Напоминание

Рабство в Римской империи


Автор: Квасникова Елена Евгеньевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 р.п. Колышлей Пензенской области
Населённый пункт: р.п.Колышлей
Наименование материала: урок по истории
Тема: Рабство в Римской империи
Раздел: среднее образование





Назад




Педагог – Квасникова Елена Евгеньевна

Предмет – история

Возраст учащихся – 11 лет

Тема урока 52: «Рабство в Древнем Риме».

Педагогические цели

Способствовать пониманию положения рабов и значения рабства в хозяйственной и общественной жизни Древнего Рима;

причинах восстания Спартака;

содействовать формированию навыков самостоятельной работы (индивидуальной и групповой) с различными

источниками информации: электронным и традиционным учебником.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний; урок – исследование: «Мозговой штурм»

Формируемые

метапредметные УУД

1.

Познавательные: формирование умений самостоятельного нахождения информации, основ смыслового чтения и

анализа текстов; расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов по параграфу 52 «Рабство

в Древнем Риме»;

2.

Коммуникативные: умение работать в команде, вести диалог, чётко и грамотно выражать свои мысли;

3.

Регулятивные: умение работать самостоятельно и в группе, выполнять правила учебной игры, контролировать и

анализировать работу свою и своих товарищей;

4.

Личностные: формирование личностных отношений к общему делу, уважение к иному мнению; на примере

Спартака – к борьбе за свободу и человеческое достоинство; отрицанию неравноправия, рабства, жестокого

отношения к человеку (рабам, гладиаторам).

Основное содержание

темы,

понятия и термины

Причины распространения рабства в Древнем Риме; положение рабов; вольноотпущенники; гладиаторы; восстание

Спартака;

Образовательные

ресурсы

Академический школьный учебник для 5 класса ОУ с приложением на электронном носителе , автор В.И.Уколова. Изд-во

«Просвещение».- М, 2018.

Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, авт. И.Е.Уколова, - М., Просвещение, 2018.

Технологическая карта урока истории в 5 классе, соответствующая требованиям ФГОС.

Основны

е этапы

организа

ции

учебной

деятельн

ости

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Органи

зационны

й

момент

Быстрое включение в

деловой ритм

Приветствие, проверка

подготовленности к уроку:

наличие учебников, открытие

электронного учебника,

деление на группы по 5-6

человек + хорошее настроение?

Стремление к знаниям? Вера в

успех? Вместе – мы сила?)

Приветствуют

учителя.

Организуют

(демонстрируют) рабочее

место.

Выбирают капитана

команды

2.Контро

ль знаний

Установить правильность,

полноту, осознанность

домашнего задания, выявить

и устранить обнаруженные

проблемы в ходе проверки.

Учитель предлагает вспомнить

прошлый материал и ответить

на вопрос, что такое

демократия?

Докажите, что в Римской

республике была демократия.

Демократия предполагает

равенство в правах или нет?

(Кто был лишён избирательных

прав? Сравните с Грецией)

Кто такие народные трибуны?

Приведите в пример самых

знаменитых.

Почему при жизни братья

Гракхи не стали героями? (все

ли были довольны их

реформами?)

Актуализация

знания термина

«демократия».

Актуализация

знаний о братьях

Гракхах, Сципионе

Африканском

Работают группами,

сигнализируя о

готовности отвечать

поднятыми

соединёнными

руками.

Интерполяция знаний,

применение знаний по

аналогии.

3.

Подготов

ка

учащихся

к работе

на

основном

этапе

Мотивировать учащихся на

изучение новой темы: - Мы

не случайно затронули с вами

сегодня вопрос о бесправии

рабов. Прочитайте тему

урока и цели, что вы должны

будете сегодня узнать. Вы

прочитали о Спартаке, этим

именем называют

спортивный общества и

Учитель говорит: - Историк –

это исследователь, ищем ответы

в учебнике. Если Гракхи –

народные трибуны, то кто был

Спартак?

Он был рабом. Как же он

прославился?

