Напоминание

Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» ФГОС ООО


Автор: Козлова Светлана Андреевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ г. Костромы СОШ №38 им. А.П. Шилина
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа внеурочной деятельности «Рукодельница» ФГОС ООО
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы

«Средняя общеобразовательная школа № 38 имени выдающегося земляка

дважды Героя Советского Союза Афанасия Петровича Шилина»

СОГЛАСОВАНО

______________И.А.Гергель

Заместитель директора

«____»____________20__ г

УТВЕРЖДЕНО

Средняя общеобразовательная школа №

38 города Костромы имени дважды Героя

Советского Союза А.П. Шилина

_____________ Л.Л. Реунова

Приказ №___ от «____»________20__ г

Программа внеурочной деятельности «Рукодельница»

ФГОС ООО

Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___»_________20____г.

Руководитель МО ______________________ ( __________________________)

подпись

расшифровка

2

Содержание

1.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Рукодельница»

2.

3

3.

Содержание курса внеурочной деятельности «Рукодельница» с указанием форм

организации и видов деятельности

6

4.

5.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Рукодельница»

8

1.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Рукодельница»

3

Личностные результаты

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню

развития

науки

и

общественной

практики;

проявление

познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию

и самообразованию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познаванию;

овладение элементами организации умственного и физического труда;

развитие

трудолюбия

и

ответственности

за

результаты

своей

деятельности;

выражение

желания

учиться

для

удовлетворения

перспективных

потребностей;

осознанный

выбор

и

построение

дальнейшей

индивидуальной

траектории

образования

на

базе

осознанного

ориентирования

в

мире

профессий

и

профессиональных

предпочтений

с

учетом

устойчивых

познавательных

интересов,

а

также на основе формирования уважительного отношения к труду;

становления

самоопределения

в

выбранной

сфере

будущей

профессиональной

деятельности,

планирование

образовательной

и

профессиональной

карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условие безопасной

и эффективной социализации;

формирование

основ

экологической

культуры,

соответствующей

современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и

хозяйственным ресурсам;

Метапредметные результаты

самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка

для себя новых задач в познавательной деятельности;

алгоритмизированное

планирование

процесса

познавательно-трудовой

деятельности;

определение

адекватных

имеющимся

организационным

и

материально-

техническим

условиям

способов

решения

трудовой

задачи

на

основе

заданных

алгоритмов;

выявления

потребностей,

проектирование

и

создание

проектов,

имеющих

потребительную

стоимость;

самостоятельная

организация

и

выполнение

различных

творческих работ по созданию изделий и продуктов;

формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологии (ИКТ);

организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и

сверстниками;

согласования

и

координация

совместной

познавательно-трудовой

деятельности с другими ее участниками;

соблюдения норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и

созидательного

труда;

соблюдение

норм

и

правил

культуры

труда

в

соответствии

с

технологической культурой производства;

формирование

и

развитие

экологического

мышления,

умения

применять

его

в

познавательной,

коммуникативной,

социальной

практике

и

профессиональной

ориентации.

Предметные результаты

В познавательной сфере:

рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической

информации для проектирования и создания объектов труда;

оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

4

владение алгоритмами и методами решения организационных и техникотехнологических

задач;

классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов,

энергии,

информации,

объектов

живой

природы

и

социальной

среды,

а

также

соответствующих технологий промышленного производства;

распознавание

видов,

назначения

материалов,

инструментов

и

оборудования,

применяемого в технологических процессах;

владение

кодами

и

методами

чтения,

и

способами

графического

представления

технической, технологической и инструктивной информации;

применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в

процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и

аргументации рациональности деятельности;

владение

способами

научной

организации

труда,

формами

деятельно сти,

соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

планирование технологического процесса и процесса труда;

подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

проведение

необходимых

опытов

и

исследований

при

подборе

сырья,

материалов

и

проектировании объекта труда;

подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-

энергетических ресурсов;

проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и

ограничений;

соблюдение

норм

и

правил

безопасности

труда,

пожарной

безопасности,

правил

санитарии и гигиены;

соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов

труда;

выбор

и

использование

кодов,

средств

и

видов

представления

технической

и

технологической

информации

и

знаковых

систем

в

соответствии

с

коммуникативной

задачей, сферой и ситуацией общения;

подбор

и

применение

инструментов,

приборов

и

оборудования

в

технологических

процессах с учетом областей их применения;

контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и

показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление

допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их

исправления;

документирование результатов труда и проектной деятельности;

расчет себестоимости продукта труда;

примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на

рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

оценивание

своей

способности

и

готовности

к

труду

в

конкретной

предметной

деятельности;

оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы

или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального

обучения;

выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других

участников познавательно-трудовой деятельности;

осознание ответственности за качество результатов труда;

5

наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных

средств и труда.

