Напоминание

Внеурочная деятельность в начальной школе


Автор: Ростовская Галина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №230
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Внеурочная деятельность в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Проблемы внедрения внеурочной деятельности и пути решения данных проблем.

В соответствии с Федеральными государственными стандартами второго поколения

основная образовательная программа реализуется в образовательном учреждении, в

том числе и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в условиях реализации приобретает новую актуальность.

Внеурочная деятельность становится тем ресурсом, который позволяет

образовательному учреждению достичь нового качества образования. Именно

внеурочная деятельность должна позволить ребёнку выбрать область своих интересов,

развивать свои способности, участвовать в самоуправлении и общественно-полезной

деятельности.

Целью внеурочной деятельности становится создание условий для физического,

интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, т.к внеурочная деятельность

включает в себя все виды деятельности отличной от урочной и направлена на

достижения образовательного результата.

Начиная внедрять внеурочную деятельность в учебный процесс учителя сталкиваются

с рядом трудностей:

1.

Достаточно часто занятия внеурочной деятельности практически ничем не

отличаются от формы урока, т.к учитель проводит занятия внеурочной

деятельности в условиях учебного кабинета. В школе нет игровых комнат.

2.

Учащимся достаточно трудно воспринимать своего первого учителя в новом

амплуа-кружковода, а учителю достаточно тяжело после уроков переключиться

на новый вид деятельности

Возникает острая проблема, которая требует незамедлительного решения.

Для решения данной проблемы в нашей школе была создана творческая группа

во главе с председателем школьного методического объединения учителей

начальных классов, которая рассматривала рекомендации организации

внеурочной деятельности. Творческая группа знакомилась с возможностью

реализации данных рекомендаций в нашей школе. Проводила анкетирование

учащихся, родителей начальной школы, чтобы выявить приоритета. Разработала

рекомендации по проведению занятий внеурочной деятельности.

Результатом работы творческой группы стали разработанные сквозные программы по

внеурочной

деятельности.

Творческая группа выступила перед администраций

школы и внесла предложение проводить занятия внеурочной деятельности, на

только в учебных кабинетах, но и использовать для занятий внеурочной

деятельности такие помещения школы как библиотеку, лекционный зал,

спортивный зал и стадион, школьный музей, рекреаций третьего этажа,

школьный развивающий комплекс. Проводить занятия внеурочной деятельности в

учреждениях дополнительного образования.

Администрация школы поддержала

предложение творческой группы. Результатом проделанной работы мы поделились со своими

коллегами на районном семинаре 17 декабря 2014 года

Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-

разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и

на уровне программ, методик их реализации. Опираясь на отличительные особенности

разных

видов

деятельности

урочной

и

внеурочной

необходимо

выстраивать

внеурочные

занятия

таким

образом,

чтобы

факт

их

проведения

был

фактом

психологической

и

физической

разгрузки

ребенка,

формирования

личностных

и

метапредметных

результатов

ФГОС.

Важно,

чтобы

внеурочная

деятельность

не

сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала

достижение планируемых результатов.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Классно-урочная

система

утверждает

твердо

регламентированный

режим

учебно-воспитательной

работы:

постоянное

место

и

продолжительность

занятий,

стабильный

состав

учащихся

одинакового

уровня

подготовленности

и

одного

возраста,

стабильное расписание и имеет свои особенности:

уроки

проводятся

по

нормативным

учебным программам.

урочные

занятия

обеспечивают

четкое

планирование и организацию учебно-воспитательной

работы.

систематический

контроль

процесса

и

результатов

учебно-познавательной

деятельности

учащихся

позволяет

учителю

систематиче ски

и

последовательно излагать материал,

управлять

развитием

п о з н а ват е л ь н ы х

способностей,

формировать

научно е

м и р о в о з з р е н и е

учащихся;

стимулирует

домашнюю

д е я т е л ь н о с т ь

школьников;

на

уроке

ученики

овладевают

не

только

системой знаний, умений и навыков, но и самими

методами познавательной деятельности.

У урока ограниченные возможности:

-для

вариативной

творческой

организации

Внеурочной деятельности не

присущи

жесткая

регламентация

содержания деятельности и чисто

управленче ский

подход

п р и

с о с т а в л е н и и

п р о г р а м м ,

алгоритмов,

планов.

Внеурочная

д е я т е л ь н о с т ь

н а ц е л е н а

н а

индивидуальный,

«штучный»

характер

в о с п и т а н и я ребенка,

причем

воспитание

основывается

на

увлеченности

предметом

той

деятельности,

которой

учащийся

отдает предпочтение.

