Автор: Попова Любовь Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №15"
Населённый пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Работа со слабовидящими на уроках физкультуры
Раздел: начальное образование
Слабовидящие
К сожалению не каждому крохе природа благоволит, и иногда
ребёнок
рождается
с
какими-либо
нарушениями.
Малыши
с
нарушением зрения видят мир совсем по-другому, и их воспитание
и развитие имеет свои особенности. Правильное воспитание такого
ребёнка очень важно для его развития и последующей адаптации в
дальнейшей жизни.
Нарушения:
1.
Особенности
внимания:
( у з к и й
з а п а с
з н а н и й
и
представлений)
обусловлено
нарушением
эмоционально-
волевой сферы и ведёт к расторможенности – низкому объёму
внимания; трудности в переходе от одного вида деятельности
к
другому;
низкий
уровень
переключения
внимания;
рассеянность, быстрое утомление. Достаточно высокий объём
слуховой
и
осязательной
памяти.
Не
умеют
возможности
воспринимать окружающую ситуацию в целом. Отмечается
словесно-логическое и наглядно-образное мышление.
2.
Особенности
памяти: Быстрое
забывание
усвоенного
материала объясняется не только недостаточным количеством
или
отсутствием
повторений,
но
и
недо ст аточной
значимостью объектов и обозначенных их понятий, о которых
дети могут получить только вербальное значение.
3.
Особенности восприятия: Ослаблены зрительные ощущения,
а восприятие внешнего мира ограничено. Нарушена световая
адаптация (приспособление органа зрения к высокому уровню
освещения). Дети, у которых нарушена световая адаптация, в
сумерках видят лучше, чем на свету. У некоторых детей с
нарушением зрения отмечается светобоязнь, поэтому носят
тёмные
очки.
На
уроках
физкультуры
в
теневой
части
спортивного зала, спортивной площадке или стать спиной к
солнцу (источнику света). С окружающим миром знакомятся
через осязание и слух.
4.
Особенности
физического
развития
и
двигательные
нарушения: Отставание в физическом развитии, нарушается
правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях,
в
подвижных
играх,
нарушена
координация
и
точность
движений, менее выносливы и работоспособны. Отмечается
задержка статической выносливости; нарушение осанки. Дети
с нарушением зрения отличаются в своём развитии, задержкой
формирования двигательных способностей, навыков и умений,
а так же овладении пространственными представлениями и
двигательными действиями.
Способы и методы на уроках адаптивной физкультуры:
З а д ач и
у р о к а :
оздоровительная,
образовательная,
воспитательная, коррекционно-развивающая.
1.
Словесные
методы
обучения:
объяснения,
рассказ,
распоряжение, команда, беседа.
2.
Звуковой метод
3.
Методическая
наглядность
(зрительная,
осязательная),
используются
преимущественно
–
красный,
жёлтый,
оранжевый и зелёные цвета, шрифт подбирается с учётом
зрительного диагноза.
4.
Озвученные мячи, мячи с верёвочкой, которая крепится к
поясу
ребёнка,
и
ребёнок,
потерявший
мяч
имеет
возможность без посторонней помощи его поднять, мяч с
запахом ванилина, который используется как обонятельный
ориентир.
5.
Методические дистанционные упражнения.
6.
Подражательные
упражнения:
как
медведь,
лягушка,
ласточка, журавль.
7.
Использование ориентиров при передвижении
8.
Использование верёвочки или палки для бега с лидером,
использование колокольчика, хлопков для ориентировки на
звук.
9.
Специальные упражнения для глазных мышц (глазотренинг)
и ОРУ.