Автор: Гусева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С № 14 "Умка"
Населённый пункт: г.Мегион, ХМАО-Югра
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Программа дополнительного образования художественно-эстетического развития дошкольников "Волшебная иголочка" (изонить)"
Раздел: дошкольное образование
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Волшебная иголочка» (изонить)
Пояснительная записка
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребѐнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления
личности. На протяжении дошкольного периода у ребѐнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности,
например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки
творческих способностей присущи любому ребѐнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо
развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребѐнка появляются и развиваются творческое вооб -
ражение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека. Отсутствие целенаправленного развития творческих способ-
ностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к еѐ неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и ду-
ховными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе в условиях современной жизни.
Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоциональ-
но сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребѐнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить разви -
тие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребѐнок.
Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы еѐ организации разнообразны и
результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей:
занятия изонитью.
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника
может быть использована на занятиях с детьми в подготовительной к школе группе детского сада при подготовке их к обучению в школе. Техника изонити способствует
развитию творческих способностей, она дает большие возможности в изучении композиции, развивает художественный вкус. Выбор цветовой гаммы для композиции
развивает цветовое восприятие детей и имеет большое эстетическое значение. Работа воспитывает аккуратность и трудолюбие, причем труд носит творческий характер.
Очень важно, что все работы, выполненные в этой технике, не делаются просто так, а имеют практическое значение (для оформления интерьера, закладки, открытки др.)
Новизна системы работы заключается в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует изонить для развития у ребенка математических
представлений, речи, мелкой моторики, абстрактного мышления.
Педагогическая целесообразность разработки данной системы заключается в идее использования изонити - одного из видов прикладного искусства, как эффектив-
ного средства при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей.
Настоящая программа описывает курс подготовки по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 6-7 лет. Она разработана на основе обя -
зательного минимума содержания данной темы для МДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.
Цель программы – выработка у детей старшего дошкольного возраста художственных умений и навыков в декоративно-прикладном искусстве изонить.
Задачи программы:
Обучающие:
научить приёмам заполнения основных фигур в изонити (угол, круг);
научить выполнять работы в технике изонить.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в коллективе;
воспитывать аккуратность;
привитие детям интереса и любви к декоративно-прикладному искусству.
Развивающие:
развитие познавательного интереса;
развивать трудолюбие, терпение, усидчивость;
развивать творческие способности т ьворческое мышление.
Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:
- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- сенсорного восприятия;
- глазомера;
- логического мышления;
- воображения;
- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.;
- художественных способностей и эстетического вкуса.
Цикл занятий состоит из двух разделов:
1. овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование образов с их использованием;
2. изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование образов с их использованием.
Методы, приемы и форма работы.
Словесные методы: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, художественное слово (загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки).
Чтобы создать интерес к определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным
спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд – все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей,
используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла».
Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как
следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).
Наглядные методы: показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.
Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то но -
вым конструктивным приемом.
Практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязать узелок, умение работать с трафаретом, заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в
картину (панно).
Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения
различных по содержанию работ.
Дидактический материал:
- иллюстрации;
- образцы работ;
- схемы (техника заполнения фигур);
- стихи, загадки.
Инструменты, необходимые для работы:
- плотный картон или бархатная бумага;
- шелковые нити различного цвета (швейные, мулине, ирис);
- игла с широким ушком;
- шило короткое;
- ножницы;
- циркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши;
- линейка;
- клей ПВА;
- копировальная бумага или калька;
- трафареты, кусок линолеума;
- скотч бумажный.
Ожидаемые результаты:
1. приобретение практических навыков по владению шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами;
2. овладение техникой изонити;
3. обогащение активного и пассивного словаря детей;
4. получение опыта рисования и ручного труда;
5. закрепление полученных ранее знаний о геометрических фигурах, счёте;
6. развитие воображение;
7. развитие мелкой моторики рук.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25-30 минут. Количество детей в группе не
более 14 человек, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасно-
сти. Так как в группе большое колличество детей, то занятие проводятся по подгруппам: 1 и 3 неделя месяца – 1 подгруппа, 2 и 4 неделя – 2 подгруппа. Общее количе-
ство учебных занятий в год – 24.
Формы подведения итогов: Оформление выставочного стенда в ДОУ; Участие в муниципальных, региональных выставках и конкурсах.
