Автор: Павленко Наталья Степановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Шипицинская СОШ"
Населённый пункт: Чистоозерного района Новосибирской области
Наименование материала: Рабочая программа курса "Математический калейдоскоп"
Тема: Содержание рабочей программы в соответствии с ФГОС.
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чистоозерного района Новосибирской области
«Шипицинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО
решением методического
объединения
учителей___________________
Протокол от
СОГЛАСОВАНО
Ответственная за УВР
_____________Н.С. Павленко
Рабочая программа
курса по математике
«Математический калейдоскоп»
для обучающихся
7 класса
Срок освоения: 1 год (7класс)
Составитель : учитель математики
Павленко Н.С
2019г
1.
Пояснительная записка
Цели курса:
- развитие интереса обучающихся к математике;
-развитие математического кругозора, мышления, исследовательских
умений;
- интеллектуальное
развитие
учащихся,
формирование
качеств
мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи курса:
-усвоение математической терминологии и символики;
-формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
-развитие познавательного интереса;
-содействие воспитанию активности личности, культуры общения и
нормативного поведения в социуме.
Рабочая программа курса «Математическая мозаика» рассчитана на срок
освоения в течение одного года обучения в объёме 35 часов и
предназначена для обучающихся 7 класса основной школы.
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний
учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической
культуры.
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для
учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит
задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного
материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать
интерес у обучаемых.
Курс рассчитан на 1 час в неделю, в общей сложности –35 ч в учебный год.
При проведении занятий по курсу на первое место выйдут следующие формы
организации работы: групповая, индивидуальная.
2.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты
Личностные универсальные учебные действия
• ориентация в системе требований при обучении математике;
• позитивное,
эмоциональное
восприятие
математических
объектов,
рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.
Ученик получит возможность для формирования:
• выраженной
устойчивой
учебно-познавательной
мотивации
и
интереса к изучению математики;
• умение выбирать желаемый уровень математических результатов;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• совместному с учителем целеполаганию в математической
деятельности;
• анализировать условие задачи;
• действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять
несложные алгоритмы вычислений и построений;
• применять приемы самоконтроля при решении математических задач;
• оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.
Ученик получит возможность научиться:
• видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать
способ решения;
• основам саморегуляции в математической деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной
на достижение поставленных целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• строить
речевые
конструкции
с
использованием
изученной
терминологии
и
символики,
понимать
смысл
поставленной
задачи,
осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь
убеждать.
Ученик получит возможность научиться:
• задавать
вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности взаимодействия с другими;
• устанавливать
и
сравнивать
разные
точки
зрения,
прежде
чем
принимать решения и делать выбор;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых
действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их
условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных
предметов, строить логическую цепочку рассуждений;
• формулировать простейшие свойства изучаемых математических
объектов;
• с помощью учителя анализировать, систематизировать,
классифицировать изучаемые математические объекты.
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий.
Предметные УУД
Ученик научится:
• выполнять
действия
с
натуральными
числами
и
обыкновенными
дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;
• решать текстовые задачи арифметическим способом.
• использовать
в
ходе
решения
задач
элементарные
представления,
связанные с приближёнными значениями величин
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире
линии,
углы,
многоугольники,
треугольники,
четырехугольники,
многогранники;
• определять
по
линейным
размерам
развёртки
фигуры
линейные
размеры самой фигуры и наоборот;
• использовать
свойства
измерения
длин,
площадей
и
углов
при
решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости,
площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и
наоборот
• выполнять устно и письменно арифметические действия над числами,
находить значения числовых выражений
Ученик получит возможность научиться:
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
• понять,
что
числовые
данные,
которые
используются
для
характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно
приближёнными.
• вычислять
объёмы
пространственных
геометрических
фигур,
составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить
и
развить
представления
о
пространственных
геометрических фигурах;
• применять
понятие
развёртки
для
выполнения
практических
расчётов.
• вычислять
площади
фигур,
составленных
из
двух
или
более
прямоугольников.
• понимать существо понятия алгоритма
3.
Содержание учебного курса
Текстовые задачи (5 часов)
Понятие текстовой задачи. История использования текстовых задач в России.
