Напоминание

"Часть речи – имя существительное"


Автор: Сохова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Гимназия №14"
Населённый пункт: город Нальчик
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Часть речи – имя существительное"
Раздел: начальное образование





Назад




Схема конспекта урока

Автор составитель: Сохова Наталья Владимировна, учитель начальных классов.

МКОУ «Гимназия №14» г.Нальчик.

Предмет: Русский язык

Класс

:

3

Тема урока: «Часть речи – имя существительное»

Цели урока:

Создать условия для:

-систематизации знаний об имени существительном, умения находить имена существительные в тексте, определения

признаков существительных, обобщения знаний о роли существительных в предложении. В результате чего ученик:

- применяет знания, полученные ранее;

- находит признаки существительных;

- знакомится с ролью существительных в предложении;

- развития устной и письменной речи учащихся; развития орфографической зоркости, внимания, мышления,

воображения; формирования навыков самоконтроля и познавательной активности. В результате чего ученик:

- развивает свою устную и письменную речь;

- учится контролировать себя, давать самооценку;

- воспитания умения работать в парах; формирования личностных качеств, таких как ответственность,

коммуникативность. В результате чего ученик учится учиться.

Оборудование урока: Учебник Рамзаевой Т.Г. «Русский язык» 3 класс.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: дидактические карточки для каждого ученика, компью-

тер, мультимедиа, проектор, презентация Power

Point, схема.

1.Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и позна-

вательную активность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для обеспечения позитив-

ной мотивации обучающихся.

Эмоциональная мотивация

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

Цель: оценить свою готовность к уроку.

-Дежурный отмечает отсутствующих, прове-

ряется готовность класса к уроку.

-Пожелание успешной работы на уроке.

Вывод: готовы к уроку.

2. Мотивационная установка, планирование работы.

Цель: создание условий для развития регулятивных УУД через планирование этапов урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: создать условия для активизации мыс-

лительной деятельности.

-Составим план нашего урока.

-С чего начнем ?

-А теперь посмотрим на экран. Давайте срав-

ним, что у нас общего, а что вы забыли на-

звать.

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число

и тему урока: «Имя существительное».

Цель: подготовиться к работе на уроке.

Ответы детей:

-Чистописание

-Словарная работа

-Повторение пройденного

-Изучение новой темы

-Закрепление

-Подведение итогов

-Домашнее задание

Слайд 2

Используется методы беседы.

Открывают тетради, записывают число, тему

урока.

Вывод: спланировали учебно-познавательную

деятельность.

3.

Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся.

Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД через развитие устной и письменной речи учащихся; познавательных УУД через

проверку знаний учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях; тренировать в нахождении имен

существительных; развитие личностных УУД через развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения, языкового

чутья.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель:

повторить имеющиеся у учащихся зна-

ния и умения, нужные для введения данной

темы.

Мобилизация внимания.

Чистописание.

-Итак, первый пункт нашего плана работы:

-Чистописание.(чт. загадки).

Он всю зиму долго спал,

Лапу правую сосал,

А проснулся — стал реветь.

Этот зверь лесной — …

(медведь)

-Какой звук слышится в начале этого слова?

-Дайте ему характеристику.

Цель: повторить слова с непроверяемым на-

писанием.

-Мм

-Какой буквой обозначаем этот звук?

-Эту букву будем прописывать на минутке

чистописания.

-Что нужно помнить при написании этой буквы?

-Запишите Мм всю строчку.

- Цель нашей минутки чистописания - вспомнить,

с какими буквами мы выполняем верхнее соедине-

ние? (д,в,ь)

Словарная работа

-Следующий этап урока по плану?

-На слайде слова:

Б..реза, гор..д, чуд..са, кв..ртира, подл..тели,

м..роз,

п..года,

в..рона,

ст..лбы,

к..вёр,

..нварь.

-Прочитайте слова.

-Назовите орфограммы, которые встретилась в

этих словах.

- Во всех словах можно проверить безударный

гласный?

-Как проверить безударную гласную в корне?

-Согласный, мягкий, звонкий, непарный.

-Мм

-О наклоне, соединении.

Работа

в

тетради,

самостоятельная

запись.