В эстетической сфере:

дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование

работ;

разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики

и научной организации труда;

рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и

возможностей будущих членов трудового коллектива;

выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе

коммуникации;

оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований

действующих нормативов и стандартов;

публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов; •

потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и

выполнении операций с помощью машин и механизмов;

достижение

необходимой

точности

движений

при

выполнении

различных

технологических операций;

соблюдение

требуемой

величины

усилия,

прикладываемого

к

инструменту,

с

учетом

технологических требований;

сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

2.Содержание курса внеурочной деятельности «Рукодельница» с указанием

форм организации и видов деятельности

1.

Введение (1 часа)

Рукоделие – увлекательное занятие, способ реализации творческих возможностей.

Обзор основных тем курса.

6

Посещение школьной выставки декоративно-прикладного творчества. Знакомство с

творческими работами учащихся школы, анализ различных техник рукоделия.

Форма организации: экскурсия, познавательная беседа, викторина

Виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентированная

2.

Работа с бумагой. Квиллинг Скрапбукинг. (4 часа)

Материалы

и

инструменты

для

квиллинга,

скрапбукинга:

бумага,

клей,

дополнительные материалы. Организация рабочего места.

Способы скручивания бумаги. Изготовление простых форм. Заготовка «свободная

спираль», «капля», «глаз», «лист», «лепесток», «рыхлый завиток», «змейка».

Композиционные приемы. Плоские изделия в технике квиллинга, скрапбукинга

Разработка эскиза. Подготовка деталей для плоской и объемной композиции.

Форма организации: познавательная

беседа, практическая работа: Изготовление

открытки

с

цветком.

Изготовление

плоской

композиции.

Возможные

объекты

труда:

открытка, фоторамка, панно и т.д.

Виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая.

3.

Отделка ткани (12.)

Знакомство с текстильными материалами (2 часа= 1 час ауд. + 1 час вне ауд.)

Знакомство с текстильными материалами. Экскурсия в магазин «Ткани», изучение

ассортимента современных текстильных материалов, текстильной галантереи.

Форма организации: познавательная беседа, экскурсия.

Виды деятельности: познавательная

Знакомство с основами вышивания (6 часов ауд.)

Ручные швейные инструменты. Правила безопасной работы. Виды швов и их

применение.

Практическая

работа: Изготовление

образцов

швов

«вперед

иголка»,

«назад

иголка»,

«через

край»,

«петельный»,

«тамбурный»,

«стебельчатый».

Изготовление

изделий

с

использованием простейших швов.

Форма организации: познавательная

беседа, практическая

работа: Вышивание

монограммы стебельчатым швом.

Возможные объекты труда: салфетка, открытка, отделка готового изделия.

Виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая.

Вышивка лентами (12)

Вышивка

лентами.

Материалы

и

инструменты.

Общие

приемы

вышивания

лентами.

«Французский узелок», рокко, ленточный стежок. Разновидности ленточного

стежка. Полупетля и петля с прикрепом. Стежок «петелька», «пестик».

Понятие о композиции, стилизации. Экскурсия в магазин «Сувениры». Анализ

изделий декоративно-прикладного творчества.

Разработка эскиза и изготовление сувенира с применением элементов вышивки

лентами. Подготовка материалов, разметка рисунка на ткани. Вышивка сувенира лентами.

Окончательная отделка сувенира.

Подготовка и проведение выставки работ, отбор работ на городскую выставку

декоративно-прикладного творчества

Форма

организации: экскурсия, познавательная

беседа,

выставка, практическая

работа: изготовление сувенира с элементами вышивки лентами

Возможные

объекты

труда:

открытка,

панно,

чехол

для

телефона,

косметичка,

отделка готового изделия.

Виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, проектная.

4.

Лоскутное шитье (17.)

Общие сведения о лоскутной технике (3 часов ауд.)

7

Общие сведения о лоскутной технике. Инструменты и материалы для лоскутного

шитья. Подготовка материала к работе.

Знакомство

с

устройством

бытовой

швейной

машины.

Подготовка

машины

к

работе. Простейшие изделия из квадратов. Лоскутный подарочный конвертик. Раскрой,

соединение деталей. Отделка лоскутного подарочного конвертика

Форма

организации: познавательная

беседа, практическая

работа: Лоскутный

подарочный конвертик. куклы –обреги, игольница, подушки- игрушки.

Возможные объекты труда: Лоскутный подарочный конвертик, куклы –обреги, игольница,

подушки- игрушки.

Виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, проектная.

Изготовление изделий из квадратов (4часа ауд.)

Изготовление

изделий

из

квадратов.

Изготовление

шаблонов.

Раскрой

деталей

прихватки

(косметички)

из

квадратов.

