Автор: Гимадеева Лилия Марсовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: Авторская разработка "Развитие читательской самостоятельности и активности младших школьников на занятиях внеклассным чтением"
Тема: Развитие читательской самостоятельности и активности младших школьников на занятиях внеклассным чтением
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 70 с углубленным изучением отдельных предметов»
Кировского района города Казани Республики Татарстан
Авторская разработка
Развитие читательской самостоятельности и активности младших
школьников на занятиях внеклассным чтением
Автор разработки: Гимадеева Лилия Марсовна
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №70»
Кировского района г. Казани РТ
Казань 2019 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Роль чтения-общения в становлении личности ребёнка-читателя.………6
1.2 Психологические аспекты формирования интереса к чтению……………9
2.СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Особенности работы школы в формировании младшего школьника как
читателя.………………………………………………………………………….13
2.2 Книга как объект детского восприятия.……………………………………18
2.3 Значение внеурочной работы с детской книгой…………………………..22
2.4 Формы работы с семьёй по формированию младшего школьника как
читателя…………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..37
2
ВВЕДЕНИЕ
Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком
осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в
системе образования младших школьников. Формирование читательского
кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской
деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности,
совершенствование всех видов читательской деятельности.
Чтобы достичь цели, необходимо как можно ранее приобщать ребёнка к
книге.
В национальной программе поддержки и развития чтения, говорится о
том, что Россия подходит к критическому пределу пренебрежения к чтению,
и на данном этапе можно говорить о том, начинаются необратимые процессы
разрушения ядра национальной культуры.
По данным социологии число регулярно читающих в нашей стране за
последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%.
Данные о чтении детей.
Любят читать-43% младших школьников и 17% старших.
Не любят читать-8% младших школьников и 17% старших.
Следуя этим данным можно сделать вывод, о том, что у нас в стране
существует проблема с детским чтением.
Национальная программа в этой связи предусматривает:
- изменение учебных программ и развитие новых методик обучения в школах
с акцентом на активизацию чтения, на повышение читательской
компетентности и информационной компетентности личности; -
разработку специальных проектов и программ для образовательных и
просветительных учреждений, ориентированных на повышение уровня
читательской активности.
Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети не
читают, сколько в том, что у них не развит интерес к чтению.
С. Выготский считал, собственно «до этого, нежели ты желаешь призвать
ребёнка к какой-нибудь работе, заинтересуй его ею». А энтузиазм к чтению,
будет проявляться при условии, если ребёнок готов к творению, у него
подобраны все силы, нужные для неё, и ребёнок станет работать сам.
3
Преподавателю ведь остаётся лишь управлять его работой. Я согласна с Н. Ф.
Виноградовой о том, что собственно для шестилетнего ребёнка, который ещё
не может читать, слушание произведений, которые читает ему взрослый,
считается источником становления устойчивого энтузиазма к книге,
приобретение читательского навыка, становления речи, воображения.[28,с.24-
27]
А дети читают мало в школе и дома. В первые школьные годы нарушается
полноценное общение с книгой: всё реже взрослые читают детям. Сам
ребёнок будет тянуться к книге тогда, когда будет читать с интересом, без
напряжения. Ученик, который читает по слогам, не может полноценно
осознать содержание книги. Именно в этот период, чтение вслух необходимо
ребёнку как воздух, и это следствие формирования читательского интереса у
младших школьников. Роль чтения вслух для детей выделяется во многих
исследованиях, поэтому чтение вслух важно не только для дошкольников и
младших школьников, но и более в старшем возрасте.
Предметом исследования моей работы являются формы, методы и
приемы внеклассной работы, влияющие на развитие интереса к чтению у
младших школьников.
Цель моей работы – выявить наиболее эффективные формы работы по
внеклассному
чтению,
влияющие
на
развитие
читательского
интереса
у
младших школьников.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по
проблеме формирования ребёнка-читателя.
2. Провести отбор содержания для организации коллективного чтения.
3. Разработать систему приёмов и методов, обеспечивающих плавный
переход от коллективного чтения к самостоятельному.
4. Разработать систему игровых уроков, стимулирующих читательскую
4
активность.
5. Определить эффективность методики коллективного чтения.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.
Роль чтения-общения в становлении персоны ребёнка-читателя.
Первого сентября семилетний человек впервые переступит порог школы, с
которой он проститься лишь в юности. Как важно, чтобы эти годы для
каждого ребёнка были годами радости независимо от того , какими
способностями и индивидуальными возможностями он обладает. Источником
такой радости может и должна стать книга – это, «быть может, наиболее
сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути
его к счастью и могуществу будущего».
5
Социальная значимость книги в жизни любого человека и общества в
целом огромна. Книга – это звено, связывающее нас с прошлым и будущим.
Книга – это путь к познанию вещей и явлений. Книга – это ключ к открытию
мира людей: добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости,
покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости. Открывая этот мир,
впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой ум и чувства,
вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. И
нет в процессе саморазвития столь же общедоступной и могучей
направляющей силы, как книга.
1. Работать с книгой ребёнок учится с первого школьного дня на всех
уроках. По букварю дети обучаются грамоте. Читая тексты учебных книг,
овладевают умением понимать прочитанное. Внеклассное чтение с первой
учебной недели параллельно с обучением чтению по букварю и учебным
книгам сразу же вводит детей в большой мир литературы: знакомит с
широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них
и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый
комплекс культуры чтения, формирует у каждого индивидуальный опыт
самостоятельного чтения. [1, http||metodisty//narod//ru|vcd04/htm]
Перед детьми ставится задача не только максимального освоения круга
различной литературы, а и формирования у них читательских интересов, т. е.
умения читать избирательно, соотнося свои потребности. Читательский
интерес
-
это
интерес,
направленный
не
на
книгу
вообще,
а
на
книгу
определенного
рода,
которую
читатель
выделяет
из
всех
прочих,
так как испытывает в ней определённую
потребность,
считает
ее
наиболее
подходящей
для пополнения
своих
знаний
и
опыта.
На
четвертом
году
обучения
предполагается,
что
ребенок
сам
научится
решать,
что
он
будет
читать,
над
чем
станет
размышлять,
ему
интересно
в
пределах
предложенной
темы:
сказки,
рассказы,
стихи,
повести,
справочная
или
научно-познавательная
литература,
художественные
произведения
того
или
иного
автора,
будет
задумываться
6
над фактом, событием, отношениями между людьми, судьбой героя,
проследит за развитием человеческий мысли, остановит свое внимание на
событиях далеких времен или обратится к событиям сегодняшнего дня. Дело
не
в
том,
что
из
доступного
круга
чтения
выберет
школьник
и прочитает к уроку, а в том, насколько индивидуален и мотивирован его
отбор,
в
чем
и
какую
связь
увидит
он
между
прочитанной
книгой
и
темой
предстоящего
на
уроке
разговора,
в
какой
мере
посильны ему
книги, которым он отдал предпочтение. [26,с.2-3]
Отбор
учебного
материала
к
урокам
внеклассного
чтения
в
начальной
школе
и
характер
деятельности
на
этих
уроках
позволяют
поставить
и
решить
другие
не
менее
важные
для
становления
читателя
задачи:
умения
читать
в
целях
самообразования,
наконец,
именно
к
концу
начальной
школы
у
учащихся
отрабатываются
основные
привычки
читательского поведения.
