Автор: Квасникова Елена Евгеньевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 р.п. Колышлей Пензенской области
Населённый пункт: р.п.Колышлей
Наименование материала: урок по истории
Тема: Рабство в Римской империи
Раздел: среднее образование
Педагог – Квасникова Елена Евгеньевна
Предмет – история
Возраст учащихся – 11 лет
Тема урока 52: «Рабство в Древнем Риме».
Педагогические цели
Способствовать пониманию положения рабов и значения рабства в хозяйственной и общественной жизни Древнего Рима;
причинах восстания Спартака;
содействовать формированию навыков самостоятельной работы (индивидуальной и групповой) с различными
источниками информации: электронным и традиционным учебником.
Тип и вид урока
Изучение и первичное закрепление новых знаний; урок – исследование: «Мозговой штурм»
Формируемые
метапредметные УУД
1.
Познавательные: формирование умений самостоятельного нахождения информации, основ смыслового чтения и
анализа текстов; расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов по параграфу 52 «Рабство
в Древнем Риме»;
2.
Коммуникативные: умение работать в команде, вести диалог, чётко и грамотно выражать свои мысли;
3.
Регулятивные: умение работать самостоятельно и в группе, выполнять правила учебной игры, контролировать и
анализировать работу свою и своих товарищей;
4.
Личностные: формирование личностных отношений к общему делу, уважение к иному мнению; на примере
Спартака – к борьбе за свободу и человеческое достоинство; отрицанию неравноправия, рабства, жестокого
отношения к человеку (рабам, гладиаторам).
Основное содержание
темы,
понятия и термины
Причины распространения рабства в Древнем Риме; положение рабов; вольноотпущенники; гладиаторы; восстание
Спартака;
Образовательные
ресурсы
Академический школьный учебник для 5 класса ОУ с приложением на электронном носителе , автор В.И.Уколова. Изд-во
«Просвещение».- М, 2018.
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, авт. И.Е.Уколова, - М., Просвещение, 2018.
Технологическая карта урока истории в 5 классе, соответствующая требованиям ФГОС.
Основны
е этапы
организа
ции
учебной
деятельн
ости
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1.Органи
зационны
й
момент
Быстрое включение в
деловой ритм
Приветствие, проверка
подготовленности к уроку:
наличие учебников, открытие
электронного учебника,
деление на группы по 5-6
человек + хорошее настроение?
Стремление к знаниям? Вера в
успех? Вместе – мы сила?)
Приветствуют
учителя.
Организуют
(демонстрируют) рабочее
место.
Выбирают капитана
команды
2.Контро
ль знаний
Установить правильность,
полноту, осознанность
домашнего задания, выявить
и устранить обнаруженные
проблемы в ходе проверки.
Учитель предлагает вспомнить
прошлый материал и ответить
на вопрос, что такое
демократия?
Докажите, что в Римской
республике была демократия.
Демократия предполагает
равенство в правах или нет?
(Кто был лишён избирательных
прав? Сравните с Грецией)
Кто такие народные трибуны?
Приведите в пример самых
знаменитых.
Почему при жизни братья
Гракхи не стали героями? (все
ли были довольны их
реформами?)
Актуализация
знания термина
«демократия».
Актуализация
знаний о братьях
Гракхах, Сципионе
Африканском
Работают группами,
сигнализируя о
готовности отвечать
поднятыми
соединёнными
руками.
Интерполяция знаний,
применение знаний по
аналогии.
3.
Подготов
ка
учащихся
к работе
на
основном
этапе
Мотивировать учащихся на
изучение новой темы: - Мы
не случайно затронули с вами
сегодня вопрос о бесправии
рабов. Прочитайте тему
урока и цели, что вы должны
будете сегодня узнать. Вы
прочитали о Спартаке, этим
именем называют
спортивный общества и
Учитель говорит: - Историк –
это исследователь, ищем ответы
в учебнике. Если Гракхи –
народные трибуны, то кто был
Спартак?
Он был рабом. Как же он
прославился?