Сшивание

квадратных

деталей

прихватки

(косметички). Соединение основной детали с подкладкой. Отделка

Форма

организации: познавательная

беседа, практическая

работа: изготовление

прихватки (косметички)

Возможные объекты труда: прихватка, косметичка, салфетка «шахматка», сумочка-

конверт для дисков.

Виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, проектная.

Изготовление изделий из полос (8часов= 7 часов ауд.+1 часа внеауд.)

Шитье

из

полос.

Подготовка

материала.

Раскрой

деталей

изделия

из

полос.

Сшивание деталей полос. Узор «паркет», соединение блоков. Узор из полос «косичка».

Соединение

деталей

полос

по

бумаге.

Орнаменты

из

полос.

Техника

«семинолов».

Изготовление образца в технике «семинолов». Разработка эскиза изделия в лоскутной

технике из полос.

Подбор ткани, раскрой деталей изделия из полос. Соединение деталей изделия из

полос. Соединение блоков из полос. Монтаж изделия из полос, отделка. Посещение

городской выставки декоративно-прикладного творчества. Анализ посещения выставки.

Форма

организации: экскурсия, познавательная

беседа, практическая

работа:

изготовление сумки.

Возможные объекты труда: сумка, наволочка, коробка для рукоделия и др.

Виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, проектная.

Изготовление изделий из треугольников, «быстрые техники» (2 часа.)

«Быстрые техники». Квадрат из двух треугольников. Разметка сетки. Стачивание

деталей по разметке. Подготовка квадратов из двух треугольников. Разработка эскиза

изделия

использованием

треугольников.

Соединение

заготовок

по

схеме.

Соединение

блоков из треугольников, отделка. Подготовка к выставке. Выставка работ.

Форма организации: познавательная беседа, практическая работа: изготовление

изготовление салфетки.

Возможные объекты труда: салфетка, сумка, наволочка, обложка для книги и др.

Виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая

, проектная

Календарно-тематический план

5 класс - 34ч. Первый год обучения

Наименование разделов,

Количество часов

8

блоков, тем

Всего

, час

Характеристика

деятельности обучающихся

Аудит

ор

ные

Внеуади

торные

I.

Введение

1

1

-

II.

Работа с бумагой.

Квиллинг.

4

4

-

Организовывать

рабочее

м е с т о ,

с о с т а в л я т ь

последовательность

в ы п о л н е н и я

р а б о т ,

выполнять

с к ру ч и ва н и е

б у м а ж н ы х

п о л о с о к

различными

с п о с о б а м и ,

составлять

про стейшую

композицию,

формирование

ответственного отношения к

р а б о т е ,

г о т о в н о с т и

и

способности, обучающихся к

с а м о р а з в и т и ю

и

самообразованию, овладение

элементами

организации

умственного труда.

1

Материалы и

инструменты для

квиллинга. Организация

рабочего места.

1

1

-

2

Способы скручивания

бумаги

1

1

-

3

Композиционные приемы.

1

1

-

4

Изготовление сувенира.

1

1

-

III.

Отделка ткани

12

Организовывать

рабочее

м е с т о ,

с о с т а в л я т ь

последовательность

в ы п о л н е н и я

р а б о т ,

выполнять простейшие швы

с в о б од н о й

в ы ш и в к и

и

в ы ш и в к и

л е н т а м и ,

составлять

про стейшую

композицию.

Формирование

готовности

и

способности

о б у ч а ю щ и х с я

к

с а м о р а з в и т и ю

и

с а-

мообразованию,

овладение

элементами

организации

умственного

и

физического

труда.

1

Знакомство с

текстильными

материалами

2

1

1

2

Виды швов их

применение.

2

2

-

3

Элементы вышивки

лентами.

3

3

-

9

4

Изготовление сувенира с

применением элементов

вышивки лентами.

6

4

1

IV.

Лоскутное шитье

17

-

Соблюдение норм и правил

безопасности познавательно

– трудовой деятельности и

созидательного труда;

подбор материалов с учётом

характера объекта труда,

осознание ответственности

за качество результатов

труда; стремление к

экономии и бережливости

используемых материалов и

ресурсов; овладение

приемами работы на

швейной машине и

изготовления изделий в

лоскутной технике.

1

О б щ и е

с в е д е н и я

о

лоскутной технике

3

3

-

2

Изготовление изделий из

квадратов

4

4

-

3

Изготовление изделий из

полос

8

7

1

4

Изготовление изделий из

треугольников, «быстрые

техники»

2

2

-

Итого:

34

32

2

Календарно-тематический план

6 класс - 34ч. Второй год обучения

Наименование разделов,

блоков, тем

Всег

о,

час

Количество

часов

Характеристика деятельности

обучающихся

Ауд

итор

ные

Вне

уади

торн

ые

I

Введение

1

1

-

10

II

Работа с бумагой.

Скрапбукинг.

