Автор: Христенко Лариса Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 15 с УИОП"
Населённый пункт: город Электросталь Московской области
Наименование материала: Сценарий утренника к окончанию учебного года
Тема: "На летние каникулы полный вперёд!"
Раздел: начальное образование
Праздник к окончанию учебного года на морскую тематику
«На летние каникулы полный вперед!»
для обучающихся начальных классов
МОУ «СОШ № 15 с УИОП»
г.о. Электросталь
Классный руководитель Христенко Л.Ю.
Цель:
сформировать у учащихся представление о безопасном поведении на воде, создать
атмосферу радости и игры, расширить кругозор детей по вопросам безопасности в летний
период.
Планируемые результаты:
Предметные:
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для
минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.
Личностные:
самоопределение,
нравственно-этическая ориентация,
способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
планирование своё действие в соответствии с поставленной задачей;
умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
умение сотрудничества со сверстниками,
умение высказывать и обосновывать свою точку зрения
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
поиск и выделение необходимой информации,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
построение логической цепи рассуждений,
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, карточки в конвертах для коллективной
работы, цветные фломастеры, «Карта сокровищ».
Зал украшен в морской тематике. На стенах волны, песчаные островки с пальмами,
кораблики. В оформлении помещения используются воздушные шары, к которым
приклеены бумажные плавники, щупальца, хвосты морских обитателей.
Ученики класса разделены на 5 команд юнг.
Учитель:
Ребята, подходит к концу учебный год, приближаются долгожданные летние
каникулы!
-Вы хотите отправиться в морское путешествие к таинственным островам и неизведанным
странам?
-Вы готовы пройти невероятные приключения и необычные испытания?
-Вы сумеете найти спрятанные на островах сокровища?
Юнги
:
Да, мы готовы к испытаниям и приключениям!
Учитель: А знаете ли вы главное лицо на корабле!
Юнги:
Да, это капитан.
Учитель
:
Верно, именно он поведёт нас в морское путешествие!
Капитан
:
Я вижу, что вы готовы дружно преодолеть любые трудности!
Тогда, как капитан, я объявляю сбор мореплавателей!
Но с морскими испытаниями смогут справиться только подготовленные юнги. Сейчас я
узнаю, как вы знаете морские термины.
Каждая команда должна ответить на 3 вопроса.
1 испытание: «Морской словарь»
1. Задняя часть корабля (корма)
2. Кухня на корабле (камбуз)
3. Передняя часть корабля (нос)
4 .Помещение для капитана или пассажиров (каюта)
5
. Бок корабля (борт)
6. Доска для спуска с корабля, лестница на корабле (трап)
7 .Рулевое колесо корабля (штурвал)
8. Окно на корабле (иллюминатор)
9 .Пол на корабле (палуба)
10. Самая нижняя часть внутреннего пространства корабля (трюм)
11. Поплавок, выставляемый для обозначения места постановки сетей, указание чего – либо на
воде (буёк)
12. Старший среди МОРЯКОВ (боцман)
13.Повар на судне (кок)
14. Неопытный моряк, впервые попавший на судно (юнга)
15. Металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для
удержания судна на месте (якорь)
Капитан:
Морские термины вы знаете хорошо!
Молодцы, юнги! Вот вам первый фрагмент карты!
Если соберете все фрагменты карты, то заслужите звание настоящих моряков и найдёте по
карте заветный клад.
В наше плаванье отправляются только сплоченные и дружные команды.
Проверим, как дружно и чётко вы будете выполнять мои команды.
Юнги
:
Готовы!
2испытание «Морские команды».
Лево руля! - шаг налево.
Право руля! - шаг направо.
Нос! - шаг вперед.
Корма! - шаг назад.
Палуба! – дети изображают, что трут шваброй пол .
Адмирал на борту! - все замирают, встают по стойке "смирно" и отдают честь.
Отдать швартовы! – повернуться вокруг себя.
Поднять парус! – ребята поднимают руки вверх.
