Автор: Анащенко Наталья Николаевна
Должность: учитель профильного труда
Учебное заведение: КГБ ОУ школа №3
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Учебный план (СИПР) II вариант 5 класс
Тема: Учебный предмет «Цветоводство и декоративное садоводство»
Раздел: среднее образование
Учебный план
по обучению (СИПР) вариант 2
5 класс
КГБОУ Школа 3 на 2017/2018 учебный год
Режимные моменты:
Количество часов в неделю- 6ч.
В год - 204 часа.
Режим работы -3 раза в неделю.
Занятия - групповые.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
от ст ало стью
(интеллектуальными
нарушениями),
П р и м е р н о й
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).
Учебный
предмет
«Цветоводство
и
декоративное
садоводство»
является
основной частью предметной области «Технология».
Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие
положения отечественной психологии:
-
психические
функции
формируются
«в
раннем
онтогенезе
при
интериоризации процессов общения» (Л.С.Выготский),
- интериоризация выступает социальным механизмом психики человека
(Л.С.Выготский),
-
формирование
основных
социальных
структур
сознания
человека
происходит в процессе общения (Л.С.Выготский),
- о планомерно- поэтапном формировании психических функций, включая
общение (П.Я.Гальперин),
- о закономерностях развития общения как особой деятельности на каждом
возрастном этапе (А.В.Запорожец, М.И.Лисина),
Ц е л ь
- формирование
опыта
социального
взаимодействия
на
основе
разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и
невербальных).
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной
коммуникации,
является
условием
активизации
познания
и
овладения
жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
овладевают основными средствами социального взаимодействия только с
помощью
взрослого.
Предшественником
продуктивного
взаимодействия
является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании
специальных
условий
для
активизации
и
формирования
у
обучающихся
разных
средств
коммуникации
с
учетом
актуальных
возможностей:
от
невербальных,
альтернативных
до
вербальных.
Опыт
социального
взаимодействия
детей
будет
обогащаться
за
счет
формирования
импрессивной
и
экспрессивной
сторон
речевых
возможно стей,
моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций
общения.
Реализация
содержания
учебного
предмета
в
дополнительном
классе
позволит
подготовить
обучающихся
к
продуктивному
взаимодействию
в
ситуациях
работы
с
учителем,
в
классе
с
другими
обучающимися,
в
ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.
Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в
развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения
программного материала.
Показателем
усвоения
обучающимися
программы
учебного
материала
является динамика
развития
понимания
обращенной
к
ребенку
речи
взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и
альтернативных
средств
коммуникации
в
разнообразных
ситуациях
взаимодействия.
Задачи:
1.
Расширить кругозор учащихся в области комнатного цветоводства и
декоративного садоводства;
2.
Прививать практические навыки по уходу за цветковыми растениями.
3.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного.
4.
Развивать познавательный интерес детей.
5.
Повышать экологическую грамотность учащихся.
Методическое обеспечение.
Методы работы при реализации программы:
словесный;
исследовательский;
поисковый;
наглядный;
практический;
метод коллективного творчества.
Формы работы:
работа с определителями и справочной литературой;
паспортизация растений;
профилактический осмотр растений;
уход за комнатными растениями;
озеленение коридоров и классов школы;
экскурсии.
Изучения современных исследований по характеру воздействия комнатных
растений на окружающую среду и на человека.
Практические занятия по пересадке растений.
Практические занятия по размножению комнатных растений.
Выращивание молодых растений.
Беседы.
Требования к учащимся по окончании учебного
Учащиеся должны знать:
- значение растений в природе и жизни человека;
-основные правила и инструкции по безопасности труда в озеленительном
хозяйстве и на цветоводческом предприятии;
-однолетние цветковые растение их разнообразие;
- многообразие комнатных растений;
- основные правила ухода за комнатными растениями;
- перевалка и пересадка комнатного растения.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять действия по уходу за цветковыми растениями в цветнике, по
их пересадке, размножению, выращиванию из семян;
- осуществлять действия по уходу за комнатными растениями;
-ухаживать за комнатными растениями.
