Напоминание

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка


Автор: Билалова Фарида Сагитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 165"
Населённый пункт: РТ, г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка

***

Современная педагогика подчеркивает важность формирования всех видов речевой деятельности

учащихся, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать)

и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать

в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения (умения

говорить и писать).

Сегодня в методику преподавания введены понятия компетенций: языковой, коммуникативной,

речевой, лингвострановедческой, правописной. Остановимся на коммуникативной компетенции

как необходимом условии формирования разных видов речевой деятельности.

Коммуникативная компетенция - это способность человека решать языковыми средствами те или

иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Реализация

коммуникативной

цели

обучения

предполагает,

что

речевая

деятельность

формируется

во

всех

ее

видах:

чтении,

говорении,

письме,

аудировании.

Коммуникативные

умения

и

навыки

связаны

с

организацией

речевого

общения

в

соответствии

с

его

целями,

мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой,- в соответствии с социальными нормами

речевого поведения. Практическая цель - формирование навыков общения - выдвигается при этом

на первый план.

Важность этого отмечал психолог А.Н.Леонтьев: «Чтобы полноценно общаться, человек должен в

принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно

ориентироваться в условиях общения, во-вторых, быстро и правильно спланировать свою речь,

правильно

выбрать

содержание

акта

общения,

в-третьих,

найти

адекватные

средства

для

передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из

звеньев

акта

общения

будет

нарушено,

то

говорящему

не

удастся

добиться

ожидаемых

результатов общения - оно будет неэффективным».

В

основном

требования

коммуникативной

направленности

предъявляются

к

урокам

русского

языка,

но

уроки

литературы

и

риторики

тоже

предоставляют

широкие

возможности

для

формирования и развития коммуникативных умений и навыков.

***

В

настоящее

время

коммуникативную

компетентность

рассматривают

как

одну

из

ключевых

в процессе всестороннего формирования и развития личности. Во-первых, она влияет на учебную

успешность: в процессе общения как со взрослыми, так и со сверстниками происходит обмен

информации, которую впоследствии учащиеся использует для построения логически правильного

ответа на вопрос или выполнение задания. Во-вторых, от коммуникативной компетентности во

многом

зависит

процесс

адаптации

учащегося

к обучению

в колледже,

в частности

его

эмоциональное

благополучие

в группе.

Как

известно,

адаптация

подразделяется

на

учебную

и социально-психологическую.

Учащийся

должен

привыкнуть

не

только

к новому

виду

деятельности (профессиональному обучению в стенах колледжа), но и к окружающим людям.

Если он легко находит общий язык с сокурсниками, то испытывает больший психологический

комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками

сужает

круг

друзей,

вызывает

ощущения

непринятости,

одиночества,

может

провоцировать

асоциальные формы поведения. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может

рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности

и благополучия, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни,

включающего уважение и внимательность к собеседнику, «беспристрастная заинтересованность»;

- способность устанавливать контакт; - способность слушать и слышать; - эмпатия

(чувство сопереживания); - искусство помощи собеседнику в высказывании своего мнения:

- способность адекватно выражать собственную позицию; - коммуникативная гибкость

и конструктивность; - готовность разрешать межличностные проблемы; - способность

работать

в команде;

-

владение

коммуникативными

умениями

и навыками.

Коммуникативная компетентность представляет целостную систему психических и поведенческих

характеристик

личности,

способствующих

успешному

общению,

т. е.

достигающему

цели

(эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих

сторон. В ее структуре выделяют следующие компоненты когнитивный, который образует знания

о ценностно-смысловой

стороне

общения,

о личностных

качествах

способствующих

и препятствующих

общению,

об

эмоциях

и чувствах,

всегда

сопровождающих

его,

об

операциональной (поведенческой) стороне общения. - ценностно-смысловой характеризует

ценности,

которые

активизируются

в общении.

Личностные

ценности,

проявляясь

в базовых

отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл.

Формирование

нравственных

ценностей,

таких

как

самоуважения,

уважения

мнения

другого

человека

не

только

облегчает,

«разрешает»

общение,

но

и делает

его

впоследствии

более

этичным. - личностный образуют особенности личности, вступающего в общение, которые

естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации (застенчивость,

отчужденность,

эгоистичность,

заносчивость,

тревожность,

агрессивность,

либо

наоборот

уверенность,

оптимизм,

доброжелательности

и уважении

к людям).

-

эмоциональный

компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием

позитивного

эмоционального

контакта

с собеседником,

саморегуляцией,

умением

не

только

реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. - поведенческий

компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является

образованием,

интегрирующим

в себя

на

уровне

поведения

и деятельности

все

проявления

коммуникативной

компетентности.

