Автор: Барило Светлана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Тогучинского района
Населённый пункт: Новосибирская область ,Тогучинский район,с.Березиково
Наименование материала: Методическая разработка урока по ОРКСЭ (Модуль "Основы светской этики")
Тема: "Человек рождён для добра"
Раздел: начальное образование
Проект урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» по теме «Человек рождён для добра»
(ФИО): Барило Светлана Геннадьевна
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики
Класс: 4
Тема урока: Человек рождён для добра. (Урок "открытия " новых знаний)
Блок: Основы светской этики
Методы: деятельностного подхода; моральных дилемм и дискуссий.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах
Цель урока:
Образовательная:
формирование у учащихся младших классов мотивации к осознанному нравственному поведению, осмысление понятия добра,
милосердия, бескорыстности, ввести понятие сердечности; научить детей делать добро.
Развивающая:
развивать мышление, умение думать, любить, чувствовать сердцем.
Воспитательная :
воспитывать великодушие, милосердие, сопереживание, сострадание.
Задачи:
-формирование способности к духовному развитию;
-формирование основ нравственного самосознания личности;
-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, милосердия, сострадания.
-побудить стремление совершать добрые дела.
Предметные результаты:
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: доброта, понимание, милосердие, любовь, бескорыстность, совесть.
Метапредметные результаты:
-регулятивные – формировать тему и цели урока, готовность к преодолению трудностей ;формирование установки на поиск способов
решения трудностей;
-познавательные - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений,
ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать, применять полученную информацию;
-коммуникативные - создать условия для совместного решения учебной задачи, участвовать в работе группы, пары, договариваться
друг с другом.
Личностные результаты:,
-развивать умение анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, обучать анализу жизненных ситуаций,
выбору нравственных норм поведения;
- сформировать мотивационную основу учебной деятельности ,положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Тип урока:изучение нового материала.
Форма урока:
беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения, словарная работа, составление буклетов
Методы: проблемно-поисковый, системно- деятельностный.
Основные понятия: «бескорыстность», «доброта», «совесть»,»любовь»,»милосердие»
,»толерантность»
Оборудование:проектор, компьютер, классная доска , рисунки, листы с заданиями, фломастеры, презентация, учебник Шемшурина
А.И «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» 4 класс: учебн. для общеобразоват. Организаций/ - М.:
Просвещение, 2017., толковые словари , карточки с текстами, смайлики «Ответ готов!», «Возник вопрос».
Организация пространства: работа в группах, фронтальная работа, индивидуальная работа
Идея урока. Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. (Чингиз Торекулович Айтматов
– писатель, создававший свои книги на двух языках: русском и киргизском)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА «УРОКА ДОБРА»
Название предмета
Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Светская этика»)
Тема
Человек рождён для добра
Класс
4
Технология
Активные методы обучения
Цель
Образовательная:
формирование у учащихся младших классов мотивации к осознанному нравственному поведению, осмысление
понятия добра, милосердия, бескорыстности, ввести понятие сердечности; научить детей делать добро.
Развивающая:
развивать мышление, умение думать, любить, чувствовать сердцем.
Воспитательная :
воспитывать великодушие, милосердие, сопереживание, сострадание.
Задачи
-формирование способности к духовному развитию;
-формирование основ нравственного самосознания личности;
-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям,
милосердия, сострадания.
-побудить стремление совершать добрые дела.
Форма
беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения, словарная работа, составление
буклетов
Планируемые
результаты
Предметные результаты:
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: доброта, понимание, милосердие, любовь,
бескорыстность, совесть,толерантность
Метапредметные результаты:
-регулятивные – формировать тему и цели урока, готовность к преодолению трудностей ;формирование
установки на поиск способов решения трудностей;
-познавательные - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической
цепи рассуждений, ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать, применять полученную
информацию;
-коммуникативные - создать условия для совместного решения учебной задачи, участвовать в работе группы,
пары, договариваться друг с другом.
Личностные результаты:,
-развивать умение анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, обучать анализу
жизненных ситуаций, выбору нравственных норм поведения;
- сформировать мотивационную основу учебной деятельности ,положительное отношение к уроку, понимание
необходимости учения.
Учитель
Барило Светлана Геннадьевна
№пп
Этап
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Содержание
Формируемые УУД
1
Самоопределе
ние к
деятельности
Цель:
Создание
условия для
возникновения
у учеников
внутренней
потребности
для включения
в учебную
деятельность
Добрый день! Свой урок мы начинаем в гостях
у Кота Леопольда. Как вы думаете, почему
именно к нему мы отправимся в гости? Что вы
скажете про этого героя?
Чтение стихотворения учителем:
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты?
-Ребята , давайте зажжем звезду добра.
-А теперь пошлем друг другу самые добрые
мысли и чувства!
- Что вы чувствовали, когда выполняли мою
просьбу?
Чтение стихотворения учителем.
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать ,а не иначе.
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
- Подумайте над этими словами.
Поразмышляйте, зачем же человек рождается
Проявление
интереса к
необычному уроку и
материалу изучения.
Дети сидят в 4
группах по 5
человек
Участвуют в
диалоге, отвечают
на вопросы
Дети вместе с
учителем
поднимают руки
вверх,
представляют, что
над ними горит
звезда добра и
мысленно зажигают
ее.
Все хором
произносят слова
«Звезда добра,
звезда добра
сверкай, гори, свети
Слайд№2
Слайд3 (звезда
добра)
Слайд №4 Человек
рождается
На слайде вопрос
Зачем рождается
человек?
Проявление
положительного
отношения к
предстоящей
деятельности,
формирование
мотивации к
ознакомлению
нового материала.
Личностные УУД
Проявлять интерес к
совместной работе,
развивать навыки
сотрудничества
Коммуникативные
УУД
Уметь оформлять
свои мысли в устной
форме, строить
логические цепи
рассуждений
на свет?
всегда!»
2.
Определение
темы и цели
урока
- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на
занятии?
Попробуйте определить тему и поставить цель
перед собой.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся
ответить на вопрос»Зачем человек рождается на
свет?»
У кого есть какие предположения?
Дети формулируют
тему урока, цель и
задачи
Слайд№5
(Появляется тема
урока)
Регулятивные УУД
Умение определять
задачи, тему и цели
урока.Умение
обобщать, делать
выводы
3.
Актуализация
знаний
Кот Леопольд передал вам цветы, сделанные из
бумаги. Но лепестки у них белые. В течение
урока мы украсим эти лепестки, выполняя
определенные задания.
– Что же такое добро?
-Назовите антоним к слову «добро»
- Ребята, как вы думаете, где живёт доброта?
_Напишите в группах по одному слову на
лепестке , которое относится к теме урока.
Прикрепите лепестки на доске в один цветок.
Что у вас получилось?
-Заполните кроссворд. И те, кто справится с
этим заданием раскрасьте один лепесток у себя
на столе.
Если справились с заданием ,или у вас
возникли вопросы , используйте смайлики
Дети учатся ценить
и принимать
базовые ценности
« добро»,
«доброта».
Две пары работают
с толковыми
словарями, находят
лексическое
значение слова
«доброта»
Дети пишут слова
на лепестках,
объясняя их
значение
Работа в группах с
кроссвордом. Одна
группа обсуждают
и пишут
лексическое
значение слов на
экране.
Два ученика в паре
читают 1,2 абзацы в
учебнике с.86,
делятся
Слайд 6
На экране
появляются слова
на
сердце :«доброта»,»
любовь»,
«нежность»,
«сострадание»,
«милосердие»,
«толерантность»
Коммуникативные
УУД
Умение чётко и ясно
излагать свои
мысли, выстраивать
речевые
конструкции в
форме ответов и
вопросов
Использовать
имеющиеся знания и
опыт (Регулятивные
УУД)
Регулятивные УУД
Уметь
самостоятельно
определять
последовательность
действий, работать
по заданной
траектории.
информацией с
одноклассниками
4.
Этап
исследования
Учитель включает песню «Если добрый ты…»,
которую поёт Кот Леопольд
-Обсудите, пожалуйста ,в группах:
1.-Почему добрым быть на свете –это хорошо?
2.-Легко ли быть добрым?
3.- От чего зависит доброта?
4.- Какие качества присущи доброму человеку?
(после выполнения задания раскрашивают
другой лепесток)
Учитель создает детям проблемные ситуации
-Закройте глаза.
Каким вы видите мир?
Закройте уши. А я вам буду говорить ,что-то
интересное и увлекательное.
-Уберите за спину руки. Попробуйте что-то
взять.
-Какой вывод можно сделать , побывав в таких
ситуациях?
Дети на доске
создают кластер
(в середине
написано слово
«доброта»)
Дети выполняют
задания
Делают вывод о
том, что нужно быть
толерантным по
отношению к людям
с ОВЗ
Слайд 7 (можно
использовать
караоке, чтобы дети
подпевали)
Коммуникативные
УУД
чётко и понятно
формулировать свои
мысли, умение
слушать и слышать
других.
Познавательные
УУД
Ориентироваться в
своей системе
знаний,
необходимых для
выполнения задания.
Личностные УУД
Проявлять интерес к
совместной работе,
к ведению диалога,
развивать навыки
сотрудничества
5.
Творческая
работа в
группах
-Придумайте ситуацию ,если возможно
инсценируйте её . Листочки с ситуацией у вас
на парте.
1.
Потерян смысл слова «Доброта»
Ведь нынче с целью все поступки…
«Да, друг, я помогу тебе сполна,
А ты мне сделаешь уступки!»
2.А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова- дела важны?
Слова- словами, а дела- делами !
Дети работают в
группах, обсуждают
то, какой может
быть ситуация к
данным словам
Четвертая группа
дописывает к
буквам слова:
Д-
О-
Б-
Р-
О-
Слайд 8 с буквами в
столбик
Д-
О-
Б-
Р-
О-
Т-
А-
Регулятивные УУД
Уметь
самостоятельно
определять
последовательность
действий, работать
по заданию
Коммуникативные
УУД
Уметь оформлять
3..Добрым быть совсем не просто!
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник , не конфета.
Дорогой доброты иди
И за собой друзей веди!
(После выполнения задания красят лепесток)
Т-
А-
свои мысли в форме
устного ответа.
Строить логическое
рассуждение. Уметь
оформлять свою
работу
6.
Физминутка
Учитель включает песню «Что такое доброта?»
исполняет группа «Барбарики»
Дети под песню
выполняют
соответствующие
движения
Видео. Исполнение
песни
Регулятивные УУД
умение
одновременно
удерживать
несколько видов
деятельности:
двигательную,
речевую,
мыслительную.
7.
Осмысление
изученного
материала
,глубины его
понимания
- Ребята, а как вы думаете, для чего человеку
нужны руки?
- Кто может найти связь между словами «руки»
и «доброта»?
- Я хочу вам прочитать небольшую сказку про
Солнышко
Про Солнышко
Жило – было Солнышко. Жило оно на небе,
умывалось дождиком, а спало в мягком облачке:
ляжет на одно облако, а другим укроется. Уснет
Солнышко, и темно станет в лесу, холодно. И
всем зверятам станет невесело и даже чуть-чуть
страшно. И бегут они к себе домой: в норку, в
берлогу, в гнездышко. И тоже засыпают А когда
Солнышко просыпалось, оно улыбалось так
весело, так радостно, что всем становилось
светло. Все просыпались, радовались, играли.
Все любили Солнышко. И Солнышко всех
Ответы детей
Дети надевают на
голову шапочки с
солнышком ,
сделанные своими
руками на уроке
технологии ,
обнимают друг
друга и говорят
добрые слова
Слайд 9
Солнышко со
зверятами
Познавательные
УУД
Проявлять интерес к
полученным
знаниям, уметь
высказывать
предположения
Личностные УУД
Определение
внутренней позиции
любило. Протянет свои ручки-лучики и всех
обнимет, погладит по головке, согреет.
-И нас с вами согреет Солнышко? И мы давайте
друг друга обнимем, согреем.
- Какой вывод можно сделать из этой сказки?
(Раскрашивают лепесток)
Дети обсуждают в
парах и делают
вывод. (Нужно быть
добрым не только к
людям, но и ко всем
на планете)
8.
Домашнее
задание
-Найти пословицы и поговорки о доброте,
объяснить их смысл. Придумать ситуацию к
одной из них. С помощью одноклассников
попробуй её инсценируй или напиши мини –
сказку о добре.
Учащиеся могут
предложить свой
вариант д/з
Слайд 10 (задание)
Познавательные
УУД
Ориентироваться в
своей системе
знаний: оценивать
уровень своих
знаний,
необходимых для
выполнения
предложенных
заданий
9.
Рефлексия
(подведение
итогов
деятельности)
- Придумайте фамилии с корнем –добр-
-Попробуйте в парах сочинить стихотворение о
доброте. Подсказки на слайде.
……………доброта?
………………….красота.
…………………дружба
………………..нужно
- Возьмите лист белой бумаги , нарисуйте
доброту, как вы её себе представляете.
- Какие цветы у вас получились? На какой
цветок они похожи?
-Кому бы вы посвятили последний лепесток?
Почему?
Дети выполняют ,по
желанию
соединяясь парами
(Три пары)
Дети рисуют
-На цветик –
семицветик.
Дети прикрепляют
свои цветики –
семицветики на
доску
Слайд 11
Кот Леопольд со
словами :
«Доброта у каждого
в сердце.
Доброта начинается
с детства .
С вами вместе
растет доброта,
Это нашей души
красота!»
Регулятивные УУД
Выделять и
осознавать
учащимися того, что
усвоено на уроке,
определять степень
успешности своей
работы и работы
одноклассников
Приложение
1.Стихотворение
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты?
2. Стихотворение
Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать ,а не иначе.
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи.
3.Кроссворд
1.
Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений
человека.
2.
Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.
3.
Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
4.
Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
5.
Пожелание добра.
6.
Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.
7.
Близкие отношения, основанные на доверии.
Зашифрованное слово – ДОБРОТА – отзывчивость, душевное расположение к
людям, стремление сделать добро другим.
4.Смайлики
Готово!
Возник вопрос!
5.Строки для ситуации
1.
Потерян смысл слова «Доброта»
Ведь нынче с целью все поступки…
«Да, друг, я помогу тебе сполна,
А ты мне сделаешь уступки!»
2.А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова- дела важны?
Слова- словами, а дела- делами !
3..Добрым быть совсем не просто!
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник , не конфета.
Дорогой доброты иди
И за собой друзей веди!
6.Листочки для сочинения стихотворения
………………..доброта?
….………………красота.
…………………дружба
…………………..нужно
7.Сказка про Солнышко
Про Солнышко
Жило – было Солнышко. Жило оно на небе, умывалось дождиком, а спало в мягком облачке: ляжет на одно облако, а другим
укроется. Уснет Солнышко, и темно станет в лесу, холодно. И всем зверятам станет невесело и даже чуть-чуть страшно. И
бегут они к себе домой: в норку, в берлогу, в гнездышко. И тоже засыпают А когда Солнышко просыпалось, оно улыбалось
так весело, так радостно, что всем становилось светло. Все просыпались, радовались, играли. Все любили Солнышко. И
Солнышко всех любило. Протянет свои ручки-лучики и всех обнимет, погладит по головке, согреет.
8.Шапочки на голову