Автор: Бекирова Зульфия Фаритовна
Должность: учитель - дефектолог начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Казанская школа №172 для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: "Защита проектов по программам внеурочной деятельности для детей с овз."
Раздел: начальное образование
Выступление на педагогическом совете
По теме «Защита проектов по программам внеурочной деятельности»Учитель Муртазина А.Р.,Бекирова З.Ф. 2018-2019 уч.год
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа № 172 для детей
с ОВЗ»
Инновационные подходы к организации внеурочной дея-
тельности согласно требованиям ФГОС НОО для детей с
ОВЗ по зрению.
Выступление на педагогическом совете по теме:
Защита проектов по программам внеурочной деятельности для
детей с овз.
В рамках педагогической деятельности по реализации
комплексно-целевой программы развития ГБОУ «Казанская школа №172 для детей с ОВЗ» в пери-
од с 2017 по 2021 г.г. по методической теме школы «Инновационные технологии общедефекто-
логического принципа коррекционной направленности обучения в школе для детей с ОВЗ по
зрению».
Муртазина А.Р.
Учитель-дефектолог 1 кв.категории
Бекирова З.Ф.
Учитель-дефектолог 1 кв.категории
Март 2019 года.
1
Выступление на педагогическом совете
По теме «Защита проектов по программам внеурочной деятельности»Учитель Муртазина А.Р.,Бекирова З.Ф. 2018-2019 уч.год
Казань, 2019 год
Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех
сферах
государственной
и
общественной
жизни.
Глобальные
изменения
в
информационной,
коммуникационной,
профессиональной
и
других
сферах
современного
общества
требуют
корректировки
содержательных,
методических,
технологических
аспектов
образования,
пересмотра
прежних
ценностных
приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных
преобразований.
Образовательный
процесс
направлен
на
выполнение
социального
заказа
родителей, общества, государства.
Проектная методика как новая педагогическая личностно - ориентированная
технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:
- особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
-
чёткость,
ориентация
на
сознательное
развитие
критического
мышления
обучающихся.
Таким
образом,
проектная
методика
является
альтернативой
традиционному
подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и
их воспроизведении.
Одной
из
основополагающих
характеристик
современного
человека,
действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной
деятельности.
Проективная
(или
проектная)
деятельность
относится
к
разряду
инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе
соответствующей
технологии,
которую
можно
унифицировать,
освоить
и
усовершенствовать.
2
Выступление на педагогическом совете
По теме «Защита проектов по программам внеурочной деятельности»Учитель Муртазина А.Р.,Бекирова З.Ф. 2018-2019 уч.год
Целью
проектной
деятельности
является
понимание
и
применение
учащимися
знаний,
умений
и
навыков,
приобретенных
при
изучении
различных
предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель,
описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на
достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся
должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
-
Помощь
в
освоении
детьми
окружающей
действительности,
всесторонне
изучение ее;
- Умение анализировать и обобщать (креативность и критическое мышление);
- Умение наблюдать;
- Развитие воображения;
- Развитие внимания, памяти, речи;
- Формирование позитивного отношение к работе (учащийся должен проявлять
инициативу,
энтузиазм,
стараться
выполнить
работу
в
срок
в
соответствии
с
установленным планом и графиком работы).
Содержание проектной деятельности:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Принципы организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным для выполнения;
-
Создавать
необходимые
условия
для
успешного
выполнения
проектов
(формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
3
Выступление на педагогическом совете
По теме «Защита проектов по программам внеурочной деятельности»Учитель Муртазина А.Р.,Бекирова З.Ф. 2018-2019 уч.год
- Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной
ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом
этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
-
Обеспечить
руководство
проектом
со
стороны
педагогов
—
обсуждение
выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в
котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений —
рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае,
если
проект
не
представляет
собой
письменную
работу.
Учащийся
прибегает
к
помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать
свой
вклад
в
выполнение
проекта.
Каждый
участник
проекта
получает
индивидуальную оценку.
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной
форме.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
1.
Начинать
следует
всегда
с
выбора
темы
проекта,
его
типа,
количества
участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые
важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются
учащимися
с
подачи
учителя
(наводящие
вопросы,
ситуации,
способствующие
определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака”
с последующим коллективным обсуждением.
3.
Распределение
задач
по
группам,
обсуждение
возможных
методов
исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или
групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на
занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
4
Выступление на педагогическом совете
По теме «Защита проектов по программам внеурочной деятельности»Учитель Муртазина А.Р.,Бекирова З.Ф. 2018-2019 уч.год
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Вследствие нарушения зрения общения с миром видящих усвоение социального
опыта незрячими и слабовидящими детьми значительно затруднено, и тот обширный
познавательный
материал,
который
приобретается
зрячим
ребенком
спонтанно,
естественно и сравнительно легко, им дается при условии специального обучения и
серьезных волевых усилий.
