надёжный, на наш взгляд, способ помочь растущему
человеку найти своё место в общем для всех жизненном пространстве.
Работа преподавателей школы строится по следующим принципам:
. развитие интересов и творческих способностей детей;
. создание ситуации успеха на занятиях;
. стимулирование взаимного сотрудничества и взаимной помощи между
обучающимися.
В Детской школе искусств реализуется 13 образовательных программ в
области искусств, из них 7- художественно эстетической направленности; 5-
дополнительных предпрофессиональных образовательных программ и
1дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального
искусства «Фортепиано».
По перечисленным программам сегодня успешно обучается 471 ребёнок.
Результаты образовательной и творческой деятельности «ДШИ»
Показателями успешности реализации программ являются:
. стабильность качественных показателей успеваемости обучающихся;
. сохранность контингента обучающихся;
. рост интереса к выбранным видам творческой деятельности.
2014-2015
2015-2016
80,00%
82,00%
84,00%
86,00%
88,00%
90,00%
92,00%
94,00%
96,00%
98,00%
100,00%
93,0%
93,0%
87%
91%
99,2%
успеваемость
качество
сохранность
контингента
Рисунок 4. Результаты образовательной деятельности обучающихся.
Качество образования, его открытость, привлекательность для
обучающихся и родителей подтверждается ростом интереса и активным их
участием в Региональных, Всероссийских и Международных олимпиадах,
художественных выставках, фестивалях, творческих конкурсах.
Анализ участия обучающихся ДШИ в конкурсах разного уровня
свидетельствует о позитивной динамике на протяжении двух последних лет.
Если ребёнок полноценно живёт, реализуя себя, решая задачи социально
значимые, то в дальнейшем находит себя в профессиональной деятельности,
и приносит реальную пользу обществу и стране.
2014-2015
2015-2016
0
20
40
60
80
100
120
140
160
7
10
3
0
31
30
144
155
16
94
школьные
муниципальные
региональные
всероссийские
международные
Рисунок 5. Активность и результативность участия обучающихся в конкурсах, фестивалях
и выставках разного уровня.
279 работ (в том числе коллективные- 105), были представлены детьми
под руководством их наставников в 2015-2016 учебном году на:
региональные, всероссийские и международные творческие конкурсы, из них
заняли: (1место- 98работ; 2место-46 работ; 3место- 24работы;
участники- 6 работ).
Сравнительный анализ количественных и качественных показателей за
последние 2 года свидетельствует о позитивной динамике результатов
участия обучающихся под руководством преподавателей в творческих
конкурсах в 2015-2016 учебном году.
В ДШИ сформирована комплексная система ранней профессиональной
ориентации, направленная на оптимизацию профессионального
самоопределения в соответствии с желаниями, склонностями, способностями
и индивидуально – личностными особенностями обучающегося.
Успешность и востребованность наших выпускников позволяет нам это
утверждать.
Ежегодно наши выпускники поступают в высшие и средне - специальные
учебные заведения, где продолжают обучение по выбранному ими в школе
искусств виду деятельности: хореография, вокал, художественное и др.
Остаются работать в больших городах или возвращаются в родной город.
Только в нашей школе сегодня работает 14 выпускников школы, из них- 4
молодых специалиста.
Чтобы успешными были дети, успешным должен быть - прежде всего
преподаватель.
2014-2015
2015-2016
0
2
4
6
8
10
12
14
16
2
5
2
4
3
16
3
6
муниципальный
региональный
федеральный
международный
Рисунок 6. Активность и результативность участия преподавателей МБУ ДО «ДШИ» в
творческих конкурсах разного уровня.
Повышение профессионального мастерства наших преподавателей, в том
числе и через интернет-конкурсы, свидетельствует о позитивной динамике,
как количественных, так и качественных показателей.
В 2015-2016 учебном году количество участников 21 человек, количество
представленных работ - 31, из них: I место – 11; II место – 7; III место - 10;
участники – 3), необходимо отметить, что многие преподаватели
неоднократно в течение учебного года принимают участие в конкурсах,
фестивалях и выставках, что позволяет им успешно применять в своей работе
инновационные технологии, направленные на раскрытие творческого
потенциала обучающихся:
. разрабатывать веб-квесты на занятиях и в свободное время;
. создавать персональные электронные портфолио.
А в целях обеспечения продуктивного индивидуального развития
обучающихся разрабатывать творческие маршруты.
Рисунок 7. Сотрудничество взрослых и детей…
Сотрудничество взрослых и детей даёт возможность одним обучать,
а другим воспринимать и выражать полученные знания в своём творчестве.
Доверительные отношения преподавателей и родителей помогают нам
успешно взаимодействовать в интересах детей через: родительские встречи,
праздники совместного творчества, экскурсионно-познавательный отдых,
отчётные концерты, фестивали и выставки, а объединяет нас забота о
здоровье, творческом развитии ребёнка, создании атмосферы доверия и
личностного успеха в совместной деятельности.
Каждый ребёнок рождается с множеством способностей, которые в
процессе воспитания и обучения не только реализуются, но подчас и
блокируются или самоблокируются.
