Автор: Барисас Наталия Владимировна
Должность: педагог ДО, учитель труда
Учебное заведение: ГБОУ школа №258 Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: Статья
Тема: "Трудовое воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
Барисас Наталия Владимировна, учитель труда, педагог ДО
ГБОУ школы №258 с углубленным изучением физики и химии
Колпинского района Санкт-Петербург
Трудовое воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС.
«Человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он
всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво»
А.С. Макаренко
В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА четко сказано, какие обновления воспитательного процесса с
учетом современных достижений науки на основе отечественных традиции должны
произойти в обществе.
Что касается трудового воспитания и профессионального самоопределения, то это
воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности; развитие умения работать совместно с другими, действовать
самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно
оценивая смысл и последствия своих действий; содействие выполнения домашних
обязанностей.
«Я тысячу раз убеждён, писал Василий Александрович Сухомлинский, что трудовое
воспитание начинается за партой, за книгой – это главный и самый сложный станок,
овладеть которым не так просто».
Основная задача трудового воспитания – это стремление к определению смысла своей
жизни и поиску своего призвания, через стремление к сотрудничеству, к
профессиональному самоопределению, производству необходимого себе и людям, к
самостоятельности в исполнении, планировании, целеполагании, оценивание
собственной деятельности. Все материальные и духовные богатства, накопленные
человечеством на длительном пути исторического развития, созданы в процессе труда
единственного средства развития человеческого общества. Труд выступает как
целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на
практическом освоении окружающего мира, преобразовании его сообразно своим
потребностям. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу,
но и изменяется сам. Эти изменения носят многоаспектный характер. В труде
происходит умственное, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание и
физическое развитие личности, что соответствует «современному национальному
воспитательному идеалу это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Основное содержание трудового воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования включает в себя:
• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли
образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
• элементарные представления об основных профессиях;
• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в
жизни человека и общества;
• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и
реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
•
умение
проявлять
дисциплинированность,
последовательность
и
настойчивость
в
выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
• умение соблюдать порядок на рабочем месте;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному
имуществу, учебникам, личным вещам;
• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому
отношению к результатам труда людей.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального
общего образования с целью воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни.
В
процессе
изучения
учебных
дисциплин
и
проведения
внеурочных
мероприятий
обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении
творчества в жизни человека и общества:
• участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с
различными
видами
труда,
различными
профессиями
в
ходе
экскурсий
на
производственные предприятия, встречаются с представителями разных профессий;
• узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и
проведении презентаций «Труд наших родных»;
•
получают
первоначальные
навыки
сотрудничества, ролевого
взаимодействия
со
сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе
сюжетно-ролевых
экономических
игр,
посредством
создания
игровых
ситуаций
по
мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда,
ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих
перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
•
приобретают
опыт
уважительного
и
творческого
отношения
к
учебному
труду
(посредством
презентации
учебных
и
творческих
достижений,
стимулирования
творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой
инициативы в учебном труде);
• учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на
практике
(в
рамках
предмета
«Технология»,
участия
в
разработке
и
реализации
различных проектов);
• приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно-полезной
деятельности
на
базе
образовательного
учреждения
и
взаимодействующих
с
ним
учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие
народными
промыслами,
природоохранительная
деятельность,
работа
творческих
и
учебно-производственных
мастерских,
трудовые
акции,
деятельность
школьных
производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений,
как младших школьников, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное
время);
• приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
•
участвуют
во
встречах
и
беседах
с
выпускниками
своей
школы,
знакомятся
с
биографиями
выпускников,
показавших
достойные
примеры
высокого
профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Планируемые
результаты
трудового
воспитания
обучающихся
на
ступени
начального общего образования:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку
труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
•
первоначальные
навыки
трудового
творческого
сотрудничества
со
сверстниками,
старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно
значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее
привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
•
мотивация
к
самореализации
в
социальном
творчестве,
познавательной
и
практической, общественно полезной деятельности.
Правильно
поставленное
трудовое
воспитание,
обучение и профессиональная
ориентация,
непосредственно
участие школьников
в
общественно-полезном
труде
являются
двойственными
факторами
гражданского
становления,
нравственного
и
интеллектуального
формирования
личности,
её
физического
развития.
Как
бы
ни
сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в
любой
сфере
деятельности.
Велико
значение
труда
в
нравственном
воспитании
личности. К.Д. Ушинский подчёркивал: « Самое воспитание, если оно желает счастья
человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».