Этапы решения текстовой задачи. Наглядные образы как средство решения
математических задач. Схемы, таблицы, чертежи при решении задач.
Арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи.
Задачи на проценты (6 часов)
Понятие процента. Вводные задачи на доли. Задачи на дроби, задачи на
пропорции. Процентное отношение. Нахождение числа по его процентам.
Типы задач на проценты. Процентные вычисления в жизненных ситуациях .
Задачи, связанные с изменением цены, задачи о вкладах и займах.
Задачи на процентное отношение (5 часов)
Задачи на смеси и сплавы. Основные допущения при решении задач на смеси
и сплавы. Задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное
содержание», объёмная концентрация.
Задачи на работу (4 часа)
Понятие работы. Понятие производительности. Алгоритм решения задач на
работу. Вычисление неизвестного времени работы. Путь , пройденный
движущимися телами, рассматривается как совместная работа. Задачи на
бассейн, заполняемый одновременно разными трубами. Задачи , в которых
требуется определить объём выполняемой работы. Задачи , в которых
требуется найти производительность труда. Задачи , в которых требуется
определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма
работы
Задачи на движение (5 часов).
Движения навстречу друг другу. Движение в одном направлении. Движение
в противоположных направлениях из одной точки. Движение по реке.
Движение по кольцевым дорогам. Чтение графиков движения и применение
их для решения текстовых задач.
Геометрические задачи (5 часов).
Решение задач на нахождение неизвестных элементов простых
геометрических фигур, многоугольников, окружностей.
Комбинаторные задачи (5 часа)
Понятие комбинаторики. Решение задач на события и вероятность.
4. Тематическое планирование
№ Название темы/раздела
Кол-во
часов
1
Текстовые задачи.
5
2
Задачи на проценты.
6
3
Задачи на процентное отношение
5
4
Задачи на работу.
4
5
Задачи на движение .
5
6
Геометрические задачи
5
7
Комбинаторные задачи
5
Итого
35
№
уро
ка
Тема урока
Сроки
Элемент
содержания
Планируемые результаты
Текстовые задачи (5
1
Понятие текстовой задачи
История использования
текстовых задач в России.
1неделя
Компоненты задачи:
условие, решение, ответ.
Выделение взаимосвязей
данных и искомых
величин в задаче. Этапы
решения текстовой
задачи
Предметные:.
Читать и записывать числовые
выражения; Находить значение
числового выражения
Личностные:
формирование качеств логического
мышления
Метапредметные:
прилагать волевые усилия и
преодолевать трудности и
препятствия на пути достижения
целей.
Познавательные УУД
строить схемы и модели для решения задач
Коммуникативные УУД
владеть устной и письменной речью
Регулятивные УУД
самостоятельно выполнять действия на основе учёта выделенных учителем ориентиров
2
Типы текстовых задач
2неделя
3
Арифметический способ
решения текстовой задачи.
3неделя
4
Алгебраический способ
решения текстовой задачи.
4неделя
5
История использования
текстовых задач в России.
5неделя
Задачи на проценты (6 часа)
6
Понятие процента
6неделя
Компоненты задачи:
условие, решение, ответ.
Выделение взаимосвязей
данных и искомых
величин в задаче. Этапы
решения задач на
проценты.
Предметные.
комбинировать известные алгоритмы
для решения задач на проценты
Личностные:
формирование выраженной
устойчивой учебно-познавательной
мотивации и интереса к изучению
Познавательные УУД
выделять характерные причинно-следственные связи
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей
Коммуникативные УУД
строить монологическое контекстное высказывание
7
Процентное отношение.
7неделя
8
Задачи на пропорции
8неделя
9
Типы задач на проценты
9неделя
10
Задачи на процентное
10неделя
вычисление в жизненных
ситуациях
математики
Метапредметные:
формирование общих способов
интеллектуальной деятельности
11
Задачи о вкладах и займах
.
.
11неделя
Задачи на процентное отношение (5 часов)
12
Задачи на смеси.
12неделя
Компоненты задачи:
условие, решение, ответ.
Выделение взаимосвязей
данных и искомых
величин в задаче. Этапы
решения задач на
процентное отношение
Предметные.
