Автор: Билалова Фарида Сагитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 165"
Населённый пункт: РТ, г. Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа над развитием речи в системе уроков русского языка
Раздел: среднее образование
Работа над развитием речи в системе уроков русского языка
I.
Необходимость
в
создании
инновационных
методик
развития
речи
на
уроках
русского
языка
в
средней
школе
определяется
следующими
причинами.
1. С у щ е с т в у ю щ а я
м е т о д и к а
н е
н а п р а в л е н а
н а
формирование коммуникативной
потребности у
учащихся,
мотивации
к
овладению
и
пользованию
разнообразными
речевыми
средствами.
Речь
наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более
ярко и разнообразно.
2 .
И с п о л ь зу е м а я
в
н а с т оя щ е е
в р е м я
м е т од и ка
н а п р а в л е н а
на ознакомление учеников
с
разнообразными
средствами
речи
(типами,
стилями
речи
и
пр.),
но
не
на
практическое
овладение
ими:
немотивированность
детей,
небольшое
количество
учебных
часов,
отводимых
на
развитие
речи,
недостаточный
тренинг
умений
и
навыков
приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не
умеют ими пользоваться.
3. Работа по развитию речи отделена от других видов учебной работы на
уроках русского языка, среди которых преобладают тренинги, направленные
на
выработку
орфографических
и
пунктуационных
навыков,
а
также
изучение научной лингвистики, и именно такая работа воспринимается как
учителями, так и учениками как основная; соответственно, развитие речи
понимается как второстепенная задача.
4.
Уроки
развития
речи
не
направлены
на
развитие
умения мыслить
с
помощью языка, фактически существующая методика понимает речь не как
высшую психическую функцию, не как творческую деятельность, а как чисто
технический навык, однако еще Л.С. Выготский доказал, что это не так.
5. Развитие
речи
в
существующей
методике
понимается
как
развитие
только письменной речи, хотя в жизни все мы пользуемся главным образом
устной
речью,
–
вообще
общепринятая
методика
не
ориентирована
на
подготовку
детей
к
реальной
жизни,
к
решению
жизненных
задач
посредством речи.
6. Речь изначально диалогична, возникает в диалоге, в общении двух людей, а
уже затем человек приобретает способность к монологической речи, – однако
используемая сейчас методика стремится развивать только монологическую
речь,
искусственно
игнорируя
то,
что
речевая
деятельность
включает
в
себя умение
слушать
и
слышать собеседника,
которое
также
необходимо
развивать.
7. Нормальное освоение речи проходит следующие этапы: а) слушание, б)
практическое освоение, в) осознание – существующая методика делает упор
на осознание, игнорируя предыдущие этапы.
Главными
задачами
я
считаю
формирование
мотивации
к
овладению
и
пользованию
разнообразными
речевыми
средствами
и
формирование
мышления детей.
Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если:
а)
ребенок
ощутит,
что,
овладев
тем
или
иным
речевым
умением,
он
расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей
(вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и пр.); б) поймет, что
владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего
б ы т и я
в
м и р е ;
в )
п оч у в с т вуе т
р а д о с т ь
т во рч е с ко го
р о с т а ,
самосовершенствования.
Сформировать
мышление
можно,
если
учить
детей
наблюдать
и
делать
выводы
из
своих
наблюдений;
отделять
в
высказывании
главное
от
второстепенного; аргументировать свои высказывания и понимать аргументы
собеседника;
анализировать
и
прогнозировать;
оценивать
свои
и
чужие
высказывания; отстаивать ту или иную точку зрения.
II
Развитие
речи-
это
процесс
обучения
детей
речи;
область
методики
преподавания русского языка. В школе нет ни одного урока, где бы дети не
говорили и не слушали, а часто и читали, и писали. Учителя всех предметов
следят
за
речью
учащихся,
объясняют
значения
новых
(незнакомых
для
учащихся)
слов,
нередко
оценивают
последовательность
ответа,
его
выразительность и т.д.