Анализируя виды проектов можно сделать вывод, что при работе с данной категорией
детей разумным будет использование:
Игровых
проектов,
которые
способствуют
развитию
активности
в
силу
возможностей
и
способностей
детей,
творческих
способностей
детей,
развивают
эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки.
Практических проектов, которые
помогают осваивать детьми окружающую
действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать
различные
прикладные
предметы,
которые
могут
быть
использованы
в
реальной
жизни или используются.
Творческие проекты могут использоваться как подпроекты, и в основном в
группе с детьми с разными возможностями, так как некоторые роли сложны для
учащихся в силу их индивидуальных возможностей, а также отсутствует проявление
творческой инициативы, активности.
На
практике
любой
проект
представляет
собой
и
исследовательскую,
творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.
И, наконец, по продолжительности проведения проект может быть
средней продолжительности (от недели до месяца), либо долгосрочным (от месяца
до
нескольких
месяцев).
Это
обуславливается
низким
уровнем
познавательных
возможностей,
трудностями организации деятельности. А также
особенностями
личности: отсутствием инициативы и самостоятельности.
Особенности работы над проектом:
5
Выступление на педагогическом совете
По теме «Защита проектов по программам внеурочной деятельности»Учитель Муртазина А.Р.,Бекирова З.Ф. 2018-2019 уч.год
1.
Школьники с нарушением зрения
должна быть адаптирована и понятна для
учащихся (изучена ранее, например).
2.
Обобщение: Обучающиеся с нарушением зрения с трудом ориентируются в
сфере материально - технических средств.
3.
Причинно — следственные связи: Обучающиеся с нарушением зрения
с
трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями,
событиями,
поступками
людей.
Дети
не
умеют
выявлять
скрытые
причины
каких- либо явлений, событий. Они нередко смешивают причину с действием, с
целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями. Они
часто
отождествляют
причинно
-
следственные
связи
и
пространственно-
временные связи.
4.
Образный
материал
школьники
с
нарушением
зрения
непосредственно
запоминают менее успешнее, чем зрячие, так как у зрячих детей опыт богаче
(зрительное запоминание).
5.
В
информации
проекта
необходимо
выделить
наиболее
главные
(важные)
элементы, для более лучшего понимания исследования.
Отмеченные у слабовидящих детей искажения восприятия (неточность, недиф-
ференцированность, ошибочные версии) является зачастую нарушением сенсорных
механизмов анализа признаков воспринимаемых объектов (яркости, контраста, цвета,
формы и т.д.), связанным со снижением дифференциальной чувствительности и остро-
ты зрения. Значительное нарушение временной разрешающей способности приводит к
увеличению времени формирования сенсорного образа и, следовательно, к уменьше-
нию количества информации, принимаемой в единицу времени, замедляется темп и
ограничивается содержание восприятия. Развиваясь в соответствии с наиболее общи-
ми закономерностями, зрительное восприятие у слабовидящих детей в сравнении с
нормально видящими отличается некоторым своеобразием, являющимся следствием
формирования его в условиях нарушенного зрения. Это своеобразие проявляется в
сниженной активности восприятия, неполноте и неточности отражения, ограниченной
избирательности
восприятия,
слабой
апперцепции,
затруднениях
в
осмыслении
и
обобщении воспринимаемого
6
Выступление на педагогическом совете
По теме «Защита проектов по программам внеурочной деятельности»Учитель Муртазина А.Р.,Бекирова З.Ф. 2018-2019 уч.год
Качественные особенности проектной деятельности школьников как метода и
средства обучения:
Направленность
обучения
посредством
метода
проек-
тов на значимую практиче-
скую цель
Формирование
устойчивой
мотивации
учебно-
познавательной деятельности
Развитие
структуры
учебной
деятельности,
обобщенных способов и учебных действий
Развитие творческих способ-
ностей и творческого мыш-
ления
Формирование широкого переноса полученных
знаний, решения нестандартных ситуаций
Преодоление фрагментарно-
сти
содержания
учебных
предметов
Развитие эрудиции и широкого кругозора
Формирование эмоционально-ценностного отно-
шения к объектам познания и деятельности
Специфика исследовательской работы в школе для детей с нарушением зрения в
систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Главное для учителя – увлечь детей, вселить уверенность в своих силах.
И от того, как учитель выполнит свою роль на всех этапах – этапе погружения в
проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика,
поскольку ученикам с нарушением слуха не под силу сделать обобщение всего того,
что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к
умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом,
научным кругозором, аналитическим мышлением.
7
Выступление на педагогическом совете
По теме «Защита проектов по программам внеурочной деятельности»Учитель Муртазина А.Р.,Бекирова З.Ф. 2018-2019 уч.год
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной дея-
тельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной
ими работе.