Ученики
предлагают свои
версии
Ученики после прочтения
текста понимают, что
знаний для выполнения
задания у них не хватает
ищут пути решения этой
проблемы: предлагают
обратиться к учебнику,
диску со справочными
материалами и т.д.
команды во многих странах.
Чем же он так прославился?
Почему он, а не Братья
Гракхи так известны во
всём мире? Эту проблему
мы постараемся решить на
уроке.
4. Этап
усвоения
новых
знаний.
Сформировать знания об
источниках рабства,
отношению римлян к рабам,
занятиям рабов.
Учитель:
-определите источники рабства,
отношения к рабам и занятиях
рабов и выполните задание №1
на с. 96 рабочей тетради
Актуализация
знаний работы с
электронным
приложением к
учебнику.
Находят ответы на
вопросы в тексте,
рисунках, на диске.
Ученики формируют
группы, выбирают
формы работы: с
текстом в учебнике
или со справочной
литературой на диске .
Высказывают своё
мнение, учатся
слушать товарищей.
На этапе работы с
документом выбирают
главного историка,
писца и экспертов.
Умение работать в
группе.
Сопоставление и анализ
материалов учебника,
диска и исследуемого
текста.
Осуществляют коррекцию
знаний.
5. Этап
первично
й
проверки
понимани
я
изученно
го
Установить правильность и
осознанность изученного
материала, выявить пробелы,
провести коррекцию
пробелов в осмыслении
материала.
Учитель предлагает ученикам
продемонстрировать результаты
своей работы
Умение выступать,
доказывая фактами свою
точку зрения.
6. Этап
усвоения
новых
знаний.
Сформировать знания о
восстании Спартака
Предлагает изучить восстание
Спартака и назвать причины
восстания, причины поражения
восставших.
Актуализация
знаний работы с
электронным
приложением к
Работа по аналогии
Сопоставление и анализ
материалов учебника,
диска и исследуемого
текста.
ТРИЗ. Прочитайте задание с*
на с.96 и предложите своё
объяснение (рабы были из
разных провинций: из Греции,
из Галлии, из Африки; в Риме
концентрация военных сил
римлян особенно высока;
отсутствие перехода через
Альпы; …?)
учебнику.
Находят ответы на
вопросы в тексте,
рисунках, на диске.
Осуществляют коррекцию
знаний.
7. Этап
решения
проблем
ы
Почему Спартак , а не братья
Гракхи стал символом
борьбы, этим именем
называют спортивные и
политические организации?
Учитель предлагает обсудить
проблему и высказать своё
мнение
Обсуждение в группе
Умение выступать,
доказывая фактами свою
точку зрения
8. Этап
закрепле
ния и
применен
ия новых
знаний
Обеспечить повышенный
уровень усвоения материала
Учитель: - Переходим к
тестированию
Решение вопросов
теста
Учатся работать в
связке, одной команде.
Развитие внимания,
памяти, реакции.
8.
Подведен
ие
итогов.
Рефлекси
я.
Учитель предлагает ученикам
ответить на вопросы: - какую
цель мы ставили перед собой?
- достигли ли её?
- какую задачу решили (а,
может, не одну?)
- чему вы научились на уроке?
- пригодятся ли эти знания на
других уроках?
- какую оценку вы поставите
себе за урок?
- чью работу на уроке вы
оценили бы высоко?
- что бы вы хотели исправить,
Обсуждение и
выставление оценок в
группах с помощью
голосования с
объяснением оценки
Проявляют открытость в
осмыслении своих
действий и самооценке;
прогнозируют способы
саморегуляции и
сотрудничества.
Осуществляют
самоконтроль.
изменить в своей работе?
9.
Информа
ция о
домашне
м
задании
Учитель предлагает выполнить
задание к параграфу № 52 «Мои
исторические исследования» –
минимум ответить на 3
вопроса, максимум – на 6
вопросов по желанию.
Спрашивает: - Если задание
никак не решается, что нам
может помочь, где искать
отгадку? Вспомните, как мы с
вами поступили на уроке.
Принимают цель,
содержание и способ
выполнения заданий –
получение
дополнительной
информации (знаний).