Автор: Билалова Фарида Сагитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 165"
Населённый пункт: РТ, г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
***
Современная педагогика подчеркивает важность формирования всех видов речевой деятельности
учащихся, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать)
и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать
в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения (умения
говорить и писать).
Сегодня в методику преподавания введены понятия компетенций: языковой, коммуникативной,
речевой, лингвострановедческой, правописной. Остановимся на коммуникативной компетенции
как необходимом условии формирования разных видов речевой деятельности.
Коммуникативная компетенция - это способность человека решать языковыми средствами те или
иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Реализация
коммуникативной
цели
обучения
предполагает,
что
речевая
деятельность
формируется
во
всех
ее
видах:
чтении,
говорении,
письме,
аудировании.
Коммуникативные
умения
и
навыки
связаны
с
организацией
речевого
общения
в
соответствии
с
его
целями,
мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой,- в соответствии с социальными нормами
речевого поведения. Практическая цель - формирование навыков общения - выдвигается при этом
на первый план.
Важность этого отмечал психолог А.Н.Леонтьев: «Чтобы полноценно общаться, человек должен в
принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно
ориентироваться в условиях общения, во-вторых, быстро и правильно спланировать свою речь,
правильно
выбрать
содержание
акта
общения,
в-третьих,
найти
адекватные
средства
для
передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из
звеньев
акта
общения
будет
нарушено,
то
говорящему
не
удастся
добиться
ожидаемых
результатов общения - оно будет неэффективным».
В
основном
требования
коммуникативной
направленности
предъявляются
к
урокам
русского
языка,
но
уроки
литературы
и
риторики
тоже
предоставляют
широкие
возможности
для
формирования и развития коммуникативных умений и навыков.
***
В
настоящее
время
коммуникативную
компетентность
рассматривают
как
одну
из
ключевых
в процессе всестороннего формирования и развития личности. Во-первых, она влияет на учебную
успешность: в процессе общения как со взрослыми, так и со сверстниками происходит обмен
информации, которую впоследствии учащиеся использует для построения логически правильного
ответа на вопрос или выполнение задания. Во-вторых, от коммуникативной компетентности во
многом
зависит
процесс
адаптации
учащегося
к обучению
в колледже,
в частности
его
эмоциональное
благополучие
в группе.
Как
известно,
адаптация
подразделяется
на
учебную
и социально-психологическую.
Учащийся
должен
привыкнуть
не
только
к новому
виду
деятельности (профессиональному обучению в стенах колледжа), но и к окружающим людям.
Если он легко находит общий язык с сокурсниками, то испытывает больший психологический
комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками
сужает
круг
друзей,
вызывает
ощущения
непринятости,
одиночества,
может
провоцировать
асоциальные формы поведения. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может
рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности
и благополучия, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни,
включающего уважение и внимательность к собеседнику, «беспристрастная заинтересованность»;
- способность устанавливать контакт; - способность слушать и слышать; - эмпатия
(чувство сопереживания); - искусство помощи собеседнику в высказывании своего мнения:
- способность адекватно выражать собственную позицию; - коммуникативная гибкость
и конструктивность; - готовность разрешать межличностные проблемы; - способность
работать
в команде;
-
владение
коммуникативными
умениями
и навыками.
Коммуникативная компетентность представляет целостную систему психических и поведенческих
характеристик
личности,
способствующих
успешному
общению,
т. е.
достигающему
цели
(эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих
сторон. В ее структуре выделяют следующие компоненты когнитивный, который образует знания
о ценностно-смысловой
стороне
общения,
о личностных
качествах
способствующих
и препятствующих
общению,
об
эмоциях
и чувствах,
всегда
сопровождающих
его,
об
операциональной (поведенческой) стороне общения. - ценностно-смысловой характеризует
ценности,
которые
активизируются
в общении.
Личностные
ценности,
проявляясь
в базовых
отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл.
Формирование
нравственных
ценностей,
таких
как
самоуважения,
уважения
мнения
другого
человека
не
только
облегчает,
«разрешает»
общение,
но
и делает
его
впоследствии
более
этичным. - личностный образуют особенности личности, вступающего в общение, которые
естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации (застенчивость,
отчужденность,
эгоистичность,
заносчивость,
тревожность,
агрессивность,
либо
наоборот
уверенность,
оптимизм,
доброжелательности
и уважении
к людям).
-
эмоциональный
компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием
позитивного
эмоционального
контакта
с собеседником,
саморегуляцией,
умением
не
только
реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. - поведенческий
компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является
образованием,
интегрирующим
в себя
на
уровне
поведения
и деятельности
все
проявления
коммуникативной
компетентности.