Чтение в жизни человека точно обозначено в определении методиста В.
А. Флерова «читать-мыслить, читать-жить». Чтобы было о чём мыслить,
чувствовать, брать из книжки что-нибудь для себя, нужно уметь услышать, о
чём пытается поведать книга. [2,с.98-103]
7
1.2 Психологические аспекты формирования интереса к чтению.
Цель уроков внеклассного чтения в начальных классах —
совершенствование
подготовки
учащихся
к
самостоятельному
выбору
и
чтению
книг, т. е. формирование у детей правильной читательской
деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в
процессе
чтения и
после
чтения),
читательского
кругозора
(его
широты,
глубины, упорядоченности)
и
отношения
к
книге
как
к
общественной
ценности,
к
самостоятельной
читательской
деятельности,
как
к нравственной норме. [25,с.23]
Если
хотя
бы
одна
из
сторон
этого
комплекса
в
учебно-
воспитательной
работе
учителем
упускается,
цель
становится
недосягаемой.
Задачи и содержание обучения определяются программой. К концу
начальной
школы
четвероклассники
приобретают
следующие
умения:
-учащиеся
самостоятельно
определяют
содержание
незнакомой
книги по ее
элементам
(титульный
лист,
оглавление,
предисловие,
иллюстрации);
- с а м о с т оя т е л ь н о
в ы б р ат ь
и
п р оч и т ат ь
д е т с ку ю
к н и г у
художественную
или
научно-познавательную;
-умение
кратко
передавать
содержание
прочитанного
(в
целом
или
отдельных
эпизодов),
а
также
составление
рассказов
о
герое,
пользуясь
самостоятельно
составленным
планом;
Содержание
обучения
составляет
учебный
материал
—
доступный круг чтения. Он включает в себя русскую и
зарубежную
8
детскую
книгу
,
сочинений
ведущих
детских
писателей. Этот круг,
как и прежде, охватывает всю традиционную для младших школьников
тематику чтения. Особо выделяются книги о писателях, художниках,
исторические
повести
и
рассказы
о
дет стве,
пове сти
о
замечательных
людях
и
важнейших событиях,
созданные
на
документальной основе.
Основное место в самостоятельном детском чтении занимает
художественная
и
научно-художественная
литература которая отражает
жизнь, раскрывающая моральную силу. [13,с.62-64]
Для
уроков
внеклассного
чтения
характерны
беседы-дискуссии.
Умышленно
отбирая
для
уроков
внеклассного
чтения
высоконравственно
значимый
учебный
материал,
продумывая
нюанс
разговора
с
учениками,
преподаватель
исподволь
готовит
их
и
к
осознанию
разумных
советов.
А.
М.
Горький
о
книжке,
словечек,
которые
ребята
выяснят
значительно
более,
став
детьми:
«...Любите
книжку,
она
облегчит
вам
жизнь,
дружески
может
помочь
разобраться
в
пестрой
и
кипучей
неурядице
событий,
она
обучит
вас
почитать
человека
и
самих
она
возвышает
разум
и
сердце
ощущением
любви
к
миру,
к
человеку»
Чтение
слова
находится
на
любом
уроке
внеклассного
чтения
оно
обыкновенно
проходит
через
весь
хороший
урок;
пронизывая
и
соединяя
структурные
составляющие:
данное
живое
чтение
кратких
творений
полностью,
чтение
отрывков
литературных
произведений,
предисловий,
послесловий,
объяснений
к
ним,
справочно-
литературных
которые
были
использованы
из
иных
источников.
Зачастую
образец
чтения
даёт
ребятам
сам
учитель.
Это
все
вызывает
у
детей
стремление
овладеть
примерным
чтением
вслух,
чтобы,
воспользовавшись
им,
показывать
во
внеурочной
работе,
ну
а
в
последующем
и
на
уроках
литературы.
9
Подготовка к уроку внеклассного чтения для ученика сводится к
важнейшим
видам
читательской
деятельности,
а
именно осознание
темы предстоящего чтения и постановка цели чтения для себя без
посторонней помощи. [6,с.14]
Любопытство – стадия, на которой энтузиазм связан с новизной ситуации,
занимательностью какого-нибудь предмета, либо ситуации. Ребята
различаются любопытством. Они проявляют интерес к новым и незнакомым
происшествиям. И. П. Подласный считает, собственно «единым
эмоциональным правилом выработки интереса будет следующее: чтобы
предмет нас привлек, он обязан быть связан с чем-то интересующим нас, тогда
как, обязан практически постоянно заключать внутри себя какие-либо свежие
формы деятельности, по-другому он остается безрезультатным».
Когда нет новейшей информации, то насыщение любопытства достигается
быстрее, потому, поддерживая интерес к чтению, надо постараться
разнообразить тему чтения, выбирать книжки, легкодоступные этому возрасту.
До чтения важно на первом шаге осматривать книжку, картинки, надписи и
дать ответ на вопросы: о чём пойдёт речь, предвидеть становление событий.
Учитывая мнение И. И. Тихомировой, «чтоб пробудить энтузиазм у ребят к
чтению, нужно удивить их самим процессом чтения».
Наружные стимулы не обеспечивают стойкого энтузиазма к чтению, а лишь
содействуют развитию энтузиазма: учащийся невольно имеет возможность
открыть в тексте то, собственно взбудоражит его, увлечёт, принудит
участвовать в жизни персонажей. В такой ситуации читатель выходит на
уровень познавательного интереса.
Познавательный интерес характеризуется познавательной избирательной
активностью. Основное на данной стадии поиск интересующей ребёнка
информации. Познавательный интерес вооружает познаниями, умениями и
помогает воспитанию мировоззрения, развивает самодостаточность,
активность. [14,с.324-326]
10
На развитие познавательного интереса влияет выбор средств, при помощи
которых учитель вводит учащегося в мир книжек. Осмысленными и нужными
я нахожу следующие:
- новизна;
- связь с жизненными ситуациями;
- практическое применение знаний;
- подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом ребёнок
почувствует живые образы: картины, звуки, запахи. Надо научить ребёнка
«видеть невидимое;
-способность увидеть учеников и «великое переселение».
Исключительно при чтении человек в мыслях перемещается из наружного
мира в мир внутренний. Ещё одно удивительная вещь чтения: «вероятность на
протяжении одной жизни протянуть большое количество иных жизней». И
самое главное удивительная вещь – данное «самоузнавание». Узнавая себя в
ком-то из героев, читатель отделяет себя от их, прибывает к пониманию,
собственно он иной. Понимание собственного я – главнейшее открытие.
