Напоминание

"Актуальность внедрения методики УДЕ в процесс образования в высшем учебном заведении"


Авторы: Ермошкаева Гиляна Олеговна, Санджиева Байрта Владимировна
Должность: преподаватели информатики и математики
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова"
Населённый пункт: Республика Калмыкия, г. Элиста
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность внедрения методики УДЕ в процесс образования в высшем учебном заведении"
Раздел: высшее образование





Назад




Актуальность внедрения методики УДЕ в процесс образования в

высшем учебном заведении

Академик

П.М.

Эрдниев

разработал

методику

«Укрупнение

дидактических единиц» для начальных классов. Суть этой технологии в том,

что обучающиеся целостно усваивают единицу информации, обобщают и

устанавливают

логические,

межпредметные

связи.

Эта

методика

предназначена, в основном, для предмета «Математика», так как именно в

математике

много

взаимообратных

действий:

сложение

и

вычитание,

умножение и деление, а также решение прямой задачи и обратной.

Современный

выпускник

вуза

должен

обладать

набором

качеств,

отвечающих

за

профессиональность,

компетентность,

умение

быстро

обрабатывать полученную информацию с использованием ИКТ. В настоящее

время информация является одним из важнейших богатств человека. Поэтому

для людей, и в первую очередь, для студентов очень важно оперативно

получать и усваивать как можно больше информации. И чтобы она не висела

«мертвым

грузом»,

информация

должна

правильно

систематизироваться

учащимися, при этом одновременно развивая в них творческую личность.

Таким

образом,

мы

считаем,

для

достижения

поставленных

целей

студенты высшей школы должны продолжать обучаться по знакомой им

технологии УДЕ. Именно укрупнение является одним из важнейших понятий,

показывающее

этапы

процесса

познания

как

сложной

системы.

Оно

позволяет получить кратчайшим путём существенную часть информации.

Для большинства обучающихся данная методика является знакомой со

школы, и потому не потребуется много времени для адаптации в иной форме

подачи материала. В школах республики достаточно активно используется

система

академика

Эрдниева,

но,

к

сожалению,

это

пока

происходит

не

повсеместно.

Одним

из

важнейших

факторов,

обеспечивающих

высокое

качество

укрупненного

знания,

полученного

с

помощью

технологий

укрупнения

дидактических

единиц,

может

послужить

общий

графический

образ

или

общие символы для группы понятий, а так же наличие одних и тех же слов и

словосочетаний

в

сравниваемых

высказываниях.

Демонстрируется

восхождение от абстрактного к конкретному и воссоздание связей исходной

единицы с общей структурой знания. Одна из основных целей технологии –

создание действенных и эффективных условий для развития познавательных

способностей

людей,

их

интеллекта,

творческого

начала

и

расширения

математического кругозора.

В «Калмыцком государственном университете им. Б.Б. Городовикова»

уже

были

попытки,

и

достаточно

успешные,

по

внедрению

системы

укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Отдельные приемы укрупнения

используются

Б.П.

Эрдниевым

в

преподавании

различных

разделов

вузовского

курса

геометрии.

Также

технология

применяется

и

в

других

предметах, например, в курсе инженерной графики. Для повышения уровня

обучения графическим дисциплинам, инженерно-технологический факультет

на протяжении многих лет занимается исследовательской работой по теме

«Исследование путей совершенствования методов и методики преподавания

общетехнических

дисциплин»,

которая

направлена

на

решение

научно-

технических аспектов проблемы активизации познавательной деятельности и

самостоятельной работы студентов для повышения уровня успеваемости по

графическим дисциплинам.

Поэтому считаем, что было бы целесообразнее подготовить студентов,

внедряя

в

их

процесс

обучения

систему

укрупнения

единиц

как

можно

раньше.

Например,

при

изучении

ими

высшей

математики,

чтобы

полученные навыки они могли применить при изучении других предметов.

То есть, мы считаем нашей главной задачей научить их, в первую очередь,

самостоятельной работе. «Формальное образование поможет вам выжить.

Самообразование приведет вас к успеху» (Д. Рон).

Чтобы проверить данный подход, нами было решено провести пробные

занятия с использованием технологии УДЕ среди студентов 1 курса ИТФ.

Прямая

задача

О

б

р

а

т

н

а

я

з

а

д

а

ч

а

При изучении темы «Матрицы. Операции над матрицами» из раздела

линейной

алгебры

наглядно

показываем

обратные

действия.

Практика

доказывает: изучение действий сложения и вычитания вообще, и матриц в

частности, выгодно осуществлять параллельными процессами.

(

2

3

4

5

)

+

(

5

1

3

5

)

=¿

¿

(

2

+

5

3

+

1

4

+

3

5

+

5

)

=

¿

(

¿

)

(

2

3

4

5

)

+

(

¿

)

=¿

¿

2

+¿

3

+¿

4

+¿

5

+¿

¿ ¿

=

¿

(

7

4

7

10

)

Наглядное

иллюстрирование

взаимно-обратных

операций

направляет

обучающегося

использовать

рассуждения,

то

есть

логические

средства

исследования, способствующие развитию мыслительного процесса. Важную

роль

играет

то,

что

благодаря

наличию

обратных

связей

в

процессах

мышления обеспечивается один из признаков диалектичности знаний.

В

курсе

математического

анализа

сопоставляем

два

действия

дифференцирование и интегрирование. Даем понятие процесса нахождения

производной функции и одновременно рассматриваем обратное действие.

Также

пытаемся

находить

первообразную

для

функции

по

таблице

производных.

Таким образом, укрупнение дидактических единиц должно стать важной

ячейкой в образовательном процессе преподаваемых дисциплин в высшей

школе. Необходимо студентам преподносить материал в противопоставлении.

Такая информация лучше и быстрее усваивается и, в следствии, влияет на

развитие необходимых качеств молодых людей как будущих профессионалов.



В раздел образования