Коммуникативные
умения
как
элементы
создают
коммуникативное поведение. Проблема подготовки разностороннего специалиста, обладающего
высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова) и мобильно действующего в условиях
динамичного
общества —
м е т о д о л о г и ч е с к а я
и теоретическая
проблема
средне
профессионального образования. Одним из главных условий решения этой проблемы, на наш
взгляд,
является
целенаправленное
формирование
у будущего
специалиста
коммуникативной
компетентности, главной составляющей которой, является вербальное общение (коммуникация).
В общении передаются идеи, факты, представления, а также ценностные отношения, интересы,
настроение,
чувства.
В общении
осуществляются
рациональное,
эмоциональное
и волевое
взаимовлияние
и взаимодействие
педагога
и учащихся,
выявляется
и формируется
общность
взглядов,
мыслей,
настроений.
В общении
достигается
взаимопонимание,
осуществляется
передача и усвоение знаний, опыта, создаются сплоченность и солидарность, характеризующие
групповую и коллективную деятельность. Общение является важным условием для выявления
и раскрытия лучших сторон личности, для формирования сознания и самосознания личности, для
ее развития. Взаимопонимание участников общения имеет большое значение. Возникновение
и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его
участниками существует взаимопонимание. Процесс общения во многом определяет то, в какой
мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них
и самих себя. Следовательно, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает
как обязательная составная часть общения. Одним из основных секретов эффективного общения
является умение «правильно» слушать собеседника. «Секрет влияния на людей — не в умении
говорить, а в умении быть хорошим слушателем» — писал Дейл Карнеги. Все дело в том, что
слушание — это не только и не столько молчание, а процесс более сложный активный, в ходе
которого
устанавливаются
невидимые
связи
между
людьми,
возникает
взаимопонимание,
которое делает эффективным любое общение . В любом общении важным является момент
обратной связи, благодаря которому собеседник чувствует, что он говорит с живым человеком,
а не
в пустоту,
и к
тому
же
узнает,
как
именно
его
услышали
и поняли.
Причем
в любом
высказывании
(сообщении)
существует
два
уровня:
информационный
и эмоциональный.
Следовательно, обратная связь может быть двух видов — отражение информации и отражение
чувств
говорящего.
В
педагогической
практике
эффективно
используют
три
разработанных
технологии слушания - активное слушание, в котором на первый план выступает отражение
информации; - пассивное (нерефлексивное) слушание, которое не сопровождается анализом,
рефлексией дает собеседнику возможность высказаться; - эмпатическое слушание, которое
подразумевает
постоянное
отражение
чувств
собеседника.
Для
учащихся
педагогического
колледжа, важно непросто общения, а формирование педагогического общения. Педагогическое
общение
формирует
и передает
социальные
установки,
формирует
образ
жизни.
Чтобы
педагогическое
общение
было
эффективным,
педагогу
необходимо
понимать
-
закономерности общения; - структуру общения, особенности реализации коммуникативной,
интерактивной
и перцептивной
функций
общения;
-
методики
изучения
общения
и межличностных
отношений;
-
основные
психолого-педагогические
требования
по
организации педагогического и межличностного общения. В структуру педагогического общения
включаются функции, феномены и закономерности процесса общения. Различают три основных
функции общения- информационная функция (получение и передача информации в общении
с целью
возможности
овладеть
опытом,
накопленным
человечеством);
-
перцептивная
функция (при общении передача и восприятие эмоций и чувств, отношения к событию, важности
и значимости его для данного человека); - интерактивная функция (с помощью общения
п р о и с х о д и т
в з а и м о д е й с т в и е ) .
***
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и
приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для
самостоятельного поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль.
Исследовательский
метод,
дискуссии
мозговой
штурм,
технология
"критического
мышления”,
интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии
развивают
творческую
активность,
формируют
мыслительную
деятельность,
учат
школьников
отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и
умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно
говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых
ответов.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию
Все виды пересказа
Все формы учебного диалога
Доклады и сообщения
Ролевые и деловые игры
Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов
Обсуждение, дискуссия, диспут
Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию
Сочинения и изложения
Подготовка заметок и статей в СМИ
Телекоммуникационные тексты, сообщения
Участие в конкурсах сочинений
Критерии оценки ожидаемых результатов
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения,
приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на
самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста
в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и
официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств
массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного
текста.
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-
смыслового анализа текста;
Владение монологической и диалогической речью;
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия,
полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника,
признавать право на иное мнение);
создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную
информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
составление плана, тезисов, конспекта;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);
выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией
общения
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Диагностический инструментарий
методы: социолого-педагогические измерения (наблюдение, беседы, анкетирование,
интервьюирование, тестирование, изучение результатов деятельности учащихся и документации);
моделирование коммуникативных ситуаций; статистические методы обработки и педагогическая
интерпретация результатов исследования.