Любознательность характеризуется рвением человека пробраться за
границы увиденного. На данной стадии энтузиазм ребёнка связан с
деятельностью, направленной на удовлетворение появившегося энтузиазма к
предмету, ситуации. На этой стадии обнаруживается довольно крепкие
выражения впечатлений, радости познания, удовлетворённость. Поддерживая
энтузиазм к чтению, в данное время главное разговаривать о прочитанном,
поддерживать хвалой, рекомендовать, помогать ребёнку соотносить поступки
героев с жизненной обстановкой. Ребёнок начинает сравнивать свои поступки
с поступками других. Следовательно, читатель отыскивает и находит себя и
своё место в жизни. [9,с.67-68]
11
2.СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Особенности работы школы в формировании младших
школьников как читателя.
Урок внеклассного чтения в начальной школе возможно проводить 1 раз в 2
недели. Это именно тот срок, который разрешает любому ученику не спеша,
тщательно прочесть даже одну «толстую» книжку, навести по ходу чтения
неотложные справки, выбрать дополнительный материал который был
использован и взвесить форму собственной роли в грядущем на уроке
беседе.
В период между уроками внеклассного чтения учителю не рекомендуется
сосредоточивать своё внимание и внимание класса на так называемом учёте
прочитанного. Его задача состоит в ином.
Учителю следует все время помнить, что дети, с которыми он работает в
начале второго года обучения, - это восьмилетние малыши, знания и умения
которых по чтению очень различны. Одни из них всё ещё читают,
преодолевая трудности техники чтения усилием воли, предвкушая «в
награду» похвалу учителя; а другие уже забыли о том, как трудно им было
читать, они теперь «всё могут», и потому для них появилась опасность
«книгоглотательства», «верхоглядства», «лидерства» среди сверстников.
Третьи переживают на глазах учителя самый удивительный этап, когда во
время чтения им «вдруг» перестаёт быть «трудно», остаётся только
ощущение: «хорошо», «приятно», «интересно». И вот ребёнок в перемену ( а
иногда и на уроке) сидит, зажав уши руками, и ничего не замечает вокруг.
Рассказывать же о прочитанном коротко и увлекательно не умеют ни те, ни
другие, ни третьи. Чтобы овладеть этим умением, детям нужна практика
12
целенаправленного общения. [12,с.10-12]
При этом центром беседы должны быть размышления о
прочитанном,
поскольку
школьники
уже
овладели
умением
осваивать
фактическое содержание текстов произведений. Анализируя их, следует
обращать
внимание
на
такие
сравнительно
новые
для
уроков
внеклассного
чтения
методические
приемы,
как
обучение
учащихся
ставить друг другу такие вопросы, при ответе на которые
выясняются
детали,
характеризующие
героя,
время,
обстановку и специфику
обсуждаемых явлений.
Организуя
беседу
с
учащимися
на
уроке
внеклассного
чтения,
следует
обратить
внимание
на
морально-эстетический
аспект.
Практика
показывает
на
базе
полученной
общей
ч ит ательской
подготовки учащиеся способны к выделению и обсуждению.
Чтобы
у
учащихся
было
достаточно
времени
на
вдумчивую
самостоятельную
работу
с
книгой,
тему
предстоящего
урока
внеклассного чтения надо всякий раз сообщать детям строго за две недели
до его проведения. Естественно, что, прежде чем формулировать тему для
учащихся,
учителю
следует
представить
свой
класс,
его
возможности
и
особенности,
предположительно
решить,
какие
вопросы
поставит
новая
тема
перед
его
воспитанниками,
чем
обогатит,
какой
вызовет
интерес.
Не
менее
важно
вместе
с
библиотекарем
школы
выверить
и
тот
фонд
книг, на который надо сориентировать учащихся при подготовке
к
уроку.
Кроме того,
определенную
условность
рекомендуется
соблюдать
и
при
формулировании
тематики
уроков
внеклассного
чтения.
Так
объявляя
детям тему предстоящего занятия, надо сразу же четко выделять для них
вопросы
и
направления,
которые
станут
основными
при
обсуждении
прочитанного на
уроке. Детей интересует все то, о чем надо додуматься
самому.
А
при
постановке
задания
подумать,
как
это
сделать.
Совсем
другое
дело,
если
тема
предстоящего
чтения
сформулирована,
допустим, так: «Ожившие страницы прошлого». В этом случае ребятам
13
предоставляется
право
самим решать, какие страницы рекомендуемых рассказов оживут
в их воображении, почему оживут, заставят радоваться или страдать.
Норма самостоятельного чтения определяется
для каждого
ребенка индивидуально с учетом его общеязыковой
подготовки, приобретенных читательских умений по работе с текстом
и
книгой.
Практика
показывает,
что
типичным
для
читателей
этого
возраста
является
интерес
к
повести
объемом
100—I50
страниц,
которую
к
концу года за две недели прочитает любой ребенок. [17,с.19-22]
Нередко эффективность занятий чтением путают с внешней
эффективностью, театральностью, зрелищностью занятий для
присутствующих, а ведь это совсем не одно и то же. Эффективность
занятия внеклассным чтением, как и любого другого занятия,
определяется по тем результатам, которые свидетельствуют, что оно
ощутимо продвинуло учащихся к цели и оно усвоили предусмотренный
программой комплекс знаний.
Признана очень большая роль литературы и чтения в формировании
личности. Художественная литература обогащает духовный мир человека,
считается могучим средством его становления. Любовь к литературе
зарождается в начальной школе на уроках чтения. На начальной ступени
изучения идет приобщение ребёнка к литературе, формируется у него
интерес к чтению книг. Ребёнок, который прибывает в среднее учебное
заведение, чрезвычайно предпочитает басни, повествования, стихи, хотя
молчком у него происходит снижение энтузиазма к чтению художественной
литературы. Данное действо во многом находится в зависимости от
постановки преподавания в школе. Среднее учебное заведение вооружает
ребёнка умением чтения, т. е. сформировывает чтеца. Хотя данного не
достаточно. В результате все младшие школьники овладевают техникой
чтения, все в отсутствии исключения имеют все шансы прочесть
14
предложенный текст, не читают детских книжек в отсутствии обсуждения.
Уровень теоретической разработки проблемы, значительные дефекты в
школьной практике, настоящее отношение основной массы воспитанников к
чтению. Решение задачи формирования интереса к чтению у младших
школьников возможно, если:
- процесс обучения чтению будет целенаправленно организован и связан с
возникновением познавательных интересов;
-расширятся границы содержания чтения, данного в учебниках,
методический аппарат разработки материала будет соответствовать
требованиям развивающего обучения;
- в учебно-воспитательном процессе систематически будут применяться
разнообразные формы работы с учениками, которые способствуют
возникновению интереса к чтению, достижению самостоятельности и
активности учащихся.
литературоведения, связанных с данной проблемой. [27,с.22-26]
Современный читатель в критериях первенства TV, радио и кино не может
утратить интерес к чтению книжек, наоборот, через знания о жизни и
находящейся вокруг среды развивать в детях умение читательской
самодостаточности, также развивать самодостаточность мышления и
доставлять детям художественное наслаждение. Хотя специалисты по
психологии признают, собственно на успеваемость ученика влияет более 200
моментов, конечно, собственно все их принять к сведению невероятно, в
случае когда даже из 200 отобрать 40, то окажется, собственно моментом
номер один считается всё-таки искусство быстро читать.