В лингвистике речь сопоставляется с языком. Язык- это система единиц,
служащая общению людей и отражающаяся в сознании коллектива; а речь-
это последовательность знаков языка, построенная по его законам и из его
материала в соответствии с требованиями содержания.(Головин). В методике
речь-это предмет обучения. Разрабатываются вопросы чему и как надо учить
детей
для
полноценного
обучения. Развитие
речи
учащегося–
э т о
деятельность учителя, направленная на формирование и совершенствование
устной
и
письменной
речи
детей. Разделы
работы
по
развитию
речи:фонетика-звук - работа над звуковой стороной речи;словообразован -
части слова - работа над значащими частями слова;лексика и фразеология-
слово
-
словарная
работа;морфология-словоформа
-
работа
над
морфологическими
средствами
речи;синтаксис-словосочетания
и
предложения-работа над синтаксическими средствами языка. В работе по
развитию
речи
3направления:
1)овладение
нормами
СРЛЯ;
2)обогащение
словарного запаса и грамм строя учащихся; 3)формирование связной речи в
устной и письменной форме.
Виды речевой деят-ти: чтение, слушание, говорение, письмо.
Речеведческие понятия.РП-это лингвистические дисциплины, изучающие
речь: а) стиль речи (5 функ стилей: разговорн, книжный: публ, офиц-дел,
научны, худож); б) тип речи ( повествование, описание, рассуждение); в)
текст (членимость, цельность, связность)- параллельная, цепная. 1 учебное
дей-е- подведение т-та под понятие (опред-е стиля речи, типа, способа связи
предложений в тексте). Напр. худож-ый (возд-е), параллельная, описание.
Учебн дей-е- выведение следствия из понятия. Это анализ текста, разбор
текста под опр углом зрения. Доказать, что тектст худож.стиля: экспрессия,
метафоры, лексич.повтор, эпиеты, оксюморон, ряды однородных членов.
Речевые умения и навыки, пути их формирования. Связанная речь-раздел
который выделяется методистами, как особая область работы по развитию
речи. 3 значения: 1 процесс, деятельность говорящего, пишущего. 2. продукт,
результат
этой
деятельности(высказывание).
3.
раздел
работы
по
рр.
Основная
работа
над
речью
–
работа
с
текстом.
Текст
связанность
законченность смысловая целостность. 3-4года - повествование, первичные
элементы
рассуждения.
4-5
года
-монолог-
инструкция
совместимости
действия в игре, пересказ, сказки. В 5 классе все типы речи. Выводы: 1 в
дошкольном возрасте связанную речь развивают от диалога к монологу, от
ситуативной к контекстной, от функции общения и понимания к функции
планирования
и
координации
действия.2
в
школе
связанная
речь
детей
развивается:
становится
средством
приобретения,
сохранения
и
передачи
знания,
средством
самовыражения
и
воздействия;
внимание
письменной
форме речи; стилям, типам и формам, коммуникативным умениям. Формируя
связанную речь высказывания мы формируем след компоненты умений: 1
умение
раскрывать
тему,
осмысливать
её
границы.2
умение
выразить
основную
мысль.
3
умение
строить
высказывания
в
определенной
композиционной норме.4 Умение собирать и систематизировать материал.5
Отбирать
языковые
средства
6
умение
править,
совершенствовать
написанное. 7 умение пользоваться средствами выразительности звучащей
речи: темп, тон.8 умение пользоваться приемами подготовки(план) 9 умение
строить различая по композиции устные высказывания (доклад, сообщения).
Недостатки
высказывания:
уход
от
темы,
отсутствие
замысла
основной
мысли,
нарушение
последовательности
мысли,
недостаток
материала,
отсутствие
связи
между
частями
высказывания,
нарушение
соответствия
языковых средств созданию (стилевое). Вывод: необходима общая программа
по развитию речи для формирования речевых умений.