Команды повторяются несколько раз сначала медленно, потом команды все
быстрее сменяются и отдаются беспорядочно.
Затем ребята под веселую музыку выполняют эти команды все вместе.
Капитан:
Молодцы! Ваши команды дружные и сплочённые, с такими юнгами можно
отправляться в морское путешествие!
За четкое выполнение команд вы заслужили второй фрагмент карты.
Молодцы, отправляемся в морское путешествие!
Важно соблюдать правила поведения на воде, от соблюдения этих правил зачастую зависят
жизнь и здоровье людей.
Нужно обязательно научиться плавать, хотя сам по себе этот навык не является гарантией
безопасности на воде, даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность,
дисциплину, быть предельно внимательным и строго придерживаться правил поведения на воде.
3.Разминка «Безопасность на воде».
Капитан:
Как нужно себя вести на пляже, ведь не все дети умеют плавать, что в таком
случае им нужно иметь с собой?
Ответ команд по очереди:
1. Спасательный жилет.
2. Спасательный круг.
3. Спасательные нарукавники для детей.
4. Ласты.
5. Надувной матрас.
Капитан:
Какие правила безопасного поведения на воде в летний период необходимо
соблюдать?
Ответ команд по очереди:
1. Купаться и плавать нужно в специально оборудованных местах под присмотром
взрослых.
2. Нельзя заплывать за буйки.
3. Если начинаешь тонуть, немедленно кричать «Спасите, я тону!»
4. Нельзя играть в игры с захватом под водой.
5. Не бросать бутылки и мусор на пляже и в воду, загрязняя море и нанося вред морским
жителям.
Капитан:
Молодцы, юнги! Вот вам третий фрагмент карты.
Учитель
:
Ребята, как называется человек, ответственный за безопасность людей,
находящихся в воде в местах отдыха и развлечений?
Юнги:
Спасатель на воде.
Учитель
:
Правильно, ребята.
Сегодня у нас присутствуют спасатели, которые дадут вам инструкции по безопасному
отдыху летом на воде.
Инструкции спасатели сопровождают показом слайдов.
Спасатели:
Если возможно, надо помочь тонущему человеку. Но если вы плохо плаваете, не уверены в
своих силах, то не лезьте в воду. Иначе спасать придётся уже двоих.
При
оказании
помощи
человеку
в
воде
следует
быстро
осмотреться
в
поисках
плавсредства
(лодки,
водного
велосипеда,
доски
серфинга,
автомобильной
камеры,
надувного матраса).
При их отсутствии надо попытаться найти подходящий плавающий предмет - надувную
игрушку, мяч.
Подплыв к тонущему человеку, заставьте его ухватиться за «спасательный» предмет.
Существует выражение: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Как вы его
понимаете?
Если тонешь сам:
главное - не паниковать. В этом случае появляется возможность сэкономить силы,
сохранить дыхание, позвать на помощь и какое - то время удержаться на воде.
снимите с себя лишнюю одежду, кричи, зови на помощь.
перевернитесь на спину, широко раскиньте руки, расслабьтесь, сделайте несколько
глубоких вдохов.
Вы захлебнулись водой:
не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне;
прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько
резких выдохов, помогая себе руками;
затем очистите от воды нос и сделайте несколько глотательных движений;
восстановив дыхание, ложитесь на живот и двигайтесь к берегу;
при необходимости позовите людей на помощь.
Как вести себя в ситуации, если у вас стало судорогой сводить ногу или руку?
Обычно судороги случаются при общем переохлаждении организма и утомлении одних и
тех же групп мышц (например, при плавании только брассом). Чаще всего сводит
судорогой мышцы ног и пальцев на ногах. Повышают вероятность возникновения судорог
резкие движения, чрезмерное напряжение мышц. Поэтому, находясь долго в воде,
старайтесь чаще менять стили плавания и не пытайтесь плавать быстро, чтобы не
перегружать мышцы.
При судорогах пальцев руки следует расправить их с помощью другой руки и расслабить
мышцы.