Ученики

предлагают свои

версии

Ученики после прочтения

текста понимают, что

знаний для выполнения

задания у них не хватает

ищут пути решения этой

проблемы: предлагают

обратиться к учебнику,

диску со справочными

материалами и т.д.

команды во многих странах.

Чем же он так прославился?

Почему он, а не Братья

Гракхи так известны во

всём мире? Эту проблему

мы постараемся решить на

уроке.

4. Этап

усвоения

новых

знаний.

Сформировать знания об

источниках рабства,

отношению римлян к рабам,

занятиям рабов.

Учитель:

-определите источники рабства,

отношения к рабам и занятиях

рабов и выполните задание №1

на с. 96 рабочей тетради

Актуализация

знаний работы с

электронным

приложением к

учебнику.

Находят ответы на

вопросы в тексте,

рисунках, на диске.

Ученики формируют

группы, выбирают

формы работы: с

текстом в учебнике

или со справочной

литературой на диске .

Высказывают своё

мнение, учатся

слушать товарищей.

На этапе работы с

документом выбирают

главного историка,

писца и экспертов.

Умение работать в

группе.

Сопоставление и анализ

материалов учебника,

диска и исследуемого

текста.

Осуществляют коррекцию

знаний.

5. Этап

первично

й

проверки

понимани

я

изученно

го

Установить правильность и

осознанность изученного

материала, выявить пробелы,

провести коррекцию

пробелов в осмыслении

материала.

Учитель предлагает ученикам

продемонстрировать результаты

своей работы

Умение выступать,

доказывая фактами свою

точку зрения.

6. Этап

усвоения

новых

знаний.

Сформировать знания о

восстании Спартака

Предлагает изучить восстание

Спартака и назвать причины

восстания, причины поражения

восставших.

Актуализация

знаний работы с

электронным

приложением к

Работа по аналогии

Сопоставление и анализ

материалов учебника,

диска и исследуемого

текста.

ТРИЗ. Прочитайте задание с*

на с.96 и предложите своё

объяснение (рабы были из

разных провинций: из Греции,

из Галлии, из Африки; в Риме

концентрация военных сил

римлян особенно высока;

отсутствие перехода через

Альпы; …?)

учебнику.

Находят ответы на

вопросы в тексте,

рисунках, на диске.

Осуществляют коррекцию

знаний.

7. Этап

решения

проблем

ы

Почему Спартак , а не братья

Гракхи стал символом

борьбы, этим именем

называют спортивные и

политические организации?

Учитель предлагает обсудить

проблему и высказать своё

мнение

Обсуждение в группе

Умение выступать,

доказывая фактами свою

точку зрения

8. Этап

закрепле

ния и

применен

ия новых

знаний

Обеспечить повышенный

уровень усвоения материала

Учитель: - Переходим к

тестированию

Решение вопросов

теста

Учатся работать в

связке, одной команде.

Развитие внимания,

памяти, реакции.

8.

Подведен

ие

итогов.

Рефлекси

я.

Учитель предлагает ученикам

ответить на вопросы: - какую

цель мы ставили перед собой?

- достигли ли её?

- какую задачу решили (а,

может, не одну?)

- чему вы научились на уроке?

- пригодятся ли эти знания на

других уроках?

- какую оценку вы поставите

себе за урок?

- чью работу на уроке вы

оценили бы высоко?

- что бы вы хотели исправить,

Обсуждение и

выставление оценок в

группах с помощью

голосования с

объяснением оценки

Проявляют открытость в

осмыслении своих

действий и самооценке;

прогнозируют способы

саморегуляции и

сотрудничества.

Осуществляют

самоконтроль.

изменить в своей работе?

9.

Информа

ция о

домашне

м

задании

Учитель предлагает выполнить

задание к параграфу № 52 «Мои

исторические исследования» –

минимум ответить на 3

вопроса, максимум – на 6

вопросов по желанию.

Спрашивает: - Если задание

никак не решается, что нам

может помочь, где искать

отгадку? Вспомните, как мы с

вами поступили на уроке.

Принимают цель,

содержание и способ

выполнения заданий –

получение

дополнительной

информации (знаний).



В раздел образования