Нам взрослым необходимо помочь детям расти, раскрывать природный
талант, передавать свои знания и опыт.
С этой целью в детской школе искусств в 2006 году были открыты
классы раннего эстетического развития, где и сегодня 135 активных и
любознательных малышей в возрасте от 5 до 7 лет успешно развивают свои
творческие способности.
Рисунок 8. Классы раннего эстетического развития на уроке, на выставке…
Играя, преподаватели воспитывают в каждом из них стремление к
творческому самовыражению, грамотному овладению эмоциями, пониманию
прекрасного, общению в детском коллективе.
Как правило, повзрослев, эти воспитанники продолжают обучение в нашей
школе, выбрав наиболее понравившийся и успешный для себя вид
деятельности.
Концертная деятельность. Творческие коллективы школы
Чтобы быть успешной и конкурентно-способной не только сегодня, но и
завтра, мы расширяем модели сотрудничества с общественными и
образовательными организациями, учреждениями культуры.
Осуществляем концертную деятельность для различных групп населения
среди них: городской литературный клуб «Вдохновение», СОЦ «Водник»,
МОУ Лицей, СОШ города, ИНК, и др.) , а в рамках социального партнёрства
оказываем консультационную и практическую помощь в подготовке
танцевальных и музыкальных постановок.
Рисунок 9.
Творческие коллективы ДШИ.
Основная
нагрузка
по
организации
и
осуществлению
концертной
деятельности ложится на плечи преподавателей и творческие коллективы
школы.
Вокальные ансамбли: «Колибри»; «Фантазерки»; «Барбариски»; Концертный
хор.
Хореографические коллективы: «Импульс»; «Ладушки»; «Eclad».
Ансамбль баянистов «Радуга».
Камерный ансамбль.
«Дуэт» (фортепиано).
Вокальный ансамбль преподавателей.
Коллективы разноплановые. В текущем учебном году в нашей школе их
стало больше на 2.
Под руководством молодых специалистов были созданы: хореографический
коллектив «Eclad» и вокальный ансамбль «Барбариски».
Ведём активную социо- культурную выставочную деятельность, которая
тесно связана со взрослой и детской аудиториями.
Выставочные площадки города: музей, ГДК «Речники», РКДЦ
«Магистраль», «Детской школы искусств» – место для создания
созидательной среды и экспериментальной деятельности преподавателей и
обучающихся.
В 2015 – 2016 учебном году было проведено 5 художественных выставок, в
том числе: пленерная; выставка «Кошки»; персональная выставка Надолиной
Ксении; тематическая выставка «Чистые берега. Ленская вода»; отчётная
выставка.
Неотъемлемой частью успешной работы нашей школы считаем рекламно-
маркетинговую деятельность
(основные виды деятельности представлены на экране – это:
. работа со СМИ;
. размещение рекламной информации (объявлений, афиш, рекламных
информационных листов);
. сбор видео и фотохроники;
. школьный сайт и персональные сайты преподавателей),
которую планируем совершенствовать и развивать.
Рисунок 10. Виды рекламно – маркетинговой деятельности.
Сегодня
можно утверждать об: эффективности реализуемых
образовательных
программ
в
области
искусств,
технологий,
и
всех
используемых ресурсов.
Наличие положительной динамики качественных и количественных
показателей МБУ ДО «ДШИ» УКМО в рамках реализуемых программ, в
соответствии
с
Федеральными
государственными
требованиями, по
образовательной, творческой и культурно – просветительской деятельности
за последние два учебных года (2014 – 2016г.г.) это подтверждает.
Административный и преподавательский коллективы ДШИ выполняют
поставленные перед ними задачи:
. активизируют познавательную и развивают творческую деятельность
обучающихся (в выбранных ими направлениях);
. совершенствуют образовательный процесс (обеспечивая плавный и
естественный
переход
от
формирования
навыков
и
умений
к
их
функционированию);
. создают ситуацию успеха на занятиях, атмосферу благоприятного
творческого поиска для развития и социальной успешности личности
каждого обучающегося, тесно взаимодействуют с родителями, организуют
концертную и выставочную деятельность, участвуют в фестивалях,
олимпиадах и конкурсах разного уровня.
«Детская школа искусств – это наша маленькая фабрика звёзд», - так
говорят родители наших выпускников.
«Это - дом, построенный из особенного «строительного материала»
со свойствами: доброты, терпения, таланта, юмора и других качеств…», - так
считаем мы – преподаватели.
Рисунок 11. Вот и стали мы на год взрослей…(Выпускники ДШИ).
Но, как и у других учреждений культуры у нас есть свои проблемы.
Одна из них – это отсутствие полноценного концертного зала, где бы мы
могли: проводить репетиции, встречать гостей, обмениваться опытом с
коллегами.
Понимая, что успех школы во многом зависит и от того, насколько
активными будут наши связи с окружающим социумом, - мы делаем всё для
того, чтобы наша «ДШИ» стала успешной территорией творческого поиска,
потенциала.