Психо-физиологич механизмы, на базе кот формир речевые умения.
1.
механизмо-эквивалентной
замены(слушающ/читающ/говорящий
находит
эквивалентные
словесные
замены
тем
образцам,
представлениям,
кот
возникают у него в процессе говорения/письма/чтения/слушания).
2. механизм-антицепация (предвиденье)(в процессе создания высказывания
говорящ/
пишущий
опираясь
на
общий
замысел
высказ-я,
предвидит
особенности
развития
замысла,
стр-ру
и
композицию
текста
в
целом,
реакцию слушателей, читателей ит.д.).
Система
упражнений
по
развитию
речи
учащихся–
одна
из
систем
упражнений по русскому языку, характеризуется наличием единой, ведущей
идеи, охватом всех основных типов упражнений, всех формируемых умений,
последовательностью, преемственностью и перспективностью, постепенным
повышением
самостоятельности
учащихся.
Первый
вариант
системы
складывается из следующих групп: 1) упражнения аналитического характера
по готовому тексту: определение основной мысли, позиции автора, темы,
озаглавливание отрывков, объяснение зависимости употребленных языковых
средств от задачи высказывания и пр.; 2) упражнения в переработке данного
текста:
устранение
повторов,
введение
деталей,
правка
текста
и
пр.;
3)
упражнения в создании нового текста на основе данного: составление плана,
тезисов, изложение и пересказ, перестройка композиции, развитие эпизода и
пр.; 4) упражнения в создании собственного текста учащимися: написание
рассказов,
заметок,
очерков,
подготовка
докладов
и
пр.
Идея
данного
варианта С.: от изучения образцов – к самостоятельному творчеству. Д р угой
вариант С. у. базируется на разделы курса русского языка: фонетику, состав
слова, имя существительное, имя прилагательное, глагол, синтаксис простого
предложения и т. д.
Приемы работы. Чтобы научить школьников созданию текста, в работе по
развитию связной речи используются:
-
анализ
текстов
(устных
и
письменных
положительного
и
негативного
характера);
- составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов;
- редактирование текстов;
-
установка
на
определенную
речевую
ситуацию
(т.е.
уточнение
задачи
адресата, обстоятельств высказывания);
- обсуждение первых вариантов устных и письменных высказываний и др.
Одна из особенностейуказанных приемов состоит в том, что многие из них
являются одновременно и предметом обучения (например, составление плана
- и прием обучения, и способ деятельности ученика, которым он пользуется
при
создании
своего
речевого
произведения).Вторая
особенностьэтих
приемов - в широком сочетании их с таким дидактическим средством, как
текст.
Задания, которые используются при этом, можно условно разделить на пять
групп.
1.Задания аналитического характера
поготовому
тексту.
Например:
определить
основную
мысль
высказывания,
сформулированную
автором;
часть,
в
которой
содержится
пример-доказательство...,
в
которой
дается
описание
того-то;
найти
(определить)
в
тексте
лишнее;
часть,
которую
следовало бы расширить; неудачно введенные в текст цитаты; озаглавить
отрывок
словами
текста;
проследить
зависимость
употребления
таких-то
языковых средств от задачи (замысла) высказывания; сопоставить исходный
текст и конспект - что в них общего, чем отличаются и т.д.
2.
Задания аналитико-синтетическогохарактера
поготовому
тексту.
Эти
задания требуют анализа готового текста и создания на его базе элементов
текста (но не текста в целом). Например: сформулировать основную мысль
автора;
озаглавить
текст;
подобрать
эпиграф;
составить
композиционную
схему текста и т.д.
3. Задания на переработку готового текстав плане его совершенствования.
Например: устранить такие-то недочеты в содержании и речевом оформлении
высказывания; ввести в текст цитаты, подтверждающие такие-то суждения.
4. Задания, требующие создания нового текста на основе данного (готового).