Содержание программы
Вводное занятие
Культурные цветковые растения
Сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений
Уборка однолетних цветковых растений в цветнике
Очистка дорожек и площадок от опавших листьев
Бумажные пакеты для расфасовки семян
Уход за комнатными растениями
Цветковые растения, размножаемые семенами
Комнатное цветоводство
Инвентарь для работы в цветнике
Использование однолетних цветковых культур
Подготовка цветника к посеву
Выращивание крупносеменных однолетних цветковых растений
Весенние работы в цветнике.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ:
1. Сбор семян цветковых растений.
2.Расчистка дорожек и площадок от снега
3. Высадка рассады однолетних растений в цветник.
4. Уход за комнатными растениями
5. Весенние работы в цветнике
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности
детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2. Развивать стремление к установлению коммуникативных контактов с
окружающими,
расширять
круг
общения
и
совершенствовать
средства
общения.
3. Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов
деятельности.
4.Формирование
социально-бытовых,
трудовых
умений
и
навыков,
обеспечивающих жизнедеятельности.
5 .Расширять
словарный
запас,
связанный
с
содержанием
эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта.
6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип
построения
уроков–занятий
ориентирован
на
игровой,
практический и наглядный метод обучения с частичным использованием
словесного
метода,
который
применяется
только
в
сочетании
с
вышеперечисленными методами.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким
образом,
чтобы
были
задействованы
три
составляющие
деятельности:
мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя
практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
практические упражнения;
упражнения с картинками;
«письменные» упражнения.
Виды деятельности учащегося на уроке:
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,
аппликация, резание.
Сроки
освоения
образовательной
программы
определяются
индивидуальными возможностями конкретного ребенка.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Специальный
образовательный
стандарт,
представленный
в
двух
взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический»
и
формирование
жизненной
компетенции),
задает
структуру
данной
программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного
опыта
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
учитывая
его
настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений
ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном
виде.
Ребенок
с
ограниченными
возможностями
здоровья
овладевает
полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально
доступного
ему
уровня
жизненной
компетенции,
осваивает
необходимые
формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в
условиях семьи и гражданского общества.
Структура курса
Рабочая программа рассчитана на 48 часов, 6 часов в неделю.
Таблица содержания основных тем по четвертям.
№
п/п
Содержание
четверть
Итого
I
II
III
IV
1
Вводное занятие.
6
6
2
Культурные цветковые растения.
6
6
3
Сбор семян однолетних крупносеменных
цветковых растений.
10
10
4
Уборка однолетних цветковых растений в
цветнике.
11
11
5
Вскапывание почвы в цветнике.
8
8
6
Заготовка земляной смеси для комнатных
растений.
8
8
7
Практическое повторение.
3
3
8
Контрольная работа.
2
2
9
Очистка дорожек и площадок от опавших
листьев.
6
6
10
Бумажные пакеты для расфасовки семян.
7
7
11
Обмолот и расфасовка семян, собранных
осенью.
14
14
12
Уход за комнатными растениями.
17
17
13
Практическое повторение.
1
1
14
Контрольная работа.
1
1
15
Цветковые растения, размножаемые
семенами.
13
13
16
Выращивание бархатца раскидистого в
цветочном горшке.
16
16
17
Перевалка комнатного растения.
7
7
18
Инвентарь для работы в цветнике.
16
16
19
Контрольная работа.
1
1
20
Использование однолетних цветковых
растений для оформления улиц и
помещений.
6
6
21
Подготовка цветника к посеву однолетних
цветковых растений
8
8
22
Выращивание крупносеменных
однолетних цветковых растений.
8
8
23
Практическое повторение.
13
13
24
Высадка рассады.
8
8
25
Контрольная работа.
9
9
Итого:
48
ч
48ч
54
ч
52
ч
204ч.
Содержание образования.
Базовые учебные действия.
Программа направлена на формирования базовых учебных действий у
обучающегося
с
умеренной
умственной
отсталостью.
СИПР
включает
следующие задачи:
1.
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри
на меня», «покажи»);
Использование по назначению учебных материалов;
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
В течение определенного периода времени.
От начала до конца
С заданными качественными параметрами.
3. Формирование
умения
самостоятельно
переходить
от
одного
задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием
занятий,алгоритмом действия и т. д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в
С И П Р с
учетом
особых
образовательных
потребностей
обучающихся.
Решение поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях по
учебным предметам.