Напоминание

"Трудовое воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС"


Автор: Барисас Наталия Владимировна
Должность: педагог ДО, учитель труда
Учебное заведение: ГБОУ школа №258 Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: Статья
Тема: "Трудовое воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Барисас Наталия Владимировна, учитель труда, педагог ДО

ГБОУ школы №258 с углубленным изучением физики и химии

Колпинского района Санкт-Петербург

Трудовое воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС.

«Человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он

всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво»

А.С. Макаренко

В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА

ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА четко сказано, какие обновления воспитательного процесса с

учетом современных достижений науки на основе отечественных традиции должны

произойти в обществе.

Что касается трудового воспитания и профессионального самоопределения, то это

воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;

формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,

добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой

деятельности; развитие умения работать совместно с другими, действовать

самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно

оценивая смысл и последствия своих действий; содействие выполнения домашних

обязанностей.

«Я тысячу раз убеждён, писал Василий Александрович Сухомлинский, что трудовое

воспитание начинается за партой, за книгой – это главный и самый сложный станок,

овладеть которым не так просто».

Основная задача трудового воспитания – это стремление к определению смысла своей

жизни и поиску своего призвания, через стремление к сотрудничеству, к

профессиональному самоопределению, производству необходимого себе и людям, к

самостоятельности в исполнении, планировании, целеполагании, оценивание

собственной деятельности. Все материальные и духовные богатства, накопленные

человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда

единственного средства развития человеческого общества. Труд выступает как

целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на

практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим

потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу,

но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде

происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и

физическое развитие личности, что соответствует «современному национальному

воспитательному идеалу это высоконравственный, творческий, компетентный

гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и

культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Основное содержание трудового воспитания обучающихся на ступени начального

общего образования включает в себя:

• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли

образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

• элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в

жизни человека и общества;

• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и

реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

умение

проявлять

дисциплинированность,

последовательность

и

настойчивость

в

выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

• умение соблюдать порядок на рабочем месте;

• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному

имуществу, учебникам, личным вещам;

• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому

отношению к результатам труда людей.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального

общего образования с целью воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению,

труду, жизни.

В

процессе

изучения

учебных

дисциплин

и

проведения

внеурочных

мероприятий

обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении

творчества в жизни человека и общества:

• участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с

различными

видами

труда,

различными

профессиями

в

ходе

экскурсий

на

производственные предприятия, встречаются с представителями разных профессий;

• узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и

проведении презентаций «Труд наших родных»;

получают

первоначальные

навыки

сотрудничества, ролевого

взаимодействия

со

сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе

сюжетно-ролевых

экономических

игр,

посредством

создания

игровых

ситуаций

по

мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда,

ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих

перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

приобретают

опыт

уважительного

и

творческого

отношения

к

учебному

труду

(посредством

презентации

учебных

и

творческих

достижений,

стимулирования

творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой

инициативы в учебном труде);

• учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на

практике

рамках

предмета

«Технология»,

участия

в

разработке

и

реализации

различных проектов);

• приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно-полезной

деятельности

на

базе

образовательного

учреждения

и

взаимодействующих

с

ним

учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие

народными

промыслами,

природоохранительная

деятельность,

работа

творческих

и

учебно-производственных

мастерских,

трудовые

акции,

деятельность

школьных

производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений,

как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное

время);

• приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

участвуют

во

встречах

и

беседах

с

выпускниками

своей

школы,

знакомятся

с

биографиями

выпускников,

показавших

достойные

примеры

высокого

профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Планируемые

результаты

трудового

воспитания

обучающихся

на

ступени

начального общего образования:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку

труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

первоначальные

навыки

трудового

творческого

сотрудничества

со

сверстниками,

старшими детьми и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно

значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее

привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

мотивация

к

самореализации

в

социальном

творчестве,

познавательной

и

практической, общественно полезной деятельности.

Правильно

поставленное

трудовое

воспитание,

обучение и профессиональная

ориентация,

непосредственно

участие школьников

в

общественно-полезном

труде

являются

двойственными

факторами

гражданского

становления,

нравственного

и

интеллектуального

формирования

личности,

её

физического

развития.

Как

бы

ни

сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в

любой

сфере

деятельности.

Велико

значение

труда

в

нравственном

воспитании

личности. К.Д. Ушинский подчёркивал: « Самое воспитание, если оно желает счастья

человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».



В раздел образования