Искусство размышлять над книгой до чтения, в ходе чтения и в
последствии того, как книга прочитана, и есть вид верной читательской
работы, как скоро процесс чтения обогащает и развивает. Существует
неверное мнение, собственно ребёнку, являющегося владельцем слоговым
чтением, довольно дать слова и опыт чтения у него станет формироваться
сам. При всем этом раскладе опыт чтения станет стихийно формироваться
длительные годы. Зная значимость преподавания чтению в образовании,
15
воспитании и развитии ребят, я выискиваю пути увеличения качества
преподавания на любом уроке. Работа учителя обязана быть систематической
и постоянной. Только после этого у нее есть возможность отдать нужный
эффект. Работу по формированию читательской самодостаточности начинаю
с формирования мастерства читать творчески, квалифицированно, т. е.
обладать чтением-общением с первого учебного дня, с первого урока в
школе.
Методов механической выработки быстроты чтения большое количество.
Главная миссия учителя - выучить ребёнка чтению так, чтоб не число
читаемых словечек переходило в высококачественное чтение, качество
переходило в число.
Постоянная и целенаправленная работа с детской книгой посодействовала
улучшить в значительной степени процесс изучения чтению, увеличить
интерес к нему у учеников. У всех детей повысилась техника чтения,
улучшились высококачественные характеристики чтения.
Составление читательской самостоятельности была сформирована на
нужном уровне, в данный момент ребята могут адекватно работать с хоть
какой книжкой и припоминают те книжки, с какими работали чаще. Есть
позитивные сдвиги и в их отношении к самостоятельному чтению детских
книг. [30,с.234]
2.2 Книга как объект детского восприятия.
16
С самого раннего возраста у школьников складывается к книге стремление
и привязанность читать. Ребёнок младшего школьного возраста постоянно
контактирует с широким кругом легкодоступной для самостоятельного
чтения литературы. Обучаются ориентироваться в книжке и между книжек.
Предугадывать примерное содержание детской книжки до чтения,
распознавать книжки по значимым показателям (тема, создатель, заголовок).
Составление основ читательской самодостаточности наступает с работы над
детской книгой в первом классе с периода обучения грамоте (15-20 мин.) на
уроке, а также проведение бесед в индивидуальном разговоре:
- Есть ли у тебя дома книги?
- Кто тебе читает?
- О чём любишь слушать?
- Можешь ли ты назвать любимую книгу?
- Кто её автор?
Аналогичные вопросы задаются родителям на собрании для того, чтобы
определить возможный круг чтения на уроке в 1 классе. И основной задачей
этих уроков является формирование положительного отношения к слушанию
и чтению детских книг. Учитель должен помнить, что книга, принесённая на
урок должна быть интересной для детей данного возраста, чтение составлять
не более 5-7 минут. [31,с.20-25]
В процессе обучения работе с книгой (1 класс) отрабатываются
следующие умения и навыки:
- воспринимать на слух сказку, загадку, стихотворение;
- воспринимать читаемые на уроках произведения, их названия и авторов;
- выражать своё отношение к прочитанному произведению, мотивировать
его, дать оценку поступков героев;
- рисовать словесные картинки к эпизодам прочитанного к небольшому
рассказу;
- знать правила чтения детской книги;
- правильно обращаться с книгой (как держать книгу, как сидеть при чтении,
как беречь книгу);
- рассматривать книгу под руководством учителя по плану.
17
Книга вначале урока учащимся не показывается, учитель проводит беседу,
позволяющую сформировать реальные представления, составляющие основу
ведущих художественных образов произведения.
Подготовка к восприятию произведения провожу в разных формах:
- экскурсия на природу;
- рассматривание картин и рисунков;
- прослушивание музыкальных произведений;
- демонстрация фрагментов художественного фильма, видиоряда;
- викторина по книгам и произведениям автора;
- обсуждение этической ситуации аналогичной той, которая описана в
литературном произведении;
- беседа с использованием технологии критического мышления.
Ведущий метод учёта - ежедневное наблюдение за читательской
деятельностью учащихся, разностороннее изучение учителем каждого
ребенка с точки зрения динамики овладения им требованиями школьной
программы и анализ учебной деятельности с детьми на уроках внеклассного
чтения.
Однако чтобы учёт внеклассного чтения из педагогического средства не
превратился в формальный акт, его содержание и организация на каждом
этапе работы с детьми должны строго соответствовать ведущим целям и
задачам обучения.
В первом полугодии 1 класса ведущей является задача – сформировать у всех
учащихся интерес к детским книгам. В это время следует систематически
наблюдать, во-первых, за тем, как реагирует класс на чтение-рассматривание
детских книг в процессе занятий внеклассным чтением на уроках. Во-вторых,
нельзя упускать из виду и того, насколько охотно и активно включаются
дети в новую для них учебную деятельность с детскими книгами во
внеурочное время – в классе и дома. Оценка учебной деятельности учащихся
выражается учителем в форме устного одобрения, поощрительной записки в
дневнике учащегося, благодарственного письма его родителям и т.д. От
отрицательных оценок, как правило, надо воздержаться, а если уж другого
выхода нет, выражать своё неудовольствие ребёнку или родителям наедине и
предельно аргументировать требование, которое предъявляется, но не
выполняется, разъяснить его значимость, выявить трудности,
18
препятствующие его выполнению, наметить реальные пути их ликвидации.
[7,с.44-46]
Рекомендации к домашнему чтению:
- рассказать или прочитать произведение, прослушанное на уроке. Папе,
маме, бабушке, дедушке, сестре, брату;
- дома отыскать в своей библиотеке и рассмотреть прослушанную на уроке
книгу, воспроизвести текст по иллюстрации;
- отыскать в своей библиотеке и принести в класс книги этого же автора,
такую же по жанру, по теме книгу.
Проверка домашнего задания является работой по ориентировке в книгах.
Основные виды упражнений по ориентировке в книгах:
- рассказ о книге по обложке и иллюстрации внутри книги (о чём книга, кто
автор, как называется);
- выбор книги по определённым параметрам;
- название выставки книг, объединённых общей темой, жанром, автором.
Следовательно, через уроки литературного чтения и уроки внеклассного
чтения воспитанники получают первичные умения работы с книжкой,
которые отбираются преподавателем. В ходе данной работы и складывается
читательская самодостаточность ребёнка.
В связи с изменением социально – экономической ситуации в стране
сообществу необходим человек, умеющий лично доставать новейшие
познания и использовать их в многообразной работы. Ключевым источником
познания считается книжка. Как не прискорбно, с каждым годом снижается
энтузиазм детей к чтению традиционной литературы. Чтение книжек
заменяется многочасовым просмотром телевизионных передач, а место
домашних библиотек занимают и уже видеотеки и компьютерные игры.
Когда учёные начали изучать психологию людей, которые успешны в самых
различных областях, то обнаружили, что все они умеют хорошо делать три
вещи: они любят читать, они читают регулярно, и постоянно сами умеют
сочинять, с лёгкостью пишут тексты.
