Напоминание

"Программа дополнительного образования художественно-эстетического развития дошкольников "Волшебная иголочка" (изонить)"


Автор: Гусева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С № 14 "Умка"
Населённый пункт: г.Мегион, ХМАО-Югра
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: "Программа дополнительного образования художественно-эстетического развития дошкольников "Волшебная иголочка" (изонить)"
Дата публикации: 10.05.2017
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Волшебная иголочка» (изонить)

Пояснительная записка

Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребѐнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления

личности. На протяжении дошкольного периода у ребѐнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности,

например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки

творческих способностей присущи любому ребѐнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо

развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребѐнка появляются и развиваются творческое вооб -

ражение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность понимать позицию другого человека. Отсутствие целенаправленного развития творческих способ-

ностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к еѐ неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и ду-

ховными ценностями. И как следствие – появления чувства неуверенности в себе в условиях современной жизни.

Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоциональ-

но сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребѐнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить разви -

тие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребѐнок.

Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы еѐ организации разнообразны и

результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей:

занятия изонитью.

Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника

может быть использована на занятиях с детьми в подготовительной к школе группе детского сада при подготовке их к обучению в школе. Техника изонити способствует

развитию творческих способностей, она дает большие возможности в изучении композиции, развивает художественный вкус. Выбор цветовой гаммы для композиции

развивает цветовое восприятие детей и имеет большое эстетическое значение. Работа воспитывает аккуратность и трудолюбие, причем труд носит творческий характер.

Очень важно, что все работы, выполненные в этой технике, не делаются просто так, а имеют практическое значение (для оформления интерьера, закладки, открытки др.)

Новизна системы работы заключается в том, что ни одна программа дошкольного образования не использует изонить для развития у ребенка математических

представлений, речи, мелкой моторики, абстрактного мышления.

Педагогическая целесообразность разработки данной системы заключается в идее использования изонити - одного из видов прикладного искусства, как эффектив-

ного средства при подготовке ребенка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных способностей.

Настоящая программа описывает курс подготовки по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 6-7 лет. Она разработана на основе обя -

зательного минимума содержания данной темы для МДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.

Цель программы – выработка у детей старшего дошкольного возраста художственных умений и навыков в декоративно-прикладном искусстве изонить.

Задачи программы:

Обучающие:

научить приёмам заполнения основных фигур в изонити (угол, круг);

научить выполнять работы в технике изонить.

Воспитательные:

воспитывать умение работать в коллективе;

воспитывать аккуратность;

привитие детям интереса и любви к декоративно-прикладному искусству.

Развивающие:

развитие познавательного интереса;

развивать трудолюбие, терпение, усидчивость;

развивать творческие способности т ьворческое мышление.

Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:

- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

- сенсорного восприятия;

- глазомера;

- логического мышления;

- воображения;

- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.;

- художественных способностей и эстетического вкуса.

Цикл занятий состоит из двух разделов:

1. овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование образов с их использованием;

2. изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование образов с их использованием.

Методы, приемы и форма работы.

Словесные методы: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, художественное слово (загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки).

Чтобы создать интерес к определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным

спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд – все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей,

используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла».

Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как

следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).

Наглядные методы: показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.

Детям старшего дошкольного возраста образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то но -

вым конструктивным приемом.

Практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязать узелок, умение работать с трафаретом, заполнять угол, окружность, оформлять свою вышивку в

картину (панно).

Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения

различных по содержанию работ.

Дидактический материал:

- иллюстрации;

- образцы работ;

- схемы (техника заполнения фигур);

- стихи, загадки.

Инструменты, необходимые для работы:

- плотный картон или бархатная бумага;

- шелковые нити различного цвета (швейные, мулине, ирис);

- игла с широким ушком;

- шило короткое;

- ножницы;

- циркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши;

- линейка;

- клей ПВА;

- копировальная бумага или калька;

- трафареты, кусок линолеума;

- скотч бумажный.

Ожидаемые результаты:

1. приобретение практических навыков по владению шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами;

2. овладение техникой изонити;

3. обогащение активного и пассивного словаря детей;

4. получение опыта рисования и ручного труда;

5. закрепление полученных ранее знаний о геометрических фигурах, счёте;

6. развитие воображение;

7. развитие мелкой моторики рук.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25-30 минут. Количество детей в группе не

более 14 человек, определено тем, что на занятиях дети работают с колющими и режущими предметами и необходимо строгое соблюдение правил техники безопасно-

сти. Так как в группе большое колличество детей, то занятие проводятся по подгруппам: 1 и 3 неделя месяца – 1 подгруппа, 2 и 4 неделя – 2 подгруппа. Общее количе-

ство учебных занятий в год – 24.

Формы подведения итогов: Оформление выставочного стенда в ДОУ; Участие в муниципальных, региональных выставках и конкурсах.

