Автор: Квасникова Елена Евгеньевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 р.п. Колышлей Пензенской области
Населённый пункт: р.п.Колышлей
Наименование материала: урок по обществознанию в 5 классе
Тема: "Государственные символы России"
Раздел: среднее образование
Педагог – Квасникова Елена Евгеньевна
Предмет – обществознание
Возраст учащихся – 11 лет
Тема урока: «Государственные символы России».
Цель урока: систематизировать и углубить знания о государственной символике России;
определить значения гос.символов для страны, народа, отдельного человека; воспитывать
гражданскую позицию и патриотизм, уважение к гос.символам России.
Задачи урока: выяснить зашифрованную в символах информацию для нашей страны, общества и
человека; проанализировать тексты гимнов России, Украины, США, Англии, изображения Герба РФ
и Флага РФ.
Формируемые метапредметные УУД:
1. Познавательные УУД: формирование основ смыслового чтения и анализа текста с пропусками
и не адаптированных текстов; умения расшифровывать символы Герба и Флага;
2. Коммуникативные УУД : умение слушать и слышать собеседника, учителя, вести диалог,
участвовать в эвристической беседе, дискуссии;
3. Регулятивные УУД: умение работать самостоятельно и в команде; принимать и (или)
формулировать цели; выбирать способы и инструментарий для достижения целей; понимать,
выбирать, формулировать мотивацию, алгоритм действий через учебную игру; контролировать и
анализировать свою работу;
2. Личностные УУД: формирование мотивации к самосовершенствованию для соответствия
высоким смыслам, заложенным в гос. символике России; осознание значения гос.символов для
страны, человека и общества
Оборудование: - учебник для ОУ Обществознание. 5 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой,
- М.; «Просвещение», 2018. ;
- рабочая тетрадь по обществознанию. 5 класс. Авт. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова, - М.;
«Просвещене», 2018.;
- презентация к уроку с видео исполнения детьми и хоккеистками Гимна России;
- бейджики со статусами и таблицы наблюдений для «Аквариума»;
- раздаточный материал: изображения Герба РФ, тексты Гимна РФ и гимнов США, Англии, Украины.
Тип урока: углубление и систематизация знаний.
Форма урока: «Аквариум».
Ход урока.
1.
Организационный момент
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность
учителя
Деятельность обучающихся
Создание условий
для работы:
- положительный
эмоциональный
настрой;
Познава-тельная
Коммуника-
тивная
Регулятивная
Приветствует
учеников,
демонстрирует
Уточнение условий
игры с введением
новых элементов:
Демонстриру-
ют готовность к
общению
организация учебного
места; выбор вслепую
ролей в «Аквариуме»
- организация
учебного места;
готовность к
общению,
нацеливает на
успешную работу
в форме
«Аквариума»
выбор оратора
(имеет два голоса,
несёт большую
ответственность) и
выбор
дополнительной
роли (бейджик –
зеро)
2.Мотивационно – целевой этап
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
-создание
мотивации
обучения;
- определе-
ние
учебной
цели и
задач;
-выбор
способов
деятельно-
сти
Познавательная
Коммуникатив
ная
Регулятивная
Рассказывает притчу о путнике и
трёх строителях (Я строю храм) и
задаёт вопросы:
- О чём эта притча?
- в чём смысл притчи?(надо знать
цель, тогда её можно будет добиться)
- Какое отношение она имеет к
нашему уроку, если мы продолжаем
изучать тему «Гос.символы России»?
- Предположите, о чем мы будем
говорить на уроке?(о Гербе, Флаге и
Гимне)
- Не кажется ли вам, что в гос.
символах что-то зашифровано, там
есть ещё какой-то тайный смысл?
Ведь не случайно они так важны для
страны, ведь не случайно так бьётся
сердце, волнение переполняет грудь,
возникает гордость, когда звучит
Гимн и поднимается наш триколор! А
Герб, ведь и в нём есть загадка?!
Какова же цель нашего урока?
(отгадать, какие загадки
зашифрованы в гос. символах
России, каков их смысл для страны
, народа и для нас)
Чтобы достичь эту цель, надо
детально во всём разобраться. Вперёд
к открытиям, мои исследователи!
Анализируют
притчу;
Моделируют
цель и задачи
урока
Формируют
коммуникатив-
ные
компетенции:
участие в
обсуждении,
умение
принять иное
мнение
определение
(принятие)
учебной цели и
задач, выбор
способов
деятельности
3.
Этап актуализации и применения знаний, переноса их в изобретательскую задачу
открытого типа (ТРИЗ)
Цель
этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
-Вспом-
нить
ранее
получен-
ные
знания;
-воспол-
нить
Познавательная
Коммуника-
тивная
Регулятив
ная
Предлагает исследовать текст на с. 64-65
(задание №2) в рабочей тетради,
заполнить пропуски в тексте и
определить явный и потаённый смысл
этого гос. символа.