Хорошо в домашней библиотеке иметь книжки о добре, о сочувствии,
дружбе, милосердии, книжки, помогающие ребёнку утвердиться в нашем
19
мире, книжки о примечательных людях, о героях и странниках, книжки «по
случаю», с предательством друзей, книжки, увеличивающие собственное
самомнение. [7,с.48-49]
2.3 Значение внеурочной работы с книгой.
Внеклассное чтение—это раздел чтения. Цель его-углубленно знакомить
учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать полноценное
литературное развитие младших школьников, раскрывать перед детьми мир
нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных
предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, форми-
ровать культуру чувств, общения.
Отбор литературного содержания внеклассного чтения ориентируется на
непреходящую художественную ценность произведений, учитывает
возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно
поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой
центральное место отводится произведениям устного народного творчества и
современной детской книге.
Программа предлагает для ознакомления весь круг детского чтения с
учетом тем, жанров, авторов и книг. Учитель вправе выбирать, какие
конкретно произведения и книги, какого автора предложит он для изучения
детям, какое количество часов затратит на ознакомление с книгами одной
20
тематики. Однако следует учитывать роль и место каждого писателя в
современной культуре нашей страны, читательские умения и предпочтения
младших школьников.
Основа программы по внеклассному чтению — вариативность. Она
способствует развитию творческих начал в организации самостоятельного
чтения детей, позволяет учесть учителю не только реальные возможности
класса, книжного окружения, но и запросы детей, предоставив каждому
ребенку подлинную свободу выбора.
Особое место на уроках внеклассного чтения отводится литературе
родного края, произведениям устного народного творчества, отражающим
быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в
данной местности, что не только окажет влияние на формирование
личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить
образную специфику литературы как вида искусства. [8,с.19-23]
Основной формой работы с детской книгой в I — IV классах является урок
внеклассного чтения.
В содержании программы внеклассного чтения на каждом году обучения
выделяются два раздела:
Занятия внеклассным чтением проводятся параллельно с уроками обучении
грамоте и внеклассного чтения. Любой хороший урок внеклассного чтения
гарантирует младшим школьникам знакомство с широким кругом детского
чтения от устного этнического творчества — загадок, песенок, сказок — до
стихотворений, рассказов, повестей российских и иностранных писателей,
взятых в лучших переводах; сформировывает искусство избирать книжки в
соответствии с их личностными читательскими предпочтениями;
способствует происхождению стабильного энтузиазма к книжке как
источнику знаний, нравственно-эстетических эмоций; отрабатывает стаж
вдумчивого, содержательного чтения.
Комплекс предлагаемых знаний, умений и навыков рассчитан на развитие
творческих способностей учащихся, воспитание талантливого читателя,
21
способного не только к осмыслению читаемого, но и посильному участию в
общественно значимой интеллектуальной и практической деятельности на
основе чтения книг, а именно: создание классной библиотечки и работа в ней,
коллективное чтение книг с друзьями, обмен интересными книгами, активное
участие в подготовке и проведении литературных утренников и игр,
коллективном ведении классного дневника чтения, участия в литературном
краеведении.
Для создания благоприятных условий на уроке и развития творческого
потенциала учителя ему предоставляется возможность самостоятельно
создавать варианты планирования работы с детской книгой. Педагог либо
выводит детей за рамки круга чтения, знакомит с новыми авторами и
книгами, которые ежегодно пополняют библиотеки, либо обращает внимание
на те или иные стороны читательских умений, сообщая детям новые
рациональные приемы работы с детской книгой, или включает младших
школьников в интенсивную творческую деятельность по созданию
литературных сочинений, организует серию литературных экскурсий.
[11,с.21-22]
Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка —
умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей,
высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо
сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь
во владении литературными нормами родного языка, используя
художественные формы передачи отношения к прочитанному — декламацию,
инсценирование и т. д. Поэтому в системе внеклассного чтения
рекомендуется выделять уроки-утренники, уроки-отчеты, устные журналы.
Концентрический, ступенчатый характер программы обеспечивает
доступность, посильность, преемственность учебного материала по годам
обучения.
На занятиях внеклассного чтения в I классе закладываются основы
читательского кругозора по широкой тематике (о Родине, о подвигах, о детях
22
и т. д.), а также умение ориентироваться в детских книгах типа «Читаем
сами», при этом применяются все умения и навыки, приобретенные на
уроках обучения грамоте. Первоклассники делают первые шаги в осознании
своих чувств, вызванных читаемыми произведениями, учатся различать и вы-
делять добрые дела и поступки. [11,с.23]
Во 2 классе для учителя настало время отказаться от подбора книг к
урокам внеклассного чтения за учащихся и приступить к основному этапу
внеклассного чтения: обучать второклассников систематическому выбору и
чтению доступных детских книг в свободное от уроков время. Это первая
специфическая задача.
Вторая задача вытекает из первой: вся учебно-воспитательная работа с
детской книгой на втором году обучения строится так, чтобы каждый ребёнок
научился, а главное – привык выбирать и читать книги, исходя из общей для
всего класса цели, и из своих личных реальных читательских возможностей,
которые совершенствуются от недели к недели.
Систематическая, направляемая учителем собственная деятельность
учащихся с книгой и среди книг, берущая начало на уроках внеклассного
чтения, но непременно продолжающаяся во внеурочное и даже в
каникулярное время, должна стать главным стержнем системы занятий по
внеклассному чтению на втором году обучения.
Никогда ничего не делать за учеников, ставить перед детьми такие задания, с
которыми дети непременно справятся, но не потому, что должны, а потому,
что хотят и могут, так как обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы
проявить самостоятельность; внимательно следить за продвижением каждого
ребёнка-читателя и в то же время не превращаться в безучастного контролёра
за ходом усвоения детьми курса обучения, а щедро делиться с ними своим
читательским опытом; постоянно знакомить детей с теми средствами,
которые изобрело человечество для 8-9-летних читателей, чтобы они
успешно овладевали искусством подчинять себе «океан книг», формировать в
детях потребность этими средствами систематически пользоваться – таковы
принципиальные основы системы занятий по внеклассному чтению в целом.
23
[10,с.20]
Во II классе учащиеся под руководством учителя или под его
наблюдением знакомятся с книгами из современной детской литературы,
художественными произведениями по всем темам детского чтения. Учитель
побуждает их к самостоятельному посильному чтению, выделяет время для
того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно
найденных и прочитанных книгах. Внимание детей обращается на то, что они
уже могут принимать полноправное участие как читатели в семейных
чтениях.
Учащиеся III класса читают произведения детской художественной
литературы — современной, русской классической и зарубежной: книги С.
Маршака, С. Михалкова, Б. Житкова, Е. Чарушина, Г. X. Андерсена, В.
Бианки и др. Кроме того, на уроках учащиеся III класса получают
представления о детской периодике, о книгах-справочниках. Особое место в
работе с детьми этого возраста отводится формированию у них потребности
применять свои читательские умения в совместной деятельности с младшими
школьниками. Поощряется помощь третьеклассников ученикам I — II
классов в подготовке уроков-утренников, организации коллективного чтения
книг малышам, выступлении с инсценировками по прочитанным книгам
перед первоклассниками.
