Автор: Кармышева Татьяна Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Качульская СОШ
Населённый пункт: с.Качулька, Каратузский район, Красноярский край
Наименование материала: Программа курса
Тема: "Цифроград"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЧУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании методического заместитель директора директор школы
объединения школы по УВР______ /Полева В.П./ ____/Маслова Ю.В. /
27. 08 . 2019 г. 30. 08. 2019 г. 30. 08. 2019 г.
Протокол № 1
Программа курса
«ЦИФРОГРАД»
5 класс
Составитель:
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ Качульская СОШ
Каратузского района
Красноярского края
Кармышева Т.И
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими
за
рамки
школьной
программы,
расширить
целостное
представление
о
проблеме
данной
науки.
Решение
математических
задач,
связанных
с
логическим
мышлением,
закрепит
интерес
детей
к
познавательной
деятельности,
будет
способствовать
развитию
мыслительных
операций
и
общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать,
решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне
повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной
математики,
а
также
расширенный
углубленный
вариант
наиболее
актуальных вопросов базового предмета. Занятия
математического курса
должны содействовать развитию у детей математического образа мышления:
краткости
речи,
умелому
использованию
символики,
правильному
применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, исследовательская деятельность и другие приёмы,
используемые в системе работы курса, основаны на любознательности детей,
которую и следует поддерживать и направлять.
Данная практика поможет
ученику успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками,
но
и
осваивать
более
сложный
уровень
знаний
по
предмету,
достойно
выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Программа
курса
«Цифроград»
рассчитана
на
34
часа,
занятия
предполагается проводить 1 раз в неделю.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.
Проектная деятельность «Великие математики».
2.
Геометрические упражнения.
3.
Упражнения с чертежами на нелинованной бумаге.
4.
Игра «Удивительный квадрат».
5.
Преобразование фигур на плоскости.
6.
Задачи-смекалки.
7.
Симметрия фигур.
8.
Соединение и пересечение фигур.
9.
Познавательная игра «Семь вёрст…».
10.Логическая игра «Молодцы и хитрецы».
11.Решение задач на противоречия.
12.Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах».
13.Открытие нуля.
14.Конкурс знатоков.
15.Школьный тур олимпиады.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема курсаВиды Вид деятельности
Количество
часов
План
Факт
1. Вводное занятие
«Математика – царица
наук»
разгадка
«математических
фокусов»
1
4.09
2. Проектная
деятельность
«Великие
математики»
работа со
словарями,
энциклопедиями
2
11.09
18.09
3. Геометрические
упражнения
«Путешествие в
Страну Геометрию»
запись
геометрических
понятий, решение
геометрических
заданий
2
25.09
2.10
4. Игра
«Удивительный
квадрат».
работа в группе,
решение
упражнений с
квадратами
1
9.10
5. Преобразование
фигур на плоскости.
конструирование
фигур на плоскости
из различного
материала
1
16.10
6. Задачи-смекалки.
решение
нестандартных
задач
3
23.10
6.11
13.11
20.11
7.Соединение и
пересечение фигур.
вычерчивание
геометрических
фигур
1
27.11
8.Познавательная игра
«Семь вёрст…»
решение
нестандартных
заданий на меры
длины
2
4.12
11.12
9Логическая игра
«Молодцы и хитрецы»
решение задач на
упорядочивание
множеств
2
18.12
25.12
10.Школьный тур
олимпиады
решение заданий
повышенной
трудности
2
15.01
22.01
11. Открытие нуля.
исследовательская
работа «Почему
так?»
1
29.01
12.Решение
комбинаторных задач
3
5.02
12.02
19.02
13. Конкурс знатоков
(отборочный тур)
решение
нестандартных
заданий
2
26.02
4.03
14.Учимся
комбинировать
элементы знаковых
систем.
составление супер-
примеров
2
11.03
18.03
15. Учимся разрешать
задачи на
противоречия.
решение игровых
заданий «Богатыри
и разбойники»
2
1.04
8.04
16. Игра «Гонка за
лидером: меры в
пословицах»
повторение единиц
измерения
2
15.04
22.04
17. Анализ
проблемных ситуаций
в многоходовых
задачах.
решение задач
повышенной
сложности
1
29.04
18. Сочинение
«Место математики в
моей жизни»
творческая работа
2
6.05
13.05
19. Защита проектов
по математике
2
20.05
27.05
ЛИТЕРАТУРА
1.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная
математика. Волгоград: «Учитель», 2007.
2.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты
и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
3.
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст»,
1995.
4.
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. –
Волгоград: Учитель, 2008.
5.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике.
Саратов: «Лицей», 2002.
6.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2002.
7.
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.
8.
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.:
«Грамотей», 2004.
9.
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань»,
1995.
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными
вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М.,
2004.
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной
школе. М.: «Панорама», 2006.
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.