4

4

-

Организовывать рабочее место,

составлять

последовательность

выполнения

работ,

выполнят

а п п л и к а ц и и

р а з л и ч н ы м и

с п о с о б а м и ,

с о с т а в л я т ь

про стейшую

ком п о з и ц и ю ,

формирование

ответственного

отношения к работе, готовности

и способности, обучающихся к

с а м о р а з в и т и ю

и

самообразованию,

овладение

эл е м е н т а м и

о р г а н и з а ц и и

умственного труда.

1

Материалы и инструменты

для скрапбукинга

Организация рабочего места.

1

1

-

2

Изготовление открыток

1

1

-

3

Композиционные приемы.

1

1

-

4

Изготовление сувенира.

1

1

-

III

Отделка ткани

12

Организовывать рабочее место,

составлять

последовательность

выполнения

работ,

выполнять

простейшие

швы

свободной

вышивки и вышивки лентами,

с о с т а в л я т ь

п р о с т е й ш у ю

композицию. Формирование го-

т о в н о с т и

и

с п о с о б н о с т и

обучающихся к саморазвитию и

самообразованию,

овладение

эл е м е н т а м и

о р г а н и з а ц и и

умственного

и

физического

труда.

1

Знакомство с текстильными

материалами

2

1

1

2

Виды швов их применение.

2

2

-

3

Элементы вышивки

капроновыми и атласными

лентами.

3

3

-

4

Изготовление панно с

применением элементов

вышивки лентами.

6

4

1

11

IV

Лоскутное шитье

17

-

Соблюдение норм и правил

безопасности познавательно –

трудовой деятельности и

созидательного труда; подбор

материалов с учётом характера

объекта труда, осознание

ответственности за качество

результатов труда; стремление к

экономии и бережливости

используемых материалов и

ресурсов; овладение приемами

работы ручной и на швейной

машине и изготовления изделий

в лоскутной технике.

1

Общие сведения о лоскутной

технике

3

3

-

2

Изготовление кукол-оберегов

из лоскутов

4

4

-

3

Изготовление изделий из

лоскутов «Игольницы»

8

7

1

4

Изготовление изделий из

треугольников, «быстрые

техники»

2

2

-

Итого:

34

32

2

Календарно-тематический план

7 класс - 34ч. Третий год обучения

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего,

час

Количество

часов

Характеристика деятельности

обучающихся

Ауд

итор

ные

Вне

уади

торн

ые

I

Введение

1

1

-

II

Работа с бумагой.

Скрапбукинг.

4

4

-

Организовывать рабочее место,

составлять

последовательность

выполнения

работ,

выполнять

и з д е л и я

р а з л и ч н ы м и

с п о с о б а м и ,

с о с т а в л я т ь

про стейшую

ком п о з и ц и ю ,

формирование

ответственного

отношения к работе, готовности

и способности, обучающихся к

с а м о р а з в и т и ю

и

самообразованию,

овладение

эл е м е н т а м и

о р г а н и з а ц и и

умственного труда.

12

1

Материалы и инструменты

для скрапбукинга

Организация рабочего

места.

1

1

-

2

Способы изготовления

коробочек

1

1

-

3

Композиционные приемы.

1

1

-

4

Изготовление сувенира.

1

1

-

III

Отделка ткани

12

Организовывать рабочее место,

составлять

последовательность

выполнения

работ,

выполнять

швы:

Французскиий

узелок,

шов рококо в вышивки лентами,

составлять

более

сложную

композицию. Формирование го-

т о в н о с т и

и

с п о с о б н о с т и

обучающихся к саморазвитию и

самообразованию,

овладение

эл е м е н т а м и

о р г а н и з а ц и и

умственного

и

физического

труда.

1

Знакомство с текстильными

материалами

2

1

1

2

Виды швов: французский

узелок, шов рококо и их

применение.

2

2

-

3

Картины, вышитые

лентами.

3

3

-

4

Изготовление сувенира с

применением элементов

вышивки лентами.

Игольница на диске с

вышивкой лентами

6

4

1

IV

Лоскутное шитье

17

-

Соблюдение норм и правил

безопасности познавательно –

трудовой деятельности и

созидательного труда; подбор

материалов с учётом характера

объекта труда, осознание

ответственности за качество

результатов труда; стремление к

экономии и бережливости

используемых материалов и

ресурсов; овладение приемами

работы на швейной машине и

изготовления изделий в

лоскутной технике.

1

О б щ и е

с в е д е н и я

о

л о с к у т н о й

т е х н и к е

«Печворк»

3

3

-

2

Изготовление изделий из

лоскутов «Косметичка»

4

4

-

13

3

Изготовление изделий из

лоскутов «Подушки –

игрушки».

8

7

1

4

Изготовление изделий из

волшебных треугольников.

«быстрые квадраты»

2

2

-

Итого:

34

32

2



В раздел образования