После расшифровки текста и
Абстрагирование,
перенос практической
задачи в
познавательную,
творческую, анализ
Умение
слушать и
слышать
собеседников,
рассуждать,
вести диалог
Включе-
ние в
диалог,
соотнесе-
ние ранее
получен-
недостаю
щие
моменты;
выйти на
уровень
творчест-
ва;
-оценить
уровень
готовнос-
ти отдель-
ных
обучаю-
щихся и
класса в
целом;
-мотива-
ция
получе-
ния
знаний
определения Герба, учитель просит
рассмотреть изображение этого
гос.символа и определить, что значит
(как воспринимают)
этот символ иностранцы, как они
оценивают нашу страну; как
воспринимаем его мы, россияне, что он
для нас значит.
После решения этой загадки учитель
предлагает посмотреть видео от
12.01.2015 г., как «девушки-хоккеистки
спели гимн сами». Задаёт вопросы: -
какие чувства вы испытали? Какую цель
преследовали организаторы ЧМ по
хоккею? Как вы думаете, кто одержал
победу: те, кто поставил наших
спортсменок в неудобное положение,
или…
Достойно ли повели себя девушки? Не от
этого ли мурашки по коже?
Что же такое есть в нашем Гимне, что
позволяет так достойно себя вести, что
даёт силы (какие слова в нём)?
Учитель раздаёт текст Гимна и
предлагает группам выбрать эти слова,
найти этот смысл в тексте Гимна.
(Во время этой работы звучит Гимн РФ в
исполнении детей – видео в
презентации).
- Сравните тексты гимнов разных стран с
нашим, что в них прославляется?
(раздаются тексты гимнов США,
Украины и Англии).
Учитель предлагает исследовать ещё
один гос.символ – Флаг:
- что означают его цвета?
- как расшифровать эти знаки? (какие мы
должны быть? Какая наша страна?)
Поиск знаний, синтез,
моделирование,
инсайт (озарение)
Для иностранцев это
загадка – мифическая
птица с двумя
головами; орёл –
опасный и сильный
хищник, значит , наша
страна для них не
только загадка, но они
её боятся.
Для нас – это защита,
символ победы, силы,
зоркости, символ
Зевса (божественное
провидение).
«Двуглавость» – это
плюс: одна голова
хорошо, а две –
лучше! Для орла нет
врага в природе, он
всегда победитель, его
не достанет ни лев, ни
тигр, а в небе нет ему
равных.
Любимая страна,
Отечество наше
свободное, славься,
страна! Гордость за
свою страну
В гимне США –
прославление флага,
Англии – королевы,
Украины – надежды,
что ещё не всё
потеряно…
ных
знаний с
заданием
и перено-
сом их в
исследова
тельскую
плоскость
–
решение
открытых
задач
Возмож-
ное
планиро-
вание
способов
получе-
ния
знаний.
4.
Подведение итогов урока. Этап рефлексии.
Цель
этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуника-
тивная
Регулятив
ная
Оценка
деятельно
сти на
уроке
класса в
целом,
отдельно
каждого
ученика
Учитель просит наблюдателей оценить
работу групп по предложенной в начале
урока таблице, затем эксперты дают
характеристику уровня работы всем
участникам.
Учитель обращается к классу:
-этот урок был полезен вам?
- вы получили новые знания?
-изменилось ли ваше отношение к Флагу,
Обобщение фактов,
анализ ситуаций
Формирова-
ние
компетенции
общения и
сотрудничест
ва
Конт-роль
учебного
труда;
Коррек-
ция.
Гербу, Гимну? В какую сторону? Почему
это произошло, достигли ли мы цели
урока (раскрыть загадки гос.символов)?
Учитель просит
отметить наиболее активных учеников,
самый интересный(умный,
содержательный ответ) ответ;
по пятибалльной системе (с помощью
пальцев) оценить самого себя. Учитель
выставляет оценки с комментариями.
Формиро-
вание
мотива-
ции к
самосове
ршенство
-ванию
5.
Этап домашнего задания.
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятив-
ная
Закрепить,
систематизировать,
восполнить
недостающее знание;
создать свой герб или
найти информацию о
гербе и флаге района.
Задание №2 к параграфу 12
на с. 106 учебника,
или на выбор:
найти в Интернете или
музее материал о гербе и
флаге Колышлейского
района
Изучение
геральдических
правил, анализ,
моделирование.
Навык делового
общения со
взрослыми членами
семьи,
работниками музея,
поиска
информации в
Интернете
Принятие
домашнего
задания,
выбор
варианта
задания.