Работа с родителями: Консультация для родителей «Изонить, как один из видов прикладного искусства»; Семинар-практикум «Рисуем нитью»; выступление на ро-

дительском собрании.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

Критерии и методика диагностики знаний и умений детей программы:

Низкий уровень: затрудняется в отсчитывании заданного количества точек; плохо ориентируется на плоскости; не всегда правильно определяет величину изобра-

жения в зависимости от размера картона; мелкая моторика рук развита плохо; затрудняется в понятиях: холодные и теплые тона; с трудом подбирает цвет к фону; разли -

чает лицевую и изнаночную сторону изделия; затрудняется в различении толщины ниток; плохо владеет иголкой, ниткой, шилом; с трудом завязывает узелок и закреп-

лять нитку в работе; в работе не всегда использует карты со схемами; низкая самостоятельность в деятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат тру-

да низкого качества; не всегда выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом и иголкой (хранить иглу только в игольнице и с ниткой; нельзя ронять

иглу на пол; передавать друг другу только тупым концом вперед; нельзя вкалывать иглу в одежду, держать во рту; нитку нельзя откусывать зубами; нельзя держать нож-

ницы острыми концами вверх; передавать друг другу ножницы можно только кольцами вперед).

Средний уровень: испытывает затруднения в отсчитывании количество заданных точек; ориентируется на плоскости; правильно определяет величину изображения

в зависимости от размера картона; путается в понятиях: холодные и теплые тона; подбирает цвет к фону; подбирает контрастные цвета, оттеняющие друг друга, с помо -

щью педагога; мелкая моторика развита хорошо; различает толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия; владеет иголкой, ниткой, шилом; завязывает узел-

ки, закрепляет нитку в работе; в работе использует карты со схемами; высокая самостоятельность в деятельности; качество результата высокое, но без элементов новизны

или близкий перенос, недостаточно самостоятельности для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); за-

мысел реализован частично; знает и выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом и иголкой, но необходимы напоминания педагога.

Высокий уровень: легко ориентируется на плоскости, в направлениях (вверх, вниз, вправо, влево); отсчитывает заданное количество точек; правильно определяет

величину изображения в зависимости от размера картона; хорошо развито цветовое восприятие, мелкая моторика рук развита хорошо; легко подбирает цвет к фону; под -

бирает контрастные цвета, оттеняющие друг друга; легко различает толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия; владеет иголкой, ниткой, шилом; завязыва-

ет узелки, закрепляет нитку в работе; в работе использует карты со схемами; развитые комбинаторные умения, полная самостоятельность; результат высокого качества,

оригинален или с элементами новизны; знает и выполняет правила безопасного пользования ножницами, шилом и иголкой.

Таблица маниторинга детской компетентности:

п/п

Критерии оценивания

знаний и умений

детей

Фамилия,

имя ребенка

Ориентируется на

плоскости, в

направлениях (вверх,

вниз, вправо, влево).

Отсчитывает заданное

количество точек.

Определяет величину

изображения в

зависимости от размера

картона

Подбирает цвет к фону;

подбирает контрастные

цвета, оттеняющие друг

друга.

Различает толщину ниток,

изнаночную и лицевую

стороны изделия.

Владеет иголкой, ниткой,

шилом.

Завязывает узелки,

закрепляет нитку в работе.

В работе использует карты

со схемами.

Развитые комбинаторные

умения, полная

самостоятельность.

Результат высокого

качества, оригинален или

с элементами новизны.

Знает и выполняет

правила безопасного

пользования ножницами,

шилом и иголкой.

Учебно-тематический план:

Неделя

Тема

Содержание

Количество

часов

Номер

подгруппы

Сентябрь

1

«Волшебная ниточ-

ка»

(диагностика)

Познакомить детей с техникой изонить, основными принципами и особенностями работы. Озна-

комить с техникой безопасности при работе с инструментами, необходимыми для занятий изонитью.

Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок.

0,25

1

2

0,25

2

3

«Волшебная ниточ-

ка»

(диагностика)

Продолжать знакомить с техникой изонить, основными принципами и особенностями работы. Закре-

пить знания детей о технике безопасности при работе с инструментами, необходимыми для занятий

изонитью. Ввести понятия: «угол», «вершина», «левая сторона угла», «правая сторона угла».

0,25

1

4

0,25

2

Октябрь

1

«Морковка»

Обучать умениям отличать лицевую и изнаночную стороны изделия. Закрепить умение вдевать нитки

в иголку, завязывать узелок. Познакомить детей с заполнением острого угла. Научить закреплять

нить после её окончания. Вспомнить названия овощей и их внешний вид. Закреплять понятия –

«угол», «вершина», «левая и правая стороны». Учить дорисовывать изображения после вышивки.

0,25

1

2

0,25

2

3

«Паук»

Закрепить умение выполнять тупой угол. Продолжать закреплять знания правил работы с изонитью.

Закреплять умение фиксировать нить после её окончания. Учить подбирать цвет нитей для работы.

Продолжать учить дорисовывать изображение после вышивки.

0,25

1

4

0,25

2

Ноябрь

1

«Грибок»

Закреплять умение отличать лицевую и изнаночную стороны. Закреплять понятия: «угол», «верши-

на», «левая и правая стороны угла». Формировать у детей чувства цвета.