Участие в ведении классного дневника чтения, освоение простейших
форм литературного краеведения, умение сознательно и содержательно
организовать досуг с книгой себе и младшим товарищам (игры, читки,
драматизация), широкое использование прикладной книги для изготовления
поделок, нужных себе, товарищам, школе. [4,с.23-25]
24
2.4 Формы работы с семьёй по формированию младших школьников как
читателя.
Взрослым следует позаботиться о том, чтобы дома в распоряжении
ребёнка был предоставлен минимум интересных и знакомых ему книг, к
которым он время от времени мог бы обращаться ,еслиему захочется. Если
ребёнок прошёл систему обучения на уроках внеклассного чтения в 1 классе,
то у него непременно накопился определённый индивидуальный
читательский опыт. В последний день занятий этот опыт, как показывает
практика, передовые учителя систематизируют и активируют с помощью
игры “Цветик-семицветик”. Летом, когда ребёнок набегается, напрыгается, он
обязательно, если будут организованы подходящие условия, захочет
пересмотреть те или иные полюбившиеся ему книги, послушать новые
сказки, рассказы, стихи. А для этого время от времени, лучше по вечерам,
детям надо читать вслух. Очень хорошо, если это будут коллективные
семейные чтения, т.е. чтение не для ребёнка, а для всех, в том числе и для
него.
Очень полезно познакомить детей летом с книжками, помогающими
организовать свой досуг: “Учись рисовать”, “Сделай сам”, “Книжка-театр”,
“Книжка-игра” и т.п. Но и в этом случае заглавную читательскую роль будут
играть родители. Объем и количество книг, с которыми ребёнок, окончивший
1 класс, должен действовать летом, не подлежат учёту. Ребёнок ещё слишком
мал, чтобы самостоятельно организовать собственную читательскую
деятельность и испытывать от неё радость. А взрослые должны помнить:
превращать чтение книг летом в наказание и в тягостную обязанность,
которая омрачает отдых нельзя. [5,с.14]
25
От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит каким человеком
он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности,
духовный мир школьника, так как через неё происходит передача
нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.
С. Я. Маршак писал: «Литературе аналогично необходимы
профессиональные читатели, скажем писатели. Непосредственно на их и
рассчитывает автор, когда напрягает собственные искренние силы. Дизайнер
– создатель берёт на себя исключительно часть работы. Остальное обязан
дополнить собственным воображением дизайнер – читатель».
Прогнозируемый эффект взаимодействия средние учебные заведения и
семьи – развитие подростка как интенсивного креативного читателя, с
собственными сформированными представлениями о книжке как значения,
про методы и методах работы с ней, увеличение педагогической
компетентности родителей, совершенствование их взаимоотношений с
детьми. [15,с.183-185]
Условия педагогического взаимодействия среднего учебного заведения и
семьи – становление рефлексивной позиции в ходе формирования
читательской самодостаточности младших подростков. Именно в данный
момент понятия «рефлексия» всё чаще звучит в педагогическом лексиконе.
Само понятие появилось в философии и значило процесс становления
индивидуума. В психологии рефлексию оценивают как процесс
самопознания, субъектом собственного внутреннего мира, состояния
психических действий. На взгляд педагогической науки рефлексию можно
осматривать как приспособление усвоения, как условие выхода в свет у
субъекта новейших приемов работы и новейших возможностей. Под
рефлексивной позицией можно понимать способность субъекта к
осмыслению жизненных реалий и соответствие их с установками, взорами и
представлениями на базе собственного жизненного навыка. Рефлексивная
позиция отображает согласие субъективного и объективного в становлении
26
персоны, формирующейся в общей работы с иными. В случае
педагогического взаимодействия средние учебные заведения, библиотеки и
семьи, направленного на составление читательской самодостаточности
подростков, можно вычислить последующие симптомы рефлексивной
позиции: присвоение чтецом – подростком жизненного и художественного
опыта, отражённого в книжке (познание мира и самопознание,
самовоспитание, улучшение эстетического вкуса); расширение
«читательского горизонта», развитие свежих стимулов и ориентиров,
энтузиазм к новым темам.
Соблюдение этих критерий реализации педагогического взаимодействия
средние учебные заведения, библиотеки и семьи даёт причину для
активизации читательской работы детей на базе личных, массовых,
коллективных и прочих форм работы во всех сферах.
Известно: на данный момент книжку превзошло TV и PC. Еще бы,
осмотреть сказку в цветном изображении, отыскать ответ на необходимый
вопрос значительно легче, чем лично отыскать его в книжке, зайти в
читальный зал в библиотеке, полистать энциклопедию. Так как на много
времени остаётся в памяти то, собственно человек устроил сам. Гораздо
лучше запоминаешь то, собственно обнаружено и прочитано лично собой.
Через чтение прививается внутренняя и наружная культура человека. Он
делается идеалом воспитанности, образованности. Любой учебный год
учителя начальных классов начинают со знакомства с библиотекой учеников
первых классов. [15,с.190-192]
Я выделяю следующие условия, оказывающие влияние на эффективное
формирование читательской самостоятельности:
- взаимодействие всех компонентов;
- разнообразие формы организации внеклассной деятельности. Успешность
условий осуществляется в процессе реализации следующих методов:
1. Приручение.
2.Упражнение.
3.Показ.
4.Подражание.
5.требование.
27
6.Дискуссия.
7.Беседа.
8.Игра.
Педагог для учащихся – прежде всего квалифицированный читатель,
который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению,
доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки. Я
практикую следующие формы внеклассных занятий:
- дискуссия;
- коллективное чтение;
- беседа;
- беседа – «приманка»;
- состязание чтецов;
- реклама книг;
- литературный праздник;
- литературная игра;
- библиотечный час;
- литературная гостиная;
- час «тихого чтения».
Центральным звеном в работе по формированию читательской
самостоятельности младших школьников является организация литературных
игр и литературных праздников. Литературные игры – это игры и
упражнения по развитию речи: головоломки, игры со словами (кроссворды,
чайнворды), викторины, стилизованные игры («Умницы», «Сильное звено»,
«Поле чудес», «Сильное звено», «Умники и умницы»).
Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В
основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по
отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, и
разгадывание имён литературных героев, фамилий авторов, названий книг и
произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев книг по
описанию. [20,с.15]
На уроке внеклассного чтения, как правило, я строю работу так.
Самостоятельно прочитанные за неделю и принесённые учащимися в класс
книги выставляются у доски и коллективно рассматриваются. Среди них
выделяются те, которые представляют наибольший интерес со всех точек
зрения.
28
С подробного всестороннего анализа выделенных книг и начинается
разговор о прочитанном, который сразу захватывает всех учащихся, помогает
им глубже проникнуть в мир книг, пережить радость открытия, радость
сопереживания, позволяет лучше понять окружающую жизнь, людей и себя
самого.