комбинировать известные алгоритмы
для решения задач на процентное
отношения
Личностные:
формирование выраженной
устойчивой учебно-познавательной
мотивации и интереса к изучению
математики
Метапредметные:
формирование общих способов
интеллектуальной деятельности
Познавательные УУД
выделять характерные причинно-следственные связи
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей
Коммуникативные УУД
строить монологическое контекстное высказывание
13
. Задачи на концентрацию.
13неделя
14
Задачи на сплавы
14неделя
15
Задачи на «процентное
содержание».
15неделя
16
Задачи, связанные с
изменением цены.
16неделя
Задачи на работу (4 часа).
17
Понятие работы,
производительности.
17неделя
Понятие работы,
производительности.
Этапы решения задач на
работу
Предметные
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных
условий.
Метапредметные
Коммуникативные УУД
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Познавательные УУД
Обучать основам реализации исследовательской деятельности
Регулятивные УУД
анализировать и сопоставлять свои знания.
18
Задачи на определение
объёма выполняемой
работы.
18неделя
владеть устной и письменной речью
Личностные
развитие интереса к математическому
творчеству и математических
способностей
19
Задачи на нахождение
производительности труда.
19неделя
20
Задачи на определение
время, затраченного на
выполнение
предусмотренного объёма
работы.
20неделя
Задачи на движение (5 ч.)
21
Задачи на встречное
движение
21неделя
Виды движения по суше:
встречное, в одном
направлении, в
противоположном
направлении, вдогонку.
Особенности каждого
вида движения. Связь
трех компонентов задачи
(скорость, время,
расстояние) при каждом
виде движения.
Виды движения по воде:
по течению, против
течения, в стоячей воде.
Предметные:
Вычислять скорость движения по
течению реки, против течения реки.
Определять в чем различие: движения
по шоссе и по реке
Используя
формулу пути решать задачи на
сближение или удаление объектов
движения.
Личностные:
способности к преодолению
мыслительных стереотипов,
вытекающих из обыденного опыта
Метапредметные:
формирование общих способов
интеллектуальной деятельности .
Познавательные УУД
устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные УУД
работать в группе— устанавливать рабочие отношения
Регулятивные УУД
уметь реализовывать свои знания
22
Задачи на движение в
противоположном
направлении
22неделя
23
Задачи на движение в
одном направлении
23неделя
24
Задачи на движение по
воде.
24неделя
25
Чтение графиков движения
25неделя
Геометрические задачи (5ч.)
26
Задачи на решение
треугольников
26неделя
Определение
компонентов, частей,
Предметные:
При решении задач использовать
Познавательные УУД
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
составление схем
решения задач. Алгоритм
решения задач.
геометрическую модель
Личностные:
формирование качеств мышления,
необходимых для адаптации в
современном информационном
обществе
Метапредметные:
Видеть межпредметную связь в
школьном курсе
Регулятивные УУД
планировать пути достижения целей
Коммуникативные УУД
обучаться основам коммуникативной рефлексии
27
Задачи на нахождение углов
треугольника.
27неделя
28
Задачи на нахождение
углов, при параллельных
прямых
28неделя
29
Решение задач по теме
«Окружность»
29неделя
30
Решение задач по теме
«Многоугольник»
30неделя
Комбинаторные задачи (4 ч.)
31
Понятие комбинаторики.
31неделя
Представление
составленных и
решенных задач
Предметные
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных
условий.
Метапредметные
владеть устной и письменной речью
Личностные
развитие интереса к математическому
творчеству и математических
способностей
Коммуникативные УУД
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Познавательные УУД
Обучать основам реализации исследовательской деятельности
Регулятивные УУД
анализировать и сопоставлять свои знания.
32
События и вероятности.
32неделя
33
Решение комбинаторных
задач.
Метод перебора.
33неделя
34
Решение комбинаторных
задач.
Дерево возможных
вариантов.
34неделя
35
Итоговое занятие.
35неделя
Предметные
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных
условий.
Метапредметные
владеть устной и письменной речью
Личностные
развитие интереса к математическому
творчеству и математических
способностей
Коммуникативные УУД
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Познавательные УУД
Обучать основам реализации исследовательской деятельности
Регулятивные УУД
анализировать и сопоставлять свои знания.