Коммуникативные

умения

как

элементы

создают

коммуникативное поведение. Проблема подготовки разностороннего специалиста, обладающего

высоким уровнем культуры (в том числе и культуры слова) и мобильно действующего в условиях

динамичного

общества —

м е т о д о л о г и ч е с к а я

и теоретическая

проблема

средне

профессионального образования. Одним из главных условий решения этой проблемы, на наш

взгляд,

является

целенаправленное

формирование

у будущего

специалиста

коммуникативной

компетентности, главной составляющей которой, является вербальное общение (коммуникация).

В общении передаются идеи, факты, представления, а также ценностные отношения, интересы,

настроение,

чувства.

В общении

осуществляются

рациональное,

эмоциональное

и волевое

взаимовлияние

и взаимодействие

педагога

и учащихся,

выявляется

и формируется

общность

взглядов,

мыслей,

настроений.

В общении

достигается

взаимопонимание,

осуществляется

передача и усвоение знаний, опыта, создаются сплоченность и солидарность, характеризующие

групповую и коллективную деятельность. Общение является важным условием для выявления

и раскрытия лучших сторон личности, для формирования сознания и самосознания личности, для

ее развития. Взаимопонимание участников общения имеет большое значение. Возникновение

и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его

участниками существует взаимопонимание. Процесс общения во многом определяет то, в какой

мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них

и самих себя. Следовательно, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает

как обязательная составная часть общения. Одним из основных секретов эффективного общения

является умение «правильно» слушать собеседника. «Секрет влияния на людей — не в умении

говорить, а в умении быть хорошим слушателем» — писал Дейл Карнеги. Все дело в том, что

слушание — это не только и не столько молчание, а процесс более сложный активный, в ходе

которого

устанавливаются

невидимые

связи

между

людьми,

возникает

взаимопонимание,

которое делает эффективным любое общение . В любом общении важным является момент

обратной связи, благодаря которому собеседник чувствует, что он говорит с живым человеком,

а не

в пустоту,

и к

тому

же

узнает,

как

именно

его

услышали

и поняли.

Причем

в любом

высказывании

(сообщении)

существует

два

уровня:

информационный

и эмоциональный.

Следовательно, обратная связь может быть двух видов — отражение информации и отражение

чувств

говорящего.

В

педагогической

практике

эффективно

используют

три

разработанных

технологии слушания - активное слушание, в котором на первый план выступает отражение

информации; - пассивное (нерефлексивное) слушание, которое не сопровождается анализом,

рефлексией дает собеседнику возможность высказаться; - эмпатическое слушание, которое

подразумевает

постоянное

отражение

чувств

собеседника.

Для

учащихся

педагогического

колледжа, важно непросто общения, а формирование педагогического общения. Педагогическое

общение

формирует

и передает

социальные

установки,

формирует

образ

жизни.

Чтобы

педагогическое

общение

было

эффективным,

педагогу

необходимо

понимать

-

закономерности общения; - структуру общения, особенности реализации коммуникативной,

интерактивной

и перцептивной

функций

общения;

-

методики

изучения

общения

и межличностных

отношений;

-

основные

психолого-педагогические

требования

по

организации педагогического и межличностного общения. В структуру педагогического общения

включаются функции, феномены и закономерности процесса общения. Различают три основных

функции общения- информационная функция (получение и передача информации в общении

с целью

возможности

овладеть

опытом,

накопленным

человечеством);

-

перцептивная

функция (при общении передача и восприятие эмоций и чувств, отношения к событию, важности

и значимости его для данного человека); - интерактивная функция (с помощью общения

п р о и с х о д и т

в з а и м о д е й с т в и е ) .

***

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и

приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для

самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль.

Исследовательский

метод,

дискуссии

мозговой

штурм,

технология

"критического

мышления”,

интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии

развивают

творческую

активность,

формируют

мыслительную

деятельность,

учат

школьников

отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и

умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно

говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых

ответов.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию

Все виды пересказа

Все формы учебного диалога

Доклады и сообщения

Ролевые и деловые игры

Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов

Обсуждение, дискуссия, диспут

Выступления в качестве ведущих на мероприятиях

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию

Сочинения и изложения

Подготовка заметок и статей в СМИ

Телекоммуникационные тексты, сообщения

Участие в конкурсах сочинений

Критерии оценки ожидаемых результатов

Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из

аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и

коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения,

приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на

самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста

в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое,

поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и

официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств

массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного

текста.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-

смыслового анализа текста;

Владение монологической и диалогической речью;

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия,

полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника,

признавать право на иное мнение);

создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную

информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);

составление плана, тезисов, конспекта;

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;

отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);

выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема,

аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией

общения

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников

информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Диагностический инструментарий

методы: социолого-педагогические измерения (наблюдение, беседы, анкетирование,

интервьюирование, тестирование, изучение результатов деятельности учащихся и документации);

моделирование коммуникативных ситуаций; статистические методы обработки и педагогическая

интерпретация результатов исследования.



В раздел образования