Прописывают элементы.

Ученики меняются тетрадями и подчёркива-

ют лучшую(ие) буквы у соседа.

-Словарная работа.

Для

развития

орфографической

зоркости

учащимся предлагается назвать в словах из-

вестные орфограммы.

-Безударные гласные в корне.

- Нет.

- Правило.

таблица с буквой Мм

Слайд №3

учебный

навык:

сотрудниче-

ство при работе в парах.

Слайд №4

фронтальная беседа.

-Показывают сигнальными карточками про-

пущенную букву и объясняют орфограмму,

если нужно подбирают проверочные слова.

Самопроверка на экране.

Вывод: обобщили знания о правописании безудар-

ных гласных в корне слова.

4. Введение в тему урока.

Цель: создать условия для развития логических УУД, через анализ и синтез, выделение части из целого; формирование регулятивных УУД че-

рез самоконтроль;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: организовать деятельность обучающихся

по определению понятия «имя существительное»;

умение выделять имена существительные среди

других частей речи; вовлечение учащихся в глав-

ные мыслительные операции (анализ, синтез,

обобщение...);

Задача этапа: систематизировать знания уча-

щихся, необходимые для введения данной темы.

- Какое слово лишнее? Почему?

- К какой части речи вы отнесёте остальные

слова?

-Вы догадались какая тема нашего урока?

Цель: оценить как усвоены новые понятия

- Слово подлетели отвечает на вопрос что

сделали?

Обозначает

действие,

значит,

это

глагол.

- Это имена существительные.

-Часть речи – Имя существительное.

Вывод: определили и выделили имена существи-

тельные среди других частей речи.

Начало составление схемы.

В ходе выполнения этого зада-

ния

вырабатывается

метод

определения

существительно-

го и расширяется знание уче-

ников о грамматическом зна-

чении имени существительно-

го.

5. Изучение нового учебного материала.

Цель: формирование личностных УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний об имени существительном; развитие

познавательных УУД через знакомство с понятиями «

конкретное и отвлеченное значение» имён существительных; формирование ре-

гулятивных УУД через

самоконтроль.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: на основе имеющихся на данный мо-

мент у учащихся знаний им предлагается

выяснить роль существительных в предло-

жении и в речи, используя текст.

-Это новая для вас тема или вы уже о ней,

что-то знаете?

-Какие еще части речи вы знаете?

-Как вы считаете, каких частей речи в рус-

ском языке больше?

-Посмотрите на текст и попробуйте его про-

читать.

Многое можно сделать: собрать, свить, спле-

сти. Но самые искусные не могут шить без,

не могут рубить без. Очень давно придумал

для своих, которым.

-Всё ли вам понятно? Чего не хватает?

-Можно ли без них понять текст?

Цель:

сформулировать понятие «имя суще-

ствительное».

-Нет, тема не новая, мы уже изучали её во 1,2 клас-

се. Будем расширять свои знания об имени суще-

ствительном. Нам кое, что известно об имени су-

ществительном, но не все.

-Имя прилагательное, глагол, союз, частица.

-Имен существительных.

Чтение текста с доски.

-Нет, непонятно о чем идет речь, не хватает

имён существительных.

-Нет нельзя.

-Попробуем прочитать текст с именами су-

ществительными.

Работа по учебнику стр. 14 упр. 389

-Какой вывод можем сделать об именах су-

ществительных?

-Вспомним, что мы знаем об имени суще-

ствительном?

Всему название дано - и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть

глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

-Посмотрите вокруг себя и назовите предме-

Открывают

учебник,

находят

стр.14

упр.389

Дети

высказывают

свои

предложения.

В

ходе

обсуждения

формулируется

определе-

ние существительного.

Задача: для осознания формулировки понятия

"имя существительное" учащимся предлагается

попробовать самим дать определение.

-Имя существительное - это важная и значимая

часть речи. Без имен существительных нарушается

смысловая и грамматическая связь слов в предло-

жении и тексте.

-Это часть речи, обозначающая предмет и отвечает

на вопросы кто? что?

Дополнение схемы.