По ходу коллективного анализа прочитанного или в завершении работы
учащиеся знакомятся с новыми произведениями, жанрами, темами чтения и
писателями, выявляют закономерности, которые помогут им действовать при
выборе и чтении новых книг более квалифицированно, чем прежде.
Занятие заканчивается сообщением учащимся рекомендательного списка
книг к следующему уроку, разъяснением цели, содержания и приёмов
выполнения самостоятельной домашней работы в течении очередной недели.
[23,с.235]
Разговоры, знакомство с новостями детской литературы, фактические
занятия по выбору книжек, периодических изданий, введению
информационных технологий воспитывают реального читателя. Общими
стараниями проявляю ребятам, как интереснее и богаче будет жизнь, если
сдружиться с книжкой.
Значимый и узкий контакт с родителями учащихся позволяет получить в
их личике важных и надёжных помощников, углубляющих у ребят энтузиазм
к чтению. Я приму на вооружение следующие способы работы с родителями:
- коллективные (родительские собрания, беседы, дискуссии, лекции);
- групповой (тематическая консультация);
- индивидуальный ( консультация).
Мною разработаны конспекты литературных игр и внеклассных
мероприятий в школе. Проводя диагностику, я увидела, собственно
читательский энтузиазм у моих воспитанников возрос, кроме этого
улучшилась и техника чтения, ребята стали наиболее пристально и задумчиво
читать литературные произведения. Используя свой скопленный опыт,
прибегая к поддержки преподавателей, библиотекарей, родителей, дети
показывают собственные креативные возможности (делают личные картинки
к литературным произведениям, сочиняют стихи, сообщают басни,
повествования). Посодействовать ребёнку осознать потребность чтения,
29
пробудить энтузиазм к чтению гораздо лучших книжек и талантливо их
прочесть – цель взрослых: будь то родитель, писатель, издатель, наставник,
библиотекарь, педагог). Задача всех, кто верит в следствие чтения и душой за
восстановление культуры и интеллектуальной силе РФ.
Главная идея, которую я постараюсь донести родителям: основное
возродить домашнее чтение, чтобы обращение с книжкой в семье
основывалось на духовном единении и совместной работе. Очень большую
роль играет кроме того и испытание родителей, которые посодействовали
направить свой взгляд на мир чтения ребёнка и продемонстрировали пути
благотворного воздействия на составление читательской самодостаточности.
[24,с.99-101]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для выявления уровня сформированности читательской
самостоятельности у учащихся 4 класса был проведён констатирующий срез,
который включал следующие приёмы и упражнения: словесное рисование,
анализ иллюстраций, составление плана текста, подбор синонимов с
обоснованием авторского выбора, письменные ответы на вопросы и
самостоятельную постановку вопросов к тексту произведения.
Результаты показали, что большинство учащихся не способны полноценно
воспринимать художественное произведение, с целью повышения уровней
сформированности читательской самостоятельности посредством
использования различных методов и приёмов, упражнений, были достигнуты
хорошие результаты. Таким образом, динамика сформированности показала,
30
что учащиеся достигли желаемого результата и могут адекватно
воспринимать изобразительно – выразительные средства, с которыми
встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни,
созданные писателем, усвоили композицию произведения, могут увидеть
авторскую позицию и освоить идею произведения.
Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает, что
применение приёмов и методов на уроках чтения и на внеклассном чтении,
взятыми за основу, в данном случае способствует повышению уровней
формирования читательской самостоятельности у младших школьников.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.Начальная школа должна сформировать младшего школьника как
осознанного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего
прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами
самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть,
читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего
определённой начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным,
эмоциональным развитием.
2.Работа по формированию читательской самостоятельности продолжается.
3.Выявления уровня сформированности самостоятельности и уровня
литературного развития будут проводиться в конце каждой четверти.
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Безруких М. М. Формирование навыков чтения и письма в процессе
обучения детей. Российская государственная библиотека. http||
metodisty//narod//ru|vcd04/htm
2.
Беленькая Л. И. ребёнок и книга. О читателе восьми – девяти лет. –
М.: Просвещение, 1969.-167с.
3.
Граблёва В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении
лирических произведений.//Нач.школа – 2000г.№11-с.19-25
4.
Дьяченко О. М., Агеева Е. Л. – М. Просвещение, 2001.-160с.
5.
Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 2008.-
с.14
6.
Заика Е. В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших
школьников. Вопросы психологии. – 1995, №5, с. 44 – 54.
7.
Козырёва А. С. Виды работы над текстом на уроках чтения.
Начальная школа. – 2000. №11.с.19-25
8.
Колесникова О. И. Филологические основы работы над
произведением на уроках литературного чтения. Начальная школа.-
1981, №11-с.67-68
9.
Кочаровская З. Д. Краткий пересказ в начальных классах. Начальная
школа. – 1981, №5.- с.20
10. Кубасова О. В. Приём драматизации на уроках чтения. - Начальная
школа. – 1985, №12. с.21-24
11. Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках
чтения. - Начальная школа. – 1991, №9. с.10-12
12.Кудрина Г. Н. Новлянская З. Н. Как развивать художественное
восприятие у школьников. М.: Просвещение, 1988.с.62-64
13.Левидов А. М. Автор – образ – читатель. - Л.: Издательство
ленинградского университета, 1983.-с.326
32
14.Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим
читателем. - М.: Лайда,1994.-с.192.
15. Локалова Н. П. Почему дети не умеют читать и как сформировать у
них интерес к чтению. - Начальная школа. – 2007, №12.с.19-22
16.Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.:
Просвещение, 1975.-с.176
17.Михалков Е. П. Учись читать. - Начальная школа. – 2003, №3.с.15-18
18.Нечаев А. П. Когда следует научить ребёнка чтению? - Воронеж:
НПО «МОДЭК», 1997.с.316
19.Никитина Л. В. Повышение эффективности уроков чтения путём
организации групповой работы. - Начальная школа. – 2001, №5.с.99-
101
20.Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников.
Высшее образование 2003г №12 –с.19-24
21.Петрова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах.
М. 2007г – с.2-5
22.Перова Н. М. О достижении воспитательных целей чтения. -
Начальная школа. – 2005, №3.с.22-26
23.Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников.
Нач.школа. 2010г №7 с.24-27
24.Теоритическо – экспериментальное исследование. – М.: Педагогика,
1980.-с.360
25.Чечерина Н. Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей
младшего школьного возраста: рекомендации родителям. – Я – мама,
2006, №2.с.20-25
ПРИЛОЖЕНИЕ А
1.
Речевая зарядка. Каждый урок начинать с речевой зарядки (2 – 3
минуты). Такая зарядка способствует развитию чёткости и
правильности речи. Каждая речевая зарядка заканчивается работой над
скороговоркой.
33
2.
Чтение за диктором. В качестве диктора выступает учитель. При
чтении диктор ведёт за собой слабых учащихся, помогает выработке
слитного чтения слов.
3.
Чтение в группах. Хорошо читающие ученики вместе со слабыми
учениками.. Задача слабых учеников – не отставать от сильных. Задача
хорошо читающих – читать как можно быстрее и выразительнее.
Чтение в парах или группах обеспечивает перспективу в чтении для
слабочитающих детей.