Например: изложить подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст;
подготовить устное сообщение на такую-то тему на основе данного текста;
дополнить текст своими рассуждениями по существу обсуждаемого в нем
вопроса; записать услышанный рассказ и т.д.
5.
Задания,
требующие создания
своего(в
полном
смысле
э то го
слова)текста(высказывания).
Например:
составить
тезисы
выступления;
написать заметку; описать в научном стиле проведенный опыт; написать
отзыв о сочинении товарища; подготовить доклад на такую-то тему.
В реальном педагогическом процессе различные по характеру и сложности
задания
сочетаются
между
собой,
объединяются
общей
учебной
направленностью, требующей решения. Поэтому целесообразно, говоря об
этих заданиях, употреблять наименование речевая (коммуникативная) задача.
Среди указанных особое место занимают задания 4-й и 5-й групп, которые
представляют
по
сути изложенияисочинения-виды
работ
по
развитию
связной речи, издавна практикуемые в школе.
Изложения и сочинения, как и другие виды работ, различаются: по цели -
обучающие
(подготовительные)
и
проверочные
(контрольные);
по
месту
оформления работы - классные и домашние; по форме словесного выражения
мысли - устные и письменные. Кроме того, каждый из указанных видов работ
имеет свою специфику.
Изложение.Изложение (пересказ) - вид работы, в основе которого лежит
воспроизведение
содержания
высказывания,
создание
текста
на
основе
данного
(исходного).
Слова
изложение,
пересказ
употребляются
как
синонимы, однако наименование пересказ чаще относится к устной форме
воспроизведения текста (устное изложение - пересказ). Изложение занимает
большое место в учебной деятельности, являясь для школьников средством
усвоения, а для учителя - одним из средств проверки усвоения учебного
материала.
Изложение
-
одно
из
эффективных
средств
развития
памяти,
мышления и речи учащихся. Основные характеристики изложения связаны с
особенностями исходного текста (его сложностью, объемом), со способами
его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста,
и т. д.
В V-IX классах словесник проводит специальные обучающие изложения.
Смысл этой работы - научить детей способам деятельности по созданию
текста на основе исходного.
Основные этапы этой работы:1) уточнение (учителем) речевой задачи; 2)
вступительное
слово
об
авторе
и
произведении,
откуда
взят
текст
для
изложения
(если
это
необходимо);
3)
чтение
текста
учителем
или
прослушивание
грамзаписи
текста
на
пластинке;
4)
определение
темы
и
основной мысли исходного текста; 5) анализ его содержания и структуры
(составление
композиционной
схемы
и
плана
текста),
словарная
работа,
анализ
языковых
особенностей
текста;
6)
повторное
чтение
или
прослушивание текста. Работе над исходным текстом может предшествовать
предварительная
(за
несколько
дней)
языковая
подготовка
(лексическая,
орфографическая и т.д.), рассредоточенная во времени (рассредоточенная
подготовка).
Ее
назначение
-
предупредить
различного
рода
ошибки
и
недочеты, подготовить к восприятию текста.
Сочинение.Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике
(по
содержанию)
делятся
на
две
большие
группы:
сочинения
на
лингвистические
темы
(например:
"Сравнительная
характеристика
слов
зелень - зеленый - зеленеть", "Самая интересная тема программы по русскому
языку", "Для чего нужно изучать фонетику" и т.д.) и сочинения на темы из
жизни - на так называемые свободные темы (это наименование не совсем
точно отражает существо дела, так как обычно ученику предлагается одна
или несколько тем и он или совсем несвободен или относительно свободен в
выборе темы). В современной школе сочинения на темы из жизни занимают в
практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их
широкими воспитательно-образовательньми возможностями.
По
типу
создаваемых
текстов различаются:
а)
сочинения,
традиционно
относящиеся к "школьным жанрам", - сочинения-повествования, описания,
рассуждения,
повествования
с
элементами
описания,
рассуждения;
рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.;