Слайд 5

ты

-Докажите, что названные слова являются су-

ществительными? Назовите их с вопросами.

-Запишите четыре слова с вопросами на вы-

бор, себе в тетрадь.

Физминутка:

Цель: создать условия для

мыслительной и физической разгрузки

сохранения мотивации учения

-Выполняем движения все вместе.

Солнце глянуло в тетрадку

Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.)

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать, (Приседания.)

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре. (Наклоны.)

И на месте поскакать. (Прыжки.)

На носок, потом на пятку. (Ходьба на месте.)

Все мы делаем зарядку. (Дети садятся на места.)

-Продолжаем работу

Задание по вариантам: Распознавание имён

существительных,

отвечающих

на

вопросы

кто? что?

1в:Выписывают

слова,

отвечающие

на

во-

прос кто?

-называют слова, задают вопросы кто? что?

-отвечают на вопрос что? кто?

Самостоятельная работа в тетрадях.

Выполняют движения.

Проверка выполнения работы про-

ходит в форме обсуждения, прово-

дится выборочное доказательство.

Слайд 6

2в: Выписывают слова, отвечающие на во-

прос что?

-допишите по одному слову сами.

-Какие бывают имена существительные?

теперь

я

вам

прочитаю

стихотворение

«Привет».

Прислала мне тетя печенья,

Конфет, Варежки,

Шарф и горячий привет.

Вот варежки, шарф и конфеты

С печеньем…

Где же привет?

Я смотрю с нетерпением,

И с чем он?

С грибами?

С капустой?

С вареньем?

Наверное, мама

Привет этот прячет,

Чтобы остыл,-

Видно очень горячий.

Самостоятельная работа в тетрадях, (проверка в

паре) После проверки, по одному ученику от каж-

дого варианта отвечает. Ученики сверяют ответы.

Результаты работы над заданием анализируются.

-Имена существительные, которые называют

людей и животных, отвечают на вопрос кто?

Остальные имена существительные отвеча-

ют на вопрос что?

Самоконт роль,

в з а и м о-

контроль.

Слайд 7

Слайд 8

-Какое

существительное

вызвало

затрудне-

ние и почему?

-Можно ли увидеть привет и потрогать?

-Образуйте имена существительные от при-

лагательных?

Задача этапа: ввести новое понятие и способ дей-

ствия.

-Посмотрите на образованные существительные.

Все ли они обозначают конкретные предметы, ко-

торые мы можем увидеть, потрогать?

-Какой можем сделать вывод о предметах?

Форма организации: фронтальная. Введение ново-

го материала с его отработкой.

-Можем ли мы

назвать существительные,

имеющие не конкретное значение

отвле-

ченным понятием.

- Сделаем вывод, какое значение могут иметь

имена существительные?

Задача этапа: формулировка цели и доведение ее

до осознания учащимися.

-Существительное « привет».

- Нет.

Образовывают имена существительные от

прилагательных по образцу. Слайд № 9

-Нет, есть предметы, которые мы не можем уви-

деть, потрогать, но слова отвечают на вопрос что?

-Есть предметы с конкретным значением, а

есть предметы с неконкретным значением.

-Да.

Предлагается

дискуссия

по

вопросу

отнесения

сл ова

«ПРИВЕТ»

к

существитель-

ным.

Итогом

дискуссии

является

осознание

неполноты

знаний

детей

о

существительном

(устная

коллективная

рабо-

та)

Для

формирования

понятия

требуется

развивать

у

уча-

щихся

умение

абстрагиро-

вать,

отвлекаться

от

кон-

кретного

лексического

зна-

чения слова, объединять их в

одну группу, учитывая общие

грамматические

признаки,

присущие

всем

словам

этой

-Значение может быть конкретным и отвле-

ченным.

Вывод: познакомились с конкретным значе-

нием имени существительного и отвлечён-

ным понятием.

группы ( все слова, отвечают

на

вопросы

кто?,

что?,

объединяются в разряд " имя

существительное"

,

общим

для всех этих слов является

то

,

что

они

обозначают

предметы.

Дополнение схемы на доске.

6.

Закрепление учебного материала.

Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и

письменную речь учащихся(коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение,

формировать навыки самоконтроля (личностные УУД);

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель:

создать

условия

для

формирования

универсальных учебных действий.

-Какой этап урока у нас следующий?

-Для закрепления выполним на стр.14 упр.

№392

- Прочитайте задание.

-Какой частью речи являются слова в первой

строчке? Почему?

-А во второй? Докажите?

Цель: сформированы новые понятия и спосо-

бы деятельности.

-Закрепление.

работа с учебником.

-Глаголы. Отвечают на вопрос что делать?

Обозначают действие предметов.

-Прилагательные. Отвечают на вопрос какой?

Обозначают признак предмета.

-Образуйте от данных слов имена существи-

тельные.

-Поставьте вопросы, запишите в тетрадь

-Посмотрите на образованные существитель-

ные.

-Обозначают ли они конкретные предметы,

которые мы можем увидеть, потрогать?

-Что они обозначают?

-Давайте сделаем ещё один вывод:

Работа в тетрадях, у доски по цепочке.

-Нет.

-Явления

природы,

чувства,

качества,

дей-

ствия.

-Имена

существительные

обозначают

не

только предмет, но и состояние, явление при-

роды, действие, события, чувства.

Вывод: применяли полученные знания при вы-

полнении упражнений.

В ы п о л н я е т с я

в

ф о р м е

фронтальной беседы для от-

работки понятия.

Имя существительное

отвечает на вопрос?

Кто?

Что?

что обозначает слово?

Предмет

Отвлечённое

понятие

(другое)

Дополнение схемы на доске.

7.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Цель: проанализировать и оценить успеш-

ности достижения цели урока.

-Обратимся к нашему плану

-Что еще нам осталось сделать?

-Какую часть речи мы с вами изучали?

-Что вы знаете об имени существительном?

-Какую роль в русской речи играют имена су-

ществительные?

-Что нового об имени существительном узна-

ли на уроке?

-Чему научились на уроке?

-Схема, которую мы сегодня составили, эта

наша помогалочка. Мы ее будем дополнять

на следующих уроках и пользоваться ею.

-Кому было трудно?

-Кому было интересно?

Цель:

представить результат своей работы

классу, в ходе подведение итога и выставлении

оценки. Рефлексия.

-Подвести итог, записать домашнее задание.

-Имя существительное.

-Обозначает предмет, отвечает на вопросы:

кто? что?

-Без имён существительных не обойтись, на-

рушается смысловая и грамматическая связь

слов в предложении и тексте.

-У имени существительного значение пред-

мета может иметь конкретное и отвлеченное

понятие.

-Имена

существительные

обозначают

не

только предмет, но и состояние, явление при-

роды, действие, события, чувства.

-Образовывать от других частей речи имена

существительные.

Цель: подводя итог урока, выясняется, что было

известно ранее, что нового узнали, чему научились

на уроке.

- Пришло время оценить вашу работу:

Кому на уроке было всё понятно, со всеми

заданиями справлялись уверенно, положите

в тетрадь смайлик «всё хорошо».

Если вы затруднялись при выполнении за-

даний, чувствовали себя неуверенно, поло-

жите смайлик «нужно поработать».

Кому на уроке было очень трудно, с задани-

ями не справлялись, положите смайлик

«требуется помощь».

Рефлексивные ответы детей

Рефлексивное оценивание работы на уроке

Вывод:

качественная

оценка

обретенных

знаний и умений учащихся;

Приложение

8.

Сообщение домашнего задания, инструктаж.

Цель:

сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Задача:

подобрать

домашнее

задание,

способствующее углублению полученных зна-

ний, совершенствованию умений и навыков;

инструктаж по выполнению домашнего за-

дания.

-Из №392 на стр.14

1в. – составить предложения с прилагатель-

ными;

2в.- составить предложения с глаголами.

В каждом предложении найти имя существи-

Цель: осмысление связи домашнего задания с

выполняемыми на уроке упражнениями.

Запись в дневник домашнего задания.

На дом предполагается твор-

ческое задание, которое поз-

воляет

установить

степень

усвоения нового материала и

тельное и указать вопрос, на которое оно

отвечает.

выявить пробелы



В раздел образования