Изучив данную технологию, можно сделать вывод, что использование метода
проектов в работе с детьми с нарушением зрения в полной мере невозможно.
Дети с нарушением зрения особенные, поэтому цели, задачи, организационные
формы, предполагаемые результаты нужно адаптировать, исходя из особенностей
воспитанников.
Темы проектов должны основываться сначала на воспроизведении ближайшего
окружения детей с нарушением зрения (семья, дом, друзья, изученный материал).
Лишь после этого постепенно тематика расширяется до воспроизведения обще-
ственной жизни (город, страна, космос и т.д.).
Особые требования необходимы в организации развивающей среды во время ра-
боты над проектом: предметно-развивающая среда должна быть максимально насы-
щена наглядным демонстративным и раздаточным материалом по теме проекта, что-
б ы ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впе-
чатлений, а также стимулировать ребенка на развитие, активно действовать в ней и
творчески ее видоизменять.
Ребенок с нарушением зрения не всегда способен рассказать о том, что узнал
другим. А ведь нужно не просто рассказать, надо защитить, доказать свою точку зре-
ния, выступить публично.
ВЫВОД:
Метод проектной деятельности можно и нужно использовать в работе с учащимися
с нарушением зрения. Этот метод особенно продуктивен в работе по формированию
познавательной компетентности у детей с ОВЗ.
Особая педагогическая значимость проектного метода:
он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает воз-
можность формирования собственного жизненного опыта ребенка с нарушением
зрения;
8
Выступление на педагогическом совете
По теме «Защита проектов по программам внеурочной деятельности»Учитель Муртазина А.Р.,Бекирова З.Ф. 2018-2019 уч.год
это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
проектирование позволяет решать задачи коррекционно-развивающего процесса,
не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя
познавательные интересы.
9
Выступление на педагогическом совете
По теме «Защита проектов по программам внеурочной деятельности»Учитель Муртазина А.Р.,Бекирова З.Ф. 2018-2019 уч.год
Этапы
работы
над
проек-
том
10
Этапы
работы
над
проектом
Цели и задачи
Деятельность учителя
Деятельность
у ч а-
щихся
Деятельность
роди-
телей
1. Погружение в проект
Цель – подготовка уча-
щихся к проектной дея-
тельности.
Задачи:
– определение пробле-
мы,
темы
и
ц е л е й
проекта в ходе совмест-
ной деятельности педа-
гога и обучающихся;
–
создание
г руп п ы
(групп)
учащихся
для
работы над проектом.
Отбирает
возможные
темы и предлагает их
учащимся.
Побуждает у учащихся
интерес к теме проек-
та.
Помогает сформулиро-
вать:
• проблему проекта;
•
сюжетную
ситуа-
цию;
• цель и задачи.
Мотивирует
учащихся
к
обсуждению,
созда-
нию проекта.
Организует поиск уча-
щимися
оптимального
способа
достижения
поставленных
целей
проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Консультирует
уча-
щихся при постановке
цели и задач, при необ-
ходимости корректиру-
ет их формулировку.
Формирует
необходи-
мые
специфические умения
и навыки.
Осуществляют
вжива-
ние в ситуацию.
О б с у ж д а ю т
т е м у
проекта,
предмет
ис-
следования
с
у ч и-
телем.
Получают
дополни-
тельную информацию.
Определяют
свои
по-
требности.
Принимают
в
составе
группы (или самостоя-
тельно)
решение
по
поводу темы (подтем)
проекта
и
аргументи-
руют свой выбор.
Осуществляют:
•
анализ ресурсов и
поиск
оптимального
способа
достижения
цели проекта;
• личностное присвое-
ние проблемы.
Формулируют
(инди-
видуально
или
в
ре-
зультате обсуждения в
группе) цель проекта.
Помогают в выборе те-
м ат и ч е с ко го
п о л я ,
темы;
в
формулировке
проблемы, цели и задач
проекта.
Мотивируют детей.
2.
Планирование
дея-
тельности
Цель – пооперационная
разработка
проекта
с
указанием перечня кон-
кретных действий и ре-
зультатов, сроков и от-
ветственных.
Задачи:
– определение источни-
к о в
и н ф о р м а ц и и ,
способов сбора и ана-
Направляет
процесс
поиска
информации
учащимися (при необ-
ходимости
помогает
определить круг источ-
ников информации, ре-
комендует экспертов).
Предлагает учащимся:
• различные варианты
и способы хранения и
Осуществляют:
•
поиск, сбор, систе-
матизацию
и
анализ
информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей
в группе;
• планирование рабо-
ты;
•
выбор
формы
и
Консультируют
в
про-
цессе поиска информа-
ции.
Оказывают
помощь
в
выборе
способов
хра-
нения
и
систематиза-
ции собранной инфор-
мации,
в
составлении
плана предстоящей дея-
тельности.