Отличительными

особенностями

в н еу р оч н о й

деятельности является:

содержание

внеурочной деятельности строится

н а

и з у ч е н и и

и н т е р е с о в

и

пот ребно стей

детей

р а з н ы х

в о з р а с т н ы х

г ру п п ,

и м е е т с я

в о з м о ж н о с т ь

у ч и т ы в а т ь

потребности

и

интересы

детей

и

членов их семей;

внеурочная

д е я т е л ь н о с т ь ,

с т р о и т с я

н а

условиях

добровольного

участия,

обучения, воспитания и развития личности школьника,

- с о зд а н и я

о п т и м а л ь н ы х

у с л о в и й

д л я

самостоятельной деятельности учителей и учащихся,

-для учета личностных особенностей педагогов

и школьников,

- д л я

р е а л ь н о й

и н д и в и д у а л и з а ц и и

и

дифференциации

обучения

и

воспитания

детей

и

молодежи,

-для их эффективной социальной адаптации,

-для

развития

друже ских

п а р т н е р с к и х

взаимоотношений

взрослых

и

детей

в

совместной

деятельности.

активности

и

самодеятельности

детей;

психологическая

атмосфера на занятиях внеурочной

деятельности носит неформальный

характер,

которая

способствует

формированию

равноправных

отношений детей с педагогами на

о с н о в е

о б щ и х

и н т е р е с о в

и

ц е н н о с т е й .

П р е д п о л а г а е т с я

высокий

уровень

межличностных

отношений

между

педагогом

и

детьми;

допускается

переход

учащихся

из

одной

группы

в

другую

(по

тематике,

уровню

интеллектуального

р а з в и т и я ,

руководителю-педагогу);

в

отличие

от

других

видов

образования

позволяет

о б ъ е д и н я т ь

в с е

г р у п п ы

о бу ч а ю щ и хс я

-

о д а р е н н ы х ,

и м е ю щ и х

о т к л о н е н и я

в

умственном

развитии,

имеющих

физические недостатки, склонных

к асоциальным формам поведения,

разного возраста и т. д.;

быстрое

реагирование

на

изменение

родительского

и

ученического

заказа

содержания

внеурочной

деятельности

при

сохранении

традиционных

и

и н н о в а ц и о н н ы х

в и д о в

деятельности;

практическая

значимость полученных знаний и

умений;

широкого

использования

образовательного

пространства

(возможность

проводить

внеурочные

занятия

в

р а з л и ч н ы х

п о м е щ е н и я х :

в

библиотеке, актовом и спортивном

залах, игровой комнате, во время

экскурсии, прогулки и т.п.);

н е т

с т р о г о г о

подчинения

задач

внеурочного

з а н я т и я

тол ь ко

о бу ч а ю щ и м

задачам.

Занятия

в

приоритете

ставят

цели

формирования

и

р а з в и т и я

о п р е д е л е н н ы х

личностных

качеств

ребенка,

формирование

положительного

психологиче ского

климата

в

детском

коллективе,

приобщение

д е т е й

к

н р а в с т в е н н ы м

и

культурным ценностям;

отсутствие

домашнего

задания.

Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные

формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для

учащихся.

К

тому

же

сочетание

различных

форм

внеурочных

занятий

позволяет

педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для

самостоятельного освоения социальной действительности.

Для

организации

различных

форм

занятий

внеурочной

деятельности

рекомендуется

использовать

общешкольные

помещения:

читальный,

актовый

и

спортивный

залы,

библиотека,

а

также

помещения

близко

расположенных

домов

культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:

1)

занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и

актовом залах, в иных учебных помещениях):

-

тематические

занятия

(занятие

выстраивается

вокруг

одной

темы

преимущественно с одним видом деятельности);

- комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы,

но с использованием 2-3 видов деятельности);

-

игровые

(освоение

ценностей

происходит

в

процессе

специально

организованных игр).

2) выездные занятия:

- экскурсии, поездки;

- походы (в том числе культпоходы);

- экспедиции;

- практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида

деятельности условиях);

- полевые практики.

При самоопределении во внеурочной деятельности мы предлагаем родителям и

детям:

1) анкетирование,

2) презентацию направлений, презентационного события, которые включали мастер-

классы,

3) индивидуальные консультации,

4) размещение рекламной информации об организации внеурочной деятельности на

стендах школы, на сайте ОУ,

5) Расписания уроков, внеурочных занятий.

В анкете для родителей представлены вопросы:

1.Назовите, пожалуйста, три любимых занятия вашего ребёнка.

2.Какие игры предпочитает Ваш ребёнок: подвижные, настольные, индивидуальные,

коллективные или другие?

3.Посещал ли Ваш ребенок кружки, секции? Укажите, какие.

4.В чем, по-вашему, талантлив Ваш ребёнок?

5.Какой кружок хотели бы Вы, чтобы посещал Ваш ребёнок?

6.Какую бы помощь Вы могли оказать школе в организации внеурочной деятельности?

7.Какие Ваши семейные увлечения?

Сопровождение родителей ведётся в направлениях:

1.Информационное;

2.Организационно-правовое;

3.Организационно-методическое;

4.Психологическое .

Информационное сопровождение: проведение родительских собраний,

индивидуальное консультирование родителей по частным вопросам, связанным с

введением ФГОС, размещение информации об организации



В раздел образования