Работа с родителями: Консультация для родителей «Изонить, как один из видов прикладного искусства»; Семинар-практикум «Рисуем нитью»; выступление на ро-
дительском собрании.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Критерии и методика диагностики знаний и умений детей программы:
Низкий уровень: затрудняется в отсчитывании заданного количества точек; плохо ориентируется на плоскости; не всегда правильно определяет величину изобра-
жения в зависимости от размера картона; мелкая моторика рук развита плохо; затрудняется в понятиях: холодные и теплые тона; с трудом подбирает цвет к фону; разли -
чает лицевую и изнаночную сторону изделия; затрудняется в различении толщины ниток; плохо владеет иголкой, ниткой, шилом; с трудом завязывает узелок и закреп-
лять нитку в работе; в работе не всегда использует карты со схемами; низкая самостоятельность в деятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат тру-
да низкого качества; не всегда выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом и иголкой (хранить иглу только в игольнице и с ниткой; нельзя ронять
иглу на пол; передавать друг другу только тупым концом вперед; нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту; нитку нельзя откусывать зубами; нельзя держать нож-
ницы острыми концами вверх; передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед).
Средний уровень: испытывает затруднения в отсчитывании количество заданных точек; ориентируется на плоскости; правильно определяет величину изображения
в зависимости от размера картона; путается в понятиях: холодные и теплые тона; подбирает цвет к фону; подбирает контрастные цвета, оттеняющие друг друга, с помо -
щью педагога; мелкая моторика развита хорошо; различает толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия; владеет иголкой, ниткой, шилом; завязывает узел-
ки, закрепляет нитку в работе; в работе использует карты со схемами; высокая самостоятельность в деятельности; качество результата высокое, но без элементов новизны
или близкий перенос, недостаточно самостоятельности для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); за-
мысел реализован частично; знает и выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом и иголкой, но необходимы напоминания педагога.
Высокий уровень: легко ориентируется на плоскости, в направлениях (вверх, вниз, вправо, влево); отсчитывает заданное количество точек; правильно определяет
величину изображения в зависимости от размера картона; хорошо развито цветовое восприятие, мелкая моторика рук развита хорошо; легко подбирает цвет к фону; под -
бирает контрастные цвета, оттеняющие друг друга; легко различает толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия; владеет иголкой, ниткой, шилом; завязыва-
ет узелки, закрепляет нитку в работе; в работе использует карты со схемами; развитые комбинаторные умения, полная самостоятельность; результат высокого качества,
оригинален или с элементами новизны; знает и выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом и иголкой.
Таблица маниторинга детской компетентности:
№
п/п
Критерии оценивания
знаний и умений
детей
Фамилия,
имя ребенка
Ориентируется на
плоскости, в
направлениях (вверх,
вниз, вправо, влево).
Отсчитывает заданное
количество точек.
Определяет величину
изображения в
зависимости от размера
картона
Подбирает цвет к фону;
подбирает контрастные
цвета, оттеняющие друг
друга.
Различает толщину ниток,
изнаночную и лицевую
стороны изделия.
Владеет иголкой, ниткой,
шилом.
Завязывает узелки,
закрепляет нитку в работе.
В работе использует карты
со схемами.
Развитые комбинаторные
умения, полная
самостоятельность.
Результат высокого
качества, оригинален или
с элементами новизны.
Знает и выполняет
правила безопасного
пользования ножницами,
шилом и иголкой.
Учебно-тематический план:
Неделя
Тема
Содержание
Количество
часов
Номер
подгруппы
Сентябрь
1
«Волшебная ниточ-
ка»
(диагностика)
Познакомить детей с техникой изонить, основными принципами и особенностями работы. Озна-
комить с техникой безопасности при работе с инструментами, необходимыми для занятий изонитью.
Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.
0,25
1
2
0,25
2
3
«Волшебная ниточ-
ка»
(диагностика)
Продолжать знакомить с техникой изонить, основными принципами и особенностями работы. Закре-
пить знания детей о технике безопасности при работе с инструментами, необходимыми для занятий
изонитью. Ввести понятия: «угол», «вершина», «левая сторона угла», «правая сторона угла».
0,25
1
4
0,25
2
Октябрь
1
«Морковка»
Обучать умениям отличать лицевую и изнаночную стороны изделия. Закрепить умение вдевать нитки
в иголку, завязывать узелок. Познакомить детей с заполнением острого угла. Научить закреплять
нить после её окончания. Вспомнить названия овощей и их внешний вид. Закреплять понятия –
«угол», «вершина», «левая и правая стороны». Учить дорисовывать изображения после вышивки.
0,25
1
2
0,25
2
3
«Паук»
Закрепить умение выполнять тупой угол. Продолжать закреплять знания правил работы с изонитью.
Закреплять умение фиксировать нить после её окончания. Учить подбирать цвет нитей для работы.
Продолжать учить дорисовывать изображение после вышивки.
0,25
1
4
0,25
2
Ноябрь
1
«Грибок»
Закреплять умение отличать лицевую и изнаночную стороны. Закреплять понятия: «угол», «верши-
на», «левая и правая стороны угла». Формировать у детей чувства цвета.
0,25
1
2
0,25
2
3
«Зонтик»
Совершенствовать умение отличать лицевую и изнаночную стороны изделия. Закрепить умение вде-
вать нитки в иголку, завязывать узелок. Закрепить понятия: «угол», «вершина», «левая и правая сто-
роны». Закрепить умения заполнения тупого угла. Продолжать учить дорисовывать изображение по-
сле вышивки.