При судороге ноги необходимо, на мгновение погрузившись в воду и распрямив ногу,
сильно потянуть на себя ступню за большой палец.
Капитан:
Объявляю следующий конкурс. Каждая команда должна дать ответ на 3 вопроса.
4. Конкурс «Знатоки моря»
1.
Какой болезнью никто не болеет на суше?
o
(Морской)
2.
Каких камней в море нет?
o
(Сухих)
3.
Кругом вода, а с питьём беда. Кто знает, где такое бывает?
o
(В море)
4.
Как можно вытянуть воду сетью?
o
(Когда она превратится в лед)
5.
Какие «цветные» бывают моря? Назовите 5 вариантов
o
(Желтое, Красное, Черное, Белое, Мраморное)
6.
Белая вата уплывает куда-то
o
(Морская пена)
7.
С плавниками, но не рыбка
o
(Дельфин)
8.
Пиратский напиток
o
(Ром)
9.
Какой инструмент нужен пирату для поиска клада?
o
(Лопата)
10.
Что будет с игрушкой, если ее уронить в Черное море
o
(Игрушка намокнет)
11.
Большой, но добрый, плавает и фонтаны пускает
o
(Кит)
12.
На какую мачту садится чайка во время дождя
o
(На мокрую)
13.
По чему люди ходят?
o
(По земле)
14.
Когда он нужен – его бросают, а когда не нужен – поднимают.
o
(Якорь)
15.
Где вода стоит столбом?
o
(В узком сосуде)
Капитан:
Молодцы, вы справились с заданиями этого конкурса и зарабатываете
следующий фрагмент карты.
5.Конкурс «Послание»
Капитан:
Наши приключения продолжаются! Каждая команда получает конверт с
посланием, в каждом конверте 8 вопросов. Приготовьте фломастеры и отметьте верные
варианты ответов.
Вопрос № 1. Закончи правильно предложение: "Купаться безопаснее ..."
одному
в присутствии взрослых в специально отведенных местах
с другом вдали от берега
если рядом находится лодка
Вопрос № 2. Можно ли нырять в незнакомом месте?
Нет, под водой могут быть посторонние предметы.
Можно. Не надо ничего бояться
Можно, но только если заключили пари
Если недалеко есть взрослые, то можно
Вопрос № 3. Для чего на воде установлены буйки?
Это украшает водоем
Держась за буйки, можно отдохнуть на воде
Буйки разделяют зоны "слабаков " и хороших пловцов
За буйки заплывать запрещено
Вопрос № 4. Что надо делать, чтобы избежать судороги при купании?
Ничего. В воде судороги не может быть
Надо чаще менять стиль плавания
Не плавать на глубине
Надевать купальную шапочку
Вопрос № 5. Что нужно делать, если во время купания все-таки свело ногу?
Ничего делать не надо, само пройдет
Надо постоянно массировать сведенную ногу и позвать на помощь
Надо побыстрее плыть к берегу
Надо постараться встать на дно
Вопрос № 6. Можно ли отплывать далеко от берега на надувном матрасе?
Можно
Нельзя
Можно, если плыть вдвоем
Это зависит от размеров матраса
Вопрос № 7. Как называется профессия человека, который отвечает за безопасность
в месте купания людей?
Водолаз
Рыбак
Полицейский
Спасатель
.
Вопрос № 8. Кто нарушает правила поведения на воде?
Капитан:
Внимание! Команды, проверьте свои ответы по эталону на экране.
Молодцы, вы получаете последний фрагмент карты.
А теперь давайте сложим все фрагменты и по карте найдём клад.
Пользуясь картой, ребята находят клад – большой сундук. Внутри сундука подарки в
морском стиле: набор сладостей, раскраски или макеты корабликов для сборки,
книги.
Учитель:
Поздравляю, юнги! Вы достойны стать настоящими моряками!
А настоящее сокровище – ваша дружба, сплоченность и отвага, которые помогли вам
преодолеть все преграды.
Желаю вам отличного, полезного и безопасного отдыха на воде летом!