0,25

1

2

0,25

2

3

«Зонтик»

Совершенствовать умение отличать лицевую и изнаночную стороны изделия. Закрепить умение вде-

вать нитки в иголку, завязывать узелок. Закрепить понятия: «угол», «вершина», «левая и правая сто-

роны». Закрепить умения заполнения тупого угла. Продолжать учить дорисовывать изображение по-

сле вышивки.

0,25

1

4

0,25

2

Декабрь

1

«Ёлочка»

Обучить детей умению работы с шилом, вспомнить правила с колющими предметами. Закрепить

умения заполнения тупого угла. Упражнять в использовании трафаретов.

0,25

1

2

0,25

2

3

«Снежинка»

Учить анализировать готовую работу. Научить детей пользоваться линейкой, измерять линию, опре-

делять колличество отверстий на стороне угла. Закрепить навыков заполнения углов. Закрепить уме-

ние работы с шилом.

0,25

1

4

0,25

2

Январь

3

«Ёлочные шарики»

Познакомить детей со способом заполнения окружности, с правилами и последовательностью рабо-

ты с окружностями. Упражнять в использовании трафаретов.

0,25

1

4

«Снеговик»

Закреплять знания детей о способе заполнения окружности в технике изонити. Вспомнить правила и

последовательность работы с окружностями.

0,25

2

Февраль

1

«Парусник на вол-

нах»

Познакомить детей со способом заполнения завитков, с правилами и последовательностью работы с

завитками. Продолжать учить детей пользоваться линейкой, измерять расстояние в 1 и 0,5 см. Упраж-

нять детей в работе с шилом.

0,25

1

2

0,25

2

3

«Ваза»

Закреплять умение анализировать образец, как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Упражнять в

координации движений рук при прокалывании отверстий на расстоянии 0,5 см. Продолжать учить де-

тей подбирать нужный трафарет угла к рисунку. Закрепление правила работы с иголкой и нитью.

0,25

1

4

0,25

2

Март

1

«Цветы в вазе»

Составление изображений цветов из углов и окружностей. Учить самостоятельно подбирать цвет ни-

тей для работы.

0,25

1

2

0,25

2

3

«Сказочный домик»

Учить создавать образ сказочного домика, используя трафареты: углов, окружностей, завитков.

0,25

1

4

0,25

2

Апрель

1

«Космос»

Учить детей создавать рисунок по опорным точкам на изнаночной стороне картона и прокалывать от-

верстия по линейке.

0,25

1

2

0,25

2

3

«Узоры на тарелоч-

ке»

Познакомить детей с введением в изображение дополнительных нитей в виде длинных штрихов. Со-

вершенствовать умения детей самостоятельно дополнять или изменять рисунок.

0,25

1

4

0,25

2

Май

1

«Одуванчик на

лугу»

Учить детей создавать сюжетные композиции с использованием разных по величине окружностей.

0,25

1

2

0,25

2

3

«Птица»

Обучать детей плоскостному моделированию (создание из углов и окружностей образа птички при

использовании трафаретов). Закрепление навыков по заполнению углов и окружностей в технике

изонити.

0,25

1

4

0,25

2

Июнь

1

«Улитка»

Закрепить умения детей освоению техники выполнения завитков, познакомить с приемом накладыва-

ния длинных хорд на короткие, светлых нитей на темные. Развивать глазомер, мелкую моторику рук

детей.

0,25

1

2

0,25

2

3

«Девочка в сарафа-

не»

Соединяя окружность и разные углы, создать образ человека в длинной одежде. Совершенствовать

навыки выполнения в технике изонити углов и окружностей. Развивать умение подбирать цвет нитей

и основы для своей работы.

0,25

1

4

0,25

2

Июль

1

«Цыплята на трав-

ке»

Научить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине углы и окружности.

Закреплять умение правильно пользоваться иголкой.

0,25

1

2

0,25

2

3

«Солнышко»

Совершенствование навыков выполнение окружностей с разными хордами. Продолжать учить само-

стоятельно подборать цвета ниток.

0,25

1

4

0,25

2

Август

1

«Цветы»

Изготовление работ для выставки в галерее детского сада. Закреплять умения детей создавать сюжет-

ные композиции из углов и окружностей разной величины.

0,25

1

2

0,25

2

3

«Домик в лесу»

Совершенствовать умения детей создавать сюжетные композиции. Обучение умению из углов и

окружностей составлять изображение. Воспитание умения доводить начатое дело до конца.

0,25

1

4

0,25

2

Список используемой литературы:

1.

Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2010.–88 с.: ил. – (Ручная работа).

2.

Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – 2-е изд., испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 48 с.: ил.

3.

Леонова О.В. Рисуем нитью: Оригинальные поделки в технике изонить. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 48 с.: ил. – (Серия «Не скучаем

дома!»).

4.

Лещинская Ю.С. Волшебная изонить / Ю.С. Лещинская. – Минск: Харвест, 2011. – 112 с.: ил. – (Постигаем шаг за шагом).

5.

Пиндер П. и др. Поздравительные открытки своими руками. /Авт.: П. Пиндер, Д. Гринвуд, Д. Крейн. Пер. с англ. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 88 с.: ил. –

(Ручная работа).



В раздел образования