4.
Многократное чтение. Вырабатывается навык более быстрого чтения.
5.
Совершенствование внимания. Упражнения, вырабатывающие
внимание к слову и его частям. Чтение слов и словосочетаний типа:
чистота – частота, девушка – дедушка, - воспитывает внимание к
корню. Чтение слов с одинаковыми корнями, но разными частями речи:
зелёный – зелень, бодрый – ободрился – приободрился. Эти слова
можно написать на доске и на карточках. Модно использовать прием
взаимопроверки. Сосед следит за правильностью чтения и отмечает
ошибки.
6.
Убыстрение темпа. Убыстрение постепенно доводится до темпа
скороговорки, развивает угол зрения, позволяет фиксировать по 2- 3
слова одновременно. От быстрого чтения переход к более медленному
и выразительному чтению.
7.
Переход на незнакомый текст. После многократного чтения текста с
постепенным убыстрением темпа, предлагается читать следующую
часть в повышенном темпе.
8.
Чтение с отрывом взгляда от текста – «Дикторское чтение». При чтении
вслух предлагается поглядывать на класс, возвращаясь затем к чтению.
Упражнение приучает к быстрой ориентировке в тексте за счёт
расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память,
ученик учится распределять своё внимание (смотреть в книгу не более
30 – 40 -% времени).
9.
Пересказ с опорой на текст. После многократного чтения текста, ученик
пересказывает его содержание. При возникновении затруднений ему
34
разрешается подглядывать в текст. Способствует развитию угла зрения,
кратковременной памяти, ориентировки в тексте.
10. Упражнение «губы». Это упражнение необходимо для чёткого
разграничения детьми чтения « молча» и «вслух». К плотно сжатым
губам по команде «читать про себя» дети прикладывают палец левой
руки к губам.
11. «Буксир». Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения (80 –
150 слов в минуту). Дети читают этот же текст «про себя», стараясь
поспевать за учителем.
12. «Молния». При команде «молния» дети начинают читать текст на
максимальной скорости «про себя». Одна минута вслух – одна минута
про себя.
13. Отключение слуховых и звуковых аппаратов во время чтения. Можно
использовать упражнение со счётом слов. При чтении и счёте слов
необходимо сжать губы и зубы. Перед выполнением этого упражнения
нужна психологическая подготовка.
– Приготовьтесь, внимание, марш!
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Памятка «Учись читать правильно».
1.
Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2.
Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял
его.
3.
При чтении будь внимателен к каждому слову.
4.
Читай ежедневно вслух и про себя.
Что должен уметь школьник, чтобы читать выразительно.
- проникнуть в эмоциональный настрой всего произведения;
- находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя,
определять это состояние, соотносить героя с его поступками, проникаться
сочувствием, симпатией к нему, то есть уметь определять своё отношение к
35
герою, к нему, а затем решать, какие будут использованы интонационные
средства для передачи всего этого при чтении.
- определять скрытые чувства, подтекст;
- определять в тексте основную задачу чтения. Она включает в себя умение
понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуацию, в которой
оказывается герой, определять своё отношение к событиям и находить
интонационные средства для его выражения.
- выполнять упражнение «словесное рисование», развивающее творческое,
воссоздающее воображение детей;
- пользоваться паузой и логическим ударением, определять их в тексте и
соблядать при чтении.
Памятка «Как подготовиться к выразительному чтению»
1.
Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства,
настроение и переживания героев, автора.
2.
Определи своё отношение к событиям (героям, описаниям картин
природы).
3.
Мысленно представь их себе.
4.
Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, если они должны
понять какова задача твоего чтения.
5.
Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные
средства: тон, темп чтения. Пометь паузы, логические ударения.
6.
Прочитай сначала текст «вслух», для себя. Проверь ещё раз, со всем ли
ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями
и общаешься с ними.
7.
Прочитай текст выразительно.
36
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Упражнения, которые помогают увеличить темп речи.
1.Многократное прочтение
а) учителем
б) учеником (1минута, отметить)
в) повторить (1минута, отметить)
2.Молния.
Чередуется обычное чтение с быстрым по команде «молния».
3.Чтение «Слоговичков».
С помощью линейки строчки и столбики читают коллективно,
группами, выборочно.
2.Упражнения над артикуляцией.
1.Чтение чистоговорок.
Жа –жа – жа – есть иголки у ежа.
Ло – ло – ло – на улице тепло.
Чи – чи – чи – у дома кирпичи.
2.Скороговорки.
Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
3.Чтение скороговорок в темпе (чёткая артикуляция, высокий темп)
3.Упражнения для развития грамматических навыков.
1.При чтении произносится только вторая половина слова,
используется это упражнение чаще, если ребёнок искажает окончания
слов при чтении.
Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки,
бегают по площадке.
37
Это упражнение можно использовать на любых текстах.
2. «Догадайся»
Нужно догадаться, каким должно быть окончание.
Выгляну… солныш… . Обрадова… молод… синич… и
собра… в лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, ещё
будут моро… . Но синич… лишь хвости… вильну… и полете… за
новостя… . Смотрит, стало в ле… тем… . Побежа… по ле… позёмка.
Налет… ветер, закача… деревь… . Прлетели сугробики с елов… лап.
Начал… пурга, присмире… синич…, сжалась в комоч… . Ветер рвёт её
с вет…, ерошит пёрыш…, леден… голое тель… . Сжалился дятел над
синич..., пусти…её в своё запасн… дупло. Поняла синич…, что вью…
да мете… под февраль полете… .
4.Упражнения для развития фонематического слуха.
Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук а, т, о, р,
и т. д.
Назови слова, которые заканчиваются на звук п, т, …
Назови слова, в середине которых есть звук л, м, н,…
Нужно поймать слово, которое начинается со звука с, г, в,…
Лиса, кошка, свечка, шапка, дорожка, жук, снег, ком, тарелка, …
Придумай слово, которое заканчивается (начинается) на такой же звук,
как «лягушка», «стол».
Назови первый (последний) звук в слове «луч», «сила», …
Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», …
Придумай новое слово. Я назову, а ты измени в нём второй звук так,
чтобы получилось новое слово: сон - . сок-, пил -, мел -.
Измени первый звук: печка-, лук -, лак -, день-, педаль -, макет-.
Измени последний звук: сыр -, сон -, мак -, стоп-.
Назови слова парами.
Назови конец фразы:
На столе лежит бумага и крас… .
Растут три … .
Гуляет петух и … .
Обновление предложений: дымок, идёт, трубы, из, медвежонок, мёд,
любит,
стоят, вазе, в, цветы.
38
Прочитаем рассказ, но некоторые слова потерялись, догадайтесь,
какие.
Вот – вот пойдёт … . Чёрные … затянули небо.
Найди спрятанное слово.
олвасолнцеивптоавивлтадбвстолфдвьсоезгврмашинарвлывси
В любом тексте «е» вычёркиваем, «и» подчёркиваем.
Говорила мышка мышке – не хочу читать я книжки.
Потом по команде «наоборот» - «е» подчёркиваем, «и» вычёркиваем.
39