0,25
1
4
0,25
2
Декабрь
1
«Ёлочка»
Обучить детей умению работы с шилом, вспомнить правила с колющими предметами. Закрепить
умения заполнения тупого угла. Упражнять в использовании трафаретов.
0,25
1
2
0,25
2
3
«Снежинка»
Учить анализировать готовую работу. Научить детей пользоваться линейкой, измерять линию, опре-
делять колличество отверстий на стороне угла. Закрепить навыков заполнения углов. Закрепить уме-
ние работы с шилом.
0,25
1
4
0,25
2
Январь
3
«Ёлочные шарики»
Познакомить детей со способом заполнения окружности, с правилами и последовательностью рабо-
ты с окружностями. Упражнять в использовании трафаретов.
0,25
1
4
«Снеговик»
Закреплять знания детей о способе заполнения окружности в технике изонити. Вспомнить правила и
последовательность работы с окружностями.
0,25
2
Февраль
1
«Парусник на вол-
нах»
Познакомить детей со способом заполнения завитков, с правилами и последовательностью работы с
завитками. Продолжать учить детей пользоваться линейкой, измерять расстояние в 1 и 0,5 см. Упраж-
нять детей в работе с шилом.
0,25
1
2
0,25
2
3
«Ваза»
Закреплять умение анализировать образец, как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Упражнять в
координации движений рук при прокалывании отверстий на расстоянии 0,5 см. Продолжать учить де-
тей подбирать нужный трафарет угла к рисунку. Закрепление правила работы с иголкой и нитью.
0,25
1
4
0,25
2
Март
1
«Цветы в вазе»
Составление изображений цветов из углов и окружностей. Учить самостоятельно подбирать цвет ни-
тей для работы.
0,25
1
2
0,25
2
3
«Сказочный домик»
Учить создавать образ сказочного домика, используя трафареты: углов, окружностей, завитков.
0,25
1
4
0,25
2
Апрель
1
«Космос»
Учить детей создавать рисунок по опорным точкам на изнаночной стороне картона и прокалывать от-
верстия по линейке.
0,25
1
2
0,25
2
3
«Узоры на тарелоч-
ке»
Познакомить детей с введением в изображение дополнительных нитей в виде длинных штрихов. Со-
вершенствовать умения детей самостоятельно дополнять или изменять рисунок.
0,25
1
4
0,25
2
Май
1
«Одуванчик на
лугу»
Учить детей создавать сюжетные композиции с использованием разных по величине окружностей.
0,25
1
2
0,25
2
3
«Птица»
Обучать детей плоскостному моделированию (создание из углов и окружностей образа птички при
использовании трафаретов). Закрепление навыков по заполнению углов и окружностей в технике
изонити.
0,25
1
4
0,25
2
Июнь
1
«Улитка»
Закрепить умения детей освоению техники выполнения завитков, познакомить с приемом накладыва-
ния длинных хорд на короткие, светлых нитей на темные. Развивать глазомер, мелкую моторику рук
детей.
0,25
1
2
0,25
2
3
«Девочка в сарафа-
не»
Соединяя окружность и разные углы, создать образ человека в длинной одежде. Совершенствовать
навыки выполнения в технике изонити углов и окружностей. Развивать умение подбирать цвет нитей
и основы для своей работы.
0,25
1
4
0,25
2
Июль
1
«Цыплята на трав-
ке»
Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине углы и окружности.
Закреплять умение правильно пользоваться иголкой.
0,25
1
2
0,25
2
3
«Солнышко»
Совершенствование навыков выполнение окружностей с разными хордами. Продолжать учить само-
стоятельно подборать цвета ниток.
0,25
1
4
0,25
2
Август
1
«Цветы»
Изготовление работ для выставки в галерее детского сада. Закреплять умения детей создавать сюжет-
ные композиции из углов и окружностей разной величины.
0,25
1
2
0,25
2
3
«Домик в лесу»
Совершенствовать умения детей создавать сюжетные композиции. Обучение умению из углов и
окружностей составлять изображение. Воспитание умения доводить начатое дело до конца.
0,25
1
4
0,25
2
Список используемой литературы:
1.
Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2010.–88 с.: ил. – (Ручная работа).
2.
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – 2-е изд., испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 48 с.: ил.
3.
Леонова О.В. Рисуем нитью: Оригинальные поделки в технике изонить. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 48 с.: ил. – (Серия «Не скучаем
дома!»).
4.
Лещинская Ю.С. Волшебная изонить / Ю.С. Лещинская. – Минск: Харвест, 2011. – 112 с.: ил. – (Постигаем шаг за шагом).
5.
Пиндер П. и др. Поздравительные открытки своими руками. /Авт.: П. Пиндер, Д. Гринвуд, Д. Крейн. Пер. с англ. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 